Коллективное обсуждение: «ФОП ДО: основные понятия, структура, содержание»
материал

Цель: знакомство педагогов с ФОП ДО: цели, задачи, структура программы, сроки реализации в ДОО.

 

План:

1. Специфика ФОП ДО?

2. На основе каких нормативных правовых актов разработана Федеральная программа?

3. Положительные и отрицательные стороны ФОП ДО.

4. Новая образовательная программа детского сада.

5. Ответы на вопросы педагогов

1. Устюгова Ю.В. старший воспитатель: в чем состоит специфика Федеральной программы? Федеральная программа реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования. Федеральная программа является обязательной для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а именно для образовательных организаций, независимо от их организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные); организаций, осуществляющих обучение; а также индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательную деятельность на основе лицензии на образовательную деятельность. Федеральная программа определяет минимальный объем, содержание, планируемые результаты обязательной части Программ. Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят Программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, План и иные компоненты. Федеральная программа разработана на государственном языке Российской Федерации. Но это не ограничивает права российских граждан на получение ДО на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании соответствии с частью 4 статьи 14 Закона об образовании.

2. Болта Г.Н., заведующий: на основе каких нормативных правовых актов разработана Федеральная программа? Федеральная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации ДО. Федеральная программа наряду с ФГОС ДО является основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО Программ, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и может быть оформлена в виде ссылки на нее. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования и Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования не являлись нормативными документами, поэтому не требуется издания нормативного правового акта для их отмены. В связи с введением понятия «федеральная основная общеобразовательная программа» из Закона об образовании исключено понятие «примерная основная общеобразовательная программа», соответственно, выше обозначенные документы теряют силу.

3. Устюгова Ю.В., старший воспитатель: у новой программы есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Сначала перечислю плюсы:

  • общий стандарт для всех детских садов. У дошколят будет равный доступ  качественному образованию независимо от места проживания;
  • нацеленность на подготовку к школе. Программа ориентирована на развитие у детей  когнитивных и социальных навыков, а также навыков самообслуживания, которые облегчат переход в начальную школу;
  • инклюзивность. Будут учтены интересы детей с особыми потребностями, что обеспечит им равные с другими детьми возможности для образования и развития;
  • сотрудничество с родителями. ФОП ДО акцентирует внимание на взаимодействии с мамами и папами и вовлечении их в образовательный процесс.

Минусы:

  • Программа насыщена занятиями — это может вызвать стресс и переутомление у детей;
  • Система не учитывает индивидуальный подход к ребенку и не всегда соответствует духу дошкольного образования — особенно в частных садах, которые ориентированы на игровой подход и свободное творчество без рамок и оценок;
  • Чтобы новая программа успешно заработала, детским учреждениям понадобятся учебные материалы, современное оборудование, доступ к образовательным ресурсам. Учитывая разное оснащение садов, на это может понадобиться весомое дополнительное финансирование;
  • Внедрение новых образовательных методов может потребовать переподготовки воспитателей. Это займет время и увеличит нагрузку на сотрудников детсадов;
  •  ФОП ДО предусматривает более 40 праздников в год — в среднем по три-четыре в месяц. Это может создать дополнительную нагрузку на педагогов и не всегда соответствовать потребностям детей;
  • Некоторые эксперты считают, что ФОП ДО слишком сосредотачивается на образовательных занятиях и подготовке к школе. Из-за этого у детей будет меньше времени для свободных игр, а это важно для развития дошколят.

4. Устюгова Ю.В., старший воспитатель: В основной образовательной программе ДОО можно встретить такие фразы: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть – это содержание работы учреждения для решения задач, прописанных в Федеральной образовательной программе. Обязательная часть оформляется в виде ссылки на ФОП. Федеральная программа определяет объем обязательной части ООП, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы образования. Обязательным разделом ООП является рабочая программа воспитания дошкольников. Здесь должна быть раскрыта работа по формированию духовности, патриотизма, приобщения к культурным ценностям российского народа. Структура Образовательной программы имеет три раздела: целевой, содержательный, организационный.

5. Ответы на вопросы педагогов.

1. Первое упражнение «Чем занятие отличается от культурных практик».

Вам нужно все карточки разделить на две группы: «Занятие» и «Культурные практики».

imageКомментарий: Занятия – это форма организации образовательной деятельности, продолжительность, время в расписании и суммарную образовательную нагрузку которых регулирует СанПиН

1.2.3685-21. Это занимательное и интересное для детей дело, посредством которое они осваивают содержание образовательных областей (пп. 24.12, 24.13 ФОП ДО). К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы. Культурные практики дают детям возможность проявить субъектность, развивают творческую, познавательную и коммуникативную инициативы, инициативу целеполагания. Культурные практики ценны тем, что ориентированы на самостоятельность, творчество, активность и инициативность детей (п.п. 24.18–24.22 ФОП ДО).

image2. Второе упражнение «Как проводить педагогическую диагностику достижения планируемых результатов?». Вам необходимо выбрать 4 ответа.

Комментарий:

Метод

Ответ

Комментарий

Наблюдение

Можно

наблюдение – основной метод педагогической диагностики

Беседы с детьми

Можно

беседы дополнят результаты наблюдения

Промежуточная аттестация

Нельзя

в детском саду промежуточную аттестацию не проводят

Анализ продуктов детской деятельности

Можно

 

анализ продуктов детской деятельности дополнит результаты наблюдения

Итоговая аттестация

Нельзя

в детском саду итоговую аттестацию не проводят

Диагностические

ситуации

Можно

специальные диагностические ситуации можно использовать для диагностики развития детей

Тестирование и проективные методики

Нельзя

Тестирование и проективные методики – это методы психологической диагностики

3. Третье упражнение «О ценностях, к которым надо приобщать детей».

Определите, к каким ценностям должны приобщать детей педагоги в рамках каждой из образовательных областей. Для этого перетащите ценности к нужным образовательным областям.

imageКомментарий: Совокупные задачи воспитания в рамках социально-коммуникативного развития охватывают больше всего ценностей. Примеры задач: воспитывать уважение к своей семье, населенному пункту, родному краю, стране, к другим детям и взрослым вне зависимости от их этноса и национальности; воспитывать ценностное отношение к культурному наследию своего народа; содействовать становлению целостной картины мира на основе представлений о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи. В ходе речевого и художественно-эстетического развития педагоги должны приобщать детей к одним и тем же ценностям, но при этом решать разные задания воспитания. Так, в ходе речевого развития педагоги должны знакомить детей с формами этикета и нормами культурного поведения, учить чувствовать красоту родного языка. В ходе художественно-эстетического развития, к примеру, воспитывать у детей эстетические чувства, создавать условия для реализации их творческого потенциала.

4. Четвертое упражнение «РППС».

imageВ методических рекомендациях от Минпросвещения есть критерии оценки развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Так, например, среда должна быть ориентирована на повышение физической активности и творческое развитие детей, быть приспособленной для познавательной деятельности и сюжетно-ролевых игр, содержать элементы природы и предусматривать информационное пространство для родителей. На эти критерии должны ориентироваться педагоги, когда создают РППС в своих группах. Но это не все критерии. Определите, какие 6 критериев касаются РППС.

Комментарий: В первую очередь в РППС должны быть элементы, которые можно менять и преобразовывать. То есть среда должна быть открытой. В группах должны быть современные игрушки и оборудование. Детям должно быть комфортно в группе и других

помещениях ДОО. Цветовая гамма помещений должна быть сбалансированной. Группы могут украшать дизайнерские элементы и элементы художественной культуры. При этом в РППС не должно быть ничего, что может угрожать физическому и психическому здоровью детей. (Эстетичность, безопасность, современность, открытость, комфортность, полифункциональность).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Ручеек»

Коллективное обсуждение: «ФОП ДО: основные понятия, структура, содержание»

Цель: знакомство педагогов с ФОП ДО: цели, задачи, структура программы, сроки реализации в ДОО.

План:

1. Специфика ФОП ДО?

2. На основе каких нормативных правовых актов разработана Федеральная программа?

3. Положительные и отрицательные стороны ФОП ДО.

4. Новая образовательная программа детского сада.

5. Ответы на вопросы педагогов

1. Устюгова Ю.В. старший воспитатель: в чем состоит специфика Федеральной программы? Федеральная программа реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования. Федеральная программа является обязательной для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а именно для образовательных организаций, независимо от их организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные); организаций, осуществляющих обучение; а также индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательную деятельность на основе лицензии на образовательную деятельность. Федеральная программа определяет минимальный объем, содержание, планируемые результаты обязательной части Программ. Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят Программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, План и иные компоненты. Федеральная программа разработана на государственном языке Российской Федерации. Но это не ограничивает права российских граждан на получение ДО на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании соответствии с частью 4 статьи 14 Закона об образовании.

2. Болта Г.Н., заведующий: на основе каких нормативных правовых актов разработана Федеральная программа? Федеральная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации ДО. Федеральная программа наряду с ФГОС ДО является основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО Программ, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и может быть оформлена в виде ссылки на нее. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования и Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования не являлись нормативными документами, поэтому не требуется издания нормативного правового акта для их отмены. В связи с введением понятия «федеральная основная общеобразовательная программа» из Закона об образовании исключено понятие «примерная основная общеобразовательная программа», соответственно, выше обозначенные документы теряют силу.

3. Устюгова Ю.В., старший воспитатель: у новой программы есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Сначала перечислю плюсы:

  • общий стандарт для всех детских садов. У дошколят будет равный доступ  качественному образованию независимо от места проживания;
  • нацеленность на подготовку к школе. Программа ориентирована на развитие у детей  когнитивных и социальных навыков, а также навыков самообслуживания, которые облегчат переход в начальную школу;
  • инклюзивность. Будут учтены интересы детей с особыми потребностями, что обеспечит им равные с другими детьми возможности для образования и развития;
  • сотрудничество с родителями. ФОП ДО акцентирует внимание на взаимодействии с мамами и папами и вовлечении их в образовательный процесс.

Минусы:

  • Программа насыщена занятиями — это может вызвать стресс и переутомление у детей;
  • Система не учитывает индивидуальный подход к ребенку и не всегда соответствует духу дошкольного образования — особенно в частных садах, которые ориентированы на игровой подход и свободное творчество без рамок и оценок;
  • Чтобы новая программа успешно заработала, детским учреждениям понадобятся учебные материалы, современное оборудование, доступ к образовательным ресурсам. Учитывая разное оснащение садов, на это может понадобиться весомое дополнительное финансирование;
  • Внедрение новых образовательных методов может потребовать переподготовки воспитателей. Это займет время и увеличит нагрузку на сотрудников детсадов;
  •  ФОП ДО предусматривает более 40 праздников в год — в среднем по три-четыре в месяц. Это может создать дополнительную нагрузку на педагогов и не всегда соответствовать потребностям детей;
  • Некоторые эксперты считают, что ФОП ДО слишком сосредотачивается на образовательных занятиях и подготовке к школе. Из-за этого у детей будет меньше времени для свободных игр, а это важно для развития дошколят.

4. Устюгова Ю.В., старший воспитатель: В основной образовательной программе ДОО можно встретить такие фразы: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть – это содержание работы учреждения для решения задач, прописанных в Федеральной образовательной программе. Обязательная часть оформляется в виде ссылки на ФОП. Федеральная программа определяет объем обязательной части ООП, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы образования. Обязательным разделом ООП является рабочая программа воспитания дошкольников. Здесь должна быть раскрыта работа по формированию духовности, патриотизма, приобщения к культурным ценностям российского народа. Структура Образовательной программы имеет три раздела: целевой, содержательный, организационный.

5. Ответы на вопросы педагогов.

1. Первое упражнение «Чем занятие отличается от культурных практик».

Вам нужно все карточки разделить на две группы: «Занятие» и «Культурные практики».

Комментарий: Занятия – это форма организации образовательной деятельности, продолжительность, время в расписании и суммарную образовательную нагрузку которых регулирует СанПиН

1.2.3685-21. Это занимательное и интересное для детей дело, посредством которое они осваивают содержание образовательных областей (пп. 24.12, 24.13 ФОП ДО). К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы. Культурные практики дают детям возможность проявить субъектность, развивают творческую, познавательную и коммуникативную инициативы, инициативу целеполагания. Культурные практики ценны тем, что ориентированы на самостоятельность, творчество, активность и инициативность детей (п.п. 24.18–24.22 ФОП ДО).

2. Второе упражнение «Как проводить педагогическую диагностику достижения планируемых результатов?». Вам необходимо выбрать 4 ответа.

Комментарий:

Метод

Ответ

Комментарий

Наблюдение

Можно

наблюдение – основной метод педагогической диагностики

Беседы с детьми

Можно

беседы дополнят результаты наблюдения

Промежуточная аттестация

Нельзя

в детском саду промежуточную аттестацию не проводят

Анализ продуктов детской деятельности

Можно

анализ продуктов детской деятельности дополнит результаты наблюдения

Итоговая аттестация

Нельзя

в детском саду итоговую аттестацию не проводят

Диагностические

ситуации

Можно

специальные диагностические ситуации можно использовать для диагностики развития детей

Тестирование и проективные методики

Нельзя

Тестирование и проективные методики – это методы психологической диагностики

3. Третье упражнение «О ценностях, к которым надо приобщать детей».

Определите, к каким ценностям должны приобщать детей педагоги в рамках каждой из образовательных областей. Для этого перетащите ценности к нужным образовательным областям.

Комментарий: Совокупные задачи воспитания в рамках социально-коммуникативного развития охватывают больше всего ценностей. Примеры задач: воспитывать уважение к своей семье, населенному пункту, родному краю, стране, к другим детям и взрослым вне зависимости от их этноса и национальности; воспитывать ценностное отношение к культурному наследию своего народа; содействовать становлению целостной картины мира на основе представлений о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи. В ходе речевого и художественно-эстетического развития педагоги должны приобщать детей к одним и тем же ценностям, но при этом решать разные задания воспитания. Так, в ходе речевого развития педагоги должны знакомить детей с формами этикета и нормами культурного поведения, учить чувствовать красоту родного языка. В ходе художественно-эстетического развития, к примеру, воспитывать у детей эстетические чувства, создавать условия для реализации их творческого потенциала.

4. Четвертое упражнение «РППС».

В методических рекомендациях от Минпросвещения есть критерии оценки развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Так, например, среда должна быть ориентирована на повышение физической активности и творческое развитие детей, быть приспособленной для познавательной деятельности и сюжетно-ролевых игр, содержать элементы природы и предусматривать информационное пространство для родителей. На эти критерии должны ориентироваться педагоги, когда создают РППС в своих группах. Но это не все критерии. Определите, какие 6 критериев касаются РППС.

Комментарий: В первую очередь в РППС должны быть элементы, которые можно менять и преобразовывать. То есть среда должна быть открытой. В группах должны быть современные игрушки и оборудование. Детям должно быть комфортно в группе и других

помещениях ДОО. Цветовая гамма помещений должна быть сбалансированной. Группы могут украшать дизайнерские элементы и элементы художественной культуры. При этом в РППС не должно быть ничего, что может угрожать физическому и психическому здоровью детей. (Эстетичность, безопасность, современность, открытость, комфортность, полифункциональность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие. Структура музыкальности. Амузия. Проблемы диагностики музыкальности.

Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Однако, понятие «музыкальность» не исчерпывается названными тре...

Картотека основных видов движений Содержание основных видов движений для детей второй младшей группы.

Картотека основных видов движений Содержание основных видов движений для детей второй младшей группы....

Советы для родителей "Коллективное обсуждение"

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙКОЛЛЕКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ?...

Консультация для родителей в старшей группе "Витамины в детском питании. Содержание витаминов в основных продуктах питания. Содержание йода в продуктах питания ".

Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании фрагментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают сопротивляе...

"Понятие и содержание инклюзивного обучения"

консультация "Понятие и содержание инклюзивного обучения"...

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...