Консультация для воспитателей «Таксономия Блума как инновационная практика в развитии критического мышления старших дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Соломатина Елена Викторовна

    Таксономия Блума предлагает классификацию задач, устанавливаемых педагогами воспитанникам, и, соответственно, целей обучения. Она делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и  психомоторную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx713.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Сказка» с. Становое

 

 

Консультация для воспитателей

«Таксономия Блума как инновационная практика в развитии критического мышления старших дошкольников»

 

 

        Воспитатель: Соломатина Е.В

2023 г. 

      Каждый педагог в процессе планирования образовательной деятельности задумывается над ее целями и конкретными задачами: как повторить, обобщить или систематизировать знания по теме…? Как закрепить умения? Как сформировать интерес к теме, проектной деятельности? Подбирает необходимый материал, составляет задания и т.д. И именно здесь многие из педагогов попадают в ловушку: все вопросы и задания сводятся к тому, чтобы воспитанник знал и понимал материал.

    Но сегодня актуальным является вопрос не столько передачи знаний от пе- дагога к воспитаннику, сколько о воспитании мотивированной, инициативной личности, ориентированной на успех. В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами еѐ получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами         извлечения         знаний,         необходимыми         ему         для дальнейшего саморазвития.

    Для достижения данной цели необходимо, чтобы педагог организовывал образовательную деятельность в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у детей. Образовательная деятельность должна разрабатываться таким образом, чтобы воспитанникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. И здесь педагогам может помочь таксономия Блума. (слайд 2)

    Еще в середине 50-х годов ХХ века американский ученый – психолог уни- верситета в Чикаго Бенджамин Блум сделал интересное открытие в результате интервью c известными музыкантами, математиками, пловцами. Он утверждал:

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми». (слайд 3)

    Блум обследовал выдающихся людей, и на основе данных, полученных в результате этой работы, описал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогли полному развитию талантов этих людей.     Модель Блума была ориентирована на сферу познавательных функций и названа «Таксономия уровней познания Бенджамина Блума».  

Таксономия Блума предложена группой учёных под руководством Бенджамина Блума в 1956 году, написавшего в том же году книгу «Таксономия образовательных целей: сфера познания».      

    В детский сад таксономия начала входить не так давно, но вызвала     заинтересованность среди педагогов-дошкольников.

    Таксономия Блума предлагает классификацию задач, устанавливаемых педагогами воспитанникам, и, соответственно, целей обучения. Она делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и  психомотор-

ную. (слайд 4)

   Эти сферы можно приблизительно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю» соответственно. Внутри каждой отдельной сферы для перехода на  более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере.

  Цель таксономии Блума — мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения. (слайд 5)

    Выделяют         шесть         уровней         познавательной         деятельности, которые  десятилетиями успешно использовались в педагогике.  

    Наиболее разработана и часто используется классификация целей в рамках познавательной области, она представляет собой шестиуровневую структуру или пираимду:

  • знание,                                                                    
  • понимание,
  • применение,
  • анализ,
  • синтез,
  • оценка.

 

Уровень знания. Это самый нижний, начальный уровень. Все цели, относящиеся к этому уровню, формулируются в терминах воспроизведения. Например:         назвать,         перечислить.         Здесь         достаточно познако-комить воспитанников с соответствующей информацией так, чтобы они смогли ее повторить.

Уровень понимания. Чтобы продемонстрировать достижение этого уровня, воспитанник должны изложить изучаемый материал своими словами. Спо- собность изложить информацию своими словами подтверждает, что воспитан- ники ее усвоили (произошло запечатление информации и еѐ переработка). Уровень применения. На этом уровне цели формулируются в терминах применения полученных знаний в изученной и новой (частично измененной или новой) ситуации.

Уровень анализа. Цели данного уровня предполагают, что воспитанники в состоянии разделить изученный материал на отдельные составляющие. Уровень синтеза. Достигнув целей этого уровня, воспитанники могут эффективно комбинировать усвоенные знания, формировать из них новые  конструкции.

Уровень оценки. Это самый высокий, шестой уровень, на котором воспи- танники демонстрируют отношения, делают содержательные оценочные суж- дения об изученном материале, о новых данных, относящихся к изученной об- ласти. (слайд 7-8)

   Таксономия Блума – это не просто схема классификации. Это попытка ор- ганизовать различные мыслительные процессы как иерархию. В этой иерархии, каждый уровень зависит от способности воспитанника работать на этом уровне или уровнях, ниже его. Например, чтобы воспитанник мог использовать знания (уровень 3), он должен иметь необходимые знания (информацию) (уровень 1) и обладать ее пониманием (уровень 2). (слайд 9)

   Применив таксономию Блума, педагог может спланировать образовательную деятельность, задействовав все уровни познания. Так мы получаем инструмент, который поможет отслеживать, насколько эффективно мы побуждаем к деятельности все типы интеллекта воспитанников в образовательной дея- тельности.

    В качестве подсказки при проектировании образовательной деятельности можно использовать следующие инструменты: - помощник педагога «Уровни таксономии Блума»,

  • помощник педагога «Глаголы-действия»,
  • конструктор целей занятия,
  • конструктор заданий Л.С. Илюшина
  • игровые приемы (на основе таксономии Блума). (слайд 10)

    Путем проработки учебных заданий по таксономии Блума формируются умения и навыки воспитанников. Учебные задания в соответствии с уровнями учебных целей таксономии Блума формируют различные навыки.

   Так, первые три уровня таксономии – знание, понимание и применение – формируют репетитивные (репродуктивные) навыки – виды деятельности, за- ключающиеся в умении повторить или воспроизвести усвоенную ранее или только что полученную информацию без искажения ее смысла.

    Задания уровня анализа и синтеза направлены на формирование когни- тивных (развивающих) навыков - виды деятельности, которые требуют познавательного умения, направленного на трансформацию явной или скрытой информации. Основой таких навыков являются знания, которые нужны для дальнейшего глубинного познания образовательной области.    Задания уровня оценивания направлены на формирование поведенческих навыков – это те внешние и внутренние формы поведения, посредством которых личность проявляет свое самовосприятие, восприятие окружающих, восприятие различных жизненных ситуаций через свою манеру реагировать и действовать. Основой таких навыков являются жизненно важные знания, которые доминируют в обыденной жизни.

    В образовательную деятельности педагоги ДОУ могут включать интерес- ные приемы на основе таксономии Блума:  

 

1.«Кубик Блума». (слайд 11-12)

 

 

 

 

 

   Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, пластмассовую, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа.

   Работа с кубиком строится следующим образом:

Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

    К примеру, вопрос, начинающийся со слова

―Назови…‖ может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.    Вопросы, начинающиеся со слов

 ―Почему…‖ соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Воспитанник в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определѐнным предметом или явлением.

   Отвечая на вопрос

 ―Объясни…‖ воспитанник использует понятия и принципы, имеющиеся знания в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

   И, конечно же, задания

―Предложи…‖,

―Придумай…‖,

―Поделись…‖ направлены на активизацию мыслительной деятельности ребенка. Он устанав- ливает различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значи- мость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.

2.«Ромашка Блума». (слайд 13) 

 

 

    Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определѐнный тип вопросов.

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие- то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: Что? Когда?

Как? Их часто используют при традиционных формах контроля.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление ребенку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики.

Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В не- которых ситуациях они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно- следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен, он из объясняющего «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим: «Что было бы, если…?», «Как вы думаете, как будет развиваться …?» и т.д. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что- то плохо?», «Чем одно занятие отличается от другого?» и т.д.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где используются…?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать…?»,   «Как бы вы поступили, если …?»

    Опыт использования этой стратегии показывает, что дети всех возрастов понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

    Использование таксономии Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогатит содержание, разнообразит формы работы. Таксономию можно использовать в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Главное:

адаптировать вопросы и задания, учитывая возрастные особенности де- тей и уровень их развития,

придерживаться следующего порядка:

  • с детьми 3-4 лет реализуются только уровень знания, понимания, применения;
  • с детьми 4-5 лет - уровень знания, понимания, применения, анализа;
  • с детьми 5-6 лет - уровень знания, понимания, применения, анализа, синтеза;
  • с детьми 6-7 лет – все 6 уровней.

     Такая условная градация совсем не означает того, что запрещается исполь- зовать задания более высокого уровня с детьми младшего и среднего дошколь- ного возраста. Все зависит от темы и возможностей детей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума

Консультация для родителейРазвитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блумавоспитатель Шамова М.А. Бенджамин Блум, американский психолог, занимавшийся вопросами образования и р...

Консультация для воспитателей "Технология КРОССЕНС, как средство развития критического мышления старших дошкольников"

Критическое мышление – это умение мыслить.И тогда даже в самой безвыходной ситуации ребенок сможет найти выход, что позволит ему добиться успехов в любой сфере деятельности на протяжен...

«Кубики Блума» как средство развития критического мышления у дошкольников.

laquo;Кубики Блума» как средство развития критического мышления у  дошкольников....

Консультация для родителей Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума

Развитие критического мышления у дошкольников  с помощью Кубика Блума...

Консультация "Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума"

                Изучая методическую литературу, выделила один из приемов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психо-...

Консультация для родителей "Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума"

Бенджамин Блум, американский психолог, занимавшийся вопросами образования и развития талантов, сказал: "Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных...