Проблемные ситуации
материал (старшая группа)

Травина Татьяна Владимировна

Использование проблемных и игровых ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_i_igrovye_situatsii.docx106.06 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проблемных ситуаций в работе с детьми

 Дошкольного возраста

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую ребенок может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значимой для самого ребенка. Ее возникновение должно быть по возможности связано с интересами и предшествующим опытом детей.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает со...

Вопросы

Опиши место действия

Жил-был..

Опиши главного героя

Однажды…

Что-то происходит и начинается действие

И вот…

Что персонаж делает и чего хочет добиться?

Однако…

Что-то идет не так

Тогда…

Как персонаж пытается решить проблему?

Потом…

Получилось или нет?

В конце концов…

Игровая ситуация «Создай свою историю» для детей младшей группы (3-4 года)

Ребята, сегодня мы продолжим   путешествие по сказкам, давйте заглянем в наш живой экран и узнаем в какую сказку мы отправимся. (Открываем настенный лэйпбук и с помьщью картинок угадываем какая сказка нас ждет).  

Мы отправляемся в сказку «Репка». На коврографе размещены иллюстации по сказке и в центре дед с огромной репкой и знак вопоса.

Воспитатель:Ребята, по моему в сказке что то не так? Посмотрите, на иллюстрациях герои сказки заняты своими делами. Как в думаете, что произошло?

Дети высказывают свои предположения -Дед не может вытянуть репку, потому что? (она огромная, ему никто не помогает, он не может позвать на помощь, его никто не слышит)

Воспитатель добавляет на коврограф картинку с огромной серой тучей.Новый поворот сюжета- скоро пойдет дождь!

Проблема: как быстро помочь Деду?

Дети предлагают идеи, совещаясь с детьми,  выбираем самую привлекательную.

Например:позвонить  спасателям Полли Робокар и они помогут Деду вытащить репку. Позвать героя из другой сказки. Помочь героям своей сказки, или помочь всем, а потом они помогут Деду, ведь они семья.Это важно!

Проиграли все версии, было интересно.

Для финалапослед взяли последнюю идею, в итоге (по сюжету на иллюстрациях): бабке помогли собрать белье, внучке-разобрать овощи и фрукты, жучке – достали косточку, кошку помирили с мышкой и все дружно помогли Деду вытянуть репку.

В завершении дети на ковгографе прикрепили всех персонажей сказки  «Репка», соблюдая последовательность событий.

Игровая ситуация «Создай свою историю» для детей младшей группы (4-5 года)

Дети не могли запомнить стихи про осень к празнику «Осенние приключения».

Все вместе стали разбирать причины, почему?: скучные, длинные, трудные, лучше давайте разучим загадки.

Воспитатель тихо по секрету сообщила, что это зима проказничает, не хочет, чтоб  осень хвалили, говорили, как все ярко и красиво, что она щедрая и дарит всем подарки, а ещё и грустили, что она быстро заканчивается. Вот она и мешает ребятам запомнить слова.

Но у осени есть друг и помощник, маленький гномик и он помогает всем ребятам.Если дети справятся с трудным заданием,значит не иначе, как гномик помог.

Тут на глаза попалась незнакомая коробочка, открыли а в ней интересные таблички и схемы с картинками и задание от гномика. Кто угадает по схеме с картинками, что это зашифрован именно его стих, тот значит перехитрит зиму.

А еще гномик прислал ребятам приглашение в гости в осенниий лес, посмотреть, как звери к зиме готовятся и предложил воспитателю направить телефон на какой то зашифрованный знак и сразу появился красивый лес и музыка.

Воспитатель договарилась с ребятами, пока они разгадывают смемы, где чей стих, она отправит этот знак в ноутбук и они смогут вывести все а большой экран.

Чудо свершилось, дети с воспитателем по ссылке или Qr коду попали в осенний лес и увидели и узнали много нового и интересного и про белочку, и про зайца и про медведя и даже про ежика.

А еще каждый смог по секретной волшебной схеме (мнемотаблице) выучить и рассказать свой стих.

На прощание гномик по секрету сообщил, что любит все времяна года и дружит с ними, и пообещал в зиму прислать еще такие же секретные задания и секретный знак.

Игровая ситуация «Создай свою историю» с использованием приема – сторителлинг,

для детей средней  группы (5-6 лет)

Была сложная тема по телерантности «Мы все дети, но мы все разные». Надо было познакомить детей с понятием ОВЗ (особые возможности здоровья), т.к. в их группу скоро должен прийти ребенок с ДЦП.

Вопитатель  познакомила ребят со сказкой Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Все ребята сочувствовали мальчику Вите и радовались вместе с Женей и Витей, что все закончилось хорошо.

Воспитатель предложила детям игру по сюжету сказки и они сочинили свою историю, в которой один леписток исполнил бы их желания, а остальные помогли другим детям у кого есть особенности и проблемы со здоровьем.

Вместе сделали красивый цветок с разноцветными лепестками и каждый день, отрывая один из лепестков и проговаривая волшебные слова: Лети лети лепесток через запад на восток…., придумывали (разбирали) ситуации и варианты, как можно помочь другим детям, тем, кто плохо видит или слышит, не может играть, как они или хорошо и быстро двигаться на прогулку, а может очень подвижный и шумный. Потому, что рождаются разные дети, но все одинакова хотят играть и дружить.

История получилась немного грусная, но очень интересная и поучительная. А главное ребята были психологически готовы принять особенного ребенка в свой коллектив.

Игровая ситуация «Создай свою историю» с использованием приема – сторителлинг,

для детей средней  группы (6-7 лет)

На ежедневном «Утреннем круге», один издетей принес энциклопедию про перврбытных людей. Всем захотелось узнать как жили первобытные люди!.Возникла идея проекта «Путешествие в мир первобытных людей».

Проблема: Как туда попасть?!

Идеи от детей с коментариями: на ракете (глупо, ракета туда не полетит, она летит в космос); придумать быстро машину времени (это фантазия, но можно попробовать); через информационное поле, типа интернет – это реально.

Принято решение, попробовать для интереса изобрести машину времени,  с использованием интерактивной панели, провести погружение в видеореальность, а создать иллюстрационную среду с элементы быта в группе! Супер!Круто! (практическая часть).

Воспитатель и продвинутые родители содали Qr коды, их расположили в группе в разных местах, ребята с увлечением  искали,находили и узнавали новые факты из жизни првобытных людей. Используя сенсорную панель, создали «машину времени» и совершили виртуальную экскурсию в Дарвиновский музей.  Дети мастерили орудия для ловли рыбы, топоры из камней, привязывая их к палкам, создавали дизайн одежды их шкур, пробовали добывать огонь, делали пещерные наскальные рисунки древесным углем, смастерили пещеру прямо в группе, рисовали саблезубого тигра и мамонта и многое другое.

В завершении прошла удивительная фотосессия.