Консультация для воспитателей «Рабочая программа воспитания в детском саду»
консультация

Томашевская Елена Михайловна

Консультация для воспитателей  «Рабочая программа воспитания в детском саду»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Рабочая программа воспитания в детском саду»

        Выполнила:

старший воспитатель

Томашевская Е.М.

     В указе президента РФ В.В. Путина № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» главной целью образования обозначено следующее: воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Эта цель была подтверждена и в Указе Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», в которой одним из целевых показателей указано создание условий для воспитания гармонично-развитой личности. Это же направление затем было поддержано в «Законе о воспитании», а точнее о тех изменениях, которые были внесены в июле прошлого года в закон об образовании РФ и приказе Минпросвещения, в котором переутвержден порядок разработки образовательных программ, приведение их экспертизы и ведение реестра, того самого ФГОС реестра, открытого электронного ресурса, в котором мы можем увидеть все примерные основные образовательные программы.  

     Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, где воспитательная деятельность рассматривается как компонент педагогического процесса и охватывает все составляющие образовательной системы образовательной организации, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.  

     Кроме того, вопросы воспитания также освещены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025.

    Мы с вами все прекрасно знаем, что достаточно серьезное внимание уделено воспитательному процессу в дошкольном образовании это также нашло свое отражение в изменениях в Федеральном законе об образовании в РФ, которые были внесены не так давно.

     В связи с этим перед нами была поставлена задача разработки рабочей программы воспитания (РПВ) и календарного плана воспитательной работы не позднее 1 сентября текущего года, а также проинформировать родителей и законных представителей наших воспитанников о всех изменениях, которые вносятся и будут вноситься в образовательные программы дошкольного образования. Но это было только начало работы, далее мы интегрировали содержание рабочей программы воспитания в наши основные образовательные программы. И теперь  в течение учебного года предстоит очень серьезная работа по реализации рабочей программы воспитания таким образом, чтобы рабочая программа воспитания и образовательные программы существовали в полной гармонии и в интеграции содержания этих 2 документов, не дублировали, а поддерживали друг друга.

Таким образом, рабочая программа воспитания в дошкольном образовании не может рассматриваться и реализовываться вне основных образовательных программ.  Задача РПВ в дошкольном образовании – акцентирование внимания на основных целях и задачах воспитания, обозначение обязательных элементов воспитательной работы в ДОУ, отражающих интересы человека, семьи, общества и государства. Обязательные элементы РПВ должны отражать позицию государства в вопросе воспитания подрастающего поколения, способствовать созданию единого образовательного, идеологического и культурного пространства страны.

При этом цели и задачи РПВ в дошкольном образовании реализуются не сами по себе, а в рамках общего образовательного процесса в соответствии с образовательными программами дошкольного образования.

Рабочая программа воспитания нацелена на формирование нравственных основ личности, воспитание положительной мотивации, формирование первичных ценностных представлений у детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детского сада №29 «Полянка» г. Павлово (далее – Программа воспитания) определяет содержание и организацию воспитательной работы
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №29 «Полянка» г. Павлово.

Программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в
Российской Федерации:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в
    Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г.
    №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
    дошкольного образования».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных
    целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента Российской Федерации).
  4. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина
    России.
  5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
    (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
    Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы).
    Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
  6. Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при
    Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
  7. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в
    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
    обучающихся».

Рабочая программа воспитания реализуется в рамках образовательной программы
дошкольного образования и адаптированных программах дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)  МАДОУ детского сада №29 г. Павлово.

В центре рабочей программы воспитания находится личностное развитие воспитанников МАДОУ и их приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить взаимодействие воспитания в дошкольной образовательной организации (далее-ДОУ) и воспитания в семьях детей от 2 лет до 8 лет. 

Общая цель воспитания в учреждении – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально-значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально-значимой деятельности).

Достижение поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение
следующих основных задач:

  • создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в
    соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и
    склонностями;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических  качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
    организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов
    социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
  • объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольного отделения на основе
    традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление
    партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и опирается на следующие принципы:

  • Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как
    личности, как человека, являющегося высшей ценностью, на уважение к его персоне,
    достоинству и защиту его прав на свободу и развитие.
  • Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
    воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
    сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
  • Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре
    и традициях России, включая культурные особенности региона.
  • Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
    позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу,
    пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
  • Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
    личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности
    и безопасного поведения.
  • Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
    деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.
  • Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при
    которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
  • Принцип неукоснительного соблюдения законности и прав семьи ребенка. Соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка.

Данные принципы реализуются в укладе жизни детского сада, включающем воспитыва-ющую среду, культурные практики, совместную деятельность и события.

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Реализация цели и задач Программы воспитания осуществляется в рамках нескольких
направлений (модулях) воспитательной работы, определённых на основе базовых ценностей
воспитания в России, которые фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в
целостном образовательном процессе.

  1. Патриотическое направление воспитания  - модуль «Гражданско-патриотическое воспитание»;
  2. Социальное направление воспитания  - модуль «Духовно-нравственное воспитание»;
  3. Познавательное направление воспитания – модуль «Умственное воспитание»;
  4. Физическое и оздоровительное направление воспитания – модуль «Физическое развитие и культура здоровья»;
  5. Трудовое направление воспитание – модуль «Трудовое воспитание»;
  6. Этико-эстетическое направление воспитания  - модуль «Эстетическое воспитание»;
  7. Экологическое направление воспитание – модуль «Экологическое воспитание».

Все перечисленные направления воспитания тесно взаимосвязаны между собой и
обеспечивают интеграцию воспитательной деятельности во все образовательные области и
во все виды детской деятельности в образовательном процессе, согласно образовательным программам МАДОУ детского сада №29 г. Павлово.

Для каждого направления (модуля) воспитания определены цели, задачи и направления деятельности воспитателя.

Наша основная задача, как педагогов осуществление воспитательной работы в соответствии с рабочей программой воспитания МАДОУ детского сада №29 г. Павлово. Возникает вопрос: каким образом эту работу осуществлять?

Обязательным компонентом новой программы воспитания – календарный план воспитательной работы. Утвержденной формы этого плана нет,  детский сад вправе разрабатывать его сам. Календарный план воспитательной работы отражает содержание рабочей программы воспитания в ежегодном планировании образовательного процесса на год. Содержание образовательных программ детского сада и рабочей программы воспитания, как неотъемлемой ее части, мы должны реализовываем в течении всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Воспитательная работа не имеет четких временных рамок – педагоги осуществляют ее ежедневно, ежечасно, ежеминутно в любых формах организации образовательного процесса. Однако календарный план воспитательно-образовательной работы не покажет все содержание  воспитательной работы педагогов. Воспитание – процесс не событийный. Нельзя провести какую-то одну акцию и сказать: «Я решил все воспитательные задачи. Все дети у меня теперь воспитаны именно в этом направлении». Поэтому и нужен календарный план воспитательной работы, который охватывает все направления воспитания детей и значимые события.

Календарный план воспитательной работы нашего детского сада также включает себя семь модулей, для каждого модуля определены мероприятия и возрастная группа, а также сроки проведения и ответственные.

В календарный план воспитательной работы МАДОУ детского сада №29 г. Павлово вошли события разных категорий, которые подразумевают обязательное участие педагогов, детей и родителей. Среди них запланированы значимые события, которые имеют отношение к национальным и международным праздникам, к истории народа, страны, города, а также значимые для детей семейные праздники, традиционные мероприятия детского сада. В процессе подготовки к таким праздникам и во время их проведения педагоги организуют все виды детской деятельности и обеспечивают их социально-личностную ориентированность.

Литература

1. Рабочая программа воспитания к основной образовательной программе ДОО / Под ред. Н.Е. Вераксы, Э.М. Дорофеевой, И.И. Комаровой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание в детском саду"

Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"...

Консультация для воспитателей "Социально-половое воспитание в детском саду"

         МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН...

Консультация для родителей " Задачи музыкального воспитания в детском саду".

Задачи музыкального воспитания в детском саду.      Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в м...

консультация для родителей "Задачи музыкального воспитания в детском саду"

Материал для ознакомления родителей с задачами музыкального воспитания в детском саду....

Рабочая программа воспитания в детском саду: логика создания

Буклет для педагогов ДОУ. Нормативно-правовые основания для разработки рабочей программы воспитания. Логика создания рабочих программ воспитания в ДОУ. Обеспечение целостности воспитательно-...

" Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"

В дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт. чем она отличается от других стран . Приучать детей бережно относиться к тому , что создано бабушками , дедушками . мамами , папами...

Статья семинар-практикум «Первые идеи реализации программы воспитания в детском саду: интерактивная выставка «Моя Россия»»

семинар-практикум «Первые идеи реализации программы воспитания в детском саду: интерактивная выставка «Моя Россия»»...