Доклад на тему: " Решение практических ситуаций на этические темы с детьми дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Ольга Викторовна Мартынец

В докладе раскрывается тема этического воспитания в практических ситуациях с помощью бесед, наглядных образов, литературных героев и живых примеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад:

«Решение практических ситуаций на этические темы с детьми старшего дошкольного возраста».

Воспитатель

старшей группы

Мартынец Ольга Викторовна

МДОУ 139 г. Липецка

2023год.

Воспитание и этика – понятия неразрывно связанные. Ребенок с малых лет должен усваивать нормы и правила поведения, которые позволят ему вырастить полноценной личностью с высокими моральными установками.  И чтобы каждый человек руководствовался высоким моральным принципом, необходимо прививать ценности в раннем детстве.

Однако простое постулирование того, что можно и что хорошо,  что запрещено и плохо, не даст большого эффекта. Детям необходимо объяснять все наглядно, используя яркие образы, наглядные, живые примеры. И в этой ситуации нам на помощь приходят этические беседы. В разной ситуации можно проводить с детьми разные беседы: они могут быть о добре и жадности, о бережном отношении к природе, о культурном поведении, о чуткости, о помощи взрослым и т.д

Часто в группе  мы воспитатели сталкивается с тем, что дети не могут поделить игрушки, у них плохое настроение, что, в конечном итоге выливается в конфликт: один ребенок обижает другого. Очень важно в такой ситуации объяснить детям, почему нельзя друг друга обижать на примере беседы о товариществе, поговорках о дружбе или рассматривании обучающих картинок.

        Во время беседы важно на примере различных ситуаций развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки  и соотносить их с общественными нормами поведения.

В нашей группе мы используем демонстрационный материал,  который состоит из 20 картинок и называется он – «Уроки доброты»,  на обороте каждой картинки есть проблемные вопросы, очень важно, чтобы вопросы позволяли детям связывать прочитанные истории с личным нравственным опытом, чтобы ребенок мог задуматься над мотивом собственных поступков. Так дети учатся соединять воедино действия, слова и мысли  приводящие к поступкам.  используется картотека   этических бесед, упражнения на релаксацию, творческие задания.  Благодаря таким беседам дети учатся сопоставляться свои желания и поступки с этическими и нравственными нормами, принятыми  правилами поведения. Также в своей работе мы используем различные методические пособия по этическому и нравственному воспитанию дошкольников,  автор  Алябьева Елена Алексеевна «Дни этики в детском саду», в книге представлены сказки, стихи, ситуации нравственно-этического характера(психогимнастика «Спасаем доброту», «Страна вежливости»), автор Маслова Людмила «Я и мир» в пособии представлены конспекты в виде игр  и игровых ситуаций. Например: «Что такое дружба?», «Кто я», «Правила поведения в общественных местах», «Наш родной город».

         В нашей практике используются плановые и неплановые этические беседы. Первые намечаются заранее, к ним ведётся подготовка, а вторые возникают стихийно, рождаются в результате определённых событий произошедших в группе. В беседах затрагиваем такие понятия как: вежливость, семья, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, правда — неправда, трудолюбие, бережливость. Проводились беседы с родителями о домашних обязанностях их ребенка, читали детям стихи и рассказы о детском труде, профессиях взрослых.

         В течении учебного года мы проводим беседы на тему добросовестного отношения к труду, так во время прогулки дети привлекаются к сезонной уборке, в группе регулярно проводится приобщение детей к хозяйственно бытовому труду в виде поручения, дежурства или коллективного труда где заостряются вопросы о важности поддержания чистоты и порядка в том месте где мы живем и проводим свое время. Каждый день затрагиваются и проговариваются основы самообслуживания с детьми в виде наглядных алгоритмов и схем, многократных повторений с детьми одних и тех же действий. Через труд в природе дети познают основы ухода за различными видами растений, комнатными цветами и огородным культурам, узнают названия растений , способы их выращивания, приобщаются к основам экологического воспитания.

   На протяжении учебного года выяснилось, что не все дети  имеют правильные представления о нормах поведения, что плохой пример им больше привлекателен и используется в повседневной жизни. Например  не все дети могут зайти и по своей воле поздороваться, или поблагодарить за оказанную помощь. Выразить свои действия словами, а не импульсивным поведением. Многие игнорируют хозяйственно -бытовой труд и перекладывают свои обязанности на других детей.  Время и общество, окружение ребенка накладывает отпечаток  на становление его норм и моралей,  в современном мире к сожалению идет обесценивание идеологий,  семейных ценностей, детская психика страдает от нехватки общения и открытой агрессии развернутой в медиапространстве, о  что порождает впоследствии конфликтность, нежелание понять внутренний мир  себя и другого человека, несет  трудности в общении, неспособности любить и понимать окружающий мир.

Все эти воспитательные моменты в жизни ребенка очень важны именно в дошкольном возрасте, т.к. происходит формирование личности ребенка.

Подводя итоги данного сообщения скажу цитату педагога  В. А, Сухомлинского: « В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств» Эти слова заставляют нас задуматься над тем, как научить наших детей быть чуткими, отзывчивыми, внимательными друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста».

МАДОУ "Детский сад № 35 "Соловушка", г.Набережные Челны, 2012г. Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель Чубурина...

Реализация программы "Этическая грамматика с детьми дошкольного возраста"

Презентация программы по нравственно-этическому воспитанию старших дошкольников...

Картотека этических бесед с детьми дошкольного возраста

Картотека этических бесед с детьми дошкольного возраста. Тема «Будь всегда вежливым»Программное содержание:1. Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизирова...

Доклад на тему: «Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...

Доклад на педчасе на тему: «СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В процессе реализации су-джок терапии в нашей группе мы:I. Использовали её элементы в работе с детьми:- при выполнении утренней гимнастики-в процессе коррегирующей гимнастики-в индивид. работе с гипер...

Этические беседы с детьми дошкольного возраста.

Беседы о вежливых словах,о доброте и жадности, о бережном отношении к природе, что значит быть добрым и заботливым и т.д. Все беседы сопровождаются чтением художественной литературы....

Доклад для педагогов на тему: Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.

Доклад для педагоговна тему:Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.«В песочной терапии мир детствавновь распахивает перед человеком свои двери,и эти же две...