Опыт работы
материал (старшая группа)

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»группы для детей дошкольного возраста

Педагогический опыт:

«Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста»

Автор – составитель: Искужина Фанура Галиевна

г. Югорск 2024 г.

Аннотация

Прекрасен, многообразен и богат мир природы. Но интенсивная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. В реках и озерах загрязняют воду, и от этого погибает рыба. На лугу обрывают цветы, и поэтому исчезают бабочки. В воздух попадают выхлопные газы машин, и от этого людям становится тяжело дышать...

Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. Из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании».В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания. Ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.В этот период закладываются основы взаимодействия с природой: при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные, мы- взрослые, должны помочь им в этом. Только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к окружающей среде.

От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее!

Педагогическая целесообразность и новизна заключается в построении системы работы, направленной на экологическое образование, формирование экологической грамотности, экологической культуры, которые послужат организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, его гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

Цель  проекта – разработка и апробация системы работы, направленной на повышение уровня экологического образования дошкольников.

Проект призван на развитие познавательных интересов у дошкольников, понимание законов живой природы, сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, формированию представлений об ответственности за состояние окружающей среды, т.е. ответственного отношения к природе, к природным ресурсам и способам их сохранения.
        
Задачи:

- создавать развивающую предметно-пространственную среду, формирующую систему экологических знаний и представлений у дошкольников, в соответствии с их возрастными характеристиками и современными требованиями;

- формировать у детей положительную мотивацию к изучению законов природы, развивать гуманное отношения к ней;

- реализовать способы эффективного партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) и социальными партнерами дошкольного учреждения;

-обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям, повышение компетентности родителей в вопросах формирования экологической культуры ребенка

Ожидаемые результаты реализации проекта.

-  У воспитанников будут сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения   в природе, расширятся перспективы развития познавательно-исследовательской деятельности; повысится интерес к объектам и явлениям природы,  сформируется ответственное отношение к окружающей среде и своему здоровью.

-  Педагоги повысят уровень мастерства в организации  условий по реализации экологического образования дошкольников,

- Родители (законные представители) повысят уровень осведомленности об экологическом воспитании детей.

Ресурсное обеспечение

Временные: долгосрочный с сентября 2023 г. по май 2024 г.

Информационные: сайт школы; личный сайт; интернет - ресурсы, средства массовой информации;

Кадровое обеспечение: обучение на курсах повышения квалификации поформированию у дошкольников экологической грамотности.

Целевая аудитория: педагоги, родители (законные представители) и старшие дошкольники.

Продукция реализации проекта (методические разработки, методические пособия) будет востребована педагогическим коллективом.

Описание педагогического проекта и его обоснование

  Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человеческого сообщества на окружающую среду стало очень острой. Она встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнений и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека, она вырастает в проблему предотвращения  стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличиеи в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Начинать экологическое воспитание и образование необходимо уже в дошкольном возрасте, так как это время знания могут преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольные детство – это начальный этап формирования личности человека, когда закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.

Огромная роль в реализации этой задачи отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете. Кроме того, экологическое воспитание -  это большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов); сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов); умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания); обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

 

Педагогическая целесообразность и новизна заключается в построении системы работы, направленной на экологическое образование, формирование экологической грамотности, экологической культуры, которые послужат организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, его гуманного отношения к природе (нравственное воспитание). Внедрение этой системы позволит создать единое образовательное пространство образовательного учреждения и семьи.

Принимая        во        внимание        состояние        работы        по преемственности         в вопросах экологического воспитания, была сформулирована цель проекта – разработка и апробация системы работы, направленной на повышение уровня экологического образования дошкольников.

Задачи:

- создавать развивающую предметно-пространственную среду, формирующую систему экологических знаний и представлений у дошкольников, в соответствии с их возрастными характеристиками и современными требованиями;

- формировать у детей положительную мотивацию к изучению законов природы, развивать гуманное отношения к ней;

- реализовать способы эффективного партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) и социальными партнерами дошкольного учреждения;

-обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям, повышение компетентности родителей в вопросах формирования экологической культуры ребенка

Ожидаемые результаты реализации проекта.

-  У воспитанников будут сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения   в природе, расширятся перспективы развития познавательно-исследовательской деятельности; повысится интерес к объектам и явлениям природы,  сформируется ответственное отношение к окружающей среде и своему здоровью.

-  Педагоги повысят уровень мастерства в организации  условий по реализации экологического образования дошкольников,

- Родители (законные представители) повысят уровень осведомленности об экологическом воспитании детей.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 5–6лет; педагоги; родители; социальные партнеры.

Механизм реализации проекта:

- диагностика уровня сформированности экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

- пополнение и обновление развивающей предметно-пространственной среды;

- реализация плана мероприятий;

- передача части функций ответственного исполнителя родителям (законным представителям), как равноправным участникам образовательного процесса;

- ежегодное уточнение и корректировка перечня мероприятий в соответствии с мониторингом достижения целевых показателей реализации плана мероприятий;

- информирование общественности о ходе и результатах реализации мероприятий, посредством сайта образовательной организации, личных интернет- ресурсов, приложений - мессенджеров а также родительские уголки группы.

Пути и методы достижения поставленных целей:

Система работы по формированию экологической кульуры у детей старшего дошкольного возраста состоит из ряда мероприятий и рассчитана на один учебный год.

Запланированные мероприятия проводятся как в помещении, так и на улице, в зависимости от цели занятия и необходимого оборудования. Обучение детей экологической культуре даются в различных формах: занятия-соревнования, путешествия, экскурсии, квесты, викторины, игры и другие.

Методыиспользуемые для реализации проекта:

- наглядный,

- словесный,

- информационно-рецептивный,

-игровой,

-частично-поисковый,

- метод практической работы

включают в себя:

• Знакомство детей с миром живой и неживой природы.

• Целевые прогулки

• Решение ситуативных задач.

• Организация игровых занятий-соревнований, квестов, обыгрывание спектаклей.

• Проведение сюжетно-ролевых игр, имитирующих жизненные ситуации: «Лесное происшествие», «Посещение животноводческой фермы», «Тайна лесной поляны».

• Организация обучающих дидактических игр («Что в корзинку мы берем?», «Вершки- корешки», «Воздух, земля, вода», «Природа и человек» и др.).

• Чтение художественной литературы.

• Использование экологических  сказок в игровой деятельности и на занятиях.

Выполнение упражнений для активизации воображения, внимания, восприятия:

• анализ, классификация объектов;

• обобщение по заданной основе;

• сравнение и выделение главного;

• простые выводы;

• действия по предложенной схеме-алгоритму

Ресурсное обеспечение проектапредусматривает создание условий:

Организационные условия:

работа по изучению нормативных документов, методических материалов передовых педагогов по экологическому образованию; создание условий для самореализации каждого ребенка; развитие лидерских качеств у дошкольников; сотрудничество с обществом; включение дошкольников в реальную социально значимую деятельность.

Методические условия:

разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов по экологическому воспитанию  дошкольников; обобщение результатов педагогической практики по проблеме экологического образования дошкольников; повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки; обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, средствами и методами работы.

Временный: долгосрочный с сентября 2023 по май 2024

Информационная:

сайт школы; персональный сайт; интернет-ресурсы, СМИ.

Персонал:

обучение на курсах повышения квалификации по экологическому образованию.

Целевая аудитория:

педагоги, родители (законные представители) и воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6 лет), общей численностью 16 человек.

Практическая значимостьзаключается в том, что предлагаемая система мероприятий способствует успешному формированию экологической культуры у детей, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Этапы и сроки реализации:

Первый этап: информационно-аналитический, организационный (сентябрь 2023 г.)

-  мониторинг уровня экологической грамотности старших дошкольников на начало учебного года;

- организация развивающей предметно-простанственной среды, адекватной возрастным характеристикам и современным требованиям (к ее содержанию, материально-техническому, организационному, методическому и дидактическому обеспечению);

- стимулирование интереса детей к изучению мира природы;

- информирование родителей о планировании работы с детьми в рамках проекта «Формирование экологического воспитания у старших дошкольников».

- Анкетирование родителей.

Второй этап: реализация (сентябрь 2023 г. - апрель 2024 г.)

- организация развивающей предметно-пространственной среды;

-  реализация плана мероприятий;

- передача части функций ответственного исполнителя родителям (законным представителям) как равноправным участникам образовательного процесса;

- уточнение и корректировка перечня мероприятий в соответствии с мониторингом достижения целевых индикаторов реализации плана мероприятий;

- информирование общественности о ходе и результатах реализации мероприятий через сайт образовательной организации, личные интернет-ресурсы, приложения – мессенджеры: Viber, WhatsApp, а также информационные стенды для родителей в группе.

Третий этап: рефлексивно-обобщающий (эффективный) (май 2024 г.):

- анализ результатов работы;

- мониторинг уровня экологического воспитания  дошкольников на конец учебного года;

- обобщение опыта работы по формированию экологической культуры у дошкольников;

- создание продукта реализации проекта (методические разработки, методические пособия).

Ожидаемые результаты реализации проекта.

- Оснащена развивающая предметно-пространственная среда группы и участка.

- Педагоги повысят уровень мастерства в организации  условий по реализации экологического образования дошкольников.

-  У воспитанников будут сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения   в природе, расширятся перспективы развития познавательно-исследовательской деятельности, смогут устанавливать причинно-следственные связи; будут ответственнее относиться к окружающей среде и своему здоровью.

- Повышение интереса родителей к экологическому образованию детей.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

План реализации проекта

Календарно-тематический план мероприятий с детьми

Месяц

тема

Мероприятия

Методическое обеспечение

Сентябрь

«Лес-наш дом»

НОД

1.Тема: «Растения – легкие земли»

Цель: дать представление о значении растений: показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова.

2.Опыт «Как дышат растения?»

3.Экскурсия в городской сквер.

2.Беседы (деревья, кусты, травы, правила поведения на природе).

Цель: расширять представления о разнообразии растений, формировать знания детей о правилах поведения в природе, учить применять полученные знания на практике.

3.Д/игра «Найди дерево по описанию».

«Отгадай, что за растение».

Игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок» (прогулка).

4. Наблюдение за насекомыми осенью.

5.Чтение х/л: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»,

В. Бианки «Как муравьишка спешил домой».

6.Д/игра «Летает-не летает».

7.Отгадывание загадок.

О.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

Книги, иллюстрации, игры, сюжетные картинки.

Октябрь

«Осень золотая»

НОД

1.Тема: «Здравствуй, осень золотая!»

Цель: обобщить знания об изменениях, происходящих осенью, на участке д/сада, назвать цвет листьев на деревьях, обратить внимание на их количество, объяснить происходящие изменения.

2.Составление коллажа из листьев и ягод «Осенний пейзаж».

3. Познавательно-исследовательская деятельность:

 потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете.

4.Д/игры «Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото».

5.Беседа: «Что такое заповедник?»

6. Сбор макулатуры

Подбор репродукций о природе И.Левитан

«Золотая осень», И.Шишкин «Лесная глушь».

Книги, иллюстрации и картины «Растения и животные родного края»

Ноябрь

«Птицы»

НОД

1.Тема: «Птицы поздней осенью»

Цель: расширять представления детей о птицах, продолжать знакомить с понятием «перелетные».

2.Чтение х/л: Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка».

3.Д/игры: «Кто лишний», «Кто где живет», «Перелетные- зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка».

4.Акция «Покормите птиц!». Изготовление кормушек.

5.Просмотр м/ф «Серая шейка»

Подбор сюжетных картинок о птицах, атласы, энциклопедии, подбор литературы: стихи, рассказы,  

Диски с аудио записью голосов птиц, видео запись, конспекты занятий, дидактические игры.

Декабрь

«Зимушка-зима»

НОД

1.Тема: «Дикие животные зимой»

Цель: обогащение представлений о зиме и жизни лесных животных.

2.Беседа о труде лесника.

3. Д/ игры

«Мы маленькие зайчики», «Животные в лесу»,

 «Закончи сказку…»,

4.Чтение х/л: В. Бианки «Купание медвежат»,

Е. Чарушин «Волчишко»,

В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал».

5.Художественное творчество. Лепка

«Лесные звери собираются на новогодний праздник».

6. Акция «Берегите елочку».

Подбор картин, иллюстраций, репродукций о природе

И. Шишкин «Зима в лесу»

А.Егоров «Зимний лес»

Конспекты занятий, дидактические игры, подбор литературы: стихи, рассказы.

Январь

«Живое-неживое»

НОД

1.Тема: «Человек и природа»

Цель: обобщить представления, как человек использует факторы природной среды для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья, воспитывать понимание того, человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу.

2.Д/игра «Угадай, кто я», «Хорошо – плохо», «Что создано природой, а что человеком?»

3.Художественное творчество рисование «Наша веселая планета»

4.Беседа: «Природа и человек»

Цель: объяснить детям о необходимости бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.

5.Составление природоохранительных знаков и их обсуждение.

Подборка фотографий,

 атласов с изображением заказников новосибирской области,  

Репродукции на тему «Природа и человек»

А.Аверин,

«Лето в деревне» Р.Дункан

Февраль
«Богатство России»

НОД.

1. Тема: «Хлеб – наше богатство».

Цель:расширить знания у детей о пользе хлеба для человека; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания, воспитывать бережное отношение к хлебу и людям, вырастившим его.

2.Рассматривание иллюстраций «Хлеб – главное богатство России»,

3.Рассматривание гербария.

4.Пословицы, поговорки о труде.

5.Чтение х/л: Н. Юсупов

 «Голубь и пшеничное зерно»,

 Ю. Круторогов

«Дождь из семян».

6.Д/игры: «Каравай»,

«Узнай растение»,

«Пищевые цепочки»,

«Ботаническое лото»
7.Рисование плаката «Не рубите деревья!»

Репродукции художников к теме «Хлеб–наше богатство»

 Николаев Ю.В

Серебрякова З.Е.

Конспекты занятий, сюжетные картинки, дидактические игры

Март
«Ранняя весна»

1.Реализация проекта «Волшебница вода»

Цель проекта: познакомить со свойствами воды,

формирование у детей, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

2.Беседа: «Берегите воду».  «Кто живет в море, океане», «Кому нужна вода?»

3.Д/игры: «Четвертый лишний», «Да-нет», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде».

4.Опыты: «Какой бывает вода?»

 «Растения пьют воду»,

 «Пар – это вода, лед – это вода»,

 «Очистка грязной воды».

5.Просмотр мультфильма «Капитошка»

6.Художественное творчество:

Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка»

7.  Чтение х/л

Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».

Репродукции

Куинджи А.И.

«Ранняя весна»

Евстигнеев А. «Март»

Подбор книг, развивающие видеозаписи для детей,

сюжетные картинки.

Апрель

«Весна цветущая»

НОД

Тема: «Весенние заботы птиц».

Цель: развивать представления о перелетных птицах, прилет, добывание корма, выведение птенцов, выкармливание, забота о них; о заботе человека о птицах; воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц.

2.П/игры: «Совушка»,

«Перелет птиц», «Коршун и наседка».

3.Чтение х/л: Г. Скребицкий «Берегите птиц», А. Барков «Голоса леса».

4.Художественное творчество (оригами) «Сова».

5. Беседа с детьми о граче, скворце, ласточке.

6.Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей).

7.Слушание аудиозаписи «Пение птиц».

8.Проблемная ситуация: выпавший из гнезда птенец.

Цель: развивать умение принимать решение, которое позволит выйти из ситуации.

Подбор книг: стихов, рассказов,

дидактических игр, сюжетных картинок, иллюстраций

Картина А.Саврасова «Грачи прилетели», Калиновская Е.М. «Первоцветы»

Май

«Поможем сохранить красоту природе!»

.Реализация проекта: «Цветы вокруг нас»

Цель: познакомить с разнообразием цветущих растений, цветы-это часть живой природы, развивать интерес к развитию и росту растений, развивать экологическую культуры.

2.Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.

3.Чтение х/л: В.Катаев «Цветик Семицветик»,

 Т.Шорыгина «Колокольчики и гном», Сказка «Как поссорились растения», Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».

4.Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика)», «Собери букет», «Цветочное лото», Домино – «Наш сад».

5.Исследовательская деятельность: «посадка семян цветов», «цветок тянется к солнцу», «цветок пьет воду», «какую воду пьет цветок».

6.Художественное творчество

 аппликация «Астра», оригами «Тюльпан», открытки мамам.

7.Создание альбома детского рисунка «Мой любимый цветок».

8.П/игра «Я садовник»

Д/игры: «Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение «Найди такое же растение».

Подбор иллюстраций, фотографий, сюжетных картинок, книг, детская энциклопедия

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. 

Рисунки детей, дидактические игры.

Календарный план мероприятий с педагогами и родителями

на 2023-2024 учебный год

Сроки

Содержание деятельности

Форма представления результат

Сентябрь

Взаимодействие спедагогами:

Обзор методической литературы по экологической культуре

Консультация для воспитателей

Сотрудничество с родителями: Изучение мнения родителей по экологическому воспитанию детей, разработка плана работы с родителями по формированию экологической культуры детей, консультирование родителей: «Экологическое воспитаниев семье». 

Анализ результатов анкетирования родителей;

План сотрудничества, консультации, папки -передвижки

Октябрь

Взаимодействие спедагогами

Обмен опытом «Игры, способствующие развитию экологическоговоспитания дошкольников».

Практикум для воспитателей

Сотрудничество с родителями:

Подбор фотографий«Мои любимые цветы», книг о растениях и животных.

Тематические памятки для родителей «Берегите природу»

Фотоколлаж

Выставка книг (оформлении книжного центра)

Сбор макулатуры

Ноябрь

Взаимодействие спедагогами:

Опыт работы по взаимодейтсивию с родителямии соцпартнерами

Презентация

Сотрудничество с родителями:

 «Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился любить и беречь природу». «Домашние питомцы. За или против?»

Изготовление кормушек.

Буклеты;

пополнение методической  копилки

Акция «Покормите птиц!»

Декабрь

Взаимодействие спедагогами:

Показ образовательной деятельности по экологическому воспитанию у дошкольников

НОД; пополнение методической копилки

Сотрудничество с родителями:

Сбор корма для животных

Акция «Твори Добро!»

Январь

Взаимодействие спедагогами:

Мастер – класс «Подари цветочек саду»

Пополнение предметно-развивающей среды

Сотрудничество с родителями:

«Экологическое воспитание. Игры, направленные на экологическое развитие дошкольников»

Родительская встреча; Презентация

Февраль

Взаимодействие спедагогами:

Транслирование опыта работы по проекту

«Чтобы дольше жили книжки»

Презентация;

методические рекомендации

Сбор макулатуры, крышечек и батареек

Сотрудничество с родителями:

 «Советы экологического воспитания»

Буклет;

пополнение методической копилки

Март

Взаимодействие спедагогами:

Семинар по теме:«Формирование основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

Презентация опыта работы;

пополнение методической копилки

Сотрудничество с родителями:

Экскурсия «В гостях цветочной феи»

Статья «Всемирный день воды»

Экскурсия в магазин «Цветы»

Информационый стенд;

пополнение методической копилки

Апрель

Взаимодействие спедагогами:

Консультация «Экология и мы»

Презентация;

пополнение методической копилки повышение педагогической компетентности

Сотрудничество с родителями:

День Земли. Экологическая акция «Посади дерево»

Экологическая акция

Май

Взаимодействие спедагогами:

Презентация. Представление результатов работы

Отчет о проведенной работе

Сотрудничество с родителями:

 «Результаты работы по формированию основ экологического воспитания  у дошкольников за 2023-2024 учебный год»

Презентация результатов работы в родительских чатах, папка-передвижка «Сортируем мусор»

Мониторинг реализации проекта

Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровня сформированности экологических представлений был использован диагностический инструментарий С.Н. Николаевой и Л.М. Маневцовой. (Приложение1)

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего: в какой степени ребенок освоил экологические знания;в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного);какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами.

Изучение уровня экологического представления проводилось в сентябре 2023 и в декабре 2023г. Диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с родителями воспитанников.

 Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

Показатели диагностики экологических представлений и отношения к природедетей старшего дошкольного возраста

По результатам изучения уровня экологических представлений и отношения к природе детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года можно сделать вывод о том, что дети в основном имеют средний и низкий уровень знаний: неуверенно рассуждают о живой и неживой природе, о стадиях развития живых организмов, мало интересуются объетами живой природы, недостаточно владеют информацией об уходе за растениями и животными.

В процессе работы по изучению уровня экологических представлений в декабре месяце проведен повторный срез результатов, в результате которого выявлена положительная динамика. Детей с низким уровнем стало меньше, увеличилась доля детейс средним и высоким уровнем. У воспитанников повысился интерес к объектам живой природы, дети стали обращать внимание на состояние комнатных растений в группе и дома, самостоятельно, либо с помощью взрослых ухаживать за комнатными цветами.

Перспективы развития проекта:

Планирую продолжить реализацию проекта:

-по разнообразию развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с возрастом детей и содержанием образования;

- по привитию гуманного отношения детей к животным и растениям через проведение экологичеких акций;

- по сотрудничеству с социальными партнерами;

- по  реализации проекта педагогическим сообществом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Образовательная деятельность строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность в повышении уровня экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников.

Используемая литература

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! –Парциальная программа. Для детей 3-7 лет. СПб: Детство-Пресс, 2020 г.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!–Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе (5-6 лет). СПб: Детство-Пресс, 2020 г
  3. Николаева С. Н. Как приобщать ребенка к природе : метод.мат-лы для работы с родителями учреждений. – М., 1993.
  4. Николаева С.Н. «Юный эколог»: Парциальлная программа экологического воспитания. Для работы с детьми 3-7 лет. 2 изд. Испр. и доп.М.Мозаиика-Синтез 2022г. 96с
  5. Рыжова Н.А. Наш дом- природа. М.2006 г.
  6. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.2008г.
  7. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. –1992. – № 7–8.
  8. Шорыгина Т.А. «Зелёные сказки: Экология для малышей». – М.: Книголюб, 2006. – 104 с.

Приложение № 1

Диагностический инструментарий С.Н. Николаевой и Л.М. Маневцовой

Диагностика проводится по двум направлениям:формирование экологических знаний, формирование экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

 Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

 В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

 Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания оценивается в по 3-х балльной шкале.

 Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются, далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

 - от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

 - от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

 - от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.

 

Содержание диагностического инструментария:

1. Представления о природе.

А) Живая природа.

Задание 1.

 Цель: выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Используемые материалы: 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы, предметов, созданных человеком. (Растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет).

Методика проведения.

Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

 - Как ты догадался, что все это живое?

 - Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

 - Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2.

Цель: выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

 Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Задание 3.

Цель: Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

 Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Задание 4.

Цель: выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

 Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 5.

Цель: выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.

 Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

 Задание 6.

Цель: выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

 Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

 Задание 7.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

 - Какое это время года?

 - Почему деревья так выглядят?

 - Как изменяется жизнь животных (называется время года)?

 - Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

 Задание 8.

Цель: выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

 Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

 Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

 - Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

 - Как бы ты поступил на его (ее) месте?

 - Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

 Б) Неживая природа.

 С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

 О воде:

 - Какого цвета может быть вода?

 -Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

 - Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

- Зачем нужна вода?

О песке:

 - Чем отличается сухой песок от влажного?

 - Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

 - Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

 - Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

 - Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

 - Зачем нужен дождь в природе?

 - Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

 - Что появляется после дождя на городских улицах?

 - Как меняется небо весной, летом, зимой?

 - Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

 - Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

 Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

 2. Отношение к природе.

Задание 1.

Цель: изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к растениям и животным (во время занятий, игр, на прогулке). Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в центре природы находятся некоторые растения, которые нуждаются в помощи (растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный центр приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи растению, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

 - Как ты думаешь, как себя чувствует объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

 - Хотел бы ты ему помочь?

 - Почему ты хочешь ему помочь?

 Оценка деятельности:

 1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

 

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами

 Цель: выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:

 - выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

 - рассказать о последовательности ухода за растением;

 - непосредственно осуществить уход.

Информацию о том, как дети ухаживают за домашними животными, педагог получает в ходе бесед с детьми и их родителями.

Оценка деятельности:

 1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

 Уровни экологических представлений и отношения к природе:

 Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер. Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.

Приложение № 2

Анкетирование для родителей (законных представителей)

 «Экологическое воспитание дошкольников».

Уважаемые родители!

Мы бы хотели узнать вашемнение по формированию экологической культуры у  детей дошкольного возраста.

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

• Да

• Нет

• Не знаю

2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

___

___

3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

• Да

• Нет

• Не знаю

4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?

• Беседы с ребенком о природе

• Подкормка птиц

• Отдых на природе

• Наблюдение за природными объектами

• Чтение художественной литературы природоведческого содержания

• Другие формы__________________________________________________________

5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

• Высокий

• Средний

• Низкий

6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

• Да

• Нет

7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников__________________________________

_______________________________________________________________________

8. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? _______________________________________________

Благодарим Вас заза сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...