Программа наставничества "Творческий педагог"
рабочая программа (старшая группа)

Проскурина Татьяна Николаевна

Программа наставничества  «Творческий педагог» была создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации,  т.к. современной ДОО нужен профессионально-компетентный, творческий, нестандартномыслящий, самостоятельный  педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva.docx52.28 КБ

Предварительный просмотр:


 

 

ПРОГРАММА  НАСТАВНИЧЕСТВА 

«Творческий педагог» 

на 2023/2024 учебный год

 

                                                                                                                              

 

Срок реализации: 1 год

2023 г.

 

Содержание программы

 

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3-5

1.1Актуальность разработки программы наставничества ………………………………… .  3

  1. Цель и задачи программы наставничества………………………………………..…..…..4
  2. Срок реализации программы…………………………………………………………..….. 4
  3. Применяемые формы наставничества и технологии………………………………..…… 4
  4. Основные виды деятельности …………………………………………………………..…4
  5. Формы и методы работы педагога-наставника  с наставляемыми…………………..….5
  6. Принципы наставничества…………………………………………………………………5

 

  1. Ожидаемые  результаты работы программ наставничества……………………..…5

III. Содержание программы ……………………………………………………………..…5-7

3.1 Основные участники программы и их функции……………………………………..… 5-6

3.2 Механизм управления программой наставничества…………………………………… 6-7

3.1 Организация контроля и оценки…………………………………………………………  7

  1. Планируемые мероприятия по  реализации  программы наставничества на учебный год…………………………………………………………………………………..7-8

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность программы наставничества

Программа наставничества  «Творческий педагог» была создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации,  т.к. современной ДОО нужен профессионально-компетентный, творческий, нестандартномыслящий, самостоятельный, педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.

Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.№ 1054-р);
  • Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);
  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р);
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Профессиональная помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам,  а также педагогам ,меняющим условия работы, специальность, и педагогам с синдромом выгорания в профессиональной деятельности. Поэтому поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального роста каждого специалиста является одной из ключевых задач МБДОУ Забитуйский д/с.

Решению этих стратегических задач кадровой политики будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального роста каждого педагога и вновь прибывшего педагога, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная возможность любого специалиста ,получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.

Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу Наставника по развитию молодого педагога (Наставляемого лица) необходимых навыков и умения ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у наставляемого лица знаний в области предметной специализации и методики преподавания.

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности Наставников с Наставляемыми лицами на уровне образовательной организации. 

Программа наставничества (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

 

Целью наставничества является  успешное закрепление на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной профессиональной среды при переходе на новую специализацию внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Основные задачи наставничества:

  1. Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а так же в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей по новой специализации;
  2. Формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
  3. Дифференцированное  и целенаправленное планирование методической  работы на основе выявленных потенциальных возможностях Наставляемого лица;
  4. Ориентирование  Наставляемого лица на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
  5. Ускорить процесс профессионального становления Наставляемого лица.

 

Срок реализации программы 1 год.

Это связано с тем, что план МО составляется на год, в котором назначаются наставники для молодых и новых специалистов, а так же по причине того, что через год может поменяться кадровый состав ДОО или руководитель, опытные наставники могут уйти на заслуженный отдых, молодые и новые педагоги поменять место работы и так удобнее будет сделать анализ о проделанной работе наставников с наставляемыми. Поэтому срок реализации данной программы наставничества составлен на год, чтобы её можно было скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую или удалить устаревшую информацию, так как мы в настоящее время находимся в современных условиях неопределенности.  

Начало реализации программы наставничества с 1.09.2023 г., срок окончания  1.09 2024 года.   

 

Применяемые формы наставничества и технологии

 

Исходя из образовательных потребностей МБДОУ Забитуйский д/с целевой  моделью наставничества рассматривается  форма наставничества «Педагог-педагог».

Применяемые в программе элементы технологии: ситуационное наставничество.

 

Основные виды деятельности:

  1. Диагностика  затруднений наставляемого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе его потребностей.
  2. Посещение мероприятий наставляемого специалиста и организация взаимопосещений
  3. Планирование и анализ педагогической деятельности
  4. Помощь наставляемому специалисту в повышении эффективности организации образовательно-воспитательной работы.
  5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности воспитанников.
  6. Привлечение  наставляемого специалиста к участию в работе  МО ДОО
  7. Демонстрация опыта успешной деятельности опытными педагогами Организации мониторинга деятельности Наставляемого лица.

 

Формы и методы работы педагога-наставника  с наставляемым:

  • Индивидуальное консультирование
  • Активные методы (взаимопосещение  собеседование, мастер-классы и т.д.)

 

 Деятельность наставника

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого специалиста, а так же выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации

2-й этап – основной (тренировочный).Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого специалиста, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности, определяет степень готовности наставляемого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.

 

Принципы наставничества

  • Добровольность
  • Гуманность
  • Соблюдение прав наставляемого специалиста
  • Конфиденциальность
  • Ответственность
  • Искренне желание помочь в преодолении трудностей
  • Взаимопонимание
  • Способность видеть личность

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

  1. Высокий уровень включенности   специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
  2. Усиление уверенности педагога в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;
  3. Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в организации
  4. Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций кризиса профессионального роста  методических практик молодого специалиста и т.д.)

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

3.1.Основные участники программы и их функции.

Наставляемые: Педагог, имеющая малый опыт работы –от 0- до 10 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса при выходе из декретного отпуска.

 Наставник: опытный педагог высшей квалификационной категории

Требования, предъявляемые к наставнику:

 -знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности; 

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

 -изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу ДОУ, воспитанникам и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения; 

 -вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу дошкольного образования , правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); 

-проводить необходимое обучение;

-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом различных мероприятий;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; 

-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

– контролировать работу, оказывать необходимую помощь; 

-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

  -личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; 

-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; 

-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

 -подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Требования к наставляемому  специалисту: 

– изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

 – выполнять план профессионального становления в установленные сроки; 

– постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

 – учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

 – совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

 – периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения

 

3.2. Механизм управления программой

Основное взаимодействие между участниками«опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:  

Обязательность – проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.  

Индивидуальность – выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.  

Непрерывность – целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.  

Эффективность – обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.

 

3.3.Организация контроля и оценки

Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя: 

  • администрация организации  – участников; 
  • наставники – участники программы;

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

№ п/п

Наименование мероприятия/виды деятельности по его подготовке и организации

ответственные

Август

Изучение и систематизация документов и материалов по проблеме наставничества

Администрация ДОО

Подготовка нормативной базы реализации программы наставничества 

Администрация ДОО

Сентябрь 

Информирование педагогов о возможностях и целях программы наставничества

Педагог-наставник

Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей ДОО..                                                        наставников.

Педагог-наставник

Беседа: Профессиональные дефициты специалиста.

Педагог-наставник

Составление и утверждение индивидуального плана(прог работы Наставника с Наставляемым лицом

Педагог

-наставник

Беседа : Работа с УМК. Структура занятия и методика работы с  ФОП и ФГОС

Педагог

-наставник

Посещение занятий с целью оказания методической помощи

Педагог

-наставник

Октябрь

Беседа: организация индивидуальных занятий с различными категориями детей. Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательной деятельности

Педагог

-наставник

Анализ процесса адаптации наставляемого лица через индивидуальное собеседование .

Администрация ДОО

Работа Наставляемого .в МО. Определение темы самообразования.

Руководитель МО

Педагог-наставник

Консультация: Организация индивидуальной коррекционной работы с обучающимися по преодолению пробелов знаний и преодолению затруднений.

Педагог-наставник

Консультация по текущим проблемам реализации рабочих программ

Педагог-наставник

Посещение занятий Наставляемым. педагога наставника(специалиста).

Педагог-наставник

Ноябрь

Беседа «Педагогические проблемы наставляемого специалиста»

Педагог -наставник

Отработка структуры занятия в условиях реализации ФГОС

Педагог -наставник

Консультация Организация проектной деятельности обучающихся

Педагог-наставник

Декабрь.

Корректировка индивидуального плана работы наставника с наставляемым лицом

Педагог-наставник

Консультация: Качественная рефлексия занятия

Педагог-наставник

Консультация: Здоровьесберегающие технологии

Педагог-наставник

Посещение занятий Наставляемого специалиста.

Педагог-наставник

Январь

Посещение  молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Администрация ДОО

Консультация: работа на платформе Сферум.

Педагог -наставник

Февраль

Беседа. Портфолио воспитанника

Педагог-наставник

Консультация .Виды образовательных ситуаций

Педагог -наставник

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Март

Текущие проблемы организации УВП

Педагог

-наставник

Беседа Корректировка рабочих программ

Педагог

-наставник

Апрель

Отчет о деятельности Наставника и Наставляемого лица

Педагог–наставник

Наставляемый специалист

Май 

Перспективное планировние на основе мониторинга педагогических затруднении Наставляемого лица

педагог–наставник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития педагога Срок реализации программы: 2017/2018 учебный год

ЦЕЛЬ  ПРОФЕССИОНАЛЬНО -  ЛИЧНОСТНОЙ ПРОГРАММЫПовышение собственного уровня  знаний  по темеЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО -   ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ:1....

Семинар для педагогов в форме квест – игры «На поиски рабочей программы для педагога ДОУ»

интерактивная форма работы с педагогами в дошкольном учреждении, сценарий квест-игры...

Программа обучения педагогов деловой этике "Деловой этикет современного педагога»

Что такое «этикет»?Какой этикет считается деловым?Какие правила существуют в рамках понятия «этика делового общения»?...

Наличие программ (дополнительных общеобразовательных программ) разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации

Наличие программ (дополнительных общеобразовательных программ) разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации...

Персонализированная программа наставничества «педагог - педагог»

Цель: обеспечить вовлечение молодого педагога во все сферы профессиональной деятельности, способствовать становлению профессиональной деятельности....

3.2. Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых в образовательной организации

1. Проект по обучению чтения  для детей с ТНР 6-7 лет - «Играя - учимся читать» (см.ниже Проект)2. Реализация программы по развитию речи для детей  5-6 лет - &laqu...