Консультации для родителей
консультация (подготовительная группа)

Ларионенко Светлана Васильевна

Консультация для родителей, имеющих детей с синдромом СДВГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_roditeley_rekomendatsii.docx73.9 КБ

Предварительный просмотр:

  Групповая консультация

Тип консультации: групповая консультация примерная длительность 90 минут.

Аудитория – родители детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивность (или просто гиперактивность в дальшейшем).

Запрос: решение проблем взаимодействия с детьми с СДВГ.

Цель: осознание особенностей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

Задачи:

  1. Психологическое просвещение по проблеме СДВГ.
  2. Формирование мотивации на принятие особенностей собственных детей.
  3. Развитие ресурсных возможностей (рефлексия, саморегуляция, толерантность к неопределённости, самоанализ), способствующих взаимодействию с детьми с СДВГ (с гиперактивностью).

Психологическое консультирование основывалось на принципах конфиденциальности, безоценочного отношения и положительной обратной связи, добровольности, активного участия и «здесь-и-теперь».

В процессе консультирования были использованы следующие методы и техники: аналитические (наблюдение, беседа), обучающие (информирование), техники психологического консультирования (нерефлексивное слушание, вопросы, обратная связь, поддержка).

На первом этапе психологического консультирования при установлении атмосферы доверия, безопасности и сотрудничества были выявлены «мишени» воздействия. Отсутствие веры в себя и свои силы, периодически возникающие чувства одиночества и беспомощности, отсутствие желания ставить цели, ввиду отсутствия уверенности в том, то они будут реализованы – основные проблемы родителей детей с СДВГ (или гиперактивность).

После «знакомства» происходило информирование о сущности СДВГ, о его биологических коррелятах и особенностях воспитания, препятствующих развитию регулятивных механизмов у детей. Были определены не только причины, но и последствия неблагополучного развития детей с СДВГ, была отмечена значимость особой организации воспитательного и образовательного процесса. В процессе информирования было убедительно показана возможность уменьшения СДВГ при сочетании разнообразных видов психологической работы как с детьми, так и с родителями.

Далее участникам было предложено пройти упражнение «Багаж», суть которого сводится к тому, чтобы перечислить и записать пять желаний; пять любимых дел; пять людей, которые вдохновляют; пять мыслей, которые побуждают меняться и подбадривают каждый день; пять качеств в ребёнке, которые они любят и ценят. Время выполнения занятия около пятнадцати минут, целью упражнения является рефлексия и актуализация собственных ресурсов, потребностей и позитивных качеств в своём ребёнке. Данное упражнение заинтересовало участников, вызвало положительный отклик, после его выполнения все пожелали поделиться впечатлениями. Для закрепления эффекта участникам консультации было предложено вести дневник самонаблюдения, в котором необходимо отмечать мысли, эмоции и телесные ощущения, возникающие при затруднениях, возникающих в ходе взаимодействия с ребёнком.

Была предложена к использованию методика «скилл-терапии», направленная на развитие саморегуляции и навыков самоконтроля [3]. Данная методика была разработана для изменения поведения импульсивных, гиперактивных и неорганизованных школьников. Программа, в основе который лежит закон дозированности совместно-распределённой деятельности, содержит ряд последовательных этапов:

  • Моделирование. Взрослый ставит задачу, и, рассуждая вслух, решает ее.
  • Совместное выполнение задачи. Взрослый ставит задачу и совместно с ребенком проговаривает ход ее решения.
  • Вербализация самостоятельного выполнения задачи. Ребенок самостоятельно формулирует задачи, и, проговаривая вслух решение, самостоятельно поощряет себя («Я могу это сделать); «Я справлюсь») и оценивает достигнутый результат.
  • «Скрытое» выполнение задачи. Ребенок решает поставленную задачу, проговаривая решение «про себя» (решает задачу во внутреннем плане).

Всем участникам консультации в завершении были рекомендованы:

  1. Использование памятки [4] (приложения), позволяющей сопоставлять возможности ребёнка в том или ином возрасте.
  2. Использование иллюстрации «Кувшин эмоций», упорядочивающей представление оп причинах гнева.
  3. Чтение книги Гордона Т. «Тренинг эффективного родителя» [1].

По результатам проведённой групповой консультации был получен запрос от одной из участниц с просьбой проведения индивидуальной консультации.

Индивидуальная консультация

Тип консультации: индивидуальная консультация длительностью примерно 40 минут.

Запрос родителя: вспышки гнева, вызываемые при взаимодействии с ребёнком.

Цель: прояснение проблемы консультируемого и актуализация ресурсов для её решения.

Психологическое консультирование основывалось на принципах конфиденциальности, безоценочного отношения и положительной обратной связи, добровольности, активного участия. В процессе консультирования были использованы следующие методы и техники: аналитические (наблюдение, беседа), техники психологического консультирования (отражение чувств, провокационные вопросы, обратная связь, поиск альтернатив).

Первоначально запрос был сформулирован родителем как просьба предоставления ряда универсальных инструкций, позволяющих эффективно управлять поведением ребёнка с СДВГ. В ходе выслушивания консультируемого было акцентировано внимание на её утверждениях о том, что супруг недостаточно участвует в воспитании ребёнка. Детализация данных суждений показала, что при предъявлении консультируемой по отношению к супругу тех или иных просьб в помощи с ребёнком, он весьма оперативно принимает участие. При всем при этом она в определённый момент консультации высказалась о том, что скрывает от собственного супруга свои переживания, возникающие при затруднениях во взаимодействии с ребенком. При прямом вопросе о том, считает ли она себя хорошей матерью, она начала всхлипывать. Была выдвинута гипотеза о доминировании в её сознании сверхвысоких требований, как результат воспитания в условиях сверхтребовательности.

Совместно с консультируемой была проведена частичная дифференциация в соотнесении с её жизненным опытом когнитивных конструктов: правильный – неправильный, естественный – искусственный, хорошая мать – плохая мать, хороший ребёнок – плохой ребёнок. Было предложено сконструировать возможные альтернативы.

В качестве рекомендации было предложено:

  1. Проводить еженедельные беседы с супругом для выяснения того, как её взаимодействие с ребёнком выглядит с его точки зрения.
  2. В качестве памятки маме использовать иллюстрацию «Кувшин гнева» для того, чтобы понять природу и причины собственных аффективных вспышек (приложения),
  3. Проводить регулярную рефлексию соотношения реальных воспитательных действий и представлений их правильности – неправильности.
  4. Прочитать книгу Капустина С. А. «Экзистенциальный критерий нормальной и аномальной личности».

Литература:

  1. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя URL: Гордон Тренинг эффективного родителя (utmn.ru)
  2. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 940 с.
  3. Осипова А. А.         Общая психокоррекция / А. А. Осипова. – Москва : Сфера, 2002. – 510 с.
  4. Старшенбаум Г. В. Настольная книга успешного психолога. Всё, что нужно знать и уметь высококлассному специалисту Экспресс-курс / Г. В. Старшенбаум. – Москва: ООО «Издательство АСТ», 2017. – 381 с.
  5. Степанов С. С. Мифы и тупики поп-психологии / С. С. Степанов. – Дубна : Феникс+, 2006. – 231 с.

Приложения

Что может ваш ребенок?

В четыре года

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками (с некоторой помощью). Помочь убрать бакалейные товары. Под тщательным наблюдением помогать с покупками продуктовых товаров. По расписанию кормить домашних животных. Помогать прибирать во дворе и в саду. Помогать расстилать и убирать постель. Помогать мыть посуду (с некоторой помощью). Протирать пыль с мебели. Намазывать масло на хлеб. Готовить холодный завтрак (хлопья и т. п.). Помогать накладывать еду в тарелки на семейных обедах. Помогать приготавливать простой десерт (например, полить мороженое джемом). Делиться с друзьями игрушками. Доставать из почтового ящика почту. Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых. Развешивать носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке. Помогать складывать полотенца.

В пять лет

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров. Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой. Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол. Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты. Нарвать зелень с грядки. Расстилать и убирать постель и убирать комнату. Самостоятельно одеваться и прибирать одежду. Чистить раковину, туалет и ванную. Чистить низко расположенные зеркала. Сортировать белье для стирки: складывать в одну кучу белое белье, в другую – цветное. Складывать чистое белье и убирать его. Отвечать на телефонные звонки. Помогать по уходу за двором. Оплачивать мелкие покупки. Помогать мыть машину. Помогать выносить мусор. Самому решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений. Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним. Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

Первый класс

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретному случаю. Пылесосить коврики. Поливать цветы и растения. Чистить овощи. Готовить простую в приготовлении пищу (тосты, вареные яйца и т. п.). Собирать свой школьный завтрак. Помогать развешивать белье на бельевую веревку. Вешать свою одежду в платяной шкаф. Собирать дрова для костра. Собирать граблями листья и полоть сорняки. Прогуливать домашних животных. Нести ответственность за свои мелкие раны. Содержать в чистоте мусорное ведро. Помогать чистить салон автомашины. Приводить в порядок или чистить ящик для столовых приборов. Накрывать стол.

.

http://www.b17.ru/foto/uploaded/cd0f71259b1e716205723f198ad2477c.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...