Социокультурный инновационный проект в старшей группе "Юные волонтёры или калейдоскоп добрых дел"
проект (старшая группа)

Смышляева Елена Михайловна

Включение в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста волонтёрства значительно расширяет сферы их социального общения, способствует усвоению социальных ценностей и нравственных качеств личности, формированию позитивной социализации.и

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_proekt_yunye_volontery.docx265.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2 городского округа города Райчихинска

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

   Рассмотрено                                                                      Утверждаю                                                  

на педагогическом совете                                                   Заведующий МДОАУ   детским                            

                                                                                              садом №2

протокол № _2______                                                          ___________ С.А.Серёжникова                              

от «_31__» __08____2021года                                          от «_31__» __08_2021года        

                                                                                                             

Социокультурный  инновационный проект волонтерского движения

«Юные волонтеры или калейдоскоп добрых дел»

https://sun9-66.userapi.com/impg/xnZzEbgc0cGZQoecWU0Xae8w2MmADQcfTGi5YA/MUgJyJZEH-Q.jpg?size=600x604&quality=96&sign=8a8ba4bcf005ab83ea5e2432c716ce3e&type=album

г. Райчихинск

2021г.

Информационная карта проекта

1

Полное название проекта

Социокультурный инновационный проект волонтерского движения «Юные волонтеры или калейдоскоп добрых дел»

2

Специализация проекта

Волонтерское движение

3

Цель проекта

Создание условий для развития волонтерского движения в МДОАУ детском саду № 2, формирующего позитивные установки воспитанников, родителей и педагогов ДОУ на добровольческую деятельность.

4

Автор проекта

воспитатель

5

Целевая аудитория: обучающихся старших и подготовительных к школе групп, педагогов, родителей.

Воспитанники старшей группы, педагоги МДОАУ детского сада № 2, родители воспитанников.

6

Сроки реализации проекта

Долгосрочный (1 год)

1 год работы - с 01.11.2021г по 31.08.2022г. - старшая группа

7

Этапы осуществления проекта

  1. Подготовительный этап: сентябрь – октябрь 2021
  2. Основной этап: ноябрь 2021 – апрель 2022г.
  3. Заключительный этап (подведение итогов): май 2022г.

8

Ожидаемые результаты реализации Проекта

1. Описание условий организации волонтерского движения в детском саду.

2. Разработана система мероприятий в рамках волонтерского движения.

3. Разработаны кейсы социально - значимых проектов, волонтерских инициатив.

4. Создана интернет-страничка волонтерского движения «Юные волонтеры или калейдоскоп добрых дел» на официальном сайте МДОАУ детского сада № 2.

5. Обобщение опыта работы по проекту среди педагогов г. Райчихинска.

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Л.Н. Толстой

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

 Современные условия ФГОС ДО подвели к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие в условиях ДОУ.

Изучая образовательные практики, обратили внимание на опыт работы волонтерского движения в дошкольном образовании – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:

  • ответственности;
  • милосердия;
  • самостоятельности;
  • умение общаться с разными социальными группами людей;
  • личностный позитивизм.

Считаю, что включение в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста волонтерства, значительно расширит сферы их социального общения, будет способствовать усвоению социальных ценностей и нравственных качеств личности, формированию позитивной социализации детей дошкольного возраста.

Социокультурный инновационный проект «Юный волонтёр или калейдоскоп добрых дел» направлен на включение детей старшего дошкольного возраста, родителей (законных представителей), педагогов ДОУ в ту атмосферу жизнедеятельности, где нуждаются в их помощи. Реализация проекта имеет ярко выраженные воспитательные и деятельностные функции, позволяет формировать нравственные ценности у участников проекта.

Волонтерская деятельность дошкольника это:

• помощь в обеспечении экологического благополучия окружающего пространства;

• благотворительная деятельность в отношении различных категорий граждан: пожилые люди (дедушки и бабушки), воспитанники младших возрастных групп ДОУ, товарищи по группе, дети с ограниченными возможностями;

• благотворительная помощь представителям животного мира, пропаганда милосердного отношения к ним;

• пропаганда здорового образа жизни и др.

В Проекте представлен алгоритм работы педагогического коллектива по эффективной социализации дошкольников средствами волонтерского движения, через  изменения в содержании методической, образовательной деятельности, взаимодействии с родителями, социальными партнерами.

Реализация Проекта будет способствовать:

- формированию важнейшего личностного новообразования дошкольного возраста;

- произвольной регуляции поведения и деятельности, способности к самоконтролю;

-  будет иметь позитивный воспитательный эффект;

- будет способствовать достижению целевых ориентиров социально-коммуникативного развития дошкольников, заявленных во ФГОС ДО;

- даст безусловные социально-культурные преимущества в сфере межличностных отношений детей и их включения в общественную жизнь.

 Основная идея Проекта: формирование эффективной социализации детей дошкольного возраста через расширение сферы социального общения, активную деятельность, волонтерство, возможности усвоения социальных ценностей и нравственных качеств личности для воспитания будущей активной гражданской позиции подрастающего поколения.

Изучением социализации детей дошкольного возраста в истории отечественной педагогики, можно отметить труды:

-  исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой (показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым);

- диссертация И.А. Княжевой на тему «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» (рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка);

- исследования и изучение здоровья дошкольников занимался В.А. Сухомлинский (отмечал заботу о здоровье как важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы);

- Шипицына, О.В. Заширинская, Е.И. Кульчицкая. П.Г. Саморукова (рассматривали формирование у дошкольников доброжелательности, бережное отношение дошкольников к природе).

За основу работы по включению в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста волонтерства взята «Технология эффективной социализации дошкольника» Натальи Петровны Гришаевой «Дети – волонтеры», которая с успехом используется в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста последние десять лет. За это время накоплен  значительный опыт волонтерской деятельности в дошкольных организациях. Но и в настоящее время продолжают проводиться исследования в области изучения сущности волонтерства в дошкольном образовании, особенностей содержания и перспектив развития.

В проекте определены основные цели и задачи, этапы и сроки реализации проекта, ожидаемые результаты, разработана система мероприятий по реализации проекта, определена дальнейшая перспектива.

Цель организации волонтерской группы в дошкольной организации – развитие волонтерского движения, которое будет отвечать запросам современной социокультурной ситуации и способствовать формированию у воспитанников социального и личностного опыта.

Задачи:

  1. Создать условия для  формирования социальной сознательности и активности воспитанников.
  2. Вовлечь воспитанников в позитивную и социально значимую деятельность.
  3. Актуализировать волонтерское движение через участие в мероприятиях, социальных акциях, флеш-мобах и др.
  4. Организовать процесс преемственности внутри волонтерского движения: от подготовительных к школе групп к младшим группам.
  5. Создать благоприятные условия для динамического развития волонтерского движения в дошкольной организации.
  6. Организовать работу с социальными партнерами дошкольной организации и с общественными организациями города с целью обмена опытом организации волонтерского движения.
  7. Формировать коммуникативные навыки и навыки общения в разновозрастном коллективе.
  8. Формировать культуру и ценности здорового образа жизни.

Основные принципы:

• принцип создания ситуации успеха;

• принцип творчества и сотворчества;

• принцип добровольности;

• принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей детей;

• принцип толерантности;

• интеграция проекта в разных видах деятельности

• развитие и самореализация;

• принцип партнерства и сотрудничества;

 • правовое равенство.

Планирование работы по проекту

Этапы проекта

Мероприятия

Начальный

Опрос родителей (законных представителей) старшей группы  возможности организации в условиях ДОУ волонтерской группы.

Самостоятельное изучение литературы, публикаций  СМИ.

Обсуждение с педагогами ДОУ организации волонтерского движения на базе детского сада.

Проведение родительского собрания об участии в волонтерском движении.

Оформление документации, локальных актов на уровне детского сада, подбор наглядного материала, выпуск информационных буклетов, изготовление символики волонтеров  и др.

Основной

Планирование работы волонтерской группы. Разработка занятий, определение тематики бесед.

Распространение  опыта работы среди педагогов, вовлечение их в волонтерскую деятельность

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Совместное проведение и участие в мероприятиях, акциях и др. детей, родителей, педагогов.

Заключительный

Оформление итоговой документации по проекту

Обобщение опыта работы по теме проекта

Итоговое  мероприятие «Мы - волонтеры»

В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения я выделила следующие блоки работы:

        •        работа с детьми  5-7 лет (волонтёрское движение);

        •        работа с педагогами;

                •        работа с семьёй.

     Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке «Работа с детьми»:

•        формирование милосердия.

•        развитие трудолюбия

•        воспитание потребности к здоровому образу жизни.

•        Формирование  толерантности

•        Формирование сознательного, не прагматичного  отношения к природе,

•        Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.

Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.

     Работа с педагогами  и родителями предполагает 3 этапа:

     1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду № 2.

     2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.

     3 этап. Развитие волонтёрского движения.

     На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».

     На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.

     На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.    

Руководитель волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель старшей группы, который координируют всю деятельность, организует работу волонтёров по различным направлениям, обеспечивает связь с городским волонтёрским движением и осуществляет планирование деятельности.

     Практическая значимость проекта:

Успешная реализация проекта может стать прецедентом  в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении.

В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе,  милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого  вида и типа, при условии заинтересованных активных,  искренних, целеустремленных лидеров.

Критерии оценки эффективности проекта:

  • Доля (%) педагогов и родителей воспитанников, принявших участия в добровольческих акциях и мероприятиях МДОАУ детского сада № 2
  • Уровень толерантности, трудолюбия, милосердия у детей  старшего дошкольного  возраста.
  • Количество  партнеров - участников проекта.

Механизм оценки:

  • Отзывы целевых групп волонтерского движения (пожилые,  одинокие, инвалиды)
  • Диагностика.
  • Анкетирование.
  • Опрос.

Риски проекта и пути их преодоления:

Участники

образовательного процесса

Сложности

Пути преодоления

Родители

Не достаточная осведомленность родителей (законных представителей) о волонтерском движении

Непонимание родителями (законными представителями) необходимости формирования духовно-нравственных качеств

Открытые мероприятия, консультации, беседы, акции, экскурсии, просмотр видеоматериалов, информационно-просветительские материалы - создание возможности приобретать новые знания

Дети

Боязнь вступать в контакт с незнакомыми людьми, частое проявление эгоистических качеств (это моё, я, и т.д.)

Интегрированный педагогический процесс (беседы, просмотр фильмов, чтение худ. литературы и т.д)

Педагоги

Не достаточен уровень педагогической компетенции воспитателей групп по вопросам волонтёрского движения. Загруженность воспитателей.

Обучение на семинарах, мастер-классах, изучение нормативной базы. Мотивация педагогов к внедрению и реализации системы работы.

     

    

План работы волонтерского движения

детского сада  с детьми старшей группы на 2021-2022гг.:

п/п

Название мероприятия и цель

Сроки

1.

1. Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».

Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.

2. Беседа «Мы – маленькие волонтеры».

Цель: формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность; воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

3 Торжественное мероприятие «Дорогою добра»

(принятие в ряды волонтерского движения)

Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении.

4. Участие в городской акции «Я рисую добро», посвященной Всемирному дню Защиты бездомных животных

ноябрь 2021г.

2

1. 5 декабря в России отмечается День добровольца (волонтёра) «День волонтера».

Цель: Популяризация благотворительности, формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность.  

2. Акция « Игрушка на новогоднюю красавицу».

Цель: Формирование и развитие творческого мышления и творческих способностей детей, желание через свой труд приносить пользу и радость другим людям.

3 Поможем младшим дошкольникам одеваться  после сна.

4 Поможем бездомным животным.

декабрь 2021г.

3

1Выпуск стенгазеты «Спешите делать добрые дела».

Цель: сформировать потребность   в совершении добрых поступков,  в    сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает.

2. Акция «Подари книгу детскому саду».

Цель: пополнение фонда книжных уголков в группах дошкольных учреждений  познавательной и детской художественной литературой; формирование бережного отношения к книге, привлечение детей к чтению, воспитание чувств  гуманизма и благотворительности.

3. Акция «Построй дом для птиц!»

 Цель: Вовлечь детей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников для птиц; пропагандировать среди дошкольников знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.

4. Акция «Покормите птиц зимой».

1.Цель: Оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи; развивать гуманное отношение к птицам, мотивацию и

интерес к их охране.

Январь 2022 г.

4

1 «День доброты». Акция «Твори добро».

Цель: Оказание помощи нуждающимся детям.

2. Участие в спортивном развлечение посвященному 23 февраля.

Цель: Организация активного отдыха детей и поддержание здорового образа жизни; создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

3. Подготовка подарка для папы.

Цель: Привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику, изготовлению сувениров – подарков папам, дедушкам, братьям.

Февраль 2022г.

5

1Акция «Твори добро».

 Цель: Сбор игрушек для воспитанников ДОУ; создание радостного настроения у малышей.

2. Беседа «Легко ли быть добрым?»

  Цель: Создать условия для воспитания доброты,                    

милосердия. Выявление правильного и ошибочного представлений о доброте и  добрых целях.

3. «Самый главный человек на земле». (Изготовление подарка для мамы).

Цель: Воспитывать чувство любви и уважения к близким и родным людям -   мамам, бабушкам.

4. «Международный день счастья».

Цель: Дать представление о том, что под собой подразумевает понятие «счастье»; развивать эстетические чувства; воспитывать толерантность.

Март 2022г.

6

1. Всемирный день здоровья. Акция «Мы здоровье сбережем».

Цель: Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

2.Флешмоб «Мы выбираем спорт!».

Цель: Популяризация активного отдыха, здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни;

3.Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».

Цель: создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей; развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции; осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей.

4.Трудовой десант: «Мусору – нет!».

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, приучать детей к соблюдению чистоты на участке.

Апрель 2022 г.

7

1. Проведение акций «Георгиевская ленточка».

Цель: Формирование чувства сопричастности к общему подвигу и общей памяти.

2.Возложение цветов. «Никто не забыт, ничто не забыто…».

Цель: Создать условия для формирования духовно богатого гражданина и патриота России; содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим;

3.Участие  в «Бессмертном полке».

Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России.

4.Итоговое собрание волонтеров и родителей.

Цель: Подведение итогов. «Финиш Кладовой добрых дел». Награждение.

Май 2022 г.

8

 Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это

актуально!», «Узнай о волонтерстве».

Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

2. Создание альбома «Кладовая добрых дел».

Цель: У детей: воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; бережное, внимательное отношение к окружающим, сверстникам, близким, желание совершать для них добрые дела; Развитие представления о понятиях «добро», «зло» их важности в жизни людей; понятие о том, что добрые дела доставляют радость.

  1. Оформление странички на сайте «Кладовая добрых дел».

Цель: Будет происходить информирование населения о важности и огромном вкладе, который делают для социального развития волонтеры; популяризация волонтерского движения, привлечение общественную жизнь, проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр. детей и к общественно значимой деятельности, формирование увлеченности детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования

4. Акция «Ромашковое счастье». (Ко Дню семьи, любви и верности).

Цель: Укрепление социального института семьи, развитие практических навыков позитивных внутрисемейных отношений и духовной культуры дошкольников.

Июль 2022 г.

9

1. Встречи с инспекторами ГИБДД.

Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

3.3Акция «Безопасные дороги детям».

Распространение памяток «Внимание водитель!», «Безопасные дороги детям».

Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля.

2 День российского флага. Акция «Под флагом России».

Цель: Воспитание юных граждан нашей страны через любовь к главным символам Родины. 

3.Поможем бездомным животным

Август 2022г.

 Используемая литература.

1. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.

2. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. - Вологда, 2007.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.

5. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94.

6. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.

7. Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.

- Выставка рисунков «Береги свою планету ,ведь другой такой же нету»

Акция «Посади цветок»

- 13 ноября – Всемирный день доброты Флэш-моб «Если добрый ты…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе на тему "Наши добрые сказки"

Проект в старшей группе на тему "Наши добрые сказки"...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В старшей группе На тему: «НАШИ ДОБРЫЕ СКАЗКИ»

Данный краткосрочный проект "Наши добрые сказки" старшей группы детского сада посвящен знакомству детей с русскими добрыми сказками и привитию у детей культуры чтения в связи с тем, что все ...

Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп»

Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....

Творческий проект в старшей группе на тему: «Сказки – добрые друзья»

Творческий проект в старшей группе на тему: «Сказки – добрые друзья»...

Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп»

Возраст детей: 5- 6 летТип проекта: информационный, познавательно-речевой, творческий.Продолжительность: долгосрочный (2 месяца)Цель: Формировать эстетическое восприятие окруж...

Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп» проект по окружающему миру (старшая группа)

Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....