Образовательный проект познавательно – творческого характера «Кто такие насекомые?»
проект (подготовительная группа)

Ушакова Виктория Владимировна

Проект направлен на развитие у детей познавательного интереса к миру насекомых, приобщение дошкольников к  миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22» пгт Кавалерово

Кавалеровского муниципального района Приморского края

Образовательный проект познавательно – творческого характера

«Кто такие насекомые?»

В подготовительной к школе гуппе

(6-7 лет)

Автор проекта:

Ушакова Виктория Владимировна, воспитатель

Кавалерово

2023

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт проекта……..…………………………………………………………………..

2. Структура проекта……………………………………………………………………….

3. Этапы проекта…………………………………………………………………………….

4. Перспективно-тематический план реализации проекта……………………………….

5. Литература  (более 10 книг + электронные источники)………………………………

Приложения:

  • фото материалы;
  • альбом

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Кто такие насекомые?»

Вид проекта:

  • по срокам  (выбрать)

Краткосрочны с 01 апреля 2023 года по 29 апреля 2023 года

  • по составу участников   

Групповой

  • по типажу  

Познавательно-творческий

Автор

Ушакова Виктория Владимировна, воспитатель высшей квалификационная категория

Участники проекта

Воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель, старший воспитатель, родители (законные представители)

Целевая аудитория

6 – 7 лет

Масштаб

В условиях дошкольного учреждения

Правовая основа

Проект реализуется в рамках реализации плана работы МБДОУ № 22                             пгт Кавалерово 2023 года

2. СТРУКТУРА ПРОЕКТА

2.1. Актуальность: Непосредственно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях, в альтруистической деятельности. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

Любовь к природе помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственное. А любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.

2.2. Проблема:

 Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к «мелким букашкам» – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

Часто во время прогулок дети наблюдают за насекомыми. Одни с интересом их разглядывают, не боясь взять в руки, другие испытывают страх, отвращение при виде маленькой букашки, а есть и такие, кто не раздумывая уничтожит беззащитное насекомое.
Побеседовав с детьми, я поняла, что не у всех в достаточной степени сформировано четкое представление о насекомых, их значении в природе.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.

Решению задач развития у детей познавательного интереса к миру насекомых, приобщение к  миру природы, воспитанию бережного отношения к природным объектам и был посвящен наш проект.

2.3. Цель: развитие у детей познавательного интереса к миру насекомых, приобщение дошкольников к  миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам

2.4. Задачи проекта:

  • содействовать развитию представлений детей   о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
  • способствовать знакомству детей с существующими в природе взаимосвязями растений, насекомых, животных и человека;
  • поддерживать у детей познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через практическую деятельность;
  • побуждать к  бережному, ответственному, эмоционально-доброжелательному отношению к миру насекомых;
  • воспитывать любовь к природе родного края, личной ответственности за ее сохранность.

        2.5. Ожидаемые результаты: 

  • При реализации проекта у детей должны сформироваться следующие умения и навыки:
  • Знакомы с объектами природы - насекомыми; имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых звуках;
  •  Сформируется представление о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям;
  • Имеют навыки экологически грамотного поведения в природе; будут стремиться бережно относиться к насекомым;
  • Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

        

        2.6. Ресурсы проекта:

  • Кадровые (педагоги подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, старший воспитатель, родители воспитанников);
  • Материально–технические: групповое помещение, музыкальный зал детского сада, мультипроектор (телевизор), ноутбук;
  • Финансовые: мало затратный проект.

Деятельность в рамках реализации проекта

      – Предварительный:

  • Изучение методической литературы,
  • Опрос детей с целью выявления знаний о видах насекомых,  
  • Разработка опросных листов (анкет) для родителей с целью изучения востребованности и актуальности данного проекта,
  • Оформление наглядного материала для родителей;
  • Разработка перспективного плана реализации проекта.

3. ЭТАПЫ ПРОЕКТА

ОО

Мероприятия с детьми

Работа с родителями

Совершенствование РППС

Познавательное развитие

Наблюдение в природе:

  • За бабочками, жуками, гусеницей, божье коровкой, пчелой, муравьем;
  • Экскурсия на территории детского сада;
  • Экологическая тропа: остановка «Улей», «Клумба с цветущими растениями»

Буклет «Неизведанный мир насекомых» 

Фотоотчет

Видео-экскурсия «Кто живет на полянке?»

Информация на стенде:

«Наблюдение за насекомыми на прогулке»,

 «Первая помощь при укусах насекомых», «Изучаем мир насекомых-ставим опыты»

Иллюстрации, картинки

Альбомы

Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций, альбомов:

  • «Удивительный мир насекомых»,
  •  «Правила поведения в природе»

Презентации:

  •  «Шестиногие малыши»,
  • «Какую пользу и вред приносят насекомые?»
  • «Приключения Муравьишки»
  • «Рассказ про бабочку»
  • «Жизненный цикл насекомых»

Беседы:

  • «Таинственный мир насекомых» 
  • «Вредные насекомые»
  • «Какую пользу приносят людям пчелы?»,
  • «Труженники - муравьи»
  • «Правила безопасности при встрече с насекомыми»
  • «Почему зимой нет насекомых?»

Экспериментирование:

  • «Любимый цвет насекомых»
  • «Чем бабочка похожа на слона»

Дневник наблюдений

Помощь в изготовлении

           

Д/игры

Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом», «Приключение Карика и Вали»

Викторина «Что мы знаем о насекомых»

Оформление макетов «Муравейник», «Улей»

Помощь в изготовлении

Макеты

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

  •  «Лесничий»,
  • «В гостях у Мухи-Цокотухи»

«Встреча с муравьем Кузей»

Совместное изготовление атрибутов для игр

Обогащение материалами «Центра игры» (маски, костюмы насекомых)

Театрализованные игры:

  • «На полянке»
  • игра-имитация «Терем Мухи»
  • этюды «Бабочки», «Кузнечики», «Пчелы»

Праздник «День рождения Мухи-Цокотухи»

Совместная организация досуга

Самовар, угощение 

Речевое развитие

Составление рассказов:

  • Сочинение историй и экологических сказок про насекомых
  • из личного опыта «За что я люблю…» (описательный рассказ про насекомого по схеме)

Информация на стенде «Как сочинить сказку»

Помощь в оформлении выставки книг

Картотека пальчиковых игр «Насекомые»

Выставка книг и книжек-малышек «О милых букашках»

Речевые игры: 

  • Экологическая игра «Разрешается – запрещается»
  • Словесная игра «Выбери и расскажи»
  •  «Найди по описанию»
  • «Кто лишний?»

Пальчиковые игры по теме «Насекомые»

Заучивание стихотворений про насекомых.

Физическое развитие

Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»,

«Медведь и пчёлы», «Поймай комара»

 

Круглый стол «В поход по родному краю»

(творческий отчет)

Атрибуты для эстафет, шапочки, маски для подвижных игр

Досуг здоровья и подвижных игр «Мы – друзья природы»

Художественно-эстетическое развитие

Прослушивание аудиозаписи о природе и животном мире

Помощь в оформлении семейной творческой выставки

«Наши друзья -насекомые»

 

Аудиозаписи

Разучивание песен, хороводов, музыкальных игр: «В траве сидел кузнечик» муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова; «Встаньте дети, встаньте в круг» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца., Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»

Продуктивная деятельность:

  •  «Бабочка» (обрывная аппликация),
  • «Божья коровка» (лепка),
  • «Пчелки» (конструирование из бросового материала),
  •  «Бабочка», «Жук» (оригами),
  • «Божья коровка» (рисование на гальке),
  • «На полянке» (коллективное рисование),
  • «Муравейник» (коллективная аппликация)

Выставка совместных поделок «Наши друзья - насекомые».

Крылов «Стрекоза и муравей», Х.К. Андерсен «Дюймовочка», Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,  В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

Подборка книг для приобщения к совместному семейному чтению.

Помощь в пополнении библиотеки

Пополнение библиотеки

Продукты проекта:

  • Альбомы «Удивительный мир насекомых»,
  • Досуг здоровья и подвижных игр «Мы – друзья природы»
  • Праздник «День рождения Мухи-Цокотухи»,
  • Выставка поделок «Наши друзья -насекомые»
  • Систематизация материалов.

Оценка результатов

В результате реализации проекта:

  • У детей сформированы представления о разнообразии мира насекомых, об их роли в природе;
  • У детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные      отношения к насекомым и их среде обитания.
  • Дошкольники владеют способами практического взаимодействия с окружающей средой;
  • Дети имеют навыки экологически грамотного поведения в природе;
  • Расширились коммуникативные способности детей
  • Родители проявляют интерес к вопросам экологического воспитания детей.

Список литературы:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса.

2. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М. : Мозаика- Синтез, 2010.

4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

6. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? - М., 2003.

7. Скоролупова О. А. Весна. Насекомые. Перелетные птицы. - М., 2008.

8. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. – М. :Росмэн, 2008.

Интернет- ресурсы:

http://nasekomiy-mir.ru/

www.youtube.ru

Выставка работ

     

              

ПРИЛОЖЕНИЯ

Конспекты непрерывной непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшей группы (5 – 6 лет)

Конспект НОД № 1

Направление

Тема

из программы Вераксы

Образовательная область по ФГОС  ДО

Интеграция с другими образовательными областями

Возрастная группа детей

Задачи:

  1. Образовательные:
  2. Развивающие:
  3. Воспитательные:

Словарная работа:

Предварительная работа:

  1. Подготовить картинки, иллюстрации

Материалы к проведению НОД:

  1. Материал для …

ХОД:

Вводная часть:

Основная часть:

Физминутка: 

Практическая работа:

Рефлексия:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект познавательно - творческого характера "Неожиданный мир произведений К.И. Чуковского"

Формирование интереса и потребности в  постоянном чтении  произведений, знакомство с литературным творчеством детского писателя К.И.Чуковского...

Образовательный проект познавательно – творческого характера «Кукла – оберег для мамочек» в средней группе общеразвивающей направленности (4 – 5 лет)

Что такое кукла - оберег? Это тряпичная кукла, которая сделана не только с душой, но и с особым трепетом и смыслом. В нее вкладывалось моральные и нравстренные понятия: доброта, любовь, забота....

Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятел...

Образовательный проект в старшей группе, познавательно – творческого характера «Мамочка любимая, самая красивая»

Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.Вид проекта: по...

Образовательный проект для детей 5 – 6 лет познавательно-творческого характера «УДИВИТЕЛЬНАЯ НИТЬ»

Развитие ихудожественно-творческих и познавательных способностей детей в процессе ознакомления и работы с нитками разного происхождения...

Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»

Цель: Обогащение представлений детей о соли и о её свойствах. Задачи:Способствовать накоплению у ребят конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. Помочь дошкольникам устанавливать...