Семинар-практикум "Малые формы фольклора"
методическая разработка

Павленко Елена Александровна

Тема семинара-практикума: «Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum._malye_formy_folklora.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема семинара-практикума: «Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, педагогов ДОУ, родителей. Важно отметить, что качество работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством зависит от уровня профессионального мастерства и творчества педагогов.

Цель: повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах приобщения детей к национальной культуре, развитие интереса у них к устному народному творчеству.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Теория:

  • «Воспитательная сила фольклора»  
  • «Использование музея «Русская изба», как средства воспитания у дошкольников интереса к русской национальной культуре»  

2. Практика:

  • Мозговой штурм «Формы фольклора»
  • Музыкальная инсценировка русской народной сказки – корпус № 1 (домашнее задание)
  • Музыкальная инсценировка русской народной сказки – корпус № 2 (домашнее задание).

3. Подведение итогов семинара

Участники делятся на 2 команды.

Каждой команде выдается лента, за правильный ответ команда получает бублик (сушку), и надевает на ленту. Побеждает та команда, у которой на ленте окажется больше бубликов.

1. Викторина «Малые фольклорные жанры».

Ведущий, поочередно, задает вопрос команде, за правильный ответ команда получает бублик.

1. Образное, краткое изречение, легко определяющее какое-либо явление (поговорка).

2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом моралью (басня).

3. Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина).

4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование, фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка).

5. Короткий, весёлый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот).

6. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня).

7. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка).

8. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица).

9. Краткое четверостишие в котором обычно рифмуются 2-я и 4-я строки, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая приплясом (частушка).

10.Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор),

2. Собери пословицу 

Командам раздаются конверты, в которых карточки пословиц, разрезанные на слова. Задание: составить пословицу по карточкам. За каждую собранную пословицу команда получает бублик.

- Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги

- Близок локоток, да не укусишь

- Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.

- Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.

- Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

- Родная страна — колыбель, чужая — дырявое корыто.

- Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

- Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

3. Блиц-опрос для капитанов команд.

1. Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка).

2. Главная роль в народной игре? (водящий).

3. Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

4. Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего).

5. Расскажите считалку.

6. Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость).

7. Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора).

8. Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.).

9. Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки).

10. В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок).

11. Расскажите закличку.

12. Расскажи скороговорку.

4. «Угадай сказку»

Участникам демонстрируется слайд на котором изображена иллюстрация к русской народной сказке. Задание: по иллюстрации угадать сказку.

  • Музыкальная инсценировка русской народной сказки – корпус № 1 (домашнее задание)
  • Музыкальная инсценировка русской народной сказки – корпус № 2 (домашнее задание).

Решение

1. Принять к сведению информацию о важности включения в работу с воспитанниками малых форм фольклора.

2. Использовать имеющиеся условия и ПРС с целью воспитания у дошкольников интереса к русской национальной культуре»  

3. Провести, в апреле, выставку «Народная игрушка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план знакомства с малыми формами фольклора

Перспективный план использование малых форм фольклора...

План работы по ознакомлению детей 1 мл.гр.с малыми формами фольклора

План сформирован с учетом режимных моментов. Составлен из доступных детям данного возраста потешек....

Сборник малых форм фольклора

Сборник составлен для ознакомления детей с малыми формами фольклора....

Влияние разных форм фольклора на развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста

Формы фольклора бывают разные дальше в нашей работе мы их будем называть малыми формами фольклора. Пословицы и поговорки– особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя т...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАЛЫМИ ФОРМАМИ ФОЛЬКЛОРА.

В статье описано влияние малых форм фольклора на развитие образной речи....