Картотека познавательных бесед для детей дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа)

Камзолова Екатерина Васильевна

На основе анализа психолого-педагогической литературы,нормативно-правовых актов было выявлено ключевое противоречие: между необходимостью развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста и недостаточным количеством методических пособии для организации непосредственной образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_poznavatelnyh_besed.docx42.04 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь (24 темы)

Оглавление:

  1. Беседа «Правила для дежурных»
  2. Беседа «Как я провел лето?»
  3. Этическая беседа «Вежливая просьба»
  4. Беседа, анализ ситуаций «Этикет в детском саду»
  5. ОБЖ. Беседа «По дороге в детский сад»
  6. Этическая беседа «Фея учит вежливости»
  7. Беседа на тему «Овощной магазин – это...?»
  8. Беседа на тему «Москва – столица России».
  9. Беседа «Семьи большие и маленькие»

  1. Беседа «Вместе тесно, а врозь скучно»
  2. ОБЖ. Беседа «Я – пешеход».
  3. Беседа «Наша страна – Россия. Природа нашей страны».
  4. Беседа на тему «То, что растет – живое!»
  5. Беседа «Мы едем в общественном транспорте»
  6. Беседа «Еда вкусная и полезная – Что на грядке растет»
  7. Этическая беседа «Культурный человек».
  8. Беседа «Что я думаю о себе и о других»
  9. Беседа «Мое любимое животное».
  10. Этическая беседа «Этичные и неэтичные поступки».
  11. Беседа «Город, в котором я живу»

  1. Беседа о правах ребенка «Имя, отчество и фамилия»
  2. Беседа о правилах поведения за столом.
  3. Беседа «Кто построил детский сад»
  4. Беседа «Хлеб всему голова»

  1. Беседа «Правила для дежурных»

Цель: напомнить детям, как накрывать на стол, учить действовать последовательно и аккуратно, обсудить важность выполняемой работы. Продолжать формировать трудовые навыки, необходимые при дежурстве.

  1. Беседа «Как я провел лето?»

Цель: предложить детям с опорой на семейные фотографии рассказать о летнем отдыхе, учить отвечать на вопросы педагога. Формировать и развивать у детей связную речь, коммуникативные умения.

  1. Этическая беседа «Вежливая просьба»

Цель: помочь детям осознать значение вежливых слов при общении к кому-либо с просьбой. Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

  1. Беседа, анализ ситуаций «Этикет в детском саду» Цель: продолжать формировать у детей культурно-гигиенические навыки. Познакомить с понятием «этикет», формировать представления о правилах этикета, которые необходимо соблюдать в детском саду, учить сопоставлять свои действия с предписаниями этикета. Рассмотреть различные ситуации, пояснить, как в них нужно действовать.

  1. ОБЖ. Беседа «По дороге в детский сад»

Цель: формировать у детей представления о безопасном маршруте от дома до детского сада. Развивать наблюдательность, внимание, связную речь, память, формировать умение запоминать

последовательность событий, передавать словами информацию и впечатления.

  1. Этическая беседа «Фея учит вежливости»

Цель: вместе с детьми вспомнить правила вежливого общения. Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.

  1. Беседа на тему «Овощной магазин – это...?» Цель: уточнить представления детей об овощном магазине, активизировать в речи: названия овощей, и фруктов, глаголов,

обозначающих действия продавцов и покупателей; качественных прилагательных.

  1. Беседа на тему «Москва – столица России». Цель: актуализировать и дополнить знания о столице нашей

Родины Москве. Вызвать желание узнать больше об этом городе, его истории.

  1. Беседа «Семьи большие и маленькие»

Цель: дать понятие детям о том, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем. Показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них.

  1. Беседа «Вместе тесно, а врозь скучно»

Цель: рассказать детям, как можно избежать ссоры, как помириться, учить видеть нравственную сторону той или иной ситуации, учить оценивать свои поступки и поступки других людей.


  1. ОБЖ. ПДД. Беседа «Я – пешеход».

Цель: продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице, предложить ребятам рассказать, как нужно действовать пешеходам в различных ситуациях.

  1. Беседа «Наша страна – Россия. Природа нашей страны».

Цель: актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о природе нашей страны, ее разнообразии. Побуждать у детей желание больше узнать о ней.

  1. Беседа на тему «То, что растет – живое!»

Цель: предложить детям рассказать о том, почему нужно бережно относиться к растениям, как их беречь. Формировать представления о разнообразии природы и взаимосвязи ее объектов. Обогащать словарь образными словами и выражениями.

  1. Беседа «Мы едем в общественном транспорте» Цель: формировать основы безопасного поведения, рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить правила поведения в общественных местах, в транспорте. Предложить рассказать, почему важно быть вежливым, проявлять уважение к взрослым и сверстникам.

  1. Беседа «Еда вкусная и полезная – что на грядке растет?»

Цель: учить детей устанавливать простейшие причинно- следственные связи, располагать события в определенной

последовательности, подвести к пониманию того, как нужно правильно питаться.

  1. Этическая беседа «Культурный человек».

Цель: предложить детям рассказать о том, каким должен быть культурный человек, обобщить, дополнить и конкретизировать их представления. Учить детей на примере различных ситуаций анализировать и делать выводы.

  1. Беседа «Что я думаю о себе и о других»

Цель: развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общественными нормами поведения. Развивать связную речь, учить произвольно строить предложения разной грамматической конструкции.

  1. Беседа «Мое любимое животное».

Цель: активизация в речи детей соответствующих понятий, формирование умения составлять связный рассказ, участвовать в диалоге.

  1. Этическая беседа «Этичные и неэтичные поступки».

Цель: рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, кто из людей поступил правильно, а кто нарушил правила. Учить детей сопоставлять свои желания и поступки с этическими и нравственными нормами, принятыми правилами поведения.

  1. Беседа «Город, в котором я живу»

Цель: закрепить знание детей о достопримечательностях любимого города; учить узнавать на фотографиях заповедные


места и называть их. Развивать связную речь, воображение, умение подбирать прилагательные, согласовывать слова в предложениях.

  1. Беседа о правах ребенка «Имя, отчество и фамилия»

Цель: рассказать детям о том, почему важно знать свои права и обязанности, о том, что имя, отчество и фамилию человек получает при рождении по соглашению родителей.

  1. Беседа о правилах поведения за столом.

Цель: предложить детям вспомнить важнейшие правила поведения за столом, изобразить их при помощи символов (кушать, не торопясь, тщательно пережевывать пищу; помнить, что все неприятности происходят из-за спешки или из-за баловства; за едой нельзя разговаривать, смеяться; нужно убирать за собой и т.д.). Учить детей соблюдать правила во время приема пищи.

  1. Беседа «Кто построил детский сад»

Цель: дать детям представление о важности труда строителей, рассказать о разных строительных специальностях, воспитывать уважение к их профессии.

  1. Беседа «Хлеб всему голова»

Цель: закрепить у детей знания о хлебе и о труде людей, выращивающих хлеб. Обогащать словарный запас существительных, прилагательных. Активизировать употреблять в речи образные выражения («Работать в поте лица», «Что посеешь, то и пожнешь»). Закрепить знания об обрядах, связанных с жатвой.

Октябрь (17 тем)

Оглавление:

  1. Беседа «Как растения готовятся к зиме»
  2. Беседа «Цыплят по осени считают»
  3. Беседа «Транспорт»
  4. ОБЖ. Беседа «Убережем дом от пожара»
  5. Беседа «Погода и здоровье»
  6. Этическая беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
  7. Беседа «Коли семья вместе, так и душа на месте»
  8. Беседа на тему: «Как я провел выходной?»
  9. Беседа с детьми на тему «Самая хорошая»
  10. Беседа «Как люди обустраивали свой дом раньше»

  1. Беседа на тему «Обычаи и занятия наших предков»
  2. Беседа по ОБЖ «Когда остаешься один дома».
  3. Беседа «Кого называют скромным»
  4. Беседа «Урок дружбы»
  5. Беседа «Как в нашей семье заботятся о здоровье»
  6. Беседа «Разноцветное настроение».
  7. Беседа о спичках

  1. Беседа «Как растения готовятся к зиме»

Цель: формировать первичные представления о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений: по изменениям погоды, внешнего вида растений, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы.

  1. Беседа «Цыплят по осени считают»

Цель: объяснить детям значение идиоматического выражения. Развивать познавательную сферу детей, формировать умение обобщать знания, выделять сходства и различия.

  1. Беседа «Транспорт»

Цель: учить детей правильно называть виды транспорта и детали машин. Упражнять в образовании приставочных глаголов и прилагательных от существительных. Побуждать к употреблению в речи сравнений, определений.

  1. ОБЖ. Беседа «Убережем дом от пожара»

Цель: познакомить детей с правилами противопожарной безопасности, рассказать, как можно дома вместе с родителями сделать рисунки – «напоминалки» о том, что необходимо, уходя отключать газ, электроприборы, свет.

  1. Беседа «Погода и здоровье»

Цель: обобщить и дополнить представления детей об особенностях осенней погоды, о том, какие опасности для здоровья она таит. Учить одеваться по погоде, соблюдать элементарные правила безопасности.

  1. Этическая беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Цель: помочь понять детям, что ссоры могут привести к беде. Как можно избежать ссоры и какие способы знают дети для примирения. Учить соблюдать нравственные нормы поведения.

  1. Беседа «Коли семья вместе, так и душа на месте» Цель: формировать ценностное отношение к семье, как нравственной основы воспитания. Систематизировать и углублять знания детей о семье и внутри семейных отношениях. Формировать у детей чувство любви и уважения к самым близким и родным людям – членам семьи, гордость за свою семью, духовно

– нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье. Углублять знания о правилах поведения и нормах взаимоотношений в семье, семейных традициях.

  1. Беседа на тему: «Как я провел выходной?» Цель: формировать умение составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события; с помощью воспитателя строить рассказ в соответствии с требованиями к структуре

сюжетного повествования (экспозиция – обрисовка действующих лиц, времени и места действия; завязка – причина события, развитие события, развязка).

  1. Беседа с детьми на тему «Самая хорошая».

Цель: предложить детям рассказать о том, за что, они любят свою маму, какая она, помочь им понять, что мама нуждается в заботе, помощи, ее нужно беречь, стараться не огорчать.

  1. Беседа «Как люди обустраивали свой дом раньше»


Цель: расширять представления детей о жизни наших предков, их быте. Пробуждать интерес детей к истории, культурному наследию своего народа, развивать воображение.

  1. Беседа на тему «Обычаи и занятия наших предков».

Цель: расширять и систематизировать представления детей об обычаях наших предков, традициях родного края. Помочь понять смысл различных традиций прошлого. Воспитывать чувство гордости за богатое наследие наших предков.

  1. Беседа по ОБЖ «Когда остаешься один дома». Цель: обсудить с детьми, какие правила нужно соблюдать, если ребенок остался дома один. Попросить пояснить, какие правила нарушили козлята – персонажи сказки «Волк и семеро козлят». Рассказать, как нужно поступать в аналогичной ситуации в реальной жизни.

  1. Беседа «Кого называют скромным»

Цель: предложить вниманию детей различные ситуации, обсудить, кто из участников ведет себя скромно, а кто вызывающе. Учить давать оценку поведения и его последствий.

  1. Беседа «Урок дружбы»

Цель: обсудить с детьми, что дети знают о дружбе, друзьях. Что означает дружить. Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки друзей. Актуализировать и уточнить представления детей о дружбе, о формах взаимоотношений в коллективе. Предложить им вспомнить различные ситуации и квалифицировать поступки их участников как дружеские или не дружеские.

  1. Беседа «Как в нашей семье заботятся о здоровье» Цель: предложить детям рассказать о семейных традициях, связанных со здоровым образом жизни, о том, как заботятся о своем здоровье, о своих близких члены семьи. Способствовать формированию осознанного отношения к здоровью.
  2. Беседа «Разноцветное настроение».

Цель: формировать у детей умение обращать внимание на свои поступки, переживания, отношение к другим, учить простейшим приемам саморегуляции поведения и настроения.

  1. Беседа о спичках.

Цель: рассказать детям о том, для чего нужны спички, как они устроены, для чего используются. Обсудить опасность попыток самостоятельно их использовать.

Ноябрь (23 темы)

Оглавление:

  1. Беседа «Как животные готовятся к зиме»
  2. Беседа «Не будь жадным»
  3. Беседа «Красивые места нашего города»
  4. ОБЖ Беседа «Не играй с огнем!»
  5. Беседа «Полезные привычки»
  6. Беседа «Я среди людей»
  7. Беседа «В тридесятом царстве»
  8. Беседа на тему «Улица, на которой ты живешь»
  9. Беседа на тему «Герб родного города»
  10.         ОБЖ Беседа «Что может случиться, если ты промочишь ноги на улице»
  11. Беседа «В мире вежливых слов»
  12. Беседа «Что хорошего можно сделать для друзей»
  13. Беседа «Мой друг, подруга»
  14. Беседа «Детский сад - второй дом»
  15. ОБЖ Беседа «Что любят зубки?»
  16. Беседа «Глобус»
  17. Этическая беседа «Мои достоинства и недостатки»
  18. Беседа «Капитошка»
  19. Беседа «Мой лучший друг – мама»
  20. Беседа «Как я встречаю маму»
  21. Этическая беседа «Зайчик, который всем помогал»
  22. Этическая беседа «Умей видеть тех, кому нужна помощь»
  23. Этическая беседа «Добрые дела»

  1. Беседа «Как животные готовятся к зиме»

Цель: формировать представления о сезонных изменениях в жизни животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме; воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, стремление их подкармливать; давать первые представления о приспособлении животных к изменениям природы.

  1. Беседа «Не будь жадным»

Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к жадности. Учить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть. Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей.

  1. Беседа «Красивые места нашего города»

Цель: закреплять у детей представления о знаковых местах родного города, научить узнавать их по фотографиям. Развивать интерес к родному городу.

  1. ОБЖ Беседа «Не играй с огнем!»

Цель: объяснить детям опасность игры с огнем, рассказать о правилах поведения в случае возникновения пожара.

  1. Беседа «Полезные привычки»

Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, закреплять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья. Формировать основы здоровьесберегающих компетенций: владение элементарными способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля, умение применять привила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье и безопасности.

  1. Беседа «Я среди людей»

Цель: формировать у детей социокультурные компетенции: владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей (сын – дочь, брат – сестра, внук – внучка, друг – подруга); умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы, эффективными способами организации свободного времени. Определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе.

  1. Беседа «В тридесятом царстве»

Цель: предложить вниманию детей отрывки из знакомых сказок, учить оценивать поступки сказочных героев при помощи приема ТРИЗ «Хорошо – плохо», учить видеть их неоднозначность. Учить выражать в речи сочувствие, сопереживание героям сказок, эмпатию.

  1. Беседа на тему «Улица, на которой ты живешь»

Цель: вызвать у детей желание узнать об истории улиц, на которых они живут, формировать информационные компетенции (учить работать с различными источниками информации, искать и отбирать необходимые сведения).

  1. Беседа на тему «Герб родного города»

Цель: рассказать детям о функциональном значении герба, дать представление об его истории, рассказать о том, что изображено на гербе города.

  1.         ОБЖ Беседа «Что может случиться, если ты промочишь ноги на улице»

Цель: рассказать детям о профилактических мерах, способствующих предотвращению различных простудных заболеваний в период поздней осени. Учить выбирать одежду и обувь по погоде, соблюдать правила безопасности на улице.


  1. Беседа «В мире вежливых слов».

Цель: предложить вниманию детей различные ситуации, обсудить, какие вежливые слова уместны и необходимы в каждом конкретном случае, каково значение и назначение вежливых слов.

  1. Беседа «Что хорошего можно сделать для друзей». Цель: познакомить детей с различными ситуациями, обогащать опыт проявления дружеского расположения. Стимулировать желание делать что-то хорошее для друзей.

  1. Беседа «Мой друг, подруга».

Цель: развивать связную речь детей, формировать умение грамматически правильно строить предложения. Воспитывать дружеские чувства.

  1. Беседа «Детский сад – второй дом»

Цель: предложить детям сравнить детский сад и дом, сказать, что общего, в чем различия. Рассказать о труде множества людей, которые стараются сделать детский сад уютным, а пребывание детей в нем комфортным. Воспитывать бережное отношению ребят ко всему, что их окружает в саду.

  1. ОБЖ Беседа «Что любят зубки?»

Цель: учить детей заботиться о здоровье зубов, обсудить, что полезно, а что наносит вред зубам. Учить ухаживать за зубами правильно.

  1. Беседа «Глобус»

Цель: расширять представления детей о нашей Родине, о ее месте на планете Земля. Познакомить с понятиями Северный и Южный полюс, Арктика и Антарктика. Развивать любознательность.

  1. Этическая беседа «Мои достоинства и недостатки». Цель: познакомить детей с понятиями «достоинство» и

«недостаток», рассказать о том, что при желании можно побороть в себе любые недостатки. Составить вместе с детьми таблицу, в которой надо записать, чего хочет добиться каждый ребенок или чему научиться. Напротив каждого желания поставить знак «-.», который скоро может превратиться в «+».

  1. Беседа «Капитошка».

Цель: актуализировать представления детей о круговороте воды в природе, рассказать о том, как происходит данный процесс зимой. Развивать связную речь.

  1. Беседа «Мой лучший друг – мама»

Цель: развивать связную речь детей, формировать умение грамматически правильно строить предложения. Осваивать первоначальные представления социального характера на основе формирования семейной принадлежности.

  1. Беседа «Как я встречаю маму»

Цель: активизировать в речи детей ласковые слова и выражения, предложить вспомнить, как обращались друг к другу персонажи различных мультфильмов, сказок. Обсудить как меняется настроение человека при использовании добрых слов.

  1. Этическая беседа «Зайчик, который всем помогал» Цель: познакомить детей с таким понятием, как взаимопомощь, с помощью сказки Е.Бехлерова «Капустный лист» объяснить детям, что помощь другим может приносить радость тем, кто ее оказывает. Объяснить, что настоящая помощь бескорыстна.
  2.         ческая беседа «Умей видеть тех, кому нужна помощь»

Цель: объяснить детям, что все люди нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему.

  1. Этическая беседа «Добрые дела»

Цель: раскрыть смысл слова «доброжелательность», рассказать о необходимости доброжелательного отношения к окружающим людям, объяснить детям, что доброе дело доставляет радость тому, кто его делает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.

Представлена картотека игр для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Представлены следующие игры: «Каталки и тележки», «Змейка», «Каталки», &l...

"Картотека игр на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Игры развивают зрительное внимание, слуховое, развивает логическое мышление, умение анализировать и выделять признаки предмета, логически рассуждать, формировать вопросы....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Картотека дидактических игр по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста к миру животных

В картотеке представлены разнообразные игры по ознакомлению с животным миром в средней, старшей и подготовительной группе....

Познавательная беседа для детей дошкольного возраста «23 февраля - День защитника Отечества»

Цель: расширить знания детей о армии Российской Федерации.Задачи: воспитание патриотических чувств, знакомство со структурой вооруженных сил России, развитие смекалки и внимания....

Картотека упражнений с использованием различных видов песка на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Песок очень удивительный материал. Он вызывает огромный интерес у детей. Работая с песком, психолог решает большое количество задач. С помощью песка мы развиваем мелкую моторику; внимание, память, мыш...

Картотека. Игры для развития познавательно-речевой сферы детей дошкольного возраста

Игры для развития познавательно-речевой сферы детей дошкольного возраста  «Разложи предметы»Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – дерев...