1.Практическая работа «Разработка тем конкретных методических мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОО» 2. Дополнительное задание рейтинг плана • Тема 3 Предметно – развивающая среда детского сада в контекст
материал

Караханян Диана Николаевна
 

Методическое пособие содержат теоретический и практический материал реализации инновационног проекта «Формирование готовности педагогов ДОУ к реализации программ оздоровительной направленности в контексте ФГОС ДО».

Данные рекомендации адресованы педагогическим коллективам ДОУ, ведущим целенаправленную деятельность по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в образовательном процессе дошкольных учреждений. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно – средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях семьи и детского сада. Между тем, не стоит забывать, что среда развития ребенка дошкольного возраста – это и пространство его жизнедеятельности, поэтому, современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющими. Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддъяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой. Благодаря данным разработкам среда стала рассматриваться - с точки зрения психологии, среда как условие, процесс и результат саморазвития личности; - с точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств; способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта. Под средой понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит его личностное и интеллектуальное развитие. Одни авторы исследуют развивающую среду с позиций "предметной среды", "предметного пространства", с учетом эргономических требований к жизнедеятельности, антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателей этой среды. Другие современные ученые понимают ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, в которых запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. Среда будет являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определенную направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями ее субъектов (Г.М. Андреева, О.А. Горбань, А.Н. Леонтьев и др.). Однако предметно-развивающая среда чаще связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой. Надо подчеркнуть, что О.А. Комаровой под предметно-игровой средой понимается организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, главным образом, игры, личностно-ориентированного взаимодействия [2, с.105]. В.В. Сабирзянова оценивает предметно-развивающую среду как место, рамки которого могут быть обозначены предметами материального мира, а могут быть, и не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребенку с вопросом или участвуя в игре. То есть, предметно-развивающая среда – это не конкретное место, а собирательный образ места, который создается педагогом и чаще всего связан со словесным обозначением предметов [3]. Безусловно, организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Таким образом, по мнению автора, предметно-развивающая среда – организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребенка. Развивающая среда ДОО обладает широким спектром функций: Информационная функция – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Не менее важное значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. В связи с этим наиболее важные задачи предметно-развивающей среды можно определить таким образом: - предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности; - предметно-пространственная среда должна обеспечивать "зону ближайшего развития" ребенка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей; - среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта; - развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников. - предметно-пространственная среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности [1, с.25-25]. Предметный мир детства – среда развития всех специфических его видов деятельности. Стало быть, организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Очень активно в последнее время используется принцип интеграции образовательных областей, посредством предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми, в совместной с педагогом деятельности, что способствует реализации личностно-ориентированного подхода. Благодаря этому, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект: - показ предмета и его называние; -показ действий с предметами и их называние; -предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование. В таком случае, следует рассмотреть их подробнее. Показ предмета и его называние – методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. Используется для развития слухо-зрительного сосредоточения (через внезапное появление и быстрое исчезновение предмета (игрушки). Показ действий с предметами и их называние – другой методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. В основе действия ребенка с предметами лежит подражание взрослому. Действия с предметами путем подражания усваиваются в следующей последовательности: совместное выполнение действий ребенка со взрослым (сопряженное и сопряженно-отраженное), отраженное выполнение действий ребенком (по последовательному показу взрослого), выполнение действий ребенком по пошаговому образцу взрослого, выполнение действий по памяти, самостоятельное выполнение действий по словесной инструкции, самостоятельное выполнение действий в свободной деятельности детей. Экспериментирование в условиях предоставления свободы выбора как методический прием моделирует такие условия исследования, освоение и модификация предметно-развивающей среды, в которых ребенок осознает проблемность ситуации, ищет способы разрешения имеющегося противоречия, манипулируя одной или несколькими переменными (факторами) данной проблемной ситуации и фиксируя сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта при изменении предметно-развивающей среды [1, с.91-92]. С целью привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграции потенциалов предметно-развивающей среды дома и детского сада оказался метод проектной деятельности, задачи которой заключаются в следующем: ввести детей в проблемную игровую ситуацию; способствовать мотивации детей к исследовательской деятельности; активизировать познавательный процесс; формировать элементарные навыки поисковой деятельности в практическом опыте. Проектная деятельность, реализованная в детском саду, помогает интегрировать предметно-развивающую среду семьи и детского сада, связать воспитательно-образовательный процесс с социальной жизнью и способствует формированию навыков исследовательской деятельности. Вышеперечисленные методы делают предметно-развивающую среду не просто активной, а интерактивной, то есть ориентируют ребенка и родителей на обмен информацией и мнениями, на согласование своих действий, и на формирование общих эмоциональных смыслов совместной деятельности, и освоение культурных способов познания, носителем которых является взрослый. Эти способы познания связаны с освоением специфических: математической, речевой и эстетической, конструктивной, компьютерной-предметно-развивающих сред. Все это позволяет выйти на более качественный уровень образования, способствует раскрытию предпосылок творческого потенциала детей.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Балалиева О. В. Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как компонент образовательного процесса [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 29-31. — URL (дата обращения: ).



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Повышение мотивации и успеваемости учеников в начальной школе через организацию интерактивных уроков и индивидуальную работу.

тема

Критерии

Содержание

#1060;ИО автора опыта

Сергеева Елена Игоревна

#1044;олжность, категория, стаж работы в должности

Воспитатель, 30 лет,

высшая квалификационная категория

#1054;бразовательное учреждение, адрес

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Правдинского муниципального округа

"Средняя школа п.Крылово "

Калининградская обл. Правдинский район,

п.Крылово, ул.Центральная, д.36.

#1058;ема работы по обобщению педагогического опыта

«Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих

технологий в работу с детьми старшего дошкольного

возраста»

#1055;едагогический опыт (указать, доказать вид): новаторский, модифицирующий, положительный

положительный.

  • повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности;
  • развитие познавательных универсальных учебных действий;
  • обеспечение индивидуальных маршрутов развития;
  • повышение результативности обучения;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
  • включение детей в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности обучающегося.

5. Актуальность и идея изменения (почему данный пед.опыт стал изучаться и внедряться?)

Необходимость использования здоровьесберегающих

технологий подчёркивают исследования

В.В.Колбановой, Л.Г.Татарниковой и В.П.Петленко,

подтверждающих, что здоровье человека более чем на

зависит от его образа жизни. В работах В.Г.Алямовской,

М.Л.Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что

становление валеологической культуры обусловлено

прежде всего процессом воспитания, педагогическим

взаимодействием взрослого и ребёнка, широким

спектром педагогических средств и приёмов.

6. Новизна педагогического опыта (выделить и пояснить, в чем конкретно заключается суть авторских находок)

А) усовершенствование, рационализация отдельных сторон педагогической деятельности;

б) комбинация элементов известных методик;

в) эвристика - разработка новых средств и правил их применения;

г) открытие - постановка и решение новых педагогических задач

В современной системе образования много проблем.

Одна из них - это ориентация всей системы образования

на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед

дошкольным образованием в настоящее время остро

стоит вопрос о путях совершенствования работы по

укреплению здоровья, развитию движений и

физическому развитию детей. В соответствии с этим

особую актуальность приобретает поиск новых средств

и методов повышения эффективности оздоровительной

работы в дошкольных учреждениях, создание

оптимальных условий для всестороннего гармоничного

развития личности ребёнка. Актуальность опыта состоит

в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья

дошкольников. Одним из путей решения является

комплексный подход к оздоровлению детей через

использование здоровьесберегающих технологий, без

которых немыслим педагогический процесс

современного детского сада. Их внедрение строится на

формировании осознанного отношения ребёнка к своему

здоровью, которое, в свою очередь, должно стать

системообразующим фактором модернизации

оздоровительной деятельности современного детского

сада

7. Эффективность опыта (участие в конкурсах, положительная динамика показателей и др.)

Участие в конкурсах, положительная динамика показателей успеваемости учащихся, положительные отзывы родителей.

8. Разработанность опыта (уровень разработанности, полнота и детальность описания (представления) идей, методов, механизмов, технологий и т. д. раскрывающих все аспекты распространяемого опыта)

высокий уровень разработанности, Выполнено полное и детальное описание методов, применяемых на уроках, примеры заданий, планы уроков, критерии оценивания и др.

#1057;тадия работы с опытом:

*выявление

* изучение

* обобщение

* внедрение

*представление

*распространение

*тиражирование

1. Сбор информации: На первом этапе собирается информация о положительном опыте воспитателя, включая отзывы учеников, родителей и коллег. Также собирается информация о методиках и подходах, которые используются в работе.

2. Анализ информации: Систематизируется собранная информация, выявляются ключевые аспекты опыта, его эффективность.

3. Формулирование выводов: Формулируются выводы о полезных аспектах опыта для других педагогов.

4. Оформление информационной карты: Составляется информационная карта с основными сведениями об опыте, выводами и рекомендациями.

5. Распространение информации: Информационная карта распространяется среди педагогов для использования в их работе.

#1059;ровни и формы обобщения, распространения опыта (практический уровень – формы: открытые занятия, мастерклассы, обучающие семинары, стендовые доклады и др., методический – методическая продукция, выступление на методическом объединении воспитателей и др., научный – тезисы, статьи, монографии, целостное описание пед.опыта )

Практический уровень - проведение мастер-классов для воспитателей и учителей начальных классов, методический - разработка методических рекомендаций и материалов, научный - написание статьи

#1052;етодические разработки (программы, конспекты, системы, сборники и т.п)

Программа организации интерактивных уроков, конспекты уроков, системы оценивания, сборник заданий для индивидуальной работы.

#1055;убликации (статьи, тезисы -указать полные данные автор, название статьи, где размещена, год)

Статья "Организация интерактивных уроков в начальной школе" в журнале "Начальное образование", 2021 год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основная образовательная программа ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Слайд 2

2 Структура основной образовательной программы Обязательная часть Часть, формируемая участниками Образовательных отношений

Слайд 3

3 Целевой раздел Программы цели и задачи реализации Программы принципы и подходы к формированию Программы значимые характеристики характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста сведения о ДОУ Пояснительная записка Планируемые результаты освоения программы

Слайд 4

Цель и задачи в соответствии ФГОС ДО, с основной образовательной программой, с ДОУ , с принципами инклюзивного образования Принципы и подходы Нормативные документы на Федеральном уровне на региональном уровне на уровне ДОУ

Слайд 5

Значимые для разработки программы характеристики Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей вид ДОУ социальный статус родителей кадровый потенциал (по образованию, по стажу, категорийности ) контингент воспитанников характеристики особенностей детей

Слайд 6

Условия реализации Программы Материально-технические Кадровые Психолого-педагогические Финансовы е Развивающая предметно-пространственная среда (в т.ч. для детей с ОНР,ОВЗ)

Слайд 7

Планируемые результаты освоения программы Целевые ориентиры развития ребёнка младенческого, раннего и дошкольного возрастов (в соответствии с контингентом воспитанников организации) дополненные ориентирами, связанными с реализацией приоритетного направления деятельности организации (с учётом части, формируемой участниками образовательных отношений) промежуточными планируемыми результатами, предлагаемыми авторами примерных ООП МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА Особенности оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребёнка Мониторинг освоения программы

Слайд 8

Система оценки результатов освоения программы Анализ реального поведения детей через наблюдение в игровых ситуациях в режимных моментах на занятиях Беседы с родителями

Слайд 9

Результативность Мониторинг освоения программы «_________________________» познавательное развитие речевое развитие социально-коммуникативное развитие художественно-эстетическое развитие

Слайд 10

Результативность Состояние здоровья воспитанников группа здоровья заболеваемость посещаемость адаптация вновь прибывших детей Уровень физического развития индекс Кеттле (гармоничное, негармоничное) физическая подготовленность функциональные пробы навыки обучения плаванию

Слайд 11

Результативность Психофизиологическая готовность к обучению в школе сформированность регуляторного компонента предпосылки к учебной деятельности сформированность пространственных представлений особенности мыслительной деятельности Эффективность коррекционно-развивающей работы высокий уровень- успешность в освоении детьми требований программы средний уровень- следует усилить индивид. педагогическую работу с учётом выявленных проблем низкий уровень- составляются программы и рекомендации по педагогической и психологической коррекции развития ребёнка

Слайд 12

Результативность Мониторинг взаимодействия педагог-дети уровень владения необходимыми профессиональными и общекультурными компетенциями динамика становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребёнка положительное отношение ребенка к детскому саду высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада .

Слайд 13

13 Структура основной образовательной программы

Слайд 14

14 Структура основной образовательной программы

Слайд 15

15 Примерная структура предъявления содержания образовательной области Принципы Цель Задачи Методы Направления Формы Средства Содержание (по возрастным группам)

Слайд 16

Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Овладение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Основная цель Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа 16 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 17

Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольной организации 1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение 2 . Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения 3. Формирование грамматического строя: Морфология Синтаксис Словообразование 4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание ) 5 . Формирование элементарного осознания явлений языка и речи : различение звука и слова, нахождение места звука в слове 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову 17

Слайд 18

Методы развития речи Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) Словесные: Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Обобщающая беседа Рассказывание без опоры на наглядный материал Практические: Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры 18

Слайд 19

Средства развития речи Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театр Занятия по другим разделам программы 19

Слайд 20

Приоритет речевого развития достигается за счет использования программ: Парциальные программы « Программа развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушакова Авторские программы педагогов ДОУ « Играя, учимся говорить правильно» «Играя, развиваем речь» « Речецветик » «Путешествуем по сказкам» «В гостях у сказки». «Проектная мозаика в развитии дошколят»-авторский коллектив ДОУ Учимся родному языку .)

Слайд 21

Рабочие программы воспитателей групп В рамках данной образовательной области в ДОУ разработаны и реализуются: проекты: «Путешествуем по сказкам» тематические планы по возрастам конкурсы для всей семьи: «Мир загадок», «Культура речи» программа адаптационной группы «Мой малыш» речевые акции «Говорим правильно», «Чистая речь», «Родная речь», «Уроки доброты» Региональный компонент «На поляне детства» «Малая Родина в сердце моём» . «НОД в детском саду»

Слайд 22

Организация образовательного процесса обеспечена созданием условий : речевые зоны в группах книжный уголок «Хочу всё знать» учебная зона в группе библиотека детской литературы в группах и методическом кабинете театральные зоны театральный реквизит языковая среда (УМК ) дидактические и развивающие игры картины, пособия наглядно-информационный материал (уголки для родителей)

Слайд 23

Вариативная часть Обучение двуязычию с использованием УМК Интегрированные подходы Национально-региональный компонент Модель реализации билингвального компонента Условия реализации Цель, задачи, содержание по возрастам М ониторинг Проектирование ВОП Условия ВОП Организация работы с воспитателями татарских групп

Слайд 24

Вариативная часть Способы поддержки детской инициативы Культурные практики и формы деятельности Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Особенности образовательной деятельности разных видов детской деятельности Формы образовательной деятельности

Слайд 25

3. Организационный раздел Организация режима пребывания детей в ДОУ Управление реализацией ООП Структурная модель управления реализацией Программы Модель интегрированного подхода к реализации программы Годовой календарно - образовательный график Структура воспитательно-образовательного процесса в режиме дня Режим дня на холодный, тёплый период Адаптация Структура воспитательно-образовательного процесса в режиме дня Система физкультурно-оздоровительной работы Модель режима двигательной активности детей в ДОУ Ожидаемый результат Возрастные образовательные нагрузки

Слайд 26

3. Организационный раздел Возрастные образовательные нагрузки на детей Основные формы совместной деятельности Культурно-досуговая деятельность Организация проектной деятельности в ДОУ Работа с одарёнными детьми Модель организации воспитательно-образовательного процесса Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе О рганизаци я воспитательно-образовательного процесса на день

Слайд 27

Организационный раздел Предметно-пространственная образовательная среда: требования к среде варианты построения развивающей среды создание и обновление предметно-развивающей среды Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников : цель задачи структура технология Материально-техническое обеспечение программы: материально-медико-социальная база информационно-техническая база учебно-методическая база учебно-материальная база Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями Перечень используемых программ и пособий

Слайд 28

Краткая презентация Программы (адресована родителям) ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ДОУ Возрастные и иные категории детей, вт.ч. с ОНР Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Реализация основной образовательной программы в ДОУ Содержание воспитательно-образовательного процесса



Предварительный просмотр:

Задание 4.

Практическая работа 4

Описание задания на сайте

Выберите одну из комплексных программ на выбор представленных на сайте Навигатор программ дошкольного образования, изучите содержание и заполните таблицу

Анализ комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования

№ п.п.

Направления анализа программы

Характеристика направлений

Название программы, авторы

«Истоки»

Научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова.

Программа доработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Т.И. Алиевой, Е.П. Арнаутовой, Н.Е. Васюковой, И.А. Качановой, Н.Л. Кондратьевой, И.А. Лыковой, О.В. Нехорошкиной, Н.М. Родиной, Е.С. Рычаговой, Е.В. Трифоновой, Г.В. Урадовских. В основе лежат материалы 4-го издания программы «Истоки», авторский коллектив: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, А.Г. Арушанова, Т.Л. Богина, Н.Е. Васюкова, Е.М. Волкова, И.Н. Воробьева, А.Н. Давидчук, Р.А. Иванкова, Т.Г. Казакова, И.А. Качанова, Н.Л. Кондратьева, И.А. Лыкова, Л.Ф. Обухова, Л.Н. Павлова, Л.А. Парамонова, В.А. Петрова, Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина, Н.А. Рыжова, Т.В. Тарунтаева, К.В. Тарасова, Е.А. Тимофеева, Е.В. Трифонова, Г.В. Урадовских.

И89 Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 192 с.

Соответствие ФГОС:

Направления по которым выявлено соответствие

При переработке программы авторы опирались на следующие нормативные и нормативно-методические документы: «Конвенция о правах ребенка» (1989), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 (2012), ФГОС ДО (2013), СанПиН (2013).

Назначение Программы — научно-методическая поддержка практиков в освоении содержания ФГОС ДО и его грамотной реализации.

Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие на до- школьной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Концептуальные основы программы

В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

В связи с этим подходом в Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий — младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз — младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.

Цель программы

Обеспечение полноценного, разностороннего развития личности каждого ребенка от рождения до 7 лет; формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, их социализации и индивидуализации.

Задачи программы

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

2. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, а также таких личностных качеств, как активность, инициативность, произвольность, самостоятельность и ответственность — важных предпосылок формирования учебной деятельности.

3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений, с другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Структура программы

Программа состоит из трех разделов (целевого, содержательного и организационного) и приложения. В целевом разделе дается пояснительная записка, описываются цели и задачи Программы, принципы, на которых она строится и планируемые результаты освоения Программы. В содержательном разделе Программы представлены образовательные задачи и содержание образовательной работы с детьми от рождения до 7 лет по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также раскрываются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. В организационном разделе Программы раскрываются особенности построения образовательного процесса и реализации обязательной части Программы, описывается примерный режим дня для разных возрастных групп, даются рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательной организации на основе примерной Программы. В условиях реализации Программы раскрываются психолого-педагогические условия, описываются развивающая предметно-пространственная среда, требования к педагогическим кадрам, методические материалы и пособия к Программе.

В приложениях представлены: Приложение 1. Обучение второму языку дошкольников (для образовательных организаций, в которых существует необходимость проведения этой работы). Приложение 2. Примерный репертуар музыкальных произведений для детей разного возраста.

Приложение 3. Рекомендуемый список произведений художественной литературы и фольклора для детей разного возраста. Приложение 4. Примерный перечень произведений изобразительного искусства.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Филиал МПГУ в г. Черняховске

Реферат

на тему:

«Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС»

Выполнила:

Студентка 4-го курса очно-заочной

формы обучения

по специальности

«Дошкольное образование»

Группы KVфч72_ДОШ2011

Караханян Д

Руководитель: Радс Т.П.

г. Черняховск, 2023 г.

Содержание:

Введение 3

Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС 4

Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде 9

Пример построения предметно - развивающей среды 11

Вывод: 14

Список литературы 15

Введение.

Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности. Идеи , Т. Компонеллы, свидетельствуют об этом.

Процессы обновления содержания дошкольного образования не могут быть оторваны от развивающей среды, в которой они должны воплощаться. Именно поэтому педагогам необходимо знать подходы к ее организации. Вопросами создания и организации предметно-игровой среды занимались, и другие.

В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности.

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка в коллективе.

Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Задача педагогических работников в детском саду состоит в умении моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.

Построение предметно-развивающей среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития.

Для решения этих задач был принят новый закон «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено, как ступень образования, введен новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

ФГОС дошкольного образования – это Стандарт условий, а не Стандарт результатов. Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Теперь образование в ДОУ рассматривается, как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. На смену пришла более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы. Новая образовательная программа для ДОУ по ФГОС нацелена на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии должны быть пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.

На практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. С позиций Стандарта дошкольного образования развивающая образовательная среда дошкольной организации – это предметно-пространственная среда как часть образовательной среды и ключевой фактор перехода на ФГОС ДО. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра.

И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Именно поэтому необходим повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Группы, приспособленной для реализации Программы для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

• реализацию различных образовательных программ;

• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

• Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

• возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональность материалов предполагает:

• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

• наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативность среды предполагает:

• наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает:

• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни.

Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.

При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.

Не менее важным условием является многофункциональность предметно-развивающей среды. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные центры для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций:

- организующей

- воспитательной

- развивающей

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;

- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых

- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде:

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:

- развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели;

- предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее;

- большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:

- центр игры

- центр двигательной деятельности

- центр конструирования

- центр музыкально театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

- центр книги

- центр отдыха

- центр природы

Рабочий сектор: (рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.

- центр познавательной и исследовательской деятельности

- центр продуктивной и творческой деятельности

- центр правильной речи и моторики.

Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
Необходимы
материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Важно иметь большое количество «подручных» материалов - веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются
материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.

Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Пример построения предметно - развивающей среды

Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами.

Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.

С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить пуфики и поиграть в свободные игры.

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности), который может быть совмещён с центром природы. Задача данного центра - развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что в конечном счёте обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка

Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Центр продуктивной и творческой деятельности или центр художественного творчества выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.

Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр может быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как центр книги и отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.

Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Вывод:

Таким образом, можно сделать вывод что целенаправленная, планомерная, методическая работа с воспитателями повысила уровень профессионального мастерства, что проявилось в преобразовании ПРС с использованием новых подходов и инновационных введений в организацию ПРС, способствующей развитию способностей дошкольников вообще, и ярко выраженных способностей дошкольников в частности, проявив свою социальную и деловую активность в процессе работы по теме.

Литература.
#1053;ищева Н.В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендация. - Спб., Детство - Пресс, 2006
#1056;ыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (из опыта работы) - Москва, Линка – Пресс,2003
#1054;бразовательная система Школа – 2100: сборник программ. – Москва: Издательство, Балансс, 2004
#1051;ич П. Развитие ребенка. Москва, 1992
#1055;етровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Москва: Новая школа, 1993
#1055;етровский В.А. Психология личности. Москва : Просвещение, 1995
#1055;одласый И.П. Педагогика. Москва: Просвещение,1994
#1055;олякова М. Особенности организации предметно – пространственной среды. - Журнал. Дошкольное воспитание. №11 /2006
#1043;лушкова Г., Мусиенко С. Предметная среда действительно развивающая?- Журнал. Дошкольное воспитание. №2 / 2008
#1056;епринцева Г. От развивающей игровой среды – к гармоничным детско – родительским отношениям.- Журнал. Дошкольное воспитание. №8/2009
#1050;омарова О.А. Предметно – игровая среда ДОУ- Журнал. Управление ДОУ. №5 / 2009
#1041;отова Ю.А. Формируем предметно – развивающую среду.- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №3 /2007
#1051;укьяненко В.Н. Формируем предметно – развивающую среду. - Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 6 /2007
#1050;оврижных Е.В. Проект индивидуализации предметно – пространственной среды ДОУ. - Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 2 / 2011
#1043;лушкова Г. Устройство вариативной предметно – пространственной среды в групповых помещениях.- Журнал. Ребенок в детском саду. №5/2008



Предварительный просмотр:

Задание 4.

Практическая работа 4

Описание задания на сайте

Выберите одну из комплексных программ на выбор представленных на сайте Навигатор программ дошкольного образования, изучите содержание и заполните таблицу

Анализ комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования

№ п.п.

Направления анализа программы

Характеристика направлений

Название программы, авторы

«Истоки»

Научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова.

Программа доработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Т.И. Алиевой, Е.П. Арнаутовой, Н.Е. Васюковой, И.А. Качановой, Н.Л. Кондратьевой, И.А. Лыковой, О.В. Нехорошкиной, Н.М. Родиной, Е.С. Рычаговой, Е.В. Трифоновой, Г.В. Урадовских. В основе лежат материалы 4-го издания программы «Истоки», авторский коллектив: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, А.Г. Арушанова, Т.Л. Богина, Н.Е. Васюкова, Е.М. Волкова, И.Н. Воробьева, А.Н. Давидчук, Р.А. Иванкова, Т.Г. Казакова, И.А. Качанова, Н.Л. Кондратьева, И.А. Лыкова, Л.Ф. Обухова, Л.Н. Павлова, Л.А. Парамонова, В.А. Петрова, Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина, Н.А. Рыжова, Т.В. Тарунтаева, К.В. Тарасова, Е.А. Тимофеева, Е.В. Трифонова, Г.В. Урадовских.

И89 Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 192 с.

Соответствие ФГОС:

Направления по которым выявлено соответствие

При переработке программы авторы опирались на следующие нормативные и нормативно-методические документы: «Конвенция о правах ребенка» (1989), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 (2012), ФГОС ДО (2013), СанПиН (2013).

Назначение Программы — научно-методическая поддержка практиков в освоении содержания ФГОС ДО и его грамотной реализации.

Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие на до- школьной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Концептуальные основы программы

В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

В связи с этим подходом в Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий — младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз — младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.

Цель программы

Обеспечение полноценного, разностороннего развития личности каждого ребенка от рождения до 7 лет; формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, их социализации и индивидуализации.

Задачи программы

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

2. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, а также таких личностных качеств, как активность, инициативность, произвольность, самостоятельность и ответственность — важных предпосылок формирования учебной деятельности.

3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений, с другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Структура программы

Программа состоит из трех разделов (целевого, содержательного и организационного) и приложения. В целевом разделе дается пояснительная записка, описываются цели и задачи Программы, принципы, на которых она строится и планируемые результаты освоения Программы. В содержательном разделе Программы представлены образовательные задачи и содержание образовательной работы с детьми от рождения до 7 лет по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также раскрываются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. В организационном разделе Программы раскрываются особенности построения образовательного процесса и реализации обязательной части Программы, описывается примерный режим дня для разных возрастных групп, даются рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательной организации на основе примерной Программы. В условиях реализации Программы раскрываются психолого-педагогические условия, описываются развивающая предметно-пространственная среда, требования к педагогическим кадрам, методические материалы и пособия к Программе.

В приложениях представлены: Приложение 1. Обучение второму языку дошкольников (для образовательных организаций, в которых существует необходимость проведения этой работы). Приложение 2. Примерный репертуар музыкальных произведений для детей разного возраста.

Приложение 3. Рекомендуемый список произведений художественной литературы и фольклора для детей разного возраста. Приложение 4. Примерный перечень произведений изобразительного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию...

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"...

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методические рекомендации по предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегоднящний день стоит особо актуально...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО»: МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Среда развития ребенка должна: служить интересам и потребностям ребенка; обогащать развитие специфических видов деятельности; обеспечивать зону ближайшего развития ребенка; побуждать делать сознательн...