Консультация для воспитателей : "Использование наглядности для формирования связной речи"
консультация (старшая группа)

Шинягина Юлия Сергеевна

В данной консультации представлены несколько приемов, которые можно использовать для формирования связной речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_naglyadnosti.docx181.29 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для воспитателей: «Использование наглядности для формирования связной речи»

Подготовила и провела:

Шинягина Ю.С.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими.

Связная речь-это особая и сложная форма коммуникативной речи. При нормальном речевом развитии ребёнка 5-6 лет основными характеристиками речи являются связность, последовательность, протяжённость речевых высказываний, логико-смысловая организация.

Дети испытывают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. При рассказывании дети в основном используют короткие малоинформативные фразы.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, которые близки их жизненному опыту. Поэтому при развитии связной речи мы преследуем цель научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. В связи с этим необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность.

Современные психологи (А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко) связывают использование наглядности с формированием конкретных представлений и понятий, обогащением чувственного опыта, а также с развитием восприятия, образной памяти. К наглядным средствам, которые активно используются для развития связной речи, относятся игрушки, предметы, картины, модели и схемы.

Вашему вниманию предлагается несколько приемов, которые можно использовать для формирования связной речи у детей.

                                               «Мнемотаблица».

Её назначение- с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребёнок смог с опорой на такой вид наглядности его декодировать, вспомнить, воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение. Детям читают произведение, находят соответствующий графический символ каждого фрагмента текста, объясняя, почему такой символ использовался. Затем, опираясь на мнемотаблицу, дети пересказывают текст сказки.

                                   «Предметно-графический план».

Детям предлагается «записать» прослушанный текст не словами, а картинками. Вначале такая работа проводится совместно с взрослым. Предлагая графический план необходимо детям объяснить значения всех элементов: «Первый квадрат обозначает слово, далее стрелка - другое слово. Всё вместе - это предложение». Подсчитывается количество предложений в рассказе. Так постепенно, картинка за картинкой возникает образная схема содержания текста.

              «План-схема для составления описательного рассказа».

В практической логопедии уже много лет используются картинки, которые позволяют составить описательный рассказ, наиболее сложный из всех видов рассказывания, практически о каждом предмете окружающего мира. В них графически представлены такие свойства предметов, как: цвет, форма, величина, вкус, запах, какой на ощупь, из чего сделан, части предмета, польза; для живых существ: где живёт, чем питаются, названия детёнышей и т.д.

              «Творческая сказка по силуэтным изображениям».

     Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Педагог задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок… (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 91»...

Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...

Консультация «Использование наглядности для формирования связной речи».

Автором разработан методический материал по использованию наглядности для формирования связной речи в помощь педагогам....

Консультация для воспитателей: «Использование мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей:«Использование мнемотехники при развитии связной речи у детейдошкольного возраста»Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее значение вобщей си...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей: «Использование сказки в развитии связной речи дошкольников».

Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собст...