Тесты для определения особенностей латерализации (доминантности парных органов чувств)
материал

Анна Сергеевна Дранишникова

Тесты для определения особенностей латерализации (доминантности парных органов чувств)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ (ДОМИНАНТНОСТИ ПАРНЫХ ОРГАНОВ ЧУВСТВ)

В научной литературе существует значительное количество анкет, проб для определения латеральных предпочтений. Это тест Аннет, обследование с помощью системы М. Озьяс, М.М. Безруких, Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеевой, Я.Л. Меерсон и других.

С точки зрения Н.Я. Семаго в процессе практической работы целесообразно использовать небольшой набор наиболее показательных и простых проб для получения значимых данных о специфике латеральных предпочтений ребенка

Предлагается использовать следующие процедуры.

Для исследования ведущей руки пробы:

  • переплетение пальцев рук;
  • поза «наполеона» (для детей после 7 лет);
  • «телефонная трубка»; -  «подзорная труба» (калейдоскоп).

Для исследования ведущей ноги пробы:

  • «попрыгай на одной ноге»;
  • «ударь мяч».

Для исследования сенсорных предпочтений пробы:

  • «телефонная трубка» (ведущее ухо);
  • «подзорная труба» (калейдоскоп) (ведущий глаз)

Анализ результатов:

  1. Наличие более 2-3 неправосторонних предпочтений будет свидетельствовать (и тем более чем старше ребенок, тем с большей долей достоверности) о специфике формирования межфункциональных взаимодействий, что может рассматриваться, с сточки зрения общего прогноза развития, как отягощающий фактор при ряде вариантов отклоняющегося развития (дисгармоничное развитие (интропунитивный тип развития), парциальная несформированность когнитивного и регуляторного компонентов познавательной деятельности).
  2. Демонстрация 1-2 левосторонних предпочтений в пробах можно рассматривать как артефакт у ребенка с преимущественно правосторонними предпочтениями, т.е. «типичным» вариантом формирования межфункциональных взаимодействий. Этот вариант профиля латеральных предпочтений тем больше выражен, чем младше ребенок

«Условно» неблагоприятными можно считать сочетание левого ведущего глаза и правой руки и, наоборот, ведущего правого глаза и ведущей левой руки. Эти данные должны быть включены в оценку прогноза дальнейшего развития и обучения ребенка

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ

1.        Ребёнку предлагается несколько спичечных коробков.

Инструкция: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

2.        Ребёнку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками.

Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая держит пузырёк.

3.        Проба «Телефонная трубка»

Инструкция «Позвони по телефону». 

Ведущей считается та рука, которая потянется к телефонной трубке, лежащей строго по средней линии.

4.        Ребёнка просят протереть доску (игрушку, стол, стул и т.д.) тряпкой.

Инструкция «Протри стол». 

Активные действия выполняет ведущая рука.

5.        Ребёнку предлагается поймать мяч одной рукой.

Инструкция «Лови мяч». 

Активные действия выполняет ведущая рука.

6.        Ребёнку предлагается раздать карты.

Инструкция «Раздай карты». 

Ведущая рука раскладывает карты.

  1. Проба «Посмотри в подзорную трубу» (калейдоскоп)

Инструкция: «Посмотри в калейдоскоп». 

Ребенку дается свернутая из листа бумаги трубочка. Ведущей считается та рука, которая потянется к калейдоскопу, лежащего строго по средней линии.

8.        Хлопать в ладоши.

Инструкция «Похлопай в ладоши». 

Ведущая рука сверху.

9.        Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.

Инструкция «Нарисуй круг на ладошке».

Ведущая рука рисует круги на ладошке другой руки.

10.        Завести часы.

Инструкция «Заведи часы». 

Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы, а не ведущая рука держит часы.

11.        Переплетение пальцев рук.

Инструкция «Переплети пальчики». 

Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

12.        Скрещивание рук - «поза Наполеона»

Инструкция «Покажи, как ты скрещиваешь руки». 

Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

13.        Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5см.друг от друга сначала правой, а затем левой рукой за определённое время (например, одна минута).

Инструкция «Нарисуй вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см. правой рукой». Рисуем 30 секунд». После того, как ребёнок выполнит эту инструкцию предлагается это же самое сделать левой рукой в течении 30 секунд. Большее количество линий проводится ведущей рукой.

Анализ результатов: Каждый тест оценивается в 1 бал. Максимальное количество баллов -13.

Предпочтение правой или левой руки считается определённым при наборе 2/3 возможных баллов в пользу одной из них.

Для определения скрытых признаков левшества, которые чаще всего неизвестны самому испытуемому и не подвержены влиянию научения, используются пробы «переплетения пальцев рук», «поза Наполеона», и «аплодирование»

В сокращённой батарее тестов нет графических тестов. Это в основном бытовые действия, требующие точности и ловкости и координации движений. Данные действия для ребёнка не привычны и не натренированы, а это позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой.

  МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА

Для успешного обучения ребёнка необходимо знать, какой глаз и нога являются ведущими, так как переучивание или навязанная необходимость действовать не ведущей ногой или глазом могут дать тот же отрицательный эффект переучивания

1.        Проба с калейдоскопом

Перед ребёнком на стол на равном расстоянии между обеими руками кладётся калейдоскоп и предлагается посмотреть в него одним глазом. Отмечается глаз, которым ребёнок это делает.

2.        Проба с прицеливанием (проба Розенбаха)

Ребёнку дают в руку карандаш и предлагают ему, держа его в правой вытянутой руке, прицелиться в какой-нибудь отдалённый предмет, не прищуривая глаз. Затем психолог прикрывает один глаз ребёнка листом бумаги и предлагает скорректировать прицел. Затем процедура повторяется, но прикрывается уже другой глаз. При корректировке прицела ребёнок обычно несколько смещает руку с карандашом. Ведущим считается тот глаз, при закрытии которого, смещение руки при корректировке прицела было наибольшим

3.        Тест «карта с дырой»

В листе плотной бумаги вырезается отверстие 1x1 см. Держа эту карту на небольшом расстоянии от глаз (30-40 см.), ребёнок рассматривает предмет, находящийся в 2-3 см. от него. Рассматривание обычно осуществляется ведущим глазом. При закрывании ведущего глаза, предмет смещается

  1. В  тёмной  комнате  ребёнка  просят зафиксировать  взглядом  зажжённую  свечку,  а  затем прикрыть пламени указательным пальцем вытянутой руки

Находясь с боку, психолог видит глаза ребёнка и определяет, на какой из них падает тень от пальца. Она падает на ведущий глаз. Тестом можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста

5.        Ребёнку дают лист бумаги с небольшим отверстием

Психолог просит держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. Взрослому виден либо правый, либо левый глаз ребёнка

6.        Проба Литинского

При выполнении пробы взгляд сначала фиксируется на кончике указательного пальца, а затем палец приближается на 2-3 см. к переносице ребёнка. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и удерживает её, а не ведущий совершает горизонтальные движения отведения и приведения

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО УХА

1.        Ребёнку предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом

Отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными

ушами.

Для подростков тест необходимо маскировать под другое задание. Например, без часов: «Проверим

ваше воображение. Представьте, что на столе лежат крохотные часики. Не беря их в руки, наклонитесь и

представьте, что слышите, как они тикают».

2.        Проба «шепот»

Ребёнку психолог говорит что-то шёпотом.

Обычно ребёнок подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознаётся услышанное.

  1. .        Проба «Телефонная трубка»

Инструкция: «Позвони по телефону».

Отмечается, к какому уху он подносит трубку. Для прислушивания ребенок использует ведущее ухо.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ НОГИ

1.        Ребёнку предлагается попрыгать на одной ноге, сделать шаг вперёд и шаг назад, встать на стул на колени

Нога, выполняющая движение первой, считается ведущей. На ведущей ноге ребенок прыгает лучше и устойчивей.

2.        Ребёнку предлагается прыгнуть в длину

Ведущая нога является толчковой.

3.        Сесть и закинуть ногу на ногу

Сверху оказывается функционально преобладающая нога.

4.        Ребёнку предлагается сделать несколько скачков через скакалку

Ведущая нога поднимается первой и становится впереди не ведущей.

5.        Измерение длины шага

Ребёнку предлагается пройти вперёд 5-10 шагов каждой ногой. Психолог измеряет длину шагов, вычисляет среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей.

6.        Проба «Ударь мяч»

Активная (в том числе толчковая) нога будет ведущей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: "Мое тело. Знание о частях тела и органах чувств" (образовательная область "ЗДОРОВЬЕ")

Организационный момент с помощью игры "Назови ласково"Основная часть: Отгадывание загадок о частях тела. Рассматривание на картинке. Беседа о значимости их для человека.  Проведение игр "Чудесный...

"Путешествие по стране органов чувств" /Использование ИКТ технологий в обучении/

                               Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.      ...

Конспект занятия в старшей логопедической группе: "Лаборатория органов чувств"

Занятие в игровой форме, знакомит детей с органами чувств( глаза, уши, нос), воспитывает бережное отношение к ним....

Консультация для родителей "Развитие органов чувств"

Для ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие иформирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,цвете,величине,положение в пространстве,а также запохе, вкусе и т.п.Конечно, ...

Бережное отношение к органам чувств

Совершенствовать знания детей об органах чувств, бережному отношению к ним...