"Здоровьесберегающая технология"
методическая разработка

Наталья Анатольевна. Громова

Вностоящее время педагоги школьных образовательных учереждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательного процесса направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, стойкую мотивациюна здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.docx42.27 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2

«Здоровьесберегающая технология»

Составитель: Громова Наталья Анатольевна

 учитель - дефектолог  

2023г.

Введение

         В настоящее время педагоги школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.  Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в коррекционных школах является особенно актуальной, т.к. дети с ОВЗ особенно нуждаются сбережению здоровья.

Поэтому основная задача учителя – дефектолога выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности. Современные педагогические технологии в школьном образовании направлены на реализацию государственных стандартов школьного образования.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

         Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н. К. Смирнов, который утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

 Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Используемые в практике дошкольного образования здоровьесберегающие технологии — это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса: детей, их родителей и педагогов.

Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от:

-типа образовательного учреждения;

- продолжительности пребывания детей в учебном заведении;

-показателей здоровья детей;

- конкретных условий в учебном заведении;

- программы, по которой работают педагоги;

-профессиональной компетенции педагогов.

                 Цели и задачи здоровьесберегающих технологий:

- обеспечить высокий реальный уровень здоровья детей;

- сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека;

- создать условия для сохранения здоровья детей;

- сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- поддержать здоровьесберегающую компетенцию ученика, позволяющую ему самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий

1.Интеграция здоровья в образовательный процесс
2.Активное участие учащихся в процессе обучения
3. Сотрудничество с родителями 

4.Индивидуальный подход к каждому учащемуся
5. Взаимодействие семьи и школы
6. Развитие навыков самоуправления и саморегуляции 

7.Простота и доступность применения
8.Возможность интеграции с другими образовательными методами

Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий являются основой для успешной реализации здоровьесберегающего образования и способствуют формированию здорового образа жизни учащихся.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у учащихся происходит:

- Улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- Улучшение общего эмоционального состояния;

- Повышается работоспособность, уверенность в себе;

- Стимулируются двигательные функции;

- Снижается утомляемость;

- Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- Стимулируется речевая функция

Здоровьесберегающие технологии, применяемы педагогом-дефектологом на занятиях с детьми с нарушениями в развитии.

1. Физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

2.  Образовательные (воспитания культуры здоровья учеников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

3. Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе образовательно учреждения); 

 4. Сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация); 

5. Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые (игротерапия, самомассаж); 

6.Коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)  

7. Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды (системная совокупность и порядок функционирования всех инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей).

Во время занятий дети с нарушениями в развитии в отличии от своих сверстников быстрее утомляются и нуждаются в частой смене деятельности.

Во время занятий необходимо следить за посадкой учащихся.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.

Физкультминутки можно разделить на группы:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
  • упражнения для кистей рук;
  • гимнастика для глаз;
  • упражнения для мобилизации внимания; 
  • упражнения, корректирующие осанку; 
  • дыхательная гимнастика.

Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки.

Здоровьесберегающие технологии служат для укрепления психологического здоровья школьников. При этом важно:  добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся,  корректности и объективности оценки деятельности учеников  на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся, избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими, следить за доступностью и преемственностью информации, использования соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, создать комфортную для всех обстановку на уроке.

 Сущность данной технологии заключается не столько в моделировании учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды, сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми: ядром активной сенсорно-развивающей среды является не система сенсорной дидактики, не комплекс рабочих режимов, а именно система субъект-субъектных отношений между педагогом и учеником. И именно эта система выступает в качестве условия, средства и результата становления ребенка как субъекта дальнейшего развития.

Технология моделирования учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды включает в себя:

- работа в режиме смены динамических поз

 - пейзажного панно (ситуационно-образное моделирование),

- выполнение зрительного тренажа, наглядного материала на сенсорно-дидактической подвеске, сенсорно-дидактическом держателе (переключение зрения детей с ближних целей на дальние)

      В своей работе мы используем различные технологии сохранения и стимулирования здоровья, авторские здоровьесберегающие методики:

1. Методика Сиротюк Л. А. (кинезиологические упражнения) – стимулируют творческую деятельность, помогают мобилизовать учащихся, позволяют улучшить память, внимание, речь ребенка, снижают утомляемость, повышают работоспособность.

• Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения.

• Упражнения для повышения работоспособности.

• «Кнопки мозга». Одна рука закрывает пупок, другая рука массирует две подключичные ямочки 5-7 сек.

• «Энергетическая зевота». Массаж точек в углублении щек (на верхних скулах). Широко открыть рот и зевнуть не менее 3 раз.

• «Оркестр Балабок». Пропевание гласных звуков, они очень хорошо массируют те точки, которые находятся внутри. Вдох глубокий и пропевание звуков на выдохе, пока не кончится воздух. Перед этим упражнением сделать упражнение «Энергетическая зевота».

 2.  Методика Базарного В. Ф.

• Смена динамических поз.

• Зрительно-двигательные траектории.

• Режим «зрительных горизонтов».

Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В. Ф. Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа.

Подвижный образ обучения позволяет увеличивать двигательную активность детей. Этому способствуют дидактические игры с использованием всего пространства в группе, например: "Найди лишнюю фигуру", "Найди предметы определенной формы", "Найди предметы, в названии которых есть звук. ", "Найди отгадку". Доказано, что дети запоминают образы. В сочетании с движением это - стопроцентное усвоение материала. Все это - огромное количество заданий для зрительного поиска. Дети, в свою очередь, встают, идут, ищут, находят и радуются своим результатам. При этом лучше и легче усваивают материал.

3. Методика Стрельниковой А. Н. (дыхательные упражнения):

• «Ушки». Покачивать головой как будто говорите «Ай-ай-ай, как не стыдно!» Следить за тем, чтобы не было поворота, так как при этом работает другая группа мышц. Правое ухо – к правому плечу, левое – к левому. Плечи неподвижны.

• «Кошка». Вспомнить кошку, которая крадется, чтобы схватить воробья. И повторять ее движения – чуть-чуть приседая, покачиваясь то вправо, то влево. Тяжесть тела перенести то на правую, то на левую ногу. На ту, в какую сторону повернулись. И яростно нюхать воздух справа, слева, в темпе шагов.

 • «Обними плечи». Поднять руки на уровне плеч, повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросить руки навстречу друг другу так, чтобы левая рука обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Движения следуют в темпе прогулочных шагов, строго одновременно с броском повторяйте короткие вдохи.

 

Динамические паузы 

Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой  и других в зависимости от вида занятия.

Релаксация. 

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы   звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

         Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Су – джок терапия.

 Су – джок терапия — это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Направлена на стимуляцию высокоактивных точек, соответствующих всем органам и системам организма, расположенных на кистях рук и стоп.

На занятиях используются Су-Джок шарики, колечки, колючие валики, массажные мячики-ежики.

Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

 Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования используем в своей работе гимнастику для глазразработанную В. Ф. Базарным.

По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

Вот некоторые элементы этой гимнастики.

1. расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево; повторить 3 раза;

2. медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;

3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую; повторить 3 раза;

4. положить ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше; глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони. не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Все эти упражнения способствуют тренировке мышц глаз.

Еще один тренажер для глаз - геометрические фигуры разных цветов на белом круге. Дети "оббегают" фигуры глазами по кругу слева - направо, сверху - вниз.

Созерцание разных цветов повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне. Кроме того, каждый цвет выполняет определенную функцию.

Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Психогимнастика. Методика М.И. Чистяковой

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально- личностной сферы).

Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. (Передать движением, мимикой или иным способом персонажей по содержанию стихотворения. «Ласковый котенок», «Сердитый дедушка», «Удивление»…)

         Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.  Самомассаж проводится в игровой форме  в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Песочная терапия становится все более популярным. Это способ  общения с миром, с самим собой посредством игры с песком.

От других форм арт – терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Также песок развивает мелкую моторику; развивает творческое воображение; формирует развитие всех форм мышления.

         Роль учителя-дефектолога в коррекционных учреждениях состоит в организации процесса, сберегающего здоровье ребенка.

Необходимо сформировать у школьников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Таким образом, правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Диагностика.

Таблица результатов

Аспект

Преимущества использования технологии

Ограничения использования технологии

Мотивация

Способствуют повышение интереса к занятиям, мотивации к здоровому образу жизни

Ограничения по физическому состоянию здоровья

Коммуникация

Умение понимать словесные инструкции. Улучшение коммуникации, сотрудничества, эмпатии.  

Могут возникать проблемы с коммуникацией в виртуальной среде

Активное обучение

Стимулирование активности и самостоятельности учащихся.  Развитие речи, внимания, памяти, усидчивости 

Учитывается степень утомляемости ребенка, особенности его физического и психоэмоционального состояния

Практические навыки

Развитие практических навыков и умений. Укрепление физического и психического здоровья.

   

Результаты мониторинговых исследований

при использовании здоровьесберегающих  технологий

2021-2023 г.г.

№п/п

Ф.И. ребёнка

Коммуникативные навыки

Игровые навыки

Активность

Самореализация

н.г.

к.г

н.г.

к.г

н.г.

к.г

н.г.

к.г

1

Пикалев М.  

н

с

н

с

с

в

н

с

2

Чихарев Л.

с

в

н

в

с

в

с

в

 

н- низкий уровень;         с- средний уровень;                   в- высокий уровень

Итоговые показатели использования здоровьесберегающих технологий

На начало  использования технологии

На текущий момент использования технологии

низкий уровень

50%

низкий уровень

0%

средний уровень

50%

средний уровень

37,5%

высокий уровень 

0%

высокий уровень

62,5%

     

Заключение.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на воспитание личностных качеств, способствующих формированию осознанного и ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских работников.

          Здоровье ребенка можно определить, как совокупность физического, психического, интеллектуального и социального развитий. Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи. Следовательно, от семейного микроклимата во многом зависит и эффективность педагогических воздействий. Ребёнок более податлив воспитательным влияниям, если растёт в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

         Т.к. дети с ОВЗ нуждаются сбережению здоровья не только в школе, но и в семье. Поэтому одной из задач, стоящей перед педагогом, является установление доверительных, но в то же время деловых отношений с родителями обучающихся, в ходе которых корректируется воспитательная - образовательная деятельность педагога, направленная на приобщение родителей к здоровому образу жизни. Современные мамы и папы должны выступать не в качестве пассивных “зрителей” образовательного процесса детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а в качестве активных соучастников.

         В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства школы и семьи, используются разнообразные формы работы: педагогические беседы на родительских собраниях, дни открытых дверей.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушение правила здорового образа жизни. Проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому именно оттого, как будет построен учебный процесс, зависит здоровье наших детей.

 

Список использованных источников

1.      Айзман Р.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. – М.: Юрайт, 2020. – 283с.

2.      Петряков П.А.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М.: Юрайт, 2020. – 198с.

3.      Семикин Г.И., Здоровьесберегающие технологии и профилактика девиантного поведения в образовательной среде: Учеб. пособие / Г. И. Семикин, Г. А. Мысина, А. С. Миронов. - М. : Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, цифровая книга. - 79 с.

4.      Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов. – Волгоград: Учитель, 2010. – 121 с.

5.      Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовании. – Волгоград: Учитель, 2010. – 172.

6.      Чупаха И.П., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе. - М.: Илекса, Народное образование; Стоврополь: Ставропольсервисшкола, 2003.- 400с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...