Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»
консультация

Мурзалева Ольга Анатольевна

В консультации раскрыта исследовательская деятельность с детьми через экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx54.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 38

Консультация для педагогов

«Исследовательская деятельность в детском саду»

Выполнила воспитатель:

Мурзалева Ольга Анатольевна

2023 г

Цель исследовательской деятельности: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности:

  1. Формировать способность видеть многообразие мира;
  2. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
  3. Развивать речь;
  4.  Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.

Китайская   пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Вступление:

Организация исследовательской деятельности воспитанников учреждений дошкольного образования особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является важным качеством человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.

Приходя первый раз в детский сад, ребёнок начинает задумываться зачем и для чего, он сюда попал, он начинает плакать, капризничать и ищет защиты у мамы, у него появляется страх, что в детском саду все чужие для него и не здесь ему не понравиться. Но с каждым днём приходя в детский сад, ребёнок начинает осваиваться и привыкать, проявляет интерес к окружающим предметам, людям, ему хочется познать, то, что вокруг него, заводит много друзей, с которыми ему интересно играть, общаться, совершать открытия. Ребёнок понимает, что он не один. С ним рядом есть  люди, которые ему подскажут и помогут. Общая задача родителей и воспитателей - помочь ему безболезненно вступить в жизнь детского сада.

Дошкольное учреждение призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию каждого ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы детей.

Поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, которая требует теоретического и практического решения.

     Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особое внимание заслуживает исследовательская деятельность. В процессе исследовательской деятельности дети изучают строение мира.

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. Также это активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира их упорядочение и систематизацию.  Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, быстрее и полноценнее он развивается.

     Крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе являются исследователями, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может, он радуется даже самому маленькому открытию.

Но бывает так что у большинства детей с возрастом интерес к исследованиям пропадает. Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

 Часто сами того не замечая, мы говорим ребёнку: «Отойди от лужи, испачкаешься!  Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость!  Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!». И тем самым, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям.  Проходит время, и ему становится совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

 А для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно поддержать их стремление исследовать все и вся.

 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.   

      

Введение:

Изучение особенностей развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста обусловлено тем, что в настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий и личностный потенциал. Тема развития исследовательской деятельности привлекает внимание представителей различных  направлений  на  протяжении  многих  веков (Ю.К.  Бабанский,  И.Д.  Зверева, В.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков).

При  этом в  современной  психолого-педагогической  литературе акцентируется,  что  основным  средством  развития  исследовательских умений у детей выступает экспериментирование. Данный метод позиционируют как близкий к идеальному и  характеризуется теоретической и практической разработанностью педагогических условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.

Актуальность:

Актуальностью данной темы является то, что исследовательская деятельность детей направлена на получение знаний, которые интересны детям и которые выходят за рамки образовательной программы детского сада. Также исследовательская деятельность помогает детям усваивать свои исследовательские навыки и умения, которые ему необходимы для адаптации в окружающем мире.  Актуальным является и то, что исследовательская деятельность помогает развивать коммуникативное общение и может протекать в творческом процессе взаимодействия воспитателя и воспитанников.

Основами исследовательской деятельности являются:

  1. Поисковая активность – это поведение направлено на изменение ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.
  2. Исследовательское поведение – это поведение, направлено на поиск и получение новой информации из внешнего окружения.
  3. Исследовательская активность – это естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, хочет все знать: исследовать, открывать, изучать, делать шаги в неизведанное.

Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование. 

Главное достоинство данного метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.

Структура детского экспериментирования:

1. постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

2. целеполагание (что нужно сделать для того чтобы решить проблемы);

3. выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

4. проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

5. анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Над осуществлением поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Например, изучение гласных можно начать с проведения исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании буквы Я в составе проанализированных слов.

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленно на развитие исследовательской деятельности и проводится в групповой форме соблюдая принципы:
  • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
  • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
  • непродолжительности (следует избегать пере утомляемости, обязательно нужно осуществлять игровые элементы и физические упражнения во время занятия).
  • Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
  • Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если ребёнок отстаёт по уровню знаний и умений  в группе, если возможно развить возникший интерес к изучению чего-либо.

Методы и приёмы

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности можно выделить актуальные для использования в ДОУ:

1.Эвристический метод. 

Педагогами  создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом, возникает  сплочённость группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему  некоторые птицы перелётные, а некоторые неперелётные». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

2.Наблюдение.

Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей.

3.Опыты и эксперименты.

Данный метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами, малыши приобретают сведения об их свойствах. Дети с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания. Проводить опыты нужно начинать с детьми младшей группы, побуждая к желанию самостоятельного экспериментирования по достижении старшего дошкольного возраста

4.Проектная деятельность.

Данный вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей, педагога и родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются мыслительные способности и творческие навыки ребёнка.

5. ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. В нашем детском саду ТРИЗ-технологии реализуются в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Саша - растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

                   Этапы исследовательской деятельности дошкольников

Этап исследования

Пример структуры исследования «Как растения пьют воду?»

1. Постановка проблемы

Выяснить, каким образом растения потребляют воду

2.Целеполагание

Воспитанники предлагают варианты решения проблемы и приходят к единому мнению, что нужно  провести наблюдение за потреблением воды любым растением.

3. Выдвижение гипотез

Воспитанники думают и предполагают, как можно сделать этот процесс зримым для человеческого глаза.

4. Проверка гипотезы

Каждый воспитанник разводит в стакане с водой пищевой краситель, ложит в раствор лист  капусты.

5. Анализ полученного результата

Утром ребята видят, что капустные листы приобрели те оттенки, что и растворы, в которых они простояли ночь.

6. Формулирование выводов

Вода поднимается по стеблю к верхушке растения. Соответственно, если растение произрастает в почве, то есть начинает «пить воду» нижняя часть, т. е. корни.

Виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

Вид познавательно-исследовательской деятельности

Примеры реализации в работе с дошкольниками

1. Поисково-исследовательская

Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов  реализуется в  беседах («Для чего нужно мыть руки с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», «Почему не тонет в речке мячик?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами).

2. Учебно-познавательная

Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.

3. Познавательно-практическая

Стихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по получению информации практическим путём. Реализуется в опытах и экспериментах.

4. Предметно-исследовательская

Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях различных материалов (дерево, бумага, пластмасса, краски)  живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года.

Мотивирующее начало занятий

Исследовательские способности заложены в природе человека и проявляются в  первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится всё сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и материалы для исследования.

Педагогу важно организовать так занятие по познавательной деятельности,

чтобы у воспитанников было стремление к обретению новой информации. 

Часто практическая сторона вызывает у детей яркие положительные эмоции и иногда в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начинать  занятия с  посвящения активации внимания и усилению мотивации к решению проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки, иллюстрации книг), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки, пальчиковая гимнастика, беседы, в процессе которых дошкольникам  даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в самом раннем детстве и представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшее выделение предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому: почему, зачем, как, для чего?

Значение исследовательской деятельности для детей:

  1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы
  2. Развивается речь ребенка.
  3. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
  4. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать разные предметы и явления для достижения результата.
  5. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
  6. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться.

В процессе исследовательской деятельности у ребёнка идёт развитие познавательной активности и любознательности, происходит обогащение памяти активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. Ему приходится измерять, считать, сравнивать, развивается эмоциональная сфера и его творческие таланты.

Использование исследовательской деятельности очень значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно — персептивная деятельность. Ориентировочно-исследовательская деятельность   имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития.  Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют ориентировочной активности и не справляются с решением наглядно-практических задач, затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Николай Николаевич Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:

– Когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Сначала ребенок бескорыстно опробует разные объекты, затем ставит цель, ищет способы её достижения. В данном случае ребенок удовлетворяет свои потребности, интересы и волю.

1. Когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

2. Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

  • Проблемная ситуация
  • Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы)
  • Выдвижение предположений
  • Подбор материала для проверки предположений
  • Проверка предположений
  • Формулирование и оформление вывода

– Проблемная ситуация –   это ситуация, при которой ребенок хочет решить какие - то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:

  • Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
  • Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
  • Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.

При организации исследовательской деятельности с детьми в нашем детском саду мы используем такие формы работы как:

  1.  занятия;
  2.  беседы познавательного характера;
  3.  дидактические и развивающие игры, упражнения;
  4.  эксперименты и опыты;
  5.  наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
  6.  экскурсии и прогулки;
  7.  работа в уголках природы;
  8. трудовые поручения.

Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм исследования он может овладеть.

В старшем дошкольном возрасте начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов.
Таким образом, работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи объектов и явлений.

В детской научной лаборатории мы выделили:

1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты редких предметов (раковины, камни, кристаллы)

2) место для приборов

3)место для хранения материалов (природного, бросового)

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, стружка, пенопласт)

В экспериментальных уголках могут быть:

  • приборы-помощники (увеличительные стекла, магниты, микроскопы, песочные часы, компас);
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасс, стекло, металл);
  • природный материал (камешки, песок, ракушки, шишки);
  • утилизированный материал (проволока, пластмасса, кусочки кожи, дерева);
  • технические материалы (скрепки, детали конструктора);
  • разные виды бумаги;
  • медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки)

Для грамотного осуществления исследовательской деятельности с детьми, собраны методические материалы:

– рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности;

– памятка о проведении занятия-экспериментирования;

– конспекты НОД по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах;

– картотека опытов;

- карточки-схемы;

- методическая литература.

В процессе экспериментирования идет развитие психических процессов. У ребенка возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.

Поэтому важно включать исследовательскую деятельность в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

С помощью наблюдений дети познают внешние параметры объектов природы (строение, окрас, запах и др.) приобретают навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, рассказы детей на основе наблюдений и т.д.).

Во время прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности.

Прогулка – это время, когда воспитатели могут приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни растений и животных, а у детей появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Опыты, наблюдения и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Вывод:

Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию. И конечно же не запрещать ребёнку заниматься исследовательской деятельностью, делать для себя новые открытия и познавать окружающий его мир. Нужно помочь ребёнку идти в правильном направлении, раскрыть его способности и таланты, стараться поддерживать его во всём. Пусть ребёнок самостоятельно для себя открывает и исследует окружающий его мир.

Список использованной литературы:

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2007 .

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

3. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2012.

4. Вераксы Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Методическое пособие. – М.: Москва – Синтез, 2012.

5. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации. – М.: Аркти, 2010.

  

Перспективный план по исследовательской деятельности в подготовительной группе

                                                                                                                                             

Тема

Цель опыта или

эксперимента

                                        Описание

                  Вывод

Сентябрь   2 неделя

Тема: «Вода и её свойства»

Цель.

 Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Сосуды разной формы.

Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Стаканы с водой, краска гуашь разного цвета

 

В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

  

Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита

Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Вода бесцветная,  принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Сентябрь   4 неделя

Тема: «Вода и её свойства»

Эксперимент «Фильтрование воды»

 Цель: дать детям представление об очистке воды. Материалы и оборудование: два стакана с водой (грязной и чистой), вата, фильтр, стакан, воронка.

 Воспитатель предлагает детям сравнить воду в двух стаканах. - Чем она отличается? (В одном стакане – чистая вода, в другом - грязная) - В какой воде могут жить рыбы, раки, растения, а в какой не могут?    Воспитатель предлагает детям очистить грязную воду с помощью фильтра (ваты), чтобы она стала чистой. - А теперь профильтруйте воду из этого стакана через специальную бумагу, для этого положите её в воронку, (деятельность детей) - Что вы видите на бумаге? (Мелкие частицы песка) - Сравните профильтрованную воду со стаканом с чистой водой, где вода чище? (Одинаковая) Объясняет, что есть большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из заводов.

Прозрачность воды зависит от количества находящихся в ней веществ, чем больше веществ, тем меньше прозрачность воды.

Октябрь    2 неделя

Тема: «Воздух»

Свойства воздуха

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Опыты по обнаружению воздуха

Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить.

 Определить поток воздуха в помещении.

 

Октябрь   4 неделя

 Опыт «Почему появляется ветер»

 Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи. Материалы и оборудование: полоски бумаги.

«Опыт Вертушка» Цель: выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Материалы и оборудование: вертушка, материал для её изготовления на каждого ребенка – бумага, ножницы, палочки, гвоздики.

 

Взять ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложить детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

  

 

Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом.

   

Зажечь свечу и подуть на нее.

        

Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой.

               

   

Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги).

 

 

Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.

Взрослый предлагает детям изготовить вертушку, рассмотреть и обсудить особенности её конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

 

 Сравнить мешочки.

Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.

  Пламя отклоняется, на него         действует поток воздуха.

  Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.

Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.

Если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится «сильный ветер», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится «ветерок». Ветер - это движение воздуха.

Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).

Ноябрь   2 неделя

Тема: «Стекло»

 Эксперимент «Необычные кораблики»

 Цель: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

Материал и оборудование: две стеклянные бутылки, пробка, ванночка с водой, салфетка.

Ты плыви кораблик, по речке, ручейку,

Ты вези кораблик песенку мою.

 - Перед вами бутылочки из стекла. Посмотрите, в них что-нибудь есть? - Хотите, чтобы они стали корабликами?

 1. Опустить одну бутылку на воду. Что с ней происходит? (Постепенно наполняется водой, становится тяжёлой и тонет)

 2. Другую бутылочку закрыть пробкой, опустить на воду. Почему она не тонет? Погружают её в воду. Почему она всплывает?  

Легкая бутылочка может плавать, а тяжёлая нет

Ноябрь   4 неделя

Тема: «Мыло и её свойства» Эксперимент «Мыло-фокусник» Цель: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

 Материалы и оборудование: ванночка, кусочек мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани.

 - Хотите поиграть с мылом? Дети трогают и нюхают мыло. (Оно гладкое, душистое) Обследуют воду. (Тёплая, прозрачная) Делают быстрые движения руками в воде. - Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким) Натирают мокрую губку мылом, погружают её в воду, отжимают. - Что происходит? (В воде появилась пена) Играют с пеной. Набирают в ладони воды и дуют. (В воде появляются большие пузыри) Опускают в воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. Что происходит? (Из трубочки появляются пузыри) Вывод: мыло бывает жидкое и твёрдое, растворяется в воде, происходит пенообразование, им можно мыть.

Мыло бывает жидкое и твёрдое, растворяется в воде, происходит пенообразование, им можно мыть.

Декабрь   2 неделя

«Измерительные приборы» Эксперимент «Температура. Как согреть руки», «Термометр»

 Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла). .

Познакомить детей с термометром и уличным градусником,  выяснить от чего зависят их показания.

 Материалы и оборудование: варежки тонкие и толсты, термометр, градусник

Декабрь  4 неделя

Эксперимент «Чудесный мешочек»

Цель: научить определять температуру веществ и предметов. Материалы и оборудование: предметы из металла, дерева, мешочек.

 

Воспитатель предлагает детям надеть на прогулке разные варежки – толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой прохладно). Далее предложить детям похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (рукам стало жарко). Предложить потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали.  

Воспитатель предлагает детям достать из мешочка предметы по одному. Холодные предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны? (Из железа) Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева. Взрослый предлагает подержать предметы в руках. - Каким они стал? Если предметы долго держать на улице, то предметы, из какого материала станут холоднее?

Предметы могут согреваться при трении и движении.

Предметы из металла холоднее, чем деревянные.

Январь  4 неделя

Тема: «Свет, тень» Опыт №1 «Передача солнечного зайчика» Цель: понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета,

т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. Материалы и оборудование: зеркала.

 

Дети рассматривают движение солнечного «зайчика». Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Взрослый

рассказывает о больной девочке, которой друзья таким образом помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не смог (Солнце в ее окно не светило). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы.

Февраль    2 неделя

Тема: «Магнит» Цель: способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах. Опыт №1 «Как достать скрепку из воды не намочив рук» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. Материалы и оборудование: тазик с водой железные предметы.

 

Февраль     4 неделя

Опыт №2 «Магнитный театр»

 Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра; расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение

обязанностей); развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций.  

Материалы и оборудование: магнит, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами (бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей).

 - Как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом? После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.

 

 

Детям предлагается подготовить спектакль в театре, в котором используются магниты. «Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита.

  После выбора сказки для инсценировки в магнитном театре дети рисуют декорации на бумажной сцене-экране и делают «актеров» - бумажные фигурки с приделанными к ним кусочками стали (они движутся под действием магнитов, которыми управляют дети). При этом каждый

ребенок выбирает наиболее приемлемые для него способы изображения «актеров»:  рисуют и вырезают;−  делают аппликацию;−  изготовляют способом оригами и др.− 

Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

  В результате поисков – экспериментирования, раздумья, обсуждений – дети приходят к выводу о том, что если к бумажным фигуркам прикрепить какие-либо легкие стальные предметы (скрепки, кружочки и т.д.), то они будут удерживаться

магнитом и двигаться по экрану сего помощью (магнит при этом подносят к экрану с другой – невидимой зрителю – стороны).

Март  2 неделя

Опыт №1 «Разноцветные огоньки»  Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

 Материалы и оборудование: противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.

Март   4 неделя

 

Опыт  «Теневой театр»

 Цель: учить определять и сравнивать, при каких условиях образуется чёткая тень.

 Материалы и оборудование: настольная лампа, ватман, игрушки.

 

Дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней – в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, другой - слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Взрослый предлагает запомнить

цвета радуги, выучив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке. Дети уточняют, что вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

 

Закрепить источник света так, чтобы на листе ватмана чётко обозначилась тень. Дети по своему желанию и по показу воспитателя играют и экспериментируют с тенями: от рук, игрушек, предметов, разыгрывая мини-спектакли.

Свет можно многократно отразить, увидеть его там, где его не должно быть; солнечный луч можно разделить на семь цветов, которые располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Для появления тени необходим источник света, предмет, поверхность (экран); свет движется по прямой линии; когда что-либо преграждает путь световому лучу, свет останавливается и за предметом образуется тень.

Апрель   2 неделя

Тема: «Природные явления»

 Цель: развивать представления детей о различных природных явлениях (грозе, радуге, инее) и стихийных явлениях (наводнении, землетрясении, извержении вулкана).

Апрель  4 неделя

 

Тема: «Наша Земля»

 Цель: познакомить с представителями земной фауны, показать приспособляемость живых существ к жизни в земле; развивать представления о многообразии природных сообществ; воспитывать бережное отношение к природе, животным.

 Опыт №1 «Земля – магнит» Цель: выявить действия магнитных сил Земли обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой

природы. Материалы и оборудование: шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло.

Презентации о природных явлениях, подготовленных детьми совместно с родителями

Презентации

Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное. Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту. Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.  

Земля – большой магнит.

Май  2 неделя

Опыт №2 «День и ночь»

 Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.

 Материалы и оборудование: фонарик, глобус.

Май  4 неделя

 Тема: «Солнечная система»

 Опыт №1 « Солнечная система» Цель: объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Материалы и оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков.

 

Создаём модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Расскажите детям, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к солнцу (в нашем случае – к лампе) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы он не вращал глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом.

 Представьте, что желтая палочка - Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? Солнцу помогает вечное движение.

Вывод: если Солнце не будет двигаться, вся система распадётся, и не будет действовать это вечное движение. Опыт №2 «Солнце и Земля» Цель: объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли. Материалы и оборудование: большой мяч и бусина. Описание. Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. - Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.

 

Благодаря вращению планеты Земля вокруг своей оси, наступает ночь и день.

Солнце – большая звезда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Исследовательская деятельность в детском саду".

Предлагается интересный материал для родителей о работе детского сада по исследовательской деятельности....

Консультация для педагогов "Исследовательская деятельность в детском саду"

Исследовательская деятельность в детском саду “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица Дошкольное обр...

Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»

Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»...

Мастер-класс для педагогов "Исследовательская деятельность в детском саду"

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.Среди возможных средст развития познавательной активности д...

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию ...

Консультация для педагогов "Исследовательская деятельность в детском саду"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.     Научный поиск э...