Консультация для педагогов «Использование технологии «утренний и вечерний круг» в работе с детьми"
консультация

Кудряева Ольга Павловна

Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.

2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.

3. Дать возможность применить полученные знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_utrenniy_i_vecherniy_krug.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №2 «Кораблик»

Консультация для педагогов

«Использование технологии «утренний и вечерний круг» в работе с детьми»

Воспитатель: Кудряева О.П.

2020 г.

Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.

2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.

3. Дать возможность применить полученные знания на практике.

 «Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

Современные дети живут в сложных социо-культурных условиях – чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье. Социальные психологи утверждают, что в современном обществе ребенку принадлежит самостоятельное определение стратегии поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Следовательно, эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям социума – одно из главных условий жизни ребенка в обществе, а также личной готовности ребенка к школе.

ДОО - единственное место, где дети могут без опасения проявлять свою самостоятельность и инициативу, взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в различных видах деятельности, предложить которые семья не в состоянии.

Цель проведения кругов:   развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Задачи:

• сплочение детского коллектива;

• формирование умения слушать и понимать друг друга;

• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

• обсуждение планов на день, неделю, месяц;

• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

• привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие),  дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).

Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Организация «Утреннего круга»

Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

С учетом этого основными задачами «Утреннего круга» являются:

1. Создание эмоционального настроя на весь день;

2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками; (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние);

3. Социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)

Проводиться в форме развивающего общения (диалога).

Цель утреннего круга поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы, проблемы, договориться о правилах.

Структура «Утреннего круга»:

  • Приветствие или «Минутка вхождения в день»
  • Планирование (Обсуждение планов, реализация совместных дел)
  • Информационные. (Новости)
  • Проблемная ситуации. (Предложить темы для обсуждения)
  • Развивающий диалог. (Вести дискуссию, направлять, не давать прямых объяснений, готовых ответов).
  • Детское сообщество. (Быть внимательными друг к другу, дружить, создавать положительный эмоциональный настрой).
  • Навыки общения. (Учить культуре диалога).
  • Равноправие и инициатива. (Равные возможности и тихим, и бойким, и лидерам)
  • Дыхательная и пальчиковая гимнастика.
  • Игра по теме периода.
  • Планирование или календарь дел.

Пример проведения «Утреннего круга»

1.Приветствие. Минутка вхождения в день

Игра-приветствие, как правило, проходит в кругу (сидя на стульях или стоя).

Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель организует его по-своему. Рассмотрим несколько примеров проведения «Утреннего круга». Например:

-Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об именах. У всех у вас красивые имена. Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг радости, громко и радостно называя свое имя. Вы готовы?

Встань скорее,

Раз, два, три!

Свое имя назови!

(участники называют свои имена и становятся в круг, все здороваются и повторяют имя).

У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Нам было очень приятно повторить их.

А как вы думаете можно ли поздороваться по-другому?

Давайте попробуем, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Доброе утро. А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами… Замечательно!

-Встаньте снова в круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!

-Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей)

-Я согласна с вами: круг сближает, объединяет людей. Все равны, каждый часть целого.

-А теперь повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

2. «Новости дня» Обмен информацией.

Представьте, что я корреспондент детского журнала «Добрые детки» (можно использовать микрофон). По очереди обращайтесь к каждому, задавайте вопросы.

Следующий момент Утреннего круга –

3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.

4. Игра по теме периода или проекта.

Практикуются такие виды игровой деятельности, которые заставляют детей смеяться, при этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий момент темы по программе. Игра по правилам периода.

5.Планирование или календарь дел.

(Совместное планирование деятельности на текущий день)

Далее выбор карточек, обозначающих действия: игры, загадки, чтение сказок, далее выбор карточки изображающей занятие и работы в центрах активности.

Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную деятельность.

Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым «ритуалом» и для детей и для взрослых.

Организация «Вечернего круга»

Цель: научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Задачи:

• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).

• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению).

• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).

• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).

• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «вечерний круг» проводится еще раз, сразу после происшествия. Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.

Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца».

Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:

• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?

• Какая часть суток сейчас?

• Что вы делаете в это время в детском саду?

• Что делают в это время ваши близкие?

• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?

• Как выполнили свою работу?

• Какие новые слова узнали?

• Составление рассказов по опорным словам.

Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.

Результативность технологии:

Инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.

Литература

1. Хансен К. А., Кауфман Р. К., Уолш К. Б. Организация программы, ориентированной на ребенка: программа «Сообщество» - первая часть учебно-методического комплекта «Сообщество»/ Предисловие П. А. Коглин. – М.:«Гендальф», 1999.

2. Колин Б. Доброе утро! Я рад (а, что вы здесь!) Пособие для педагогов «Утренний сбор». Вступительная часть Памела А. Коглин. Материалы семинара. – Children's Resources International, Inc. Copyright 2004.

3. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах – вторая часть учебно-методического комплекта «Сообщество»/Под редакцией О. Л. Князевой – М.: «Гендальф», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование педагогических технологий «Утренний круг», «Вечерний круг».

laquo;Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...

Семинар— практикум для педагогов: «Использование технология «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»

Цель: сформировать у педагогов представление о проведении утреннего и вечернего сбора детей.Задачи:Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.Познакомить с принципами...

"Внедрение в практику работы с дошкольниками технологии утреннего и вечернего круга"

Презентация с докладом на тему: «ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУРАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ТЕХНОЛОГИИ УТРЕННЕГО КРУГА Возраст детей 6-7 лет. Утренний круг это новый для программы «От рождения до шко...

Консультация для педагогов: "Использование мини-робота Вее-Воt «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста"

В наше время современные технологии позволяют ребенку развиваться и обретать различные навыки в процессе игры. Мини-робот Bee-Bot "Умная пчела" поможет освоить детям...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»

Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста....

«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг в работе с детьми дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА»    Мастер-класс для педагогов ДОУ«Использование технологии «Утренн...