Проект "Ручеек"
проект (младшая группа)

Акимова Елена Александровна

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_govoryashchiy_rucheek.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Газовичок»

Тема:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

                                                                          Автор: Акимова Е.А.

               воспитатель  

г. Надым

2022г.

Содержание

  • Введение
  • Содержание проблемы
  • Цели и задачи проекта
  • Система проектных мероприятий
  • Ресурсное обеспечение проекта
  •  Оценка эффективности реализации проекта
  • Приложение

Содержание проблемы

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к детям, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать, и желательно, чтобы усвоение этих знаний было осмысленным.

Чтобы помочь ребенку справляться с ожидающими его сложными задачами, необходимо чтобы у него была полноценная и своевременно сформированная речь. Именно достаточный уровень речевого развития является основным условием успешного обучения.

В школу ребенок должен прийти, уже имея определенные знания об окружающем мире, некоторые эстетические и нравственные понятия – о красоте и безобразии, добре и зле, правде и лжи т.д. И, конечно же, он должен уметь выражать свои мысли, что возможно только при помощи речи. Задержка в развитии речи влечет за собой сложности в общении со сверстниками и взрослыми, затруднения в произнесении звуков в дошкольном возрасте, а также реальные трудности в освоении грамоты в школьные годы. Владение речью играет важную роль в повседневной жизни, обучении, умении общаться и понимать собеседника. Хорошему владению речью нужно учиться не один год, и начинать обучение желательно как можно раньше.

В раннем  возрасте происходит формирование основных компонентов языка – лексико-грамматического и фонетико-фонематического. В тесной связи с развитием речи находиться развитие навыков самообслуживания, а также психических процессов: восприятие, внимание, память и мышление. Речь становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью.

Возрастающий интерес ребёнка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым, а это возможно только при овладении речью. Подобная необходимость и является главным стимулом в усвоении речи маленьким человеком.

Краткая аннотация проекта.

Участники проекта:

  • дети группы раннего возраста от 1,5-3 лет;
  • родители воспитанников;
  • воспитатели группы.

        Введение

        Овладение речью - одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста.

          Речь - это сложная система знаков, позваляющяя обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы общения, отражают работу мысли. Осваивая речь. Ребёнок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения, управлением своим поведением.

        Речь - наиболее совершенное, емкое и точное средство общения. Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружающими людьми. С её помощью малыш учится выражать свои желания и стремления, понимать других, договариваться.

         Овладение, словом перестраивает все основные психические процессы ребёнка: создаёт новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Процессам восприятия слова придаёт обобщенный характер; внимание при направляющем участии слова становится активным; процессы памяти превращаются в акты произвольного запоминания.

           С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает ребёнку регулировать своё поведение, оценивать его. Именно речь позволяет малышу осознанно формулировать цели вои действий, отбирать для их осуществления необходимые средства, создавать воображаемый игровой план.

          Овладение речью имеет огромное значение для вхождения ребёнка в общечеловеческую культуру. Слушая сказки, стихи, песни. Малыш с ранних лет приобщается к истокам народного творчества, знакомится с произведениями детских писателей и поэтов, у него формируется интерес к книге.

           Учитывая важность данной проблемы, в детском учреждении необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей раннего возраста.

Вид проекта

  • Познавательно-творческий
  • Групповой
  • Долгосрочный

Цель проекта:

  1. Выявление  уровень речевого развития детей данной возрастной группы.
  2. Формирование  навыки речевого общения у детей раннего возраста, культуру, интонационную выразительность речи, звукопроизношение, активизировать словарь посредством приобщения детей к различным видам деятельности.

Задачи:

  • Развивать речь  детей, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать навыки общения со сверстниками и с взрослыми, устойчивый интерес к различным видам игровой деятельности, художественному слову.
  • Учить координировать движения с речью, различать эмоции, паузы, изображать их с помощью интонации и мимики.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на различные художественные произведения, события.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру.

Предполагаемый результат

  • владеют активной речью, включенной в общение;
  • могут обращаться с вопросами и просьбами;
  • понимает речь взрослых;
  • знают названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремятся к общению со взрослыми и активно подражают им в движениях и действиях;
  • проявляют интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
  • эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства.

Сроки и этапы реализации проекта:

Этапы

Сроки

Содержание работы

Подготовительный (разработка проекта)

С 01.09.23 по 31.10.23

- определение проблемы

- постановка цели, задач

- подбор методической, художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов

- составление перспективного плана

Основной

С 01.11.23  по 31.05.24

- выполнение проекта

Заключительный

С 01.04.24  по 31.05.24

 - анализ достижения поставленной цели

 - обобщение результатов работы, формулировка выводов

 - составление рекомендаций

Презентация проекта

 31.05.24г.

Вечер-развлечение «В гостях у бабушки Забавушки»

Формы и методы  работы

Игровая

 деятельность

Дидактические игры: «Прятки», «Кто как поёт?», «Что это такое?», «Договори слово», «Чудеснъй мешочек», «Кто это?», «Как кого зовут?», «Кто в домике живёт?»

Сюжетно-ролевые игры: «Мишка пришёл в гости», «Кукла Маша заболела», «Мы шофёры».

Познавательное

развитие

Экскурсии: к цветнику, по территории детского сада, в огород.

Занятия: знакомство медицинским кабинетом, знакомство с работой повара, дворника, других работников детского сада.

Конструирование

Конструирование различных построек от дорожки и мостиков, до домика и автобуса, и использование построек в дальнейшей совместной игре со сверстниками.

Речевое развитие

Индивидуальные беседы с детьми «Любимая игрушка», «С кем ты живёшь?»,  «Есть ли дома животные?», «Что видел по дороге в детский сад?», «Как провёл выходной?».

Игровые упражнения: «Ветер, ветерок»,  «Дождь», «Поезд», «Отгадай, кто к нам пришёл?», «Отгадай и назови», «Чего не стало?»

 

Восприятие художественной литературой

Восприятие русских народных сказок, сказок К. Чуковского, Г. Андерсена и др., беседы по ним. Заучивание наизусть стихотворений А.Барто и др.

Театрализованная игра

Инсценировки с привлечением детей сказок «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок», «Лиса и заяц», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».

Рисование

«Платье для куклы Маши», «Колобок катится по дорожке», «Ножки для сороконожки», «Снежок порхает кружится», «Дожди, дождик веселей!», «Вот какая ёлочка»

Лепка

«Колобок», «Орешки для белочки», «Заборчик для петушка», «Снеговик», «Лучики для солнышка», «Весёлая неваляшка».

Познавательно-исследовательская  деятельность

Наблюдение за различными явлениями в природе, знакомство с понятиями снег, дождь, град, метель, лёд.

Занятия: «Овощи», «Игра с куклой», «Игры с водой», «знакомство с куклой Катей», «Легковая и грузовая машина».

Музыкальное  развитие

Разучивание песенок к различным праздникам, развлечениям.

Физическое  развитие

Подвижные игры со звукопроизношением и проговариванием текста: «У медведя во бору», «Каравай», «Паровоз», «Курочка и цыплята».

Работа с родителями

Беседы с родителями о важности данной проблемы.

Изготовление  кукол для театрализованной деятельности.

Консультации: «Рекомендации родителям по речевому развитию ребёнка», «Что почитать своему ребёнку?».

Фотовыставки «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Папа – мой главный защитник». Анкетирование.

 Направление реализации проекта

Перечень форм и методов реализации проекта

  • образовательная деятельность;
  • комплексные занятия;
  • восприятие  сказок, «часы общения»;
  • праздники и развлечения;
  • игры: сюжетно - ролевые, дидактические, подвижны
  • творческая деятельность: рисование, лепка, конструирование;
  • наблюдения за окружающим миром
  • инсценировки и театрализации;
  • совместная работа с родителями.

Итоги реализации проекта.

  • Улучшились все стороны речи детей (диагностическая карта).
  • Обогатился словарный запас.
  • Возросла самостоятельность межличностного речевого общения.
  • Возрос уровень умственного развития детей раннего возраста, расширился их кругозор, интерес к окружающему.
  • Проект оказал положительное влияние на развитие коммуникативных, творческих способностей у детей данной возрастной группы.
  • Был создан большой объём наглядного и дидактического материалов.


 Ресурсное обеспечение проекта

Лампман В.Е. Попова М.Г. «Лаборатория педагогического мастерства». Издательство «Учитель» 2013г

Елецкая О.В., Варенина Е.Ю. «День за днём говорим и растём» (пособие по развитию детей раннего возраста). – ТЦ  Сфера, 2005.

«Рисование с детьми дошкольного возраста» Под ред. Р.Г. Казаковой. – М, 2004.

Рузская А.Г. Мещерякова С.Ю. «Развитие речи». Издательство «Мозаика-Синтез» Москва, 2007

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми» 2 - 3-х лет. – М.: Просвещение, 2011г.

Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Янушко Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста» - издательство «Мозаика – синтез», 2011г.