Подборка математических сказок
материал

Данько Наталья Николаевна

Подборка математических сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podborka_matematicheskih_skazok.docx244.15 КБ

Предварительный просмотр:

Подборка математических сказок

Ступеньки

Цель: закрепить счет до 10.

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Идет Петя и считает: «Один, два, ТРИ, четыре, пять, шесть, семь, ВОСЕМЬ, девять, ДЕСЯТЬ».

Дошел он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у подъезда.

– А я считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Слушай!

Стали они по ступенькам подниматься, а Петя громко считает:

– Один, ДВА, три, четыре, ПЯТЬ…

– Ну, что же ты остановился? – спрашивает Валя.

– Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Лучше начнем сначала.

Стали снова наверх подниматься.

– ОДИН, – говорит Петя, – два, три, ЧЕТЫРЕ, пять…

– Давай еще раз попробуем!

– Не хочу! – говорит Валя. – Надоело!

И пошла домой. А дома говорит маме:

– Там Петя на лестнице ступеньки считает – один, два, три, четыре, пять, а дальше не помнит.

– А дальше ШЕСТЬ,– сказала мама.

Валя побежала обратно к Пете, а тот все ступеньки считает:

– Один, два, три, четыре, пять…

– Шесть! – подсказала Валя.

– Шесть! – обрадовался Петя.

– СЕМЬ, восемь, ДЕВЯТЬ, десять!

Тут и лестница кончилась.

Торт с минусом

Цель: познакомить детей с цифрой 5 и знаком минус.

Никак не удавалось Сереже писать красиво. Получались не буквы, а горе: то не в ту сторону смотрят, то за строчку заезжают, то валятся набок… Сережа совсем измучился.

Глядя на него, измучилась и мама. Однажды она сказала:

– Если ты получишь когда-нибудь пятерку за буквы, я не знаю, что сделаю от радости. Я… торт испеку.

Прошло два дня. Сережа пришел из школы.

– Пеки торт, мамочка! – с порога объявил он и торжественно раскрыл перед мамой тетрадь, – Видишь, какая пятерка… огромная!

– Хорошая пятерка, заметная. Молодец! А это что?

– Минус… Пятерка с минусом. Ненужный хвостик у буквы получился, за это и минус. Все равно же пятерка! Что ж ты обещала торт, а теперь из-за какого-то минуса…– обиделся сын.

– Нет, что ты, обязательно будет торт! Доставай муку, сахар. Поможешь.

Когда торт вынули из духовки, Сережа украсил его по углам

ягодами из компота, посыпал тертым шоколадом. Сверху тягучей

струйкой сгущенки он принялся вырисовывать разные узоры, а в

самой середине написал большую цифру «пять».

Пришел с работы папа, позвали гостей, двух Сережиных

приятелей, на праздник первой пятерки.

Все расселись, мама внесла торт и поставила его в центре стола.

Но… что такое?

Возле того места, где у пятерки закругление, из торта торчало что-то завернутое в фольгу.

– Зачем ты испортила узор? – сердито шепнул Сережа.

– Это минус, – шепотом ответила мама, – Торт тоже с минусом.

Сережа быстро выдернул из торта «минус» и развернул фольгу. Это была длинная палочка из теста и без всякой начинки.

Сережа осторожно попробовал – палочка была совсем невкусная.

– Почему ты один ешь, с гостями не поделишься? – сказал папа.

– Что это? Дай и нам попробовать! – попросили гости.

Сережа отломил им от палочки.

– А почему несладко?

– Минус есть минус, – не подумав, ответил Сережа.

Потом ели торт, смеялись, хвалили Сережу. Когда гости разошлись, он сел писать буквы: все-таки лучше, когда без минуса, решил Сережа.

«Плюсы и минусы»

В древности у одного математика было трое учеников. Когда они

в совершенстве овладели всеми арифметическими действиями, учитель

призвал их и сказал:

– Теперь, когда вы достигли некоторых вершин в математике,

пришла пора применить знания на практике, в жизни.

Идите же и считайте, чего в мире больше — плюсов или минусов.

Ушли ученики, и пришли ровно через три года, как и договаривались.

– Ну, вот ты, – обратился он к первому ученику, – скажи, чего же в мире больше: плюсов или минусов?

– Конечно же, плюсов. Я встретил умную, красивую, богатую жену. У нас прекрасный дом, сады, чудесные фрукты. У меня за это время родилось двое замечательных детей. И вообще, я считаю, что минусы бывают только в математике, в жизни их вообще не существует.

– Ну, а ты что насчитал? – с грустью обратился он к другому своему ученику.

– Я считал… Все время считал… Золото, разные драгоценности, деньги. Но меня ограбили. Кругом одни негодяи и жулики.

– Ну а как насчет моего задания? Чего больше: плюсов или минусов?

– Какие там плюсы? Вы их когда-нибудь видели в жизни? На каждом шагу одни только минусы.

Учитель погрустнел еще больше, махнул рукой и ничего не ответил.

– А ты что успел подсчитать? – спросил он с некоторой надеждой у своего третьего ученика.

– Я, учитель, ничего не успел. Видел я и плюсы, и минусы. Видел, что плюсы приносят людям радость, а минусы – горе. И мне захотелось сделать так, чтобы в жизни людей было как можно больше плюсов и как можно меньше минусов.

– Но такого не знает математика, — воскликнул учитель. И, помолчав, добавил:

А всё-таки – это отличное действие. Больше плюсов, меньше минусов – ради этого стоит жить. Молодец, ты здорово усвоил мою науку!

Девочка и Цифра 6

Цель: познакомить детей с цифрой 6.

Одна девочка никак не могла запомнить, как пишется цифра 6. Иногда она писала овал внизу, а хвостик вверху, а иногда, наоборот.

– Почему ты опять вместо цифры 6 цифру 9написала? – сердилась мама.

– У цифры 9 большая умная голова. Цифра 6 решила стать такой же умной и         перевернулась, – засмеялась девочка.

– Значит, твоя цифра 6 – цирковая акробатка, – удивилась мама.

Ночью девочке приснился цирк. Вместо зверей там выступали цифры. Они кувыркались, показывали фокусы и жонглировали.

Вдруг директор цирка объявил: «Выступают акробаты: девочка и цифра 6!»

Девочка вышла на арену, и цифра 6 ловко поставила ее на голову.

– Теперь ты должна посчитать всех зрителей в зале,– сказала цифра 6.

– Как я могу считать, стоя на голове? – сердито спросила девочка.

– А как я могу считать до шести, если ты превращаешь меня

в цифру 9? – заплакала цифра 6.

– Извини, я больше не буду тебя переворачивать.

– Я привяжу тебе на хвостик шесть красивых бантика.

Цифра 7 и семь цветов радуги

Цель: познакомить детей с цифрой 7

После дождика появилась в небе красавица радуга.

Увидели два мальчика радугу и заспорили:

– Самый красивый у радуги красный цвет, потому что у меня есть

новый красный велосипед. Хорошо бы вся радуга была красная, – сказал

один мальчик.

– Нет, пусть вся радуга будет зеленая. У меня есть любимая зеленая

машинка, – сказал второй мальчик.

Долго они спорили, и каждый свой цвет считал самым лучшим.

Расстроилась радуга, услышав этот спор. Она всегда думала, что

людям нравятся все ее семь цветов. От расстройства радуга растаяла

навсегда, и люди разучились радоваться.

– Что делать? Это я радугу обидел, – грустно сказал один мальчик.

– Не горюй. Давай попросим цифру 7 вернуть все семь цветов

радуги, – предложил второй мальчик.

Цифра 7, выслушав мальчиков, пошла к художнику и

рассказала ему о том, что радуга пропала.

– Я нарисую радугу, если мальчики помирятся.

Художник рисовал картину целых семь дней недели. Когда картина была готова, на небе снова появилась радуга.

Кто помог Цифре 8?

Цель: познакомить детей с цифрой 8

– Ой-ей-ей! – плакала цифра 8, – я упала, ушибла бок и опаздываю

на урок. Сегодня дети должны учить цифру 8. Если я не приду, они меня не

выучат.

– Давай мы поплывем на урок вместо тебя. Из двух овальных облаков

дети могут сделать цифру 8,– сказали два         облака.

– Нет, вы слишком большие и не поместитесь в классе, – грустно

возразила цифра 8.

– Может, я полечу на паутинке в школу вместо тебя? Я похож на

маленькую Восьмерку, и у меня восемь ножек, – пропищал паучок.

– Нет, ты слишком маленький, и ветер может отнести твою

паутинку совсем в другую сторону,– печально ответила цифра 8.

По дороге ехал мальчик на велосипеде. Он взял цифру 8 и отвез в школу.

Счастливая цифра 9

Цель: познакомить детей с цифрой 9.

– У Пятерки есть пять пальчиков, у Семерки – семь ноток, а у меня ничего нет, – загрустила цифра 9.

– Ты можешь посчитать сразу девять предметов, – стали утешать цифру 9 другие цифры.

– Но мне нечего считать, – чуть не заплакала Девятка.

Солнышко пожалело цифру 9 и подарило ей девять солнечных лучей.

Обрадовалась цифра 9 и весь день считала свои девять лучиков.

Когда наступил вечер, цифра 9 спрятала лучи в янтарные камушки,

чтобы они не растаяли в темноте.

На другой день цифра 9 увидела на улице плачущую девочку.

Девочке исполнилось девять лет, но ее мама с папой поссорились,

и поэтому она плакала. «Нельзя оставаться без подарка в день рождения»,

– решила цифра 9 и подарила девочке янтарные камушки с солнечными лучиками.

Как появилось число 10

Цель: познакомить детей с цифрой 10.

Цифра 1 привела Нолик к себе домой, усадила гостя за стол и говорит:

– Извини, Нолик, я не смогу тебя хорошо угостить. У меня в домике все по одному: одна чашка чая и один пирожок.

– А я сам с пустыми руками пришел в гости,

– расстроился Нолик.

Цифра 1 поставила перед Ноликом тарелку с

одним пирожком, одну чашку чая и села рядом с ним.

На столе вдруг появились десять пирожков и

десять чашек чая.

– Нолик – это чудо! Вместе с тобой мы

образуем, число 10! – радостно закричала цифра 1.

Она скорее побежала к другим цифрам и

пригласила их к себе в гости на чай.

– Спасибо за приглашение, но у тебя в домике всего один пирожок и одна чашка чая, а нас много, – отказались цифры.

– Это раньше так было, но Нолик все изменил и чудесным образом увеличил все в десять раз.

Сказка про Семёрку-Кочергу

Цель: познакомить детей с цифрой 7.

В городке Десятки жила цифра Семь. Местные жители дразнили ее Кочергой – прозвище такое ей придумали. А цифра эта, и правда, была очень

похожа на это приспособление для того, чтобы угли в печи ворошить.

Как известно, кочерга – вещь со странным характером.

С одной стороны, с её помощью можно печь растопить и дом обогреть.

Хорошая вещь, вроде бы, нужная. А если с другой стороны посмотреть,

то кочергой можно и огреть так, что мало не покажется.

Частенько в историях про жизнь наших предков фигурировала эта

чугунная изогнутая буквой «Г» палка как орудие драк и даже убийств.

Вот и характер Семёрки также был противоречив. Вчера она придумала

неделю, в которую входит 7 дней, а последний, седьмой, выходным сделала.

Уж как ей все были благодарны! А сегодня уже разозлилась на

кого-то и давай орать: «Только попадись мне – семь шкур с тебя спущу!».

А потом вдруг успокоилась и такую красивую радугу на небе нарисовала – загляденье просто! Семь         разноцветных полос дугой изогнула, воротами сказочными поставила.

Сказка о Нуле

Цель: познакомить детей с цифрой 0.

Жил-был на свете Нуль. Вначале он был маленьким-премаленьким, как маковое зернышко. Нуль никогда не отказывался от манной каши и вырос большим-пребольшим. Худые, угловатые цифры 1, 4, 7 завидовали Нулю. Ведь он был круглым, внушительным.

– Быть ему главным, – пророчили все вокруг.

А Нуль важничал и раздувался, как индюк.

Поставили Нуль как-то впереди Двойки, да еще запятой

отделили от нее, чтобы подчеркнуть его исключительность.

И что же? Величина числа вдруг уменьшилась в десять раз!

Поставили Нуль впереди других чисел – то же самое.

Удивляются все. А кое-кто даже начал поговаривать,

что у Нуля только внешность, а содержание никакого.

Услышал это Нуль и загрустил… Но грусть беде не помощница, надо что-то делать. Нуль вытягивался, становился на цыпочки, приседал, ложился набок, а результат все тот же.

С завистью поглядывал теперь Нуль на другие числа: хоть и неброские с виду, а каждая что-то значит. Некоторым даже удавалось вырасти в квадрат или в куб, и тогда они становились важными числами. Попробовал и Нуль подняться в квадрат, а потом и в куб, но ничего не получилось – он оставался самим собой. Бродил Нуль по белу свету, несчастный и обездоленный. Увидел он однажды, как цифры выстраиваются в ряд, и потянулся к ним: надоело одиночество. Нуль подошел незаметно и стал скромно позади всех. И о, чудо!!! Он сразу ощутил в себе силу, и все цифры приветливо посмотрели на него: ведь он в десять раз увеличил их силу.

Шестерка

Цель: познакомить детей с цифрой 6

В королевстве Математики было Синее море. И вот возле самого Синего моря жила Шестерка. Вот в таком синем дворце, у которого было шесть комнат. У Шестерки было шесть котят: первый – белый, второй – смелый, третий – умный, четвертый – шумный, пятый – с рыженьким хвостом, а шестой очень любил спать. У котят было шесть мисочек, из которых они пили молоко и шесть корзиночек, в которых они спали. Каждый вечер Шестерка поила котят молоком, а потом укладывала их спать.

А когда котята ложились в свои корзиночки, Шестерка рассказывала им стихотворение: «На заборе у калитки Примостилась цифра шесть: Как у маленькой улитки,

завиток и рожки есть».

Семерка

Цель: познакомить детей с цифрой 7

В королевстве Математики, на улице Желтых одуванчиков, жила семерка.

Жила она вот в таком разноцветном дворце. Семерка уже давно дружила с радугой,

и поэтому её дворец был разукрашен в семь цветов радуги.

Во дворце было семь комнат. Семерка с Радугой часто веселились,

черная краска им завидовала и по её приказу разбойники схватили

Семерку и бросили в подземелье.

Чтобы освободить Семерку надо ответить на вопросы:

– Сколько в радуге цветов? Сколько дней в недели?

– Сколько гномиков у Белоснежки? Сколько у козы было козлят?

– Молодцы! Теперь Черная краска освободила цифру Семь,

а она за свое освобождение расскажет вам стихотворение:

«Солнце жарко припекает, Цапля крылья расправляет, А расправит их совсем, Превратится в цифру семь!»

Восьмерка

Цель: познакомить детей с цифрой 8.

Вот в таком необычно красивом дворце жила Восьмерка. Она была круглолицая, румяная, может немного толстенькая, но никогда из-за этого не расстраивалась и всегда была веселой.

Восьмерка любила чистоту и часто наводила порядок в восьми комнатах.

Жила Восьмерка на самом краю королевства, где часто шел снег, и как то раз решили Восьмерка со своим другом Паучком слепить снеговика. Но у них почему – то ничего не получалось кроме больших комьев снега.

Когда восьмерка увидела снеговика она долго думала какую же цифру он ей напоминает. Снеговик рассказал ей стихотворение:

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Ваньку – встаньку мы попросим

Показать нам цифру восемь

Раз кружок и два кружок

Это просто мой дружок.

Девятка

Цель: познакомить детей с цифрой 9.

Еще в королевстве Математики жила цифра Девять. Жила она вот в таком необычном дворце, в котором было девять комнат.

В один прекрасный солнечный день был у Девятки день рожденья, она пригласила к себе Лисичку, Сороку, Мышку, Зайку, Ёжика, Медвежонка, Котенка и Волчонка. А Девятка не умела считать и никак не могла разместить всех гостей за столом:

– Сколько стульев надо поставить за столом?

– Сколько чашек надо поставить?

– А на сколько частей надо разрезать праздничный торт?

Еще хозяйка приготовила для гостей сюрприз, она загадала им загадку «В какую цифру превратиться девятка если перевернется»

Гости приготовили для именинницы стихотворение:

Кот улегся на карниз,

Хвост пушистый свесил вниз.

Котик, котик, до чего же

На девятку ты похож!

Ноль и Десятка

Цель: познакомить детей с цифрой 10.

В самом центре королевства жил Ноль. У него был очень интересный дворец

В этом дворце не было ни одного угла, некуда было поставить стол, стул. В общем было пусто. И поэтому Ноль стал бездельником.

Как-то сидел печальный Ноль и плакал, а в это время цифра Один решила навестить другие цифры. И вот пришла она в гости к нулю, принесла вкусный пирог, шоколад. Увидела Единица, что у Нуля ничего нет и пригласила к себе домой. Целый день они провели вместе, понравились друг другу и решили пожениться. Но как же быть ведь они разные цифры, как же им жить вместе. Думали они, думали и придумали себе общее имя Десятка, чтобы никто не мог их разлучить.

На свадьбу Десятка пригласила к себе все цифры. Было много угощенья, все друзья пришли с подарками. Вот какое стихотворение они подарили Десятке. У нуля была подружка, Единичка – хохотушка. Над нулем она шутила И в десятку превратила!

Всем цифрам так понравилось быть всем вместе, что никто не захотел уезжать домой, и решили они построить большой город и назвать его Цифляндия. Так они и поступили, и стали жить дружно и счастливо. Десять умненьких сестёр Всё считают с давних пор. Посмотри стоят рядком, С ними ты уже знаком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"

Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...

Статья "Арт-терапия в работе с агрессивными детьми. Подборка терапевтических сказок для коррекции и профилактики детской агрессии"

Современные дети растут в сложное время быстрых изменений, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о том...

Подборка экологических сказок о мусоре

Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейше...

Подборка математических сказок

Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), развивают память, инициативность, учат импровизации. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчес...

Подборка терапевтических сказок для агрессивных детей

Подборка терапевтических сказок для агрессивных детей...