Конспект мастер – класса для педагогов
материал

Кулешова Вероника Абдуселимовна

«Использование конструктора «ТИКО» в образовательной работе с детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_tiko247.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольные группы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №13» п. Новый Тахтамукайского района Республики Адыгея

Конспект мастер – класса для педагогов

«Использование конструктора «ТИКО» в образовательной работе с детьми»

                                                                                  Выполнила: Кулешова В.А.

                                                                                                     воспитатель

 

                                                            2024

(Слайд 2) Цель: повышение педагогической компетентности коллег по вопросу использования конструктора «ТИКО» для реализации работы с детьми по различным образовательным областям.

(Слайд 3) Задачи:

- дать представление об актуальности проблемы развития навыков конструирования у дошкольников;

- способствовать сплочению коллектива педагогов в совместной деятельности;

- продемонстрировать варианты использования конструктора «ТИКО»  в работе с детьми по пяти образовательным областям.

Оборудование:

- наборы конструктора «ТИКО»;

- сенсорная коробка;

- схемы для конструирования;

- кегли, ортопедические коврики;

- верблюд из конструктора «ТИКО», краски, листы.

Участники мастер-класса:

педагогический коллектив ДОУ.

Ход мастер-класса

Теоретическая часть.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Речь пойдет об использовании конструктора «ТИКО» в работе с дошкольниками и обогащении их знаний в различных образовательных областях.

(Слайд 4) Актуальность данной темы в наши дни не вызывает сомнений. Объясняется это тем, что конструирование, по своей сути довольно творческий процесс. Именно в конструировании ребёнок может без труда воплощать свои фантазии, достигая реальных результатов за кратковременный период. Конечно, для реализации творческих задумок необходимы определённые навыки, знания и умения. Чем больше дошкольник взаимодействует с конструктором, тем совершеннее становятся эти навыки. Именно поэтому необходимо отводить на конструирование достаточно времени в образовательном процессе. Конечно, при помощи конструирования можно развивать не только творческие способности ребёнка, но также оказывать благоприятное воздействие на расширение его кругозора, изучение цветов, размеров, геометрических фигур, развивать глазомер и т.д.

Рассмотрим, в частности, конструктор «ТИКО» как один из инновационных и популярных средств развития детей.

(Слайд 5) «ТИКО» – это аббревиатура, которая расшифровывается, как Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Конструктор представляет собой набор различных геометрических фигур разного цвета. Все детали конструктора соединяются между собой при помощи шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

Конструктор «ТИКО» является одним из эффективных педагогических инструментов, который может помочь воспитателю в игровой форме отработать с детьми большое количество важных образовательных задач. Ребёнок, сам не замечая того, учится чему-то новому, отрабатывает уже приобретённые навыки, расширяет кругозор. Использование конструирования в развитии детей по всем образовательным областям возможно, здесь всё зависит от фантазии воспитателя и актуальных потребностей детей. Учитывая эти факторы, можно реализовать на практике задания, которые вовлекут в работу всех дошкольников и помогут им обрести знания в различных сферах.

Практическая часть.

Пришло время приступить к практической части. Сейчас, после краткого погружения в теорию, мы продемонстрируем, какие задания из различных образовательных областей можно провести с дошкольниками.

Для начала предлагаю уделить внимание небольшой разминке.

(Слайд 6) Пальчиковая гимнастика «Цветочек».

Солнце просыпается, цветочек распускается. (раскрываем ладони)

Солнышко садится, цветочек спать ложится. (соединяем ладони)

Итак, приступим.

1. Начнем с образовательной области «Познавательное развитие». Здесь мы можем предложить детям для выполнения вот такого плана задание.

(Слайд 7) Игра «Кладоискатели».

Прячем в сенсорную коробку 7 деталей конструктора «ТИКО». Дети их постепенно достают, называют цвета и выкладывают в ряд. Когда все детали на столе, можно попросить дошкольников их пересчитать. После данной работы, предложите детям сконструировать из деталей всё, что им подсказывает  фантазия. После конструирования расспросите детей, что они хотели изобразить и что у них получилось. Давайте тоже попробуем осуществить данную игру на практике. (Педагоги участвуют в игре). 

2. Следующая игра затронет область «Социально-коммуникативное развитие». 

(Слайд 8) Игра «Менялки».

Данную игру лучше всего проводить в небольшой группе, а для начала даже в паре детей. Здесь дошкольникам предлагаются схемы для конструирования и подборка деталей для них. Несколько деталей заведомо заменены (не подходят по размеру или цвету у всех участников). Задача детей обменяться деталями, добыть нужные из набора другого человека. Для этого необходимо вежливо попросить друга об обмене, предложить нужную деталь взамен, научиться контактировать и общаться, добиваясь собственных целей. В эту игру мы также попробуем поиграть. Приглашаю пару участников для демонстрации. (Педагоги играют в игру). 

(Слайд 9) 3. Далее предлагаю игру в области «Развитие речи».

«Едем, летим, плывём».

В процессе этой игры мы конструируем три вида транспорта (водный, воздушный или наземный). Дети могут осуществить это задание по запросу воспитателя или по собственному замыслу, после чего можно составить рассказ о том, куда отправится ребёнок на данном транспорте, какое путешествие осуществит. Предлагаю и нам с вами сконструировать машину, корабль и ракету. (Воспитатели принимают участие в конструировании. После этого рассказывают о путешествии их мечты). 

(Слайд 10) 4. Как можно совместить «Физическое развитие» и конструирование? Здесь множество различных идей. Я вам предложу вот какую. Для начала разделимся на команды. Возьмите из мешочка деталь конструктора «ТИКО». Если она синяя, вы в команде «Синих», если зелёная, вы в команде «Зелёных». Итак, все участники строители. Мы проведём небольшую эстафету, в процессе которой, вам необходимо добыть детали для постройки дома.  Детали лежат в конце полосы препятствий в корзинке. Каждый участник проходит полосу и возвращается к команде. Когда все детали у команды, вам необходимо построить дом. Дом готов, значит, пора поднимать руку, ваша команда строителей победила. (Педагоги делятся на команды, принимают участие в эстафете).

1. Обежать змейкой кегли.

2. Пройти по ортопедическим коврикам.

3. Взять деталь и бегом вернуться к команде.

 

5. Интересно конструктор «ТИКО» можно использовать в процессе художественно-эстетического развития детей.

(Слайд 11) Игра «Нарисуй фон».

Педагог показывает детям любое животное, собранное из конструктора и предлагает нарисовать красками, карандашами или восковыми мелками фон, место обитание этого животного. Если педагог показывает жирафа, дети рисуют Африканские саванны. Пока рисунок сохнет, дети собирают своё животное по образцу. Давайте попробуем поиграть в такую игру. У меня для вас заготовлен вот такой пингвин. Как вы думаете, что нужно нарисовать? (Участники отвечают, что нужно нарисовать Антарктиду. Рисуют и собирают своего пингвина).

Мы попробовали на практике осуществить работу с конструктором по всем образовательным областям. Пока наши впечатления свежи, предлагаю ответить на несколько вопросов.

(Слайд 12)

Рефлексия.

- Как вы относитесь к проблеме многофункционального использования одного пособия в работе с дошкольниками?

У вас всегда это получается? Поделитесь своими примерами использования «ТИКО» в работе по различным образовательным областям.

- Любят ли дети вашей группы конструировать?

- Какие еще конструкторы востребованы среди детей вашей группы?

- Планируете ли использовать в работе полученные на МК знания?

На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо за положительные эмоции и вашу активность!

(Слайд 13) В заключение, хочется отметить, что конструктор «ТИКО» это довольно эффективный педагогический инструмент, позволяющий воспитателю развивать детей разносторонне, направляя усилия именно на те области, которые требуют особого внимания. Работа с конструктором ведётся очень продуктивно, если опираться на индивидуальные потребности детей и выходить за рамки привычного использования данного пособия.

Спасибо за внимание!

Список информационных ресурсов

1. Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду. - М.: Просвещение, 2000.

2. Поддьяков, Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Тарловская, Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. - М.: Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для педагогов и родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»

Цели и задачи: • Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ; • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; • Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технол...

Конспект мастер-класса с педагогами

Конспект мастер-класса с педагогами...

Конспект мастер-класса для педагогов (рисование нетрадиционными техниками) Тема: «Удивительное рядом»

Мастер-класс для педагогов по рисованию нетрадиционными техниками "Удивительное рядом"...

конспект мастер-класса для педагогов "Топиарий"

конспект мастер-класса для педагогов "Топиарий"...

Конспект мастер-класса для педагогов «Необычное в обычном» (рисование пеной для бритья)

Мастер-класс знакомит педагогов  с техникой получения изображения при помощи пены для бритья....

Конспект мастер класса «ЗОЖ педагогов»

Цель:   формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педаг...

конспект мастер-класса с педагогами на тему: "Лепка нетрадиционными способами"

Представленный материал содержит конспект проведения мастер-класса с педагогическими работниками по овладению нетрадиционными спосами лепки с детьми старшего дошкольного возраста. Я хочу поделиться св...