Самообразование по теме: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Захаренкова Ирина Викторовна

методическая разработка по развитию речи ( старший возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx55.05 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование

по теме:

«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

«Первый воспитатель – это народ,

а народные сказки – первые и блестящие попытки

создания народной педагогики»

К.Д. Ушинский

«Чтение сказок – тропинка, по которой,
умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка».
В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Детство – самая прекрасная и беззаботная пора. Множество открытий готовит каждый шаг ребёнка, каждый его прожитый день. Детство можно назвать возрастом «поэтическим». Однако ребенку, словно поэту с его тонкой организацией, незнакомы трудности и проблемы жизни. Он видит мир в цветах и ярких красках. Жизнь маленького человека состоит из фантазий, игр и ярких образов, которыми он украшает окружающий мир. Хотелось бы обратиться к высказываниям великих педагогов-новаторов. Так Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

С самых первых дней ребёнка родители знакомят с начальными элементами фольклора, такими, как потешки, прибаутки, колыбельные. Посредством вышеперечисленных элементов фольклора ребёнок знакомится с навыками поведения. Первые полноценные художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это всё-таки сказки. Ведущую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка играют сказки. Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. И происходит это благодаря всё той же народной сказке. Сказка приходится благодатным, а также ценным источником в воспитании любви к Родине.

Сказка наставляет детей на творческое мышление, любовь и уважение к будущему всего человечества. Трудно представить детство ребёнка без сказок и детских книг. Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Определённо, сказки нельзя назвать развлечением, а также средством от скуки. Ведь сказки — это способ совершенствование для ребенка. Ребёнок неоднократно может просить почитать родителей или воспитателей его любимую книжку, чтобы ещё и ещё раз услышать историю про так полюбившихся ему героев сказки. Зачастую ребенок подражает главным персонажам, стараясь быть на них похожим. Ведь каждому ребенку очень хочется быть бесстрашным, крепким и сеющим добро. В сказке всё возможно. Стоит только захотеть. Без сказки у ребенка нет мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка преподносит шанс ребенку пофантазировать.

Кто есть я? Кем я хочу себя видеть? Что бы я сделал, если бы я обладал волшебством? И поэтому дети любят сказки, и в своих фантазиях представляют себя в роли добрых волшебников, великанов, фей волшебниц и т.д.

Ведущей задачей взрослого, я считаю, является направить ту самую фантазию ребёнка в нужное положительное русло, так как в отрицательное направиться ему совсем не сложно.

Большинство русских народных сказок передают ребёнку убеждённость в успехе, одержанном добра над злом. Именно через сказку дети приобщаются с такими первенствующими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.

Несомненно, что духовно-нравственное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений, с проведением проецирования на поступки людей.

Поэтому я твёрдо убеждена, что работу по духовно – нравственному развитию детей необходимо начинать с раннего возраста и именно с интереса к сказкам.

Но, к всеобщему сожалению, в современной обстановке нынешнего российского общества имеется такое явление как падение нравов и преобразований не в лучшую сторону ценностных ориентиров у людей. Экономические и политические перемены, происходящие в нашей стране, не всегда, однако, оказывают утвердительное и благотворное влияние на развитие и становление молодого поколения, находящегося в поисках своего «я» и смысла своей жизни. Это явление отпечаталось на второсортности современных детских литературных произведений, подавляющей популяризации далеко не нравственных мультфильмов иностранного производства, что вносит определённое искажение и искривление в формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, таких как доброта, сердобольность, сострадание, сопереживание, праведность, честность.

Именно народные сказки сберегли ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие утратили, надеюсь, что не безвозвратно.

Актуальность

Данная проблема подтолкнула меня на изучение темы – «Сказка, как средство в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Актуальность данной темы вижу в следующем, а именно: в современном, нравственно нестабильном обществе сказка, как и многие традиционно культурные ценности, ощутимо утратила свое значение. А ведь именно с помощью сказки детям дошкольного возраста гораздо легче и доступнее (в возрастном плане) получить нравственный навык и сформироваться как индивид.

Для решения этой проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как убеждена, что сказка созвучна с мышлением маленького человека и является прекрасным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

Волю — сложное и многогранное качество личности.

Веру в себя — умение противостоять неудачам.

Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

Обязательность — умение держать слово.

Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

Доброту и честность. Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:

умение слушать;

умение познавать;

умение сравнивать, сопоставлять;

умение мыслить словами;

связную речь;

интерес к учебе;

мышление;

внимание;

память;

воображение;

мимику лица и жесты;

эстетические чувства;

чувство юмора.

Определившись с формой работы, я поставила цель и сформулировала задачи.

Цель: развивать и воспитывать в детях моральные и духовно-нравственные качества посредством восприятия сказки.

Задачи:

- Изучить методическую литературу по данной теме;

- Выявить возрастные особенности духовно-нравственного воспитания детей – дошкольников;

- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (В. Сухомлинского, К. Чуковского)

- Развивать у детей интерес к сказкам.

- Помочь детям усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, через восприятие сказки.

- Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и другие духовно-нравственных качества.

- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других.

- Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Виды сказок:

1. Дидактические (в форме учебного задания)

2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают-воображают («колдуют»).

3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации ,ставят спектакли.

4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать. («Как Сергей научился жалеть», «Седой волосок» В. Сухомлинский).

5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки).

Народные (с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему);

Сказки о животных;

Бытовые сказки;

Волшебные сказки.

Для того, чтобы детям было интересно использую метод фантазирования и приёмы:

Нахождение ласковых, сказочных, красивых, грустных слов в сказке; Придумывание разных слов (длинных, смешных);

Произношение слов.

Методы по ознакомлению детей со сказкой:

Работа с детьми предполагает использование как традиционных методов, так и инновационных.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказываю детям наизусть, при этом достигается наилучший эмоциональный контакт с детьми. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. В группе имеются такие игры, как “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев), «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Где мой домик?», «Что за сказка», «Собери из частей», «Мамы и их детеныши», «Из какой это сказки», «Волшебные рукавички», «Найди пару», «Кто я?» и т.д.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, использую различные дидактические игры, например, «Встреча героев», «Звукорежиссеры», «Новая сказка», «Пропущенный кадр», «Сказочная цепочка».

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Беседы по моральному воспитанию играют очень важную роль, так как они помогают освоить нормы и правила нравственного поведения. В процессе беседы воспитатель задает вопросы для обсуждения, ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения. Например, такие как «Заболел друг», «Заболела бабушка», «Жадный кармашек», «Правда-неправда», «Вежливость», «Доброта» и др. Тем самым побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими

Наряду с традиционными, годами сложившимися методами и приёмами ознакомления детей со сказками, продумываю новые приёмы. Это помогает развитию интереса детей к народной и авторской сказке.

Так, отправляясь в путешествие по стране сказок, на пути детям встречаются сказочные домики, в которых живут герои разных сказок: одни – добрые и весёлые, другие грустные, третьи – злые, четвёртые - трусливые. На домах не номера, а пиктограммы с выражением настроения, используются слайды. И вот дети «учат» злую бабу Ягу улыбаться, быть доброй, а трусливому зайцу дети показывают выразительные движения, выражающих смелость и уверенность.

Использую разные приёмы вхождения в сказку (благодаря волшебному зеркалу дети попадают в сказку, или выбирают одну из трёх волшебных дорог, а иногда детям помогает путешествовать «сердце», объясняю детям, что сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое.)

Для развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти) использую в развивающих играх сказочный сюжет, одновременно решая вопросы нравственно воспитания.

Мнемотаблицы для пересказа произведений, игры «Квадрат Воскобовича», схемы героев сказки, составленные из элементов игры. Домики для персонажей сказок дети «строят» используя счётные палочки и палочки Кьюзинера, геометрический конструктор, магнитную мозаику, блоки Дьенеша.

Творческие задания использую как в индивидуальной, так и коллективной работе. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных моделей с помощью приёмов фантазирования («Сказки наизнанку» - Красная шапочка- злая, волк - добрый)

В ходе изучения каждой сказки последующие занятия посвящены рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.

Приёмы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие.

Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Широкораспространённым приёмом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Следующий приём – беседа по сказке. Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных.

Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

• Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Образовательный процесс можно осуществлять:

В ходе непосредственно образовательной деятельности;

В режимных моментах;

В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

При организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Этапы работы:

I этап - теоретический:

определение темы;

определение целей и задач;

составление плана.

II этап - подготовительный:

подбор народных сказок;

подбор методической литературы, произведений В. А. Сухомлинского;

подбор материала, пособий;

составление перспективного плана мероприятий;

проведение предварительной работы с родителями;

подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

III этап - основной:

познакомить детей с русско-народными сказками и произведениями В. А. Сухомлинского;

формировать умения понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;

обогащать и активизировать словарный запас;

развивать связную речь;

развивать интерес к сказкам;

развивать творческие способности детей;

развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)

воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

воспитывать активность и самостоятельность;

создать развивающую среду по данной теме.

IV этап - заключительный:

Подведение итогов.

Формы и методы работы с родителями

Консультации

Родительские собрания

Конкурсы

Организация фото.

Работа с родителями:

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальных консультации и беседы с родителями

. 3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

Перспективный план по самообразованию на 2023-2024 год

Тема: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитании дошкольников»

Составил: воспитатель Захаренкова Ирина Викторовна

Перспективный план по самообразованию на тему

«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Содержание работы

Сроки выполнения

1

#1055;одбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитании дошкольников»: постановка целей и задач по данной теме.

2. Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой».

Сентябрь.

2

  1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».
  2. Методические приёмы: -Чтение детям и пересказ сказки детьми: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.
  3. Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Учите детей любить книгу».
  4. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»
  5. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками

Октябрь.

3.

#1057;оздание картотеки сказок для работы с детьми.

#1052;етодические приёмы: - Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

3. Чтение сказок: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинский.

#1044;идактическая игра: «Угадай сказку».

5. Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста».

6. День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам.

Ноябрь

4.

#1048;зучение темы: «Использование сказок в работе с детьми. Методические приёмы:

- Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

- Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский.

- Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

- Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)

. - В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки». 2. Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки».

3. Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

Декабрь

5.

Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В. Сухомлинский.

-Драматизация сказки «У страха глаза велики» (см. приложение)

-Консультация для родителей: «Сказкотерапия, как воспитательная система, органичная внутренней среде человека».

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой»- о пользе домашнего чтения.

Январь

6.

Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

Методические приёмы:

- Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»

- Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского

- Мини-викторина по сказкам К.Чуковского

- Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят».

Февраль

7.

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

Методические приёмы:

- Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А. Сухомлинский.

- Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

- Мини-викторина «Русские сказки»

- Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

- Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

- Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для ребенка».

- В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».

-Литературная викторина с родителями «В гостях у сказки» (см.приложение)

Март.

8.

Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей».

Методические приёмы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки. - Драматизация русско-народной сказки на новый лад «Репка » (см. приложение)

2. Добавить материал в театральный уголок

Апрель

9.

1. Самоанализ плана по самообразованию. Методические приёмы.

- Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

- Драматизация сказки К.И.Чуковского «Путаница» (см. приложение)

- итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки».

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

Май.

10.

Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приемы:

Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

Итоговое родительское собрание: Какая прелесть- эти сказки

Выставка работ детей : « Наши любимые сказки»

Выставка рисунков по изученным сказкам: «Мой любимый сказочный герой» по сказкам К.И Чуковского

В конце года

Результативность.

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по развитию духовно-нравственных качеств дала положительные результаты:

- дети знают определённые сказочные сюжеты;

- научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у детей заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети стали различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

В дальнейшем планирую продолжить работу, с детьми старшего дошкольного возраста использовать более сложные инновационные приёмы при ознакомлении и работе со сказкой.

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:

1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

#1057;борник научно – методических статей. Орёл 2015 г. Под редакцией О. В Бережнова

3. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

4. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

5. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001 г.

#1049;ерк С., Марквардт П. Театрализованные игры с детьми от 2 лет, 2016г

7. Ромах, О. В. Нравственная культура в национальных аспектах [Электронный ресурс] / О. В. Ромах, Я. Ю. Скоморохова //Аналитика культурологии. – 2012. – № 23. – Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/; Загл. с экрана.

8. Виноградова Н. «Воспитание нравственных качеств дошкольника»

9. Петерина В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

10. Шарыгина Т.А. «Вежливые сказки»

11. Божова Л.И. «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.

12. Пахомова О.Н. «Добрые сказки» (Этика для малышей) 2003г.

13. Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок/ Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04.

Приложение

Драматизация сказки «У страха глаза велики» (подготовительная группа)

Цель: 1. Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.

#1059;чить объяснять значение слов.

#1056;азвивать навыки драматизации, учить детей действовать в коллективе, проявляя свою индивидуальность.

#1042;оспитание дружеских взаимоотношений.

Ход занятия:

Времечко летит стрелой,

Не угнаться, не догнать

Вот к нам в гости

Сказка вновь летит опять.

- Ребята к нам на урок пришли герои из разных сказок, угадайте из какой сказки лиса, поросята, сестрица Алёнушка и братец Иванушка и т.д. Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой. Показ сказки.

2. О чем рассказывается в этой сказке? - О том, как бабушка, внучка, курочка и мышка ходили за водой.

- Скажите, сказка эта смешная или грустная?

(Ответы детей)

Смешная, потому что все герои испугались.

Нам и смешно и грустно одновременно.

- Вспомните, как названы в сказке герои, и почему?

Бабушку называют в сказке старушка, как в сказке называют внучку? Внучка - хохотушка, как в сказке называют курочку? Курочка – клохтушка,

Как в сказке называют мышку? Мышка – норушка.

Почему бабушку называют старушкой?Потому что бабушка взрослая,

Почему в сказке называют внучка хохотушка?

Потому, что внучка веселая весёлая, почему в сказке называют курочка клохтушка?

Потому что курочка квохчет, почему в сказке называют мышка-норушка? Потому что мышка живет в норке

Молодцы!

-Какие у них были ведра и почему?

Ребята скажите какое ведро было у бабушке-старушке? Большое. Потому что бабушка взрослая.

Скажите какое ведро было у внучки-хохотушки? У внучки-хохотушки было ведро поменьше. Почему? Внучка поменьше.

Какое ведро было у курочкиклохтушки? У курочки клохтушки с огурчик. Почему? Курочка еще меньше.

Какое ведро было у мышки норушки? А у мышки-норушки с наперсточек. Почему? Мышка совсем маленькая.

Ребята наперсточек это колпачок, надеваемый на палец при шитье.

- А откуда они брали воду и почему? Откуда бабушка старушка брала воду большим ведром? Бабушка старушка брала воду большим ведром из колодца, потому что она взрослая.

Откуда брала воду внучка –хохотушка ведром поменьше? Внучка хохотушка брала воду ведром поменьше из колоды.

Ребята, колода это бревно с выдолбленной серединой и залито водой, а почему она брала из колоды, потому что колода меньше чем колодец. От куда брала воду курочка-клохтушка ведерцем с огурчик? Курочка-клохтушка брала воду ведерцем с огурчик из лужицы , потому что курочка маленькая. Откуда брала воду мышка-норушка ведерцем с наперсточек? А мышка норушка брала воду ведерцем с наперсточек из следа от поросячьего копытца, потому что она совсем маленькая.

- Какие звери почудились водоносам? Ребята, водоносы это люди которые носят воду, и какими словами они названы в сказке?

Бабушке –старушке – медведище.

Внучке-хохотушке – волк.

Курочке-клохтушке – лиса.

Мышкенорушке – котище усатый.

Зайке четыре охотника.

- Скажите, для чего все наши герои носили воду? Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить.

Физминутка.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем обтирались

Ножками топали, ручка хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкульт-привет!

Сейчас я вам ещё раз прочитаю сказку, внимательно слушаем, потому что по ней мы поставим драматизацию

3. – Ребята у нас на доске иллюстрации из нашей сказки, и на столах соответствующие иллюстрации, но на них налетел волшебный ветер и перемешал порядок в сказке, и мы его сейчас восстановим.(восстанавливаем правильное расположение иллюстраций)

Молодцы очень хорошо справились с заданием. А теперь мы с вами отправляемся в театр и посмотрим сказку «У страха глаза велики» (распределяем роли)

Кто желает быть бабушкой и т.д. (расставляем декорации)

Здесь будет стоять дом, колодец, а здесь яблоня, лужица и т. Д. Сказка начинается

Жили были бабушка-старушка,

внучка-хохотушка,

курочка-клохтушка,

мышка-норушка (идут в дом)

Каждый день они ходили за водой.

Бабушка: у меня, было ведро большое.

Внучка: у меня поменьше.

Курочка: у меня с огурчик.

Мышка: у меня с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца. Внучка из колоды. Курочка из лужицы, а мышка из следа от поросячьего копытца.

Набрали водичку назад идут.

Бабушка: вода трех , плех!

Внучка: трех-трех! Плех-плех-плех!

Мышка: трех-трех-трех!Плех-плех-плех!

Воды набрали идут домой через огород. А в огороде яблонька росла и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп и зайке в лоб! Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, ведра побросали домой побежали.

Бабушка: на лавку упала.

Внучка: за бабку спряталась.

Курочка: на печку взлетела.

Мышка: под печку схоронилась

. Бабушка: ох ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка: плачет. Бабушка, волк то какой страшный на меня наскочил!

Курочка: кудахчет ко-ко-ко. Лиса ведь ко мне подкралась чуть не сцапала!

Мышка: пищит пи-пи-пи. Котище то какой усатый. Вот страху то я натерпелась!

Зайка: вот страсти то! Четыре охотника за мной гнались и все с собаками. Как только меня ноги унесли.

Дети: верно говорят: «У страха глаза велики» чего нет и то видели.

- На какой иллюстрации изображен страх (показывают)

- А как вы догадались что именно на этой иллюстрации (они бегут открыли широко глаза, рот, у них лицо испуганное)

-А кого они испугались (маленького зайчика)

- Почему они его испугались?

- Почему говорят у страха глаза велики?

Трусливый сам придумывает и приумножает свои страхи. Боязливому, трусливому везде представляются опасности.

Ребята как вы думаете, драматизируя сказку вы сумели передать чувство страха, который был у наших героев? Когда человек что-то не знает хорошо, то и пугается чего-то, стоит ему собраться с мыслями и страх уже уходит.

- Какими на этой картинке представляются охотники? Смелые, храбрые, мужественные.

Чему учит нас сказка « У страха глаза велики?» Быть храбрыми, смелыми и не чего не бояться.

- Что вам сегодня понравилось на занятии?

Молодцы все сегодня работали хорошо.

Инсценировка сказки «Репка» на новый лад.

В подготовительной группе.

Звучит музыка барыня. Выходит Репка танцует

Встает посередине зала и говорит

РЕПКА: В уважаемом народе

Я расту на огороде

Вот какая я большая

До чего же хороша я

Сладкая и крепкая

Называюсь репкою

Вам с такой красавицей ни за что не справиться

Музыка леса

ВЕДУЩИЙ: Жил в одной деревне дед

Вместе с бабкой много лет

Дождь прошел не слышно грома

В небе солнышко встает.

дед выходит садится на лавочку

бабка садиться рядом шепчут друг другу

музыка закончилась

ВЕДУЩИЙ: шел дедуля из далёка и старухе говорит…

выходит на середину и ходит по кругу потом остановился, говорит

ДЕД: я смотрю на огороде

все дождем помыло вроде

почитаю я журнал…

БАБКА: лучше б репку ты сорвал

я бы кашу бы сварила

ДЕД :ну ладно уговорила

пошел репку тянуть

тянет репку

ВСЕ ГОВОРЯТ: дедка дедка посадил наш репку

крепко крепко зацепилась репка

тянем тянем

тянем тянем

вытянуть не можем

кто же кто же

кто же кто же

дедушке поможет

ДЕД: остановился и говорит

бабка,бабка иди репку тянуть

бабка выходит

первая музыка

бабка ходит возле дома подметает

за водой пошла остановилась и говорит

БАБКА: я еще полы не мыла

и корову не доила

в доме дел, не впроворот,

а на помощь дед зовет

идет к деду и тянут репку

ВСЕ ГОВОРЯТ: тянем тянем…

вытянуть не можем.

кто же… нам поможет

бабка зовет внучка

БАБКА: внучка, внучка иди репку тащить

играет 2 музыка плясовая внучка по кругу кружиться и притоптывает

музыка закончилась, внучка и говорит

ВНУЧКА: с куклой новой я играю

я ее принаряжаю

в доме дел,невпроворот

а меня зовут на огород

встает за бабкой

ВСЕ ГОВОРЯТ: тянем … кто нам помо

жучка жучка иди репку тащить

Музыка собачий вальс

Собака бежит мелкими шагами по кругу и чешет то одно ухо то другое и лапками роет

Останавливается и говорит

ЖУЧКА: Гав гав гав ну что такое?

Не найти нигде покоя?

Только я прилег, вот зовут на огород

Встает в ряд все поют

Тянем… кто же нам поможет?

Жучка зовет кошку

ЖУЧКА: Кошка, кошка иди репку тянуть

Звучит музыка веселая

Идет кот важно перебирает лапами по кругу останавливается и говорит

КОШКА: мяу вы зачем зовете киску?

Угостить большой сосиской?

Все герои отвечают: Нет!

КОШКА: Мяу, опять мне не везет!

Ну что ж, пойду на огород!

Все говорят

Тянем…кто же нам поможет?

Кот зовет мышку

КОШКА: Мышка иди репку тащить!

Музыка баханамама

Гордо идет по кругу как кот и танцует бахама…

Стоит и говорит

МЫШКА: Нет! У мышки вы-хо-дной!

И не спорьте вы со мной!

Покачаюсь на качелях!

Что молчите, анемели?

Внучка говорит

ВНУЧКА: Мышька ты сказку не читаешь?

Ничегошенько не знаешь?

Ты за кошку ухватись,

(мышка кошке брысь)

ДЕД: Мышка ты забыла что ли

кто у нас хозяин в доме?

СОБАКА: Становись скорее в ряд

(мышка нарочно встает вперед)

Все говорят

Мышька ты не туда, назад!

ДЕД: Вот подожди я рассержусь!

МЫШКА: Всё дедуля , становлюсь

Снова тянем….

Вытащили репку!

Звучит плясовая все по кругу танцуют

И говорят

Репка в середке кружится все вокруг идут

ВСЕ говорят: репка наша здесь

ой как хочется поесть

приложили мы все силы

наша дружба победила

Драматизация сказки К.И.Чуковского «ПУТАНИЦА»

Оборудование и атрибуты: шапочки котят- 4, утят-3, свинки-3, воробушек - 1, кит- 1, лягушки-2; воробей -1, медведь – 1, заяц -1, лисички – 2, крокодил – 1, бабочка – 1. 2 пачки «спичек» для лисичек, ткань голубая и красная для моря, корзина с фруктами и грибами для крокодила.

Слова ведущего:

Сказка радость нам несет,

Тот, кто знает, тот поймет,

Побеждает в ней добро,

Ведь, оно сильней, чем зло

. Тот, кто сказки уважает,

Непременно вырастает,

Превращаясь в мудреца,

Верит очень в чудеса.

Сказка — чудная копилка,

Что накопишь, то возьмешь,

А без сказки в этой жизни

- Непременно пропадешь.

Под музыкальное сопровождение дети выходят в зал по одному и представляют своих героев- зверюшек.

Бабочка.

Я бабочка- красавица,

летаю тут и там.

Я бабочка- красавица, порхаю по цветам.

Лягушки:

Ква- ква –ква, Ква-ква-ква!

Ах, какая красота!

Лисички.

Мы –лисички черный носик, и у нас пушистый хвостик.

Утята. Кря-кря-кря, Кря-кря-кря!

В речке плаваем всегда.

Котята .

Мяу-мяу, у котенка хвост пушистый, голос звонкий.

Поросята

Что такое поpосенок?

Hос pумяный - это pаз,

И вдобавок паpа сонных,

паpа синих добpых глаз.

Воробьишка.

Я - смелый и храбрый птенец-воробей,

Живу, не боясь ни зверей, ни людей.

Везде, где хоть кто-нибудь что-то жует,

Птенец-воробей свою крошку найдет.

Заяц

Я такой ужасный трус!

Всех на свете я боюсь

– . Я боюсь лису, и волка,

И охотника с двустволкой!

Но зато с морковных гряд

Уношу я всё подряд.

И попробуй-ка поймай-ка!

Бегает быстрей всех зайка!

Кит

Вешу я сто двадцать тонн – больше в двадцать раз, чем слон!

Зверя не найти на суше, что так много может скушать

– На диете не сидит голубой усатый кит.

Медведь:

Я большой, мохнатый, бурый!

Начихать мне на фигуру

– Мясо, ягоды и мед Есть готов я круглый год!

А еще люблю спать много

И храпеть на всю берлогу!

Не указ никто мне, ведь всех сильней в лесу медведь.

КРОКОДИЛ

Я зелёный и зубастый, только ты не трусь напрасно:

Я друзей всех удивил, потому что …крокодил!

1-й ребенок

Очень нравятся нам сказки.

Любим мы и волшебство

Подражаем кошкам, мышкам

Не боимся никого.

2-й ребенок

Вот берем мы в руки краски

На лице рисуем маски.

Сказка наша оживает

И дружить нам помогает.

Под музыку дети уходят за кулисы

Ведущая: Вы слышите, что творится за шторами! Все звери о чем-то спорят, шумят. Да они же все перепутались! Смотрите, что получилось. Это же ПУТАНИЦА.

Под музыку выходят КОТЯТА.

Ведущая:

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята, Хрюкать!»

Под музыку выходят утята

Ведущая: А за ними и утята:

Дети: «Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата, Квакать!

Котята и утята между собой «переговариваются», как бы споря Под музыку выходят поросята, идут между котятами и утятами, как бы разнимая спорящих

Ведущая:

Свинки замяукали:

Дети: Мяу, мяу!

Ведущая: Кошечки захрюкали:

Дети: Хрю, хрю!

Ведущая: Уточки заквакали

Дети: Ква,ква!

Ведущая: А лягушки, вдруг, закрякали!

Дети: Кря, кря! летит воробушек, облетает всех, встает, подбоченившись и мычит

Ведущая: Воробышек прискакал и коровой замычал:

Ребенок: Му-у-у!

Ведущая: Прибежал медведь и давай реветь:

Ребенок: Ку-ка-ре-ку!

Все герои садятся по-турецки в кружки и «переговариваются» Ведущая: Только заинька был паинька

Под капустою лежал,

По- заячьи лопотал

И зверюшек неразумных

Уговаривал

«Кому велено чирикать

Не чирикайте

Кому велено мурлыкать

Не мурлыкайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам: под облаком!»

Ведущая:

Но веселые зверята

Поросята, медвежата

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят

(дети танцуют под веселую музыку «Полька парами»)

Танец с голубой тканью «Море»

Ведущая: А лисички взяли спички, к морю синему пошли Море синее зажгли.

(под музыку выходят лисички, дети берут красную ткань, под музыку изображают огонь)

Ведущая: Море пламенем горит, выбежал из моря кит: Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!

Спортивные эстафеты «Пожарники»

Ведущая:

Долго, долго крокодил море синее тушил

Пирогами, и блинами, и сушенными грибами.

«Тушат, тушат, не потушат, заливают, не зальют.

(дети имитируют движения тушения пожара, дуют, машут на огонь) Ведущая:

Тут бабочка прилетела, крылышками помахала,

Стало море потухать - и потухло

под музыку прилетает бабочка и машет крылышками- тушит пожар Ведущая:

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ручками захлопали: (дети) раз, два, три!

Ножками затопали: (дети) раз, два, три!

Кошки замурлыкали: (дети) мяу, мяу!

Птички зачирикали: (дети) чик-чирик

! Лягушата квакают: (дети) ква-ква!

А утята крякают: (дети) кря, кря!

Ведущая: А ЛИСИЧКИ засмущались!

ЛИСИЧКИ: Мы плохими оказались!

Спички это не игрушка!

Их не спрячешь под подушку!

И не ляжешь с ними спать

На пушистую кровать!

Спички детям брать нельзя!

Это помните, Друзья!

Бабочка: Превращаться в игре можно!

Только нужно осторожно!

Не во всё можно играть!

Все: Нельзя спички детям брать!

Песня «Каким бывает огонь» сл. Б.Ильина, муз. А.Сахаровой

Ведущая: То-то рада детвора, сказка кончилась. (дети все вместе) Ура!!!

Литературная викторина с родителями «В гостях у сказки»

Цель:

• Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместного мероприятия

• Обобщить знания старших дошкольников о сказках

Обучающие задачи:

• Учить узнавать сказки по заданию.

• Учить передавать содержание сказки с помощью мимики и жестов.

• Учить работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других детей.

Развивающие задачи:

• Активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас.

• Развивать воображение, фантазию, мышление.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать интерес к чтению художественной литературы, любовь к устному народному творчеству

• Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного участия в викторине

Оборудование:

Разрезные карточки к сказкам "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о царе Салтане", разноцветные жетоны, эмблемы команд, аудиозапись "Любимые песни для детей", магнитные доски.

Предварительная работа:

Чтение детям сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание аудиозаписи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Подготовительный этап:

Заранее формируются две команды детей и родителей. Дети делятся на две команды: «Лисичка-сестричка» и «Зайчик-побегайчик».

Рядом с каждой командой группа болельщиков

Ход викторины

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”, дети заходят в группу.

Воспитатель в костюме «Бабушки - Рассказчицы» :

В группе выставка книг «Сказки»

«Дети, посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «В гостях у сказки». А помогут нам наши мамы, они сегодня у нас в гостях.

Прошу команды занять свои места. Для проведения викторины нам необходимо выбрать жюри, которое будет внимательно наблюдать за ходом нашей игры. За правильный ответ команда получает 1балл – наливное яблочко.

Рассказчица : Ребята, скоро праздник «День матери».

Мы поздравляем с этим праздником всех мам и хотим подарить стихотворение

Ребенок читает стихотворение о маме

Уважаемые мамы, вы любите читать детям сказки? А дети любят и знают сказки, мы сейчас поймем, как хорошо вы их знаете.

И так мы начинаем:

Первый конкурс «Загадочный».

Необходимо отгадать названия сказок.

(Показывается презентация с загадками).

1.

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.

Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.

Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К брату третьему потом

Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

6. Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке ее ожидает.

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

Второй конкур «Собери картинку»

Рассказчица : Каждой команде я даю конверт, в нем лежат разрезные картинки к сказкам, нужно составить картинку, назвать сказку.

(Дети собирают на столах)

А у нас музыкальная пауза

Танец «Улыбка»

После танца команды говорят какую сказку они собрали

Третий конкурс «Путаница».

Помогите нам, ребята, распутать названия сказок.

Слушайте внимательно.

(Задаю по 5 вопросов каждой команде)

1. «Суп из топора»,

2. «По-заячьему велению»,

3. «Зелёная шапочка»,

4. «Кот в туфлях»,

5. «Два поросёнка»,

6. «Лиса и цапля»,

7. «Волк и пятеро щенят»,

8. «Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

9. «Мальчик с ладошку;

10. Сивка-Мурка».

Какие вы замечательные участники! Всё знаете

Четвёртый конкурс «Живая сказка».

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Обе команды должны угадать название сказки соперников

Командам ведущий дает конверт, в нем иллюстрация к сказкам («Теремок», «Репка»)

Пока команды готовятся мы с вами отдохнем поиграем

Игра «Летает – не летает»

Ковер-самолет, кувшин, клубок, летучий корабль, Змей Горыныч, зеркало, сапоги-скороходы, журавль, кольцо, лиса, воробей, жар-птица, гуси-лебеди, ступа Бабы Яги)

После игры дети показывают сказки «Репка», «Теремок»

Пятый конкурс «Угадай мелодию».

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.

(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Песенка кота Леопольда», «Песенка старухи Шапокляк», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).

Воспитатель: А сейчас конкурс болельщиков, правильно ответив на вопросы, они принесут своей команде очко

Шестой конкурс «Шуточная реклама»

Рассказчица : Ребята, а сейчас мы немного отвлечемся и проведем «шуточную рекламу». Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления?

1)Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину (Сказка о рыбаке и рыбке).

2)Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба).

3) Нашедшему ключ из драгоценного металла, гарантирую вознаграждение. (Золотой ключик или приключение Буратино).

4)Отмою все! (Мойдодыр)

5)Доставка пирожков бабушке (Красная шапочка)

6)Вылечу любого животного, не больно. (Доктор Айболит).

7)Туристическая фирма организует путешествия по молочной речке с кисельными берегами (Гуси-лебеди).

8) Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве на квартиру со всеми удобствами (Бабя-Яга).

Рассказчица : Все вы молодцы хорошо знаете сказки.

Подведение итогов, награждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему "Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания старших дошкольников"

Самообразование на тему "Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания старших дошкольников"...

Самообразование по теме: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников» в старшей группе

Тема: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников».     Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного раз...

Отчет по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучен...

Отчет по самообразованию на тему "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Отчет о проделаной работе по самообразованию воспитателя на тему "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников". Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна...

План по самообразованию по теме: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

АктуальностьВ настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфиль...

Перспективный план работы по самообразованию по теме: «Сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» во второй младшей группе.

Перспективный план работы по развитию детей второй младшей группы в соответствии содержанием образовательного процесса группы основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ...