Консультация для родителей
консультация

Александра Легконогих

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Модели – материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отображающие их признаки, структуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_modelirovaniya.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема:

«Моделирование, как метод экологического воспитания дошкольников»

 

 

 

Воспитатель:

Легконогих А. В. 

 

 

 

г. Железногорск 2022г.

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

 Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Модели – материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отображающие их признаки, структуру.

Роль моделей и моделирования в экологическом воспитании дошкольников:

- позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи;

- способствует развитию восприятия наглядно – действенного и наглядно – образного мышления и речи;

- способствует формированию обобщенных и системных знаний о природе;

- абстрагирует существенные признаки природных объектов, значимых для деятельности.

Цель моделирования – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Моделирование делает наглядным скрытое от непосредственного восприятия свойства, связи и отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов и явлений окружающей действительности.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.

          В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей.

1. Предметные модели – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать модель земли. Такая модель позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия. Примером такой модели, также может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоёма), модель зоопарка, модель грядки на огороде.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – заместителей, графических знаков. Пример такой модели - модель-макет для усвоения детьми понятия «мимикрия», как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных. Дошкольникам можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, тем животное быстрее перемещается в пространстве. Процесс моделирования этого явления можно организовать следующим образом: на столе перед детьми надо положить большой лист белой бумаги с обозначенными на нем стартовой линией и двумя дорожками, по которым будут шагать картонные «ноги» — у одного ребенка длинные, а у другого - короткие. Каждый из дошкольников делает одинаковое количество шагов (например: по пять), отмечая их карандашом на дорожке, а затем они сравнивают результат: дальше ушел тот, у кого «ноги» длиннее.

При изучении растительного мира можно применять такие модели как: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета -  можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев.

3. Графические модели (графики, схемы и т.д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Например:

- при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: покров тела, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания, размножение;

- при формировании понятия «птицы», модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки: покров тела, наличие конечностей для передвижения по земле и воздуху, строение ротового аппарата, способ размножения;

- при формировании обобщенных представлений о зверях используется модель основных признаков млекопитающих животных: тело покрыто шерстью, имеют четыре лапы, есть пасть с зубами, хищное животное, рождают детенышей живыми и вскармливают их молоком;

- при формировании понятия «насекомые», модель помогает сформировать элементарное понятие о том, что насекомое – это маленькие животные, с особенным покровом тела, имеющие 6 ног, три части тела (голова, грудь, туловище), у многих есть крылья, вырастают из яичек, которые откладывают взрослые насекомые;

- далее используется модель «живое», которая показывает, что растения дышат, питаются, растут и размножаются. Данная модель используется и при формировании понятий «птицы», «рыбы», «звери», «насекомые».

Еще примером такой модели  могут быть календари наблюдений. Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений:

1. Календарь наблюдений за погодой. Его ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

2. Календари наблюдений за ростом растений.

3. Календарь наблюдений за птицами.

            Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание, а затем - использование в учебно-воспитательном процессе.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения (мнемотаблицы для самостоятельного составления рассказов детьми по темам: «Весна», «Осень»).

Этапы работы с мнемотаблицей:

- Рассматривание таблицы и разбор, что в ней изображено.

-Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

- После перекодировки осуществляется пересказ, т.е. происходит отработка метода заполнения.

- Графическая зарисовка мнемотаблицы.

- Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Дети способны придумать свои собственные схемы – модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодировки информации.

Эти и другие виды моделей значительно улучшают процесс усвоения экологических знаний. Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.

 

 

Литература

 

1.                  Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж, 2004.

2.                  Воронкович О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2007.

3.                  Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Под. ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб,1998.

4.                  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. уч. зав. - 3-е изд. перер., М., «Академия», 2005 г.

5.                  Николаева С. Н.Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие. — М., 2002.

6.                  Сово И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. – СПб.: ООО «Издательство и Детство ПРЕСС», 2010.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...