Консультация учителя-дефектолога «Пальчиковые игры. Что это такое»
консультация

Пальчиковые игры – это комплекс игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей. Как правило, они включают в себя веселые стишки-потешки и, непосредственно, сам набор движений, которые выполняет ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого, если это маленький ребёнок. Также в группу игр входит пальчиковая гимнастика с массажными мячиками и карандашами, лепка и рисование подушечками пальцев.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация учителя-дефектолога: «Пальчиковые игры. Что это такое?»

https://ckroir.rooivacevichi.gov.by/files/00363/obj/140/76563/ico/mini_3.jpg

Пальчиковые игры – это комплекс игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей. Как правило, они включают в себя веселые стишки-потешки и, непосредственно, сам набор движений, которые выполняет ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого, если это маленький ребёнок. Также в группу игр входит пальчиковая гимнастика с массажными мячиками и карандашами, лепка и рисование подушечками пальцев.

КАК ИГРАТЬ?

В такие игры можно играть с детками с самого раннего возраста, они простые, доступны не только логопедам и педагогам, но и родителям. Главное, делать их в хорошем настроении и, желательно, совмещать их со стишками-прибаутками.  

Классический пример – Сорока-Ворона. 

Важно учитывать возраст ребенка, ведь движения, их интенсивность, амплитуда и произвольность варьируются в зависимости от возраста. Играть можно с 4 месяцев до 6-7 лет.

Если в 4-7 месяцев большинство действий производит взрослый, поглаживая ладони и аккуратно сгибая пальцы малыша, то к 3-4 годам ребёнок вполне способен показывать пальцами сложные жесты, самостоятельно рассказывая при этом текст истории.

Готовые программы упражнений и потешек Вы можете найти в книге Жени Кац "Развитие речи с пальчиковыми играми и заданиями" или в других книгах, представленных ниже.

 

ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?

Пальчиковые игры формируют мелкую моторику, что стимулирует развитие определённых зон головного мозга, в частности речевых центров. В то же время, развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Подробнее о развитии мелкой моторики читайте в другой нашей статье

Если во время упражнений проговаривать стишки-потешки, то занятия пальчиковыми играми будут способствовать расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха. 

Также пальчиковые игры помогают достичь тактильного и эмоционального контакта между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними. Конечно, для этого необходимо, чтобы ребёнок и взрослый были в хорошем и доброжелательном настроении.

Пальчиковые игры – это не только увлекательные и эмоциональные игры, но и очень полезные упражнения. Они улучшают координацию движений рук, развивают мелкую моторику, стимулируют речевое развитие, дают толчок творческому началу.    

Примеры пальчиковых игр:

«Молоточки»

(Пальцы рук сжаты в кулачки. Ребенок стучит кулачками по столу или одним кулачком о другой)

Целый день тук да тук,

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат –

Строим домик для зверят.

«Медузы»

Две огромные медузы

Прилепились пузом к пузу.

(Ладони рук прижаты друг к другу)

Выгнем щупальца сильнее-

Вот как гнуться мы умеем!

(Ладони отрываем друг от друга, при этом кончики пальцев продолжают соприкасаться).

«Тесто»

Тесто мы месили,

(Делаем вид, будто месим тесто)

Мы пирог лепили,

(Лепим пирожки)

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп,

(Хлопаем в ладоши)

Слепим мы большой пирог!

(Показываем большой пирог)

«Игрушки»

Есть игрушки у меня:

(Хлопаем в ладоши)

Паровоз и два коня,

(Здесь и далее загибаем поочерёдно пальчики)

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,

Подъёмный кран.

«Мышка»

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Поворачиваем воображаемый клюю в замке)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

https://ckroir.rooivacevichi.gov.by/files/00363/obj/140/76563/img/mini_dcd97cb1c78be9705a5f9978aec21f40.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя - дефектолога. «Строительные игры в детском саду».

Строительные игры в детском саду – это один из видов продуктивной деятельности и основа воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте.Становление конструктивной деятельности начинается с воспитани...

Конспект совместного занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда "Что такое новый год?"

Конспект совместного занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда "что такое Новый год?"...

Консультация учителя-дефектолога для родителей "Давайте играть!"

Ох, не лёгкая это работа – развивать у ребёнка внимание и терпение. Но если подойти к делу с фантазией&helli...

Консультация учителя-дефектолога для родителей "Играем вместе с мамой"

Консультация для родителей "Играем вместе с мамой"...

Консультация учителя-дефектолога для родителей "Игры для развития памяти у дошкольников"

Консультация для родителей. Представленные игры помогут развить память у детей 5 - 7 лет....

Консультация для родителей учителя - дефектолога «Значение пальчиковых игр для развития ребенка»

      Когда ребенок  говорит и стихами сопровождает упражнения из пальчиковой гимнастики — это делает его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образ...