Технология Игровой деятельности Н.Ф.Губановой
материал

Кочнова Татьяна Александровна

Краткое описание игровой технологии, применение в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kochnova_t.a_igrovaya_tehnologiya_gubanovoy_n.f.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ - игровая деятельность, позволяющая объединить различные области знаний и коррекционно-восстановительный процесс. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, она выполняет роль комплексного развития всех аспектов целостной личности, оказывает влияние на весь ход и результат развития дошкольника. Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования. Касаткина Е.И. отмечает влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности

Актуальность. 

Единственный язык, который легко дается детям- это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребенка невозможна! Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные и импульсивные действия. В условиях игры, считает Губанова, дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Цель. 

Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности. Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи.

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

 Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

-способом обучения;

-деятельностью для реализации творчества;

-методом терапии;

- первым шагом социализации ребёнка в обществе.

 На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

 - предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

 - игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

 - организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

 - развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

 Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Её значение: 

- активизирует воспитанников;

 - повышает познавательный интерес;

 - вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

 - максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Условно игры можно разделить на две основные группы: 

1.сюжетно- ролевые (творческие) игры и игры с правилами. Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

2. К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально- дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта)

Планируемые результаты освоения технологии:

 - Расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.

- Воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

- Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии; творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

 - Приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Применение Игровой технологии в моей работе:

Игровая деятельность- это основной вид деятельности дошкольника, поэтому они просто- напросто не могут без неё. Маленьких детей необходимо научить играть, «навести», подсказать, как это можно сделать, какие предметы или костюмы нужны для игры. Дети постарше уже в состоянии самостоятельно планировать, «затевать» игры, продумывать сюжет, распределять роли между собой. Игры с правилами обязательно объясняются ребятам и маленьким, и старшим. Игры- это не только свободная деятельность детей, но и как, говорит, автор технологии, Губанова, активно применяется в обучающей деятельности. Часто мои занятия с детьми плавно переходят в сюжетно- ролевую игру. Например, если на занятии по финансовой грамотности мы говорим о деньгах, то в конце занятия дети «идут в магазин» и пробуют знания на практике. Или, если на занятии по конструированию ребята строят «Улицу города» или «Автопарк», то занятие может плавно перейти в игру «Город».

Так как ребята растут и интересы очень быстро меняются, я стараюсь как можно чаще изменять пространственную среду группы, вносить в обиход новые игры, обустраивать новые зоны (уголки). Очень нравится ребятам играть с ширмой, которую мы делали собственноручно. Меняя декорации, пошитые накидки, она может быть домом, а может, и в корабль превратиться. Часто привлекаем к помощи в создании игрового пространства групп наших родителей. За интересные задумки они берутся с большой радостью. Начиная со старшей группы, дети всерьёз увлекаются шашками и шахматами, им очень нравятся такие серьёзные умные игры. Сначала учим их мы, затем они уже делятся знаниями между собой.

Я считаю, что играть воспитателю с детьми нужно обязательно! Это неправильно, если воспитатель всегда оставляет этот момент для самостоятельной деятельности. Дети искренне рады и благодарны, когда воспитатель собирает их для игры в группе или на улице, или помогает идеями в процессе, подсказывает, наводит. В наши современные дни, когда родителям некогда играть со своими детьми, и проще дать ему гаджет, научить ребят хорошим играм- наша основная задача, ведь через игры закладывается и развивается всё: и речь, и воображение, и нравственные устои, и социально коммуникативные навыки.

Литература:

1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.:Мозаика-Синтез, 2006-2010 г.г

2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология игровой деятельности в детском саду (Н.Ф.Губанова)»

Цель использования игровой технологии: Обеспечение развития самостоятельности в игре, развитие творчества, проявление интереса к новым видам игр. Воспитание самостоятельности, воли, коммуникативности....

«Технология игровой деятельности в детском саду (Н.Ф.Губанова)»

Цель использования игровой технологии: Обеспечение развития самостоятельности в игре, развитие творчества, проявление интереса к новым видам игр. Воспитание самостоятельности, воли, коммуникативности....

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф.)

Технология игровой деятельности(Губанова Н.Ф.  Игровая деятельность в детском саду).Пояснительная записка.Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ - игровая деятельность, ...

Технология формирования игровой деятельности (Н.Ф.Губанова)

Развивать игровую, творческую деятельность дошкольников через различные виды игр....

Технология игровой деятельно-сти (Губанова Н.Ф. Игровая дея-тельность в детском саду).

Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умен...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф. Губановой, она выполняет роль комплексного развити...