Проект «Воспитание сказкой»
проект (младшая группа)
Цель проекта: Закладывание в детях основы нравственного поведения, моральные ценности средствами народных сказок. Повышение уровня социально-личностных показателей развития младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 908.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Для детей младшей группы
Название: « Воспитание сказкой»
Автор проекта:
Ильиной И.С
2021 г.г.
Информационная карта проекта
Название проекта « Воспитание сказкой»
Автор проекта: Ильиной И.С
Вид проекта: : познавательный, художественно - эстетический
Продолжительность проекта среднесрочный проект - 5 месяцев. Январь-май 2020г.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей 3-4 года.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.
Цель проекта: Закладывание в детях основы нравственного поведения, моральные ценности средствами народных сказок. Повышение уровня социально-личностных показателей развития младших дошкольников.
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные:
- Пробуждать интерес к сказкам;
- Познакомить детей со средствами художественной выразительности.
- Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
- Формировать умение пересказывать сказки.
- Обучать детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
- Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты.
Развивающие
- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
- Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
Воспитательные:
- Воспитывать чувства привязанности и любви к близким людям;
- Воспитывать у детей уважение к самому себе;
Приобщать детей и к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
Для педагогов:
- Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую эмоциональный настрой детей и условия для организации активности и проведения мероприятий по теме.
- Осуществлять просвещение родителей по вопросам использования инновационных технологий и проведения работы по теме.
Для родителей:
- Дать представление родителям о значимости сказки в жизни детей
- продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Театрализованное представление .
Название итогового мероприятия проекта: Показ сказки драматизации «Репка»
Ожидаемые результаты по проекту:
1. Дети познакомятся с русскими народными сказками.
2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать
добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать
эмоции и понимать чувства других.
4. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
5. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Продукты проекта
1. Консультация для родителей «В чём сила сказки?».
2. Консультация для родителей, «Какие сказки читать ребёнку на ночь»
3. Анкета для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании ребёнка».
4. Создание книги «Мамины сказки» из сочинённых родителями дидактических образовательных сказок.
5. Игры - драматизации по произведениям.
6. Показ настольного театра (пальчикового, театра картинок на палочках, театра кукол-бибабо) по сказкам.
7.Организация выставки рисунков «Мой любимый сказочный герой»; 8.Развлечение по теме «В стране сказок»;
9. НОД - «В стране сказок»
10. НОД по лепке на тему: «Колобок».
Основные направления реализации проекта:
• НОД.
• Образовательная деятельность в режимных моментах.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Совместное творчество взрослых и детей.
• Оснащение предметно – развивающей среды.
• Работа с родителями.
Краткое содержание проекта « Воспитание сказкой »
Автор проекта: Ильина И.С
Этапы проекта |
Действия педагогов |
Действия детей | Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный
| Изучение методической литературы по теме. определение темы, целей, задач, содержания проекта; Подбор сказок, чтение рассматривание с детьми иллюстраций к сказкам. Проведение Д/И, Беседа по прочитанным сказкам. | 1 Дети знакомятся с русскими народными сказками. | Помощь родителей в приобретение материала к кукольному театру, изготовление ширмы.
Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям. |
Деятельностный
| Знакомство с русскими народными сказками: «Теремок», «Снегурушка и лиса», «Кот, заяц и петух», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Журавль и цапля». «Рукавичка» и др. Прослушивание звукозаписей детских сказок. 3.Отгадывание загадок по сказкам. Игра «Угадай героя сказки». Игра «Узнай сказку по иллюстрации». 6. Показ настольного театра (пальчикового, театра картинок на палочках, театра кукол-бибабо) по сказкам. Показ НОД - «В стране сказок» НОД по лепке на тему: «Колобок» | Дети с удовольствием слушают сказки. Участвуют в беседе. Прослушивают звукозаписи детских сказок. Отгадывают загадки по сказкам. Принимают участие в дидактических играх С интересом наблюдают за показом настольного театра (пальчикового, театра картинок на палочках, театра кукол-бибабо) по сказкам. | 1.Консультация для родителей «В чём сила сказки?». 4 Участие музработника в реализации проекта разучивание попевок по сказке «Теремок». Разучивание муз. Сказки «Как звери грибы собирали». |
Заключительный
| Развлечение на тему «В стране сказок»; 2. НОД на тему «Стоит в поле теремок»; 4Подготовка атрибутов к сказке «Репка» Игра драматизация по сказке «Репка». | Активное участие детей в театрализованном представлении. Участие в НОД. Помогают родителям в выставке рисунков . Учувствуют в игре драматизации «Репка» . | Организация Выставки рисунков «Мой любимый сказочный герой»; Консультация для родителей, «Какие сказки читать ребёнку на ночь» |
Системная паутинка по проекту : « Воспитание сказкой»
Автор проекта: Ильина И.С
Познавательное развитие | Художественно эстетическое развитие |
Речевое развитие |
Сказка-беседа (Кто обидел зайчика), Беседа рассуждение по сказке. «Кот, заяц и петух») НОД - В стране сказок» НОД по лепке на тему: «Колобок» | Поучительные сказки «Теремок», «Снегурушка и лиса», «Кот, заяц и петух», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Рукавичка» , Зимовье зверей. Конструктивная деятельность «Кроватка для Мишутки». «Построим теремок для игрушек». Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Беседа «Кто пришел к нам в дом». « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Беседа «Нужно ли слушаться взрослых»
Драматизация сказки «Теремок» Разукрась героя сказки» «Морковки для Заюшки» «Сказочная рыбка» «Мисочка для трех медведей» Предварительная работа аппликация «Теремок» (крыша и окошко) Выставка рисунков «Моя любимая сказка». (Совместно с родителями | Рассказывание р.н.с «Лисичка со скалочкой». «Позовем сказку». Д./Игра «Назови сказку по предмету». Игра « Расскажи сказку по картинке». Игра «Узнай сказку по иллюстрации». |
Социально -коммуникативное развитие | Физическое развитие |
|
Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Сказочный герой» «Открой и назови», Игра «Кукольный театр». Игра – драматизация Настольные театры | Подвижные игры «Радуга», «Не вижу не слышу», «Мыши и кот» «Поезд», «Передай ка» П./Игра «Зайцы и волк». П./Игра «Гуси». П./Игра «Воробушки и кот». П./Игра «У медведя во бору». Хоровод «Гори, гори ясно». П./Игра «Лиса на охоте». Логоритмическое упражнение «Котенок – шалун». Пройди как герои сказок(проскачи, как лягушка, пройди как медведь и .т.д) |
|
Используемая литература:
1. Основная общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ
2. «Методика работы со сказкой» Рыжова Л. В.
3. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми» Ульева Е. А.
4. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Вторая младшая группа». Голицина Н. С.
5. «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию». Коломийченко Л. В., Чугава Г. И., Югова Л. А.
6. «Социально – нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет. Конспекты занятий». Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Ахтян А. Г.
7. «Метод проектов в дошкольном образовании». Методическое пособие. Кочкина Н. А.
8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/05/16/palchikovye-igry-na-osnove-skazok
9. https://zhivagann-egords47.edumsko.ru/articles/post/1507186
10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/05/16/palchikovye-igry-na-osnove-skazok
11. https://www.maam.ru/users/Ostrolga
Конспект НОД во второй младшей группе на тему: «В стране сказок».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
• Формировать умение детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении сказочных персонажей; продолжать знакомство детей с русскими народными сказками (познавательное развитие);
• Развивать активность детей в разговоре с педагогом; развивать умение детей услышать и понять заданный вопрос, делать простейшие обобщения (речевое развитие);
• Закреплять умение детей в работе с цветными карандашами, прививать аккуратность и опрятность; способствовать развитию умения детей с помощью средств выразительности (мимика, жесты, поза, походка) передавать не только внешние черты героев, но и их внутренние переживания, различные эмоциональные состояния, чувства, отношения (художественно-эстетическое развитие);
• Воспитывать эмоциональное восприятие, любовь к русским народным сказкам, желание прийти на помощь (социально-коммуникативное развитие).
Материалы и оборудование: мультимедиа, книга сказок, колокольчик, шапочки сказочных персонажей, цветные карандаши, шаблоны сказочных героев для раскрашивания, кукла –бибабо (мышка)
Приемы и методы: наглядный, игровой, рассказ воспитателя, беседа.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня с утра мне птичка принесла известие:
«Дорогие ребята! В Стране сказок приключилась беда, все сказочные герои перемешались. Просим вас помочь им попасть в свою сказку».
Ну что, поможем, ребята? (да). Сказка – это страна грез и фантазий. Только закроешь глаза, и сказка перенесет тебя в свой волшебный мир. Сказка научит быть смелым, сильным и мужественным, находчивым, трудолюбивым и добрым…Путешествовать по Стране сказок нам поможет волшебная книга сказок. Итак, путешествие начинается! (воспитатель звенит в колокольчик – звучит волшебная музыка).
Глазки закрываются
В страну сказок отправляемся,
Книга, книга, поспеши,
Двери в сказку отвори!
Вот мы с вами и в Стране сказок. Но почему волшебная книга не открывается? (ответы детей) Кажется я догадалась! Нам с вами нужно отгадать загадки, тогда книга и откроется!
Где и когда приключилось такое,
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал и печалилась баба.
Только кудахтала…(ответ на экране)
Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и… (ответ на экране)
Только козой закрылась дверь,
Тут как тут голодный зверь.
Знает сказку каждый из ребят
Это…(ответ на экране)
Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли…пирожки.
(ответ на экране)
Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка. (ответ на экране)
Чашки три, и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три.
(ответ на экране)
Он от дедушки ушел,
Он от бабушки ушел.
Круглый сам, румяный бок,
А зовется…(ответ на экране)
Он не низок, не высок,
И не заперт на замок,
Весь из бревен и досок,
Стоит в поле…(ответ на экране)
Серый волк за братьями гонялся.
В лапы ни один ему не дался.
Весело живут, смеются звонко
В домиках своих…(ответ на экране)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали! Вот наша книга и открылась. Давайте откроем с вами первую страницу «Волшебные превращения». Сейчас мы с вами превратимся в героев сказок (детям предлагается одеть шапочки героев и станцевать танец).
Воспитатель: Молодцы! Открываем следующую страницу «Продолжи сказку. Сейчас я буду начинать сказку, а вы ее продолжите.
• Тянут потянут…
• Высоко сижу…
• Не садись на пенек…
• Не пей, братец, из лужицы…
• Заяц построил избушку лубяную…
• Я от дедушки ушёл…
• Дед бил-бил…
• Кто, кто в теремочке живёт…
• Козлятушки, ребятушки…
Какие вы все молодцы! Сколько сказок знаете! Но нам нужно двигаться дальше. Страница «Сказочная мастерская» (из-за ширмочки появляется Мышка – кукла бибабо).
Воспитатель: Ребята, кто это нас встречает? Мышка почему-то плачет. Давайте спросим у неё, что случилось.
Мышка: Здравствуйте, ребята! Художник, который рисовал сказки, забыл дорисовать некоторых героев и теперь дети не смогут прочитать новые сказки.
Воспитатель: Поможем мышке дорисовать сказочных героев? Но прежде чем приступить к заданию, давайте разомнем наши пальчики:
Физкультминута «Рукавичка».
Из-за леса, из-за гор
(Дети шлепают ладошками по коленям.)
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил,
(Показывают обратную сторону ладони.)
Рукавичку обронил.
(Вытянуты большим пальцем вверх– показать жест «Рукавичка».)
Мышка по полю бежала.
(Бегают пальчиками одной руки по другой.)
Рукавичку увидала.
(Жест «Рукавичка».)
Кто, кто здесь живет?
(Стучат правым кулачком по левой ладощке.)
Мышку здесь никто не ждет?
(Грозят пальцем.)
Стала жить – поживать,
Звонки песни распевать.
(Хлопки.)
Зайка по полю бежал,
(Жест «Зайка»)
Рукавичку увидал.
(Жест «Рукавичка».)
Кто, кто здесь живет?
(Стучат правым кулачком по левой ладощке.)
Звонко песенку поет?
(Хлопки.)
Мышка зайку пригласила,
(Зовут, жестикулируя правой рукой.)
Сладким чаем напоила.
(Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в виде чашечки)
Зайка прыг, зайка скок,
Зайка пирогов напек.
(«Пекут» пирожки.)
Как по лесу шла лисичка,
(Мягкие движения кистями рук.)
Увидала рукавичку.
(Жест «Рукавичка».)
Кто, кто здесь живет?
(Стучат правым кулачком по левой ладощке.)
Звонко песенку поет?
(Хлопки.)
И лисичку пригласили.
(Мягкие движения кистями рук.)
Пирожками угостили.
(«Пекут» пирожки.)
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать.
( Движение руками вправо-влево.)
Мишка по полю гулял.
(Стучат по коленкам кулачками.)
Рукавичку увидал.
(Жест «Рукавичка».)
Кто, кто здесь живет?
(Стучат правым кулачком по левой ладощке.)
Звонко песенку поет?
(Хлопки.)
Звери испугались.
(Сжать пальцы в «замок».)
В страхе разбежались.
(Развести руки в стороны.)
У вас на столе лежат картинки с героями и карандаши. Давайте разукрасим с вами героев разных сказок. (дети выполняют задание).
Воспитатель: Вот, мышка, посмотри! Ребята помогли тебе.
Мышка: Спасибо, дети! До свидания!
Воспитатель.
Ходят сказочки по свету,
Чтобы их читали дети,
В сказках чтоб добру учились,
И как в доброй сказке жили.
Сказочки кончаются,
С детками прощаются.
Воспитатель: вот и перевернута последняя страница волшебной книги. Наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться в детский сад (воспитатель звенит в колокольчик – звучит волшебная музыка).
Глазки закрываются
В детский сад отправляемся.
1,2,3 -
Вернулись все из сказки мы.
Рефлексия.
Где мы сегодня с вами побывали? Какие мы сказки сегодня отгадывали? Что вам понравилось больше всего? Никогда не забывайте, сказки – это наши друзья. Они живут в нашем сердце, в нашей душе, в нашем уме и воображении. До скорых встреч!
Загадки о сказочных героях
Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети? (козлята) | Покупала самовар, А спасал ее комар (Муха- Цокотуха) |
В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Красная Шапочка) | Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. (Мышка) |
Из муки он был печен , На сметане был мешен . На окошке он студился, По дорожке он катился. Был он весел, был он смел И в пути он песню пел. Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка. А когда малыш в лесу Встретил рыжую лису, От нее уйти не смог. Что за сказка? (Колобок) | Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя) |
Отвечайте на вопрос: Кто в корзине Машу нёс, Кто садился на пенёк И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? … Медведь | Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещё собака Жучка Деду с бабой помогали, Корнеплоды собирали? (Репка) |
Конспект занятия по лепке во второй младшей группе на тему: «Колобок»
В процессе данного занятия развивается речь ребенка, мелкая моторика рук, внимание, стимулируется развитие фантазии, а также проявляются творческие способности малыша.
Материал: пластилин желтого, красного и черного цветов, доска для лепки на каждого ребенка. Развивающая среда: игрушка на руку «бабушка», игрушка колобок, мячик, шарик, изображение колобка.
Перед занятием нужно прочитать сказку «Колобок».
Ход занятия
Слышится плачь.
Воспитатель: Ребята, вы слышите кто-то плачет? (в это время воспитатель показывает из за спины куклу бабушки, одетую на руку, изображая плач). Кто это?
Дети: Это бабушка.
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете из какой она сказки?
Дети: Колобок!
Воспитатель: а плачет она, потому что колобок, убежал. Надо бабушке помочь. Мы с вами слепим из пластилина колобка!
Воспитатель: Дети, мы недавно прочитали эту сказку. Давайте, вспомним, кого по дорожке встретил колобок? (дети перечисляют персонажей сказки). Молодцы, никого не забыли. Скажите мне, а какой формы колобок?
Дети: Круглой.
Воспитатель: Правильно! Далее воспитатель показывает различные предметы круглой формы. Что это такое, ребятки?
Дети: Мячик.
Воспитатель: Какой формы мячик?
Дети: Круглой.
Воспитатель: Правильно, ребятки. Давайте посмотрим, какие еще предметы похожи на круг? Дети: Солнышко! Колесо!
Воспитатель: Да, молодцы.
Воспитатель: Я сейчас раздам вам пластилин. Покажите, мне, как вы умеете лепить? (Показ приема лепки – ладошками, круговыми движениями) . Крутим, крутим кругляшок! Крутим, крутим кругляшок! Получился (кто, ребятки)
Дети: Ко–ло–бок! (Отвечают хором) Физ. минутка: Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте) Будем прыгать и скакать! Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх). И немного подержали. Головою покачали (Движения головой) И все дружно вместе встали. (Встали) Посмотрите, какой у нас получился колобок! Но чего не хватет колобку? Посмотрите на картинку?
Дети: глазок, носика, ротика, щечек! (Дальше воспитатель раздает кусочки пластилина для глаз, носа, рта и щек колобка. Дети таким же приемом делают шарики для глаз, щек и носа и прикрепляют к колобку. Для ротика катают маленькую колбаску и также прикрепляют к колобку)
Итог занятия: давайте ребятки посмотрим, какие у нас получились красивые колобки. И бабушка наша довольна. Ведь у нее теперь есть много колобков! Вы все справились с этим заданием! Мы сегодня с вами, молодцы!
Старые, добрые, забытые сказки. Надо признать, что современные дети практически не слышат их. Родители читают сказки своим малышам непростительно редко. В лучшем случае - на ночь. На много проще включить телевизор, какую-нибудь передачу, поставить диск и заниматься своими делами. При этом редко кому интересно, что услышит ребёнок или правильно ли поймёт какое-либо событие. Равнодушие взрослых? Нет. Не понимание. Мы можем ждать чего-то хорошего от наших детей, если вложили в них это "что-то". Сами. Не телевизионные передачи. Вам некогда читать сказки, вы слишком заняты? Кажется, важнее обратить внимание на грязную рубашку и порванные колготки? Вам необходимо "пожурить" ребёнка за плохое поведение? Дать ценные советы на день грядущий? Но ведь всё это можно сделать с помощью сказок. Не читать нотации, а общаться на более понятном ему языке. С помощью оценки сказочных героев. Как будто со стороны, но ребёнок обязательно примет к сведению то, что самостоятельно осудил. Если вы всё-таки читаете сказки, обращаете ли вы внимание не содержание сказки? В книжных магазинах большое количество сказок. Трудно разобраться в их содержании. Покупайте сказки проверенные, содержание которых вам знакомо. Порой даже взрослому человеку трудно понять смысл некоторых современных сказок. Их тематика разнообразна. Помните одно- сказка должна чему-то научить ребёнка. В этом заключается её главное назначение. Не надо брать длинную сказку, с запутанным сюжетом. Выберите короткую по содержанию, но ёмкую, "умную". Хорошо, если в ней будет не только понятное содержание, но и герои с яркими характерами и поступками. Так, чтобы после прочтения можно было поговорить о сказке. Остановимся на этом подробнее.
Прочитав сказку, уделите немного времени для беседы с ребёнком. Можно сделать это через короткое время, не сразу. Вы узнаете о своём малыше многое, ведь в оценках сказочных героев проявится его отношение к событиям, характерам персонажей. Вас может удивить, что сынок очень рад, что ведьму привязали к хвосту лошади и она обязательно умрёт, а дочь развеселится, когда услышит, что царь заживо сварился в кипящем молоке. Вам это понравится? Зло должно быть наказано, но, может, не так жестоко? Вы не задумывались над этим? Напрасно. В сказках бывает всякое, говорите с ребёнком о прочитанном, не нравится жестокость - придумайте другой конец для сказки. Как ещё можно было бы исправить злого персонажа? Как помочь ему стать добрым? Дети выступая в роли защитника и доброго судьи станут немного мудрее и добрее, ведь от них будет зависеть, пусть и вымышленная, но жизнь. Бывает доброе в сказках таким не заметным. В сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" никто не называет спасителем слугу, который не побоялся ведьмы и позвал на помощь. А ведь именно он спас Алёнушку. Читайте сказки , которые и вам будут интересны. Разговоры о сказке с ребёнком и для вас станут откровением. Похвалите ребёнка за его желание "не губить" пусть даже и злого героя. Пусть у малыша останется желание и надежда, что всё можно исправить и всем помочь. Воспитывайте доброту в маленьком человеке и она обязательно отзовётся и для вас.
Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Что в них такого, что позволяет существовать им столько времени? Нас, современников, и древние народы, которые начали сочинять сказки, очень многое рознит, кроме устройства психики. Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на их внутренний мир.
Наиболее распространены народные сказки, которые несут в себе жизненно важные идеи:
- Мир, в котором мы живем – живой. Животные, птицы, растения, даже рукотворные вещи могут говорить с нами. Такое представление формирует бережное отношение ко всему, что нас окружает.
- Существует добро и зло. Добро, в конце концов, побеждает. Это положение вещей способствует развитию бодрости духа, стремления к лучшему.
- Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилия и иметь терпение.
- Существуют дополнительные, волшебные ресурсы. Но они приходят на помощь, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея дает чувство защищенности и стимулирует развитие самостоятельности.
Сказки достаточно разнообразны, как и наша жизнь. Для обучения используются дидактические (обучающие) сказки. Вы сами можете придумать сказку, которая поможет ребенку усвоить буквы, узнать о явлениях природы или научиться правильно вести себя в гостях. Психологи используют терапевтические и психокоррекционные сказки.
Каждому – свое.
Дети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт. («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза – дереза») Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений. (Катится, катится колобок; тянут – потянут, а вытянуть не могут.)
Бытовые сказки демонстрируют особенности семейной жизни, учат выходить из конфликтных ситуаций, придерживаться здравого смысла. («Золотая рыбка», «Кривая уточка», «Мудрая жена») Поэтому они могут быть полезны для подростков.
Дети после 6-7 лет обожают волшебные сказки. Они дают ребенку информацию о духовном развитии человека, мудрости жизни. В возрасте 6-12 лет многие дети любят сказки – страшилки. Слушая, пересказывая, сочиняя их ребенок освобождается от состояния тревожности, каких – то реальных страхов. В этом случае, с психологической точки зрения, происходит самотерапия.
Сказки учат.
- Сказка показывает возможные и желательные формы поведения.
Пример Иванушки – дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, показывает, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что есть моменты, когда нужно быть смелым и использовать прямую агрессию – достать меч и победить дракона, показать свою силу или состоятельность.
- Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы.
Возможность использования волшебной силы – это ничто иное, как напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные рычаги.
- Сказка позволяет переживать эмоции.
Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть – сказка дает возможность учиться на чужих ошибках! Можно, например, пережить состояние сестрицы из сказки «Гуси – лебеди» и узнать, как тяжко будет, если «оставить братца заиграться, загуляться».
- Сказка обладает силой внушения.
Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.
- Сказка готовит к взрослению.
Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Это ничто иное, как истории превращения пупса во взрослого человека.
Полезно беседовать о сказках.
Поговорить с ребенком вы можете, задавая следующие вопросы:
-О чем эта сказка?
-Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?
-Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?
-Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью – либо помощь?
-Что приносят поступки героя окружающим – радость, горе? Какие отношения между героями?
-Какие чувства вызывает сказка, ее отдельные эпизоды?
Каждый может стать сказочником.
Если вы сами начнете сочинять сказки, то заметите, что это занятие благотворно сказывается на психическом здоровье, развивает способность видеть даже в самой сложной ситуации позитивную сторону. Вот один из приемов, который можно использовать для создания своей сказки:
-Сядьте удобно, расслабьтесь, выберите образ на тему, которая волнует вас, вашего ребенка;
-Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картинку, в которой присутствовал бы ваш образ в радужном цвете, опишите его. Это начало вашей сказки;
-Теперь представьте, что могло бы нарушить вашу идиллию. Это будет конфликт вашей сказки;
-Дальше разверните сказочные события по схеме, например, волшебной и приключенческой сказки. Рождение, жизнь в отчем доме, расставание, выбор пути, борьба и победа, путь домой, прибытие, счастливый конец.
Жизнь, как в сказке.
Испокон веков люди стремятся реальность приблизить к сказке. Особенно завораживает всех праздничная обстановка на Новый Год, когда могут происходить чудеса, проявляться нераскрытые качества человека, может материализоваться мечта. Люди ждут сюрпризов, а что это, если не ожидание чуда?
Наивная вера наших чад в волшебство, сказки и Деда Мороза – это запас душевных сил на всю жизнь. Не спешите объяснять малышам, кто есть кто. Я знаю ребенка, который до 11 лет верил, что Дед Мороз существует. Его оптимизму, умению выходить из трудных ситуаций можно только позавидовать. Волшебные праздники – а ведь каждый праздник можно сделать волшебным – несут огромный заряд положительной энергии.
Не отбирайте у ребенка мечту и веру в добрых волшебников! Когда он вырастет, он вернет это добро сторицей и вам, и всем окружающим.
Консультация для родителей
«Какие сказки читать ребенку на ночь?»
Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.
Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь, прочитанная вашей бабушкой? Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо - во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи - это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.
Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить "почитать еще". Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев!
Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.
В психологии есть даже отдельное направление - сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.
Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша - Вы можете решить вместе с ним. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что "терпенье и труд все перетрут" - то читайте и обсуждайте вместе с малышом "Золушку". Если уверены, что всего можно добиться, "было бы желание" - то "Снежная королева" вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя. При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается хорошо. Не пугайтесь, если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.
Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!
Анкета для родителей. «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка».
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1. Кто в вашей семье занимается воспитанием детей?
1. мама
2. папа
3 .дедушка, бабушка
4. няня
5. кто-то еще (укажите кто)___________________________________
2. Сколько времени вы проводите со своими детьми?
-2 часа в день
-4 часа в день
- полдня
- весь день
3.Читали вам в детстве сказки?
1. да
2. нет
3. очень мало
4. не помню
4. Читаете ли Вы своим детям сказки?
1. да
2. нет
3. иногда
5. С какого возраста на Ваш взгляд нужно читать детям сказки?
1. с трех месяцев
2. с одного года
3. с трех лет
4. Ваш вариант____________________________________________
6. В какой форме чаще всего вы излагаете сказки ребенку?
1. чтение
2. рассказ
3. рассказ выдуманной сказки
4. театрализация
7.Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после ее изложения? 1. всегда
2. иногда
3. никогда
8. Чему Ваш ребенок отдает предпочтение?
1. телевидению
2. компьютерным играм
3. сказкам 4. Мультфильмам
5. чему-то другому _________________________________________
9. Способствует ли русская народная сказка нравственному развитию ребенка?
- да
- нет
- не знаю
10. Какие функции на Ваш взгляд выполняет сказка при воспитании ребенка? – развлекательную
– развивающую
11. Какие способности можно развивать у ребенка с помощью русской народной сказки?
- интеллект
- речь
- творческие способности
- что-либо другое
12. Знакомы ли вы с инновационными методами воспитания сказкой?
- да
- нет
- хотели бы познакомиться
13. Практикуете ли вы дома театрализацию русских народных сказок?
- да
- нет
- иногда
14. Играете ли вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои русских народных сказок?
- да
- нет
- иногда
15. Как охотно вы купили бы билет в кукольный театр на постановку по мотивам русской народной сказки?
- с удовольствием
- неохотно
- не купили бы
16. Каким героям сказок чаще всего подражает ваш ребенок?
- положительным
- отрицательным
- вообще не подражает
Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста
«В стране сказок»
Средства:
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок
• Рассматривание иллюстраций к сказкам
• Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминуток по сказкам
• Дидактические игры по сказкам: «Угадай сказку», «Найди заплатку», «Найди пару», «Картинки-половинки», пазлы, кубики по сказкам.
• Беседы по прочитанным сказкам
• Инсценирование отрывков из сказок
• Просмотр кукольных спектаклей
Цель:
развитие коммуникативных и познавательных способностей детей
Задачи:
• Формирование первоначальных навыков межличностного общения со взрослыми и сверстниками
• Развитие умения узнавать и называть сказку по иллюстрациям
• Воспитание доброжелательного отношения друг к другу
Ход развлечения
Коммуникативная игра
Здравствуйте ладошки хлоп-хлоп-хлоп,
Здравствуйте ножки топ-топ-топ,
Здравствуйте щечки плюх-плюх-плюх,
Здравствуйте зубки щелк-щелк-щелк,
Здравствуй мой носик бип-бип-бип,
Здравствуйте ребята, здравствуйте!
По дорожке мы пойдем,
Прямо в сказку попадем,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в сказке мы играть.
Ребята, вы любите сказки? Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в волшебную страну сказок. Хотите?
Попасть в страну сказок нам поможет волшебная свеча (воспитатель вносит зажженную свечу)
Давайте, ребята, скажем волшебные слова:
«Свечка, свечечка гори
В сказку дверь нам отвори»
А теперь закрываем глазки (звучит музыка «В гостях у сказки»)
«Отправляемся, друзья,
В чудо сказку – вы и я.
Там экран волшебный есть
Сказок в нем не перечесть»
3. Ребята, посмотрите мы с вами попали в страну, где живут сказки. А вот и волшебный телевизор, который нам будет показывать сказки (на экране появляются иллюстрации к сказке «Репка»)
Вы узнали эту сказку, ребята? Как она называется?
Игра «Расставь героев сказки по порядку»
Посмотрите, ребята, в нашем волшебном телевизоре появилась еще одна сказка (иллюстрации к сказке «Колобок»)
Узнали вы эту сказку, ребята? Как она называется?
Кто в сказке вылепил колобка?
Слепила бабка вот такого колобка
Слепила бабушка колобка и положила на окошко студиться (выкатывается «колобок» к детям)
Ой, ребята, посмотрите колобок к нам прикатился.
Давайте, ребята, отправим нашего колобка дальше катиться в лес.
(воспитатель катит колобка дальше «в лес»)
5. Ребята, посмотрите, в нашем волшебном телевизоре появилась новая сказка (иллюстрации к сказке «Теремок»)
Вы узнали эту сказку? Как она называется?
Ребята, чтобы вспомнить героев этой сказки я предлагаю вам поиграть в игру
6. А теперь, ребята, наше путешествие в страну сказок закончилось и нам пора возвращаться в детский сад (дети встают в круг, воспитатель берет зажженную свечу)
«Верить в сказку – это чудо
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери! » (дети задувают свечу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект "Воспитание сказкой"
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности. ...
Педагогический проект "Воспитание сказкой"
Дошкольный возраст - возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и доступен. В сказках дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространст...
Проект "Воспитание сказкой"
Формировать интерес к устному народному творчеству (сказкам); создание условий для активного использования сказок в разносторонней деятельности детей....
Проект " Воспитание сказкой"
краткий и интересный проект для второй младшей группы...
Проект"Воспитание сказкой" (Вторая младшая группа).
Проект предназначен для изучения темы "Воспитание сказкой".Работа над проектом даёт возможность детям второй младшей группы ближе познакомиться со сказками.Сказка влияет на душу и серд...
Отчёт по проекту "Воспитание сказкой"(вторая младшая группа).
В процессе работы над проектом во второй младшей группе,можно сделать вывод,что сказка - удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка,мощный инстр...
Педагогический проект "Воспитание сказкой"
Цели:раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей;приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры;воспитание любви к родному языку.развитие устойчивого интереса к сказке ка...