Сборник загадок, стихов, игр и сказок о шахматах
методическая разработка (старшая группа)

Артюхова Ольга Леонидовна

. Предисловие

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.    

Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

 

2.Пояснительная записка

Подобранный материал данного сборника в простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре.

При обучении игре в шахматы детей 5 – 7 лет, нужно опираться на общепедагогические принципы дидактики с обязательным использованием дидактических игр, элементов физического воспитания. Главным при обучении является формирование устойчивого познавательного интереса. Главное в шахматах – мысль! Стремление испытывать в соревновании умов и характеров свои идеи, фантазию, проверить реальную значимость своих планов и предложений – вот, что всегда делало и делает эту древнюю игру столь популярной. Шахматы приносят людям много творческих радостей.

2.1. Актуальность данного сборника обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки - умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца. 5 Категория учащихся: курс рекомендуется проходить в старшей группе, а затем продолжить в подготовительной группе дошкольного учреждения вне занятий, как дополнительное образование. Направленность программы: социально-гуманитарная Основная цель данной программы: развитие логического мышления у детей через обучение игре в шахматы.

 

Цель: заинтересовать ребенка шахматами, помочь ему усвоить основы этой увлекательной игры.

 

Задачи :

  • Формировать устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы.
  • Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур.
  • Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения задачи.
  • Познакомить с правилами поведения партнёров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами.
  • Учить детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
  • Обеспечивать успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной партии.
  • Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_shahmaty.docx748.12 КБ

Предварительный просмотр:

Идеи на тему «Chess » (30) | шахматы, шахматные фигуры, шахматные тату

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 2 «Рябинка»

Подготовила:

Воспитатель Артюхова О.Л.

Открытки День шахмат

город Мегион 2023 год

Содержание

стр.

1.Предисловие

3

2.Пояснительная записка

3

2.1. Актуальность

3

Цель, задачи

4

Загадки

5

Стихи

7

Дидактические игры

11

Сказки

16

Библиография

25

Рамка шахматы фон - 26 фото

1. Предисловие

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.    

Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

2.Пояснительная записка

Подобранный материал данного сборника в простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре.

При обучении игре в шахматы детей 5 – 7 лет, нужно опираться на общепедагогические принципы дидактики с обязательным использованием дидактических игр, элементов физического воспитания. Главным при обучении является формирование устойчивого познавательного интереса. Главное в шахматах – мысль! Стремление испытывать в соревновании умов и характеров свои идеи, фантазию, проверить реальную значимость своих планов и предложений – вот, что всегда делало и делает эту древнюю игру столь популярной. Шахматы приносят людям много творческих радостей.

2.1. Актуальность данного сборника обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки - умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца. 5 Категория учащихся: курс рекомендуется проходить в старшей группе, а затем продолжить в подготовительной группе дошкольного учреждения вне занятий, как дополнительное образование. Направленность программы: социально-гуманитарная Основная цель данной программы: развитие логического мышления у детей через обучение игре в шахматы.

Цель: заинтересовать ребенка шахматами, помочь ему усвоить основы этой увлекательной игры.

Задачи :

  • Формировать устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы.
  • Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур.
  • Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения задачи.
  • Познакомить с правилами поведения партнёров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами.
  • Учить детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
  • Обеспечивать успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной партии.
  • Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

Рамка шахматы фон - 26 фото

ЗагадкиШахматные фигуры — название, ценность и примеры

Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…
(Шах)

Съест коня, слоном закусит.
Все подметит, не упустит.
Прозевать ему нельзя —
Потеряет короля.
Ответ: Шахматист

Если ты играешь ловко,
Знай, как делать …
(рокировку)

Королю ещё не крах,
Если ты заметишь …
(шах)

Нет пути теперь назад!
Я уверен – это …
(мат)

Что используют в хоккее,
У еврея на уме,
У женщины на теле
И на шахматной доске?
(Комбинация)

На это поле короли

С собой два войска привели,

На клетках будет сеча,

(Шахматная партия)

Игра на комбинации богата,

Там на доске «монарх» боится мата!

Он прямо ходит и наискосок,

Порою путь к победе так далёк!

(Король в шахматах)

По дорожкам он не скачет,

А по клеточкам рысачит,

И при ходе каждом

Скачет ге-образно!

(Шахматный конь)

В борьбе за титул королевы,

 Бьёт та фигура вправо, влево,

Ей нужно сделать семь шагов,

Чтоб стать сильней своих врагов!

 (Пешка)

Короля защищали слоны,

Но умчалась к спасенью надежда,

 И цейтнотом уже вплетены

Горечь траура в нити одежды!

Иссяк в войсках запас отваги,

В углу доски упали стяги…

 (Мат королю)

Брешь пробита в обороне,

 Угрожает ферзь короне,

 Но ладья спешит вперёд,

Сделав очень мудрый ход!

Кто же эти полководцы,

Что умеют так бороться?

(Шахматисты)

Король внезапно «съел слона»,

 И королева спасена!

Откройте мне простой секрет,

Где может быть такой обед?

(За шахматной доской)

Где всегда король без трона?

Он в одежде однотонной,

 Или в чёрной, или в белой,

Но по клеткам ходит смело!

(В шахматах)

На этом поле в клетку временами,

В горячей схватке кони со слонами,

 И короли в одежде с блеском лака,

Ведут войска отважные в атаку!

(Шахматная партия)

Как я назову

В шахматах туру,

С прямою походкой

С именем лодки!

(Ладья)

Мудрецы, которые достойно

Меж собой устраивают войны,

И порой, до самого темна,

Жертвуют то лошадь, то слона!

(Шахматисты в игре)

На доске два короля-сиротки,

 Все фигуры защищались чётко,

Но в бою бойцы отважно пали,

Какой же результат в финале? (Ничья)

Стихи о шахматахШахматная фигура ладья — как ходит? Правила и примеры

1.
За шахматной доскою
Я целый час сижу.
Игра ведь не простая,
Но я её люблю!

2. 
Шахматы — игра, но непростая!
Надо уметь мыслить головой!
И со стула долго не вставая,
Верно, точно, мудро вести бой.

3. КОРОЛЬ
Запомни основную роль
Играет в шахматы король!
У короля короткий шаг,
Он осторожен близок враг…
Когда ему объявят шах-
Сигнал тревоги, но не крах.
А если он получит мат,
Сдастся сразу весь отряд!
Король в дебюте трусоват:
Чуть что – и сразу рокировка.
А под конец и он – солдат
Воюет медленно, но ловко.

4. ЛАДЬЯ
Фигуру вам представлю я
С красивым именем- ладья!
Как танк могучий и стальной,
Она несётся по прямой,
Любые ей доступны дали
На вертикали, диагонали.
Зато умеет делать ловко
Ход необычный- рокировку!

Её манёвр- сплошной кроссворд:
Горизонтали, вертикали…
Ладье по нраву тихий ход,
Но вот удар и враг в печали!

Автор: Винокур Роман

5. 
Я с детства в шахматы играл,
Был благородным делом занят
И я на то не уповал,
Что мой соперник прозевает.
Я не испытывал тоски
Когда сдаваться приходилось.
На клетках шахматной доски
Немыслима несправедливость.

Автор: Глазков Николай

6. Коневой Сонет

Замысловатый инoходец,
Причудливы прыжки твои
Ты в катакомбах пешек стойких
Плетёшь интриги и круги

Цвета меняешь, как перчатки,
На каждом на своём ходу,
То с королём играешь в прятки,
То с королевой в чехарду

Но осторожно, друг мой прыткий,
Игра почти завершена,
Исчезли пешек лабиринты,
Рискуешь повстречать слона, —

Слоны давно с тобой враждуют
И к игрокам тебя ревнуют.

7. Шахматный цикл
Шестьдесят четыре клетки —
Черно-белая мозаика,
И воюют в этой сетке
Насмерть вороны и чайки;
В их блистательном сражении
Каждый ход звучит как нота.
Сочетает вдохновение
Мудрость и восторг полёта.

8. 
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены
Наши храбрые слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.

А теперь без спешки
Идут на место пешки.

9.
Царь увидел пред собою
Столик с шахматной доской.

Вот на шахматную доску
Рать солдатиков из воску
Он расставил в стройный ряд.
Грозно куколки стоят,
Подбоченясь на лошадках,
В коленкоровых перчатках,
В оперённых шишачках,
С палашами на плечах.

Автор: А.С.Пушкин

10.
Мир я сравнил бы с шахматной доской:
То день, то ночь.

А пешки? – мы с тобой.
Подвигают, притиснут, – и побили,
И в темный ящик сунут на покой.
Автор: Омар Хайям

11. 
И как всегда в начале боя
Часы качнули тишину,
И двинулись два ратных строя
На деревянную войну.

И с яростью, в начальной спешке
Не тратя энергичных слов,
Пошли кромсать друг друга пешки
Под топот коней и слонов.

А короли, боясь атаки,
Проворно отошли в углы,
И прячутся в ладейном мраке
Их драгоценные тылы.

И возникает напряженье
Среди шифрованных полей
В разгар упрямого сраженья
Двух разноцветных королей.

Фигуры тают справа, слева,
Себя отвагой окрыля.
И насмерть бьется королева,
Подруга жизни короля.

А властелины хмурят брови,
Когда проигрывают бой.
Им мало деревянной крови –
Им часто хочется живой.

И строятся послушно рати,
Преображая каждый ранг.
Недаром в роще на закате
Слона напоминает танк.

Автор: Борисов Виктор

12. Четверостишие о коне
Прекрасен Конь, могуч и яр,
Наполнен жаждою полёта.
Ему не дан прямой удар,
Зато он — мастер апперкота.

Автор: Винокур Роман

13. ФЕРЗЬ
Самый смелый- это ферзь.
На него ты зря не лезь!
Он по многим клеткам
Бьет и очень метко!

Увлечь других, отбить, напасть-
И рисковать всё это время:
Ферзю дана большая власть
Не в удовольствие, а в бремя.

14. Стих про ладью 
Видимо, ладья упряма,
если ходит только прямо,
не петляет — прыг да скок,
не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
может двигаться она.
Эта башня боевая
неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
в бой её скорей веди

Авторы: Инна Весела, Иржи Веселы.

15. Слоны
Когда-нибудь вы видели
Скользящего слона?
Легко и плавно по диагонали?
Ни в Африке, ни в Индии
Такие чудеса
вы не знавали!

Но здесь у нас — другое дело,
Слоны проносятся как стрелы
И режут доску по пути,
И королю грозят с d3.

16. 
Шахматы — игра, но непростая!
Надо уметь мыслить головой!
И со стула долго не вставая,
Верно, точно, мудро вести бой.

17. Стих про короля
А сейчас я вам, друзья,
Расскажу про Короля.
Самый главный, самый важный
Наш Король — боец отважный.
В заварушке не струхнет —
Врукопашную пойдет.

Автор: Ирина Седова

18. СЛОН
Он на слона похож едва ли
Хотя зовём его мы- слон.
Своей родной диагонали
Всегда, как рыцарь, верен он!
Похожий на солдата в каске,
Слон очень любит делать связки!

Лишь одноцветные поля
Слона в походе привлекали.
Он на чужого короля
Нацелен по диагонали.

36. 
Зовется Шахматной страной
Двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой –
Двухцветная война
Там обе армии смелы,
Борьбой увлечены,
В одной из них бойцы белы,
В другой бойцы черны.
Но разве цвет всего важней?
Выигрывает бой
Тот, кто решительней, умней,
Вот там закон какой!

19. 
Я знаю от папы,
Я знаю от деды,
Шахматы – лучшие игры на свете:
Ум развивают,
Уму помогают,
Делают лучше друзей.
Шахматы все во всём мире играют,
От сына до деда,
От новичка до чемпиона.
Шахматы – лучший друг человека!
Между прочим, они хороши!

Автор: Дементьев Даниил

20. Четверостишие о ферзе
Ферзю дана большая власть –
Не удовольствие, а бремя.
Возглавить бой, сразить, напасть,
Но рисковать всё это время,

Автор: Винокур Роман

21. 
Тридцать две фигуры –
Смысл их судьбы,
Спят и видят шахматисты
Комбинации и ходы.

Шахматы для них давно
Стали смыслом жизни,
Это работа для них и хобби,
Это досуг и бизнес.

Желаем вам, шахматисты,
Успехах в каждой игре,
Чтоб вы ферзём выезжали
Из каждой игры на коне!

22. Четверостишие про ладью
Её манёвр — сплошной кроссворд.
Горизонтали, вертикали…
Ладье по нраву — «тихий» ход,
Но вот — удар, и враг в печали!

Автор: Винокур Роман

23. ПЕШКА
Здесь тонкий, но упрямый
Раздался голосок:
– Я пешка. Ход мой- прямо,
Удар наискосок!
А если я дойду до края,
Мне больше пешкой не бывать.
Мне больше пешкой не бывать.
Стою награду выбирая:
Какой фигурой лучше стать!

24. Стих о шахматных часах.
А еще нужны часы нам,
Чтобы время узнавать,
Не успеешь мат поставить,
Значит можешь проиграть!

Автор: Ирина Седова

25. Стих о шахматах
Шахматы — это интересно,
И для головы полезно,
Шахматы — это обучение,
Шахматы — это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей.

Автор: Ирина Седова

26. КОНЬ
Коня горячего лишь тронь,
Он вверх взовьётся как огонь!
Когда важнее силы сметка,
Коня, коня зовёт игрок…
И скачет конь породы редкой
Через фигуры, через клетки,
Как буква «Г» его скачёк!
Коней люби любовью пылкой,
Но бойся их коварной «вилки»!

Прекрасен конь, могуч и яр,
Наполнен жаждою полёта!
Ему не дай прямой удар,
Зато он мастер- апперкота.



Дидактические игры

Шахматная доска Шахматы картинки для детей - 35 фото

Цель: Знакомство с шахматной доской, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

  1. В тетрадях в крупную клетку необходимо нарисовать шахматную доску, закрашивая черные поля и оставляя белые поля пустыми
  2. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных, вертикальных линий или любой из диагоналей шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). Игру можно проводить в форме соревнования: выигрывает тот, кто быстрее и правильнее расставит фишки на заданные линии.
  3. Игра с кубиками. Из кубиков темного и светлого оттенков нужно построить «горизонталь», «вертикаль» и «диагональ».
  4. Детям раздаются вырезанные из плотной бумаги квадратики (белого и черного цвета). Необходимо выложить из квадратов дорожки – горизонталь, вертикаль (чередуя между собой белые и черные поля) или диагонали (составляются диагонали черного и белого цвета, самая маленькая диагональ, самая большая).
  5. В тетради, в заранее нарисованной шахматной диаграмме, дети закрашивают синим цветом горизонталь, зеленым – вертикаль, красным – диагональ.
  6. Детям предлагается на демонстрационной шахматной доске заполнить центр фишками (магнитами).
  7. В тетради с нарисованной диаграммой детям предлагается обозначить центр с помощью условных символов (крестиков, цветочков, звездочек и т.д.).Шахматы для детей - Родные игрушки

Шахматная нотация 

Цель: Знакомство с шахматной нотацией, шахматным алфавитом, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

  1. «Какой буквы не хватает?». Карточки с буквами алфавита         располагаются на столе в ряд так, как они расположены на шахматной доске. Затем несколько букв из этого ряда убирается и детям предлагается найти недостающие буквы и поставить их на место.
  2. «Шахматное лото». Для каждого ребенка подготавливаются фишки с обозначением на них шахматной нотации в количестве от 5 до 64 (в зависимости от уровня подготовленности ребенка). Правила игры такие же как в обычно лото – фишку надо поставить на соответствующее ей место на шахматной доске.
  3. «Почта». На большом красочном конверте пишется «шахматный» адрес – например улица В, дом 2, или любой другой. Детям рассказывается о том, что почтальон принес загадочный конверт с необычным адресом и предлагается детям рассмотреть конверт и отгадать, кому же он адресован. После того, как адресат найден, конверт открывается, а там детей ожидает сюрприз – это могут быть силуэты букв шахматного алфавита, которые  раздаются детям и предлагается раскрасить их, кто как хочет. После выполнения задания дети называют каждый свою букву.
  4. «Найди адрес». Дети получают по несколько фишек с указанием «адреса» поля: необходимо поставить фишки на соответствующие им поля шахматной доски.

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ Сказочное шахматное королевство рисунки для детей

Цель: Знакомство с шахматными фигурами, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

  1.  «Найди фигуру». На столе расставляются белые и черные шахматные фигуры, детям необходимо найти ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных.
  2. «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
  3. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны отгадать, о какой фигуре идет речь. Затем кто-либо из детей  описывает другую фигуру, а остальным необходимо догадаться о какой фигуре идет речь.
  4. «Снежный ком». Расставляются в ряд шахматные фигуры – король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка. Первый ребенок произносит название первой фигуры – король, следующий ребенок произносит название двух фигур – короля и следующего за ним ферзя, третий произносит название сразу трех фигур – короля, ферзя и следующей за ним ладьи и т.д. Последний ребенок должен произнести название всех фигур.
  5.  «Черные и Белые пешки». Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами. На первый стульчик ложится черная пешка, на второй – белая пешка. Дети бегают, по сигналу собираются возле своих стульчиков.
  6. «Какой фигуры не стало». В ряд расставляются несколько шахматных фигур, белых и черных; дети должны запомнить эти фигуры. Затем педагог просит детей закрыть глаза и в это время убирает одну или 2 фигуры – дети должны сказать какой фигуры не стало.
  7. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
  8. «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
  9. Подвижная игра: «Найди домик для своей пешки». Дети делятся на две команды. По сигналу составляют по очереди, каждый у своей доски пешки.
  10.  Подвижная игра: «Берегитесь пешки». Дети в шапочках Королей (Белых и Черных) гуляют по шахматному полю. Выбегает пешка и ловит тех, кто не успел встать на свое поле.
  11. «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детй, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
  12.  "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
  13. «Кто быстрее». Детям предлагается посостязаться – кто быстрее соберет  одинаковые шахматные фигуры (например, один ребенок собирает ладьи, другой – слонов, третий – коней).
  14. «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Педагог с закрытыми глазами берёт какую-нибудь из фигур и ощупывает её. Выбранную шахматную фигуру умышленно называет неправильно, открывает глаза и спрашивает детей: "Так?" Дети поправляют педагога. Затем меняются ролями.
  15.  «Ряд». Детям предлагается поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей.
  16.  «Пирамида». Предлагается детям построить пирамиду из ладей: на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросить у детей, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
  17. «Прятки». В кабинете прячется несколько шахматных фигур. Дети должны найти их и назвать. Потом фигуры прячут дети.
  18. «Над головой». Педагог называет какую-нибудь шахматную фигуру. Дети должны ее быстро найти и поднять над головой.
  19. «На стуле». На стул ставится какая-нибудь шахматная фигура. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встают дети. Счет идет до трёх и на счет "три" дети бегут к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.
  20. «Шахматный теремок». Из деревянной шахматной доски делается "теремок". Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на "теремок" и уронить его, а остальные фигуры помогут "теремок" "построить" - поднять.
  21.  «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» - король, «баба» - ферзь, «заяц» - пешка, «лиса» - конь, «волк» - слон, «медведь» - ладья, а колобок - шарик или клубок. Дети должны назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса» колобка не съест - колобок от неё убежит.
  22.  «Шахматная репка». Садим «репку» - клубок. Около него ребенок по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» - это король, «бабка» - ферзь, «внучка» - слон, «Жучка» - конь, «кошка» - ладья, «мышка» - пешка.
  23.  «Белые и чёрные». В беспорядке расставляются на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставляется в сторону одна из фигур, и говорится ее название и цвет. Например: «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например: «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляет педагог и т. д.
  24.  «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Педагог убирает  одну из фигур в коробку. Просит  ребенка назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.
  25. «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Педагог предлагает ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать сё и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладывает другой ребенок. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. шахматы картинки для детей: 3 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Цель: Знакомство с начальной расстановкой  фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

  1. «Мешочек». Каждый ребенок достает из мешочка по одной фигуре и расставляет ее на то место, которое данная фигура занимает в начальной позиции.
  2. «Что пропало?». В начальной позиции не хватает несколько фигур. Необходимо определить каких фигур недостает в начальной позиции, найти эти фигуры и расставить на свои места.
  3.  «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
  4.  «Король, найди свое место». На столах стоят шахматные доски, рядом Белые и Черные Короли. Дети уходят на определенное расстояние и по сигналу должны добежать до своей доски и поставить Королей на место.
  5. «Путаница». Расставляется начальная позиция на шахматной доске, перепутав фигуры местами. Дети должны проверить правильность расстановки фигур в начальной позиции и расставить фигуры так, чтобы начальное положение оказалось правильным.
  6.  «Пешки, в домики». Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами пешек. На напольной шахматной доске дети бегают и по сигналу встают на места своих фигур.
  7.  «Найди свое место». Детям надеваются шапочки белых и черных фигур. Выбираются два ведущих. По сигналу педагога ведущие ставят свои фигуры на места на напольной шахматной доске. Один ведущий отвечает за белых, другой – за черных.
  8.  «Кто быстрей составит фигуры». Дети делятся на три команды. На стол ложатся три доски и уже знакомые фигуры. По сигналу дети по очереди составляют фигуры на доски.
  9. «Фигуры в домики». Дети надевают шапочки знакомых фигур. По сигналу педагога дети встают на свои места на напольной шахматной доске.
  10. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.шахматы картинки для детей: 3 тыс изображений найдено в ...

 ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

Цель: Знакомство с правилами хода и взятия каждой из фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

  1.  «Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
  2. «Разыгрывание позиций». Педагог  ставит на доску одну из игровых позиций с участием изучаемых фигур.  Сначала один ребенок играет одними фигурами, а второй – другими, затем дети меняются фигурами и снова разыгрывают данную позицию. В процессе этой игры дети упражняются в маневрировании фигурами на шахматной доске таким образом, чтобы не попасть под удар неприятельской фигуры, и, в свою очередь, уметь нападать на фигуры противника, а также предвидеть события на шахматной доске на один-два хода вперед.
  3.  «Цепочка». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
  4. «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их
  5. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

Сказки о шахматах

Сказка в клеточку | Папмамбук

Сказка о путешествии шахмат по свету.

Вы ещё помните про царя? Так вот. Увлёкся царь игрой в шахматы, что и думать позабыл о войнах. Соседи-короли даже удивлялись, куда это пропал их грозный сосед, почему давно обижать их не приходит.

И решили соседи напроситься к великому государю на чай и пироги. Удивительно радушно принял дорогих гостей царь. Накормил их пирогами и пряниками, напоил чаем индийским и пригласил в свой царский кабинет. А там на великолепном резном столе стояли красивые шахматные фигуры.

Подивились гости этой мудрой забаве, научились с помощью грозного царя правилам игры.

Всем королям подарили по набору шахмат. Разъехались гости, и каждый увёз в свою страну прекрасную игру – шахматы. Преодолели шахматы и глубокие моря, и горячие пески. Долго-долго путешествовали они в Россию. Между Индией и Россией высокие горы и непроходимые пустыни.

Поэтому в нашу страну дорогим гостям-шахматам на кораблях-ладьях через моря-океаны пришлось плыть.

В честь этого путешествия даже одна шахматная фигура стала называться ладьёй. Наконец, оказались шахматы в нашем государстве. И вскоре стали любимой игрой. А гости, приезжавшие в Россию, говорили, что никто в мире не искусен в игре так, как россияне.

Превращение короля и королевы.

Жили- были когда-то давным –давно король и королева. Король был светлый, с русыми волосами-просто красавец. А Королева была смугленькая, с черными волосами и черными глазами. И тоже очень красивая, глаз не оторвать! Они очень любили друг-друга, каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевсто на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей.

Все знали, что у них такое горе. Королевство некому оставлять, но ничем никто не мог помочь.

Однажды, старая колдунья, которая работала в королевском дворце поварихой, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье.

-Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие чёрствые фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно.

Король и Королева с удовольствием согласились. Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя». Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы : мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- они поделили большое королевское владение по квадратикам, черный принц раскрасил свою территорию в черный цвет, а белый принц в белый цвет. Каждый имел свою армию, своих лошадей, свою границу- живи и радуйся! Но нет, они растеряли те качества, которые подарила им старая колдунья-повариха, все время поднимали друг на друга войну, мирно-тихо не жили.

И в одно зимнее солнечное утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть-исполнилось предсказание старой колдуньи-прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки.

С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей.

БЕГЛЯНКА.

В одном необычном шахматном королевстве королеве не разрешалось выходить из дворца, т. к. совсем рядом находился неприятель. Королева шагала по паркету, состоявшему из черных и белых клеток, и мечтала погулять вне стен дворца. Её охранял преданный визирь по имени Ферзь. Всемогущий, а также армия военначальников и простых солдат–пешек. Визирь умел двигаться по всему шахматному полю по вертикали, по горизонтали и даже по диагонали, как шахматные слоны. И вот, однажды, когда после разведывательной операции Ферзь уснул, королева вышла из стен дворца мимо спящей охраны и решила погулять по шахматным окрестностям. Ведь ночью шахматное поле должно покрываться цветами. Так сказала королеве Белле накануне зашедшая гадалка. Королева не знала, что это была вражеская лазутчица. Конечно, беглянку черный король взял в плен. Ей было предложено сдать войско в угоду черным. Она гордо отказалась и была заперта в темницу (шах). Подоспевшие солдаты, слоны, двигающиеся крепости (ладьи, кони во главе с Ферзем Всемогущим начисто разгромили соперников и освободили прекрасную беглянку. С той поры черный король одумался и они вместе с белой королевой разбили на шахматном поле цветочные клумбы.

АВТОР: Рыбина А.

ШАХМАТНОЕ СРАЖЕНИЕ

По соседству располагались два шахматных королевства со своими шахматными законами, которые издавали черный и белый короли, а разглашали законы их помощники ферзи. И вот были изданы указы о взаимном нападении. Ведь у белых и черных было всего по 16 квадратов земли, а остальные 32 квадрата пустовали. Вот на этих пустующих землях и развернулось сражение. Грозно стуча, вперед шли шеренги солдат, по диагонали двигались слоны, из-за шеренг неожиданно выскакивали игривые кони, ладьи двигались по вертикали и горизонтали. И даже первые помощники королей покидали их и вступали в бой. Короли наблюдали из укрытий. В конце концов, остались в живых короли и несколько стражников.

И тогда война прекратилась. А короли подружились и стали ходить друг к другу в гости, но из-за своей гордости не могли приблизиться вплотную. А стражники, прошагав на противоположную горизонталь, превратились в важные фигуры. Нейтральные поля отдали под строительство дач и офисов. Короли стали бизнесменами и лишь изредка на компьютерах играли в шахматы.

АВТОР: Жуков Р.

ШАХМАТНЫЕ БАТАЛИИ.

На шахматной доске слышны звуки: «ё-мое». Это черная пешка – воин прикорнула и чуть не упала во сне. Тут же ее поправил Говорящий Слон: «Не «ё – мое», а е7-е5. Выйди-ка, сынок, посмотри, что на неприятельской стороне, да и мне ход дашь выйти, по полю пробежаться, кости размять». У слона с пешкой – воином часто был такой уговор. Решили – сделали, да и как раз вовремя. Оказывается, белые фигуры уже начали наступление, и, белая пешка-воин сходила е2-е4. Слон, конечно, возмутился и доложил по телефону Королю о надвигающейся опасности. Король после совета с генералом Ферзем решил дать отпор противнику. Черные кони неожиданно перескочили через строй своих воинов, в бой пошел другой, только Неговорящий Слон. Король совершил рокировку и спрятался за Ладью. Ферзь вместе с Ладьей и слонами помогли своим коням и воинам, поэтому Белый Король был взят в заточение и признал свое поражение.

Автор: Арбакова Р.

Шахландия и Маталия

Давным-давно, когда в мире жили волшебники, а люди верили в чудеса, за лесами, за горами раскинулись две прекрасные страны Шахландия и Маталия. Жили в этих странах добрые, трудолюбивые люди, а правили теми странами братья- короли, которые ничего не хотели делать, только сражаться друг с другом. Каждый день братья выводили свои войска на поле, которое лежало на границе двух стран и называлось Шахматное, и начиналась битва. Хотя сражения эти были не настоящие, они сильно надоели жителям Шахландии и Маталии. Ведь каждый день мужчинам королевства приходилось оставлять свои семьи, свои дела и отправляться по приказу короля в королевское войско. Некому стало работать на полях и в садах, ловить рыбу, ухаживать за животными. Только на Шахматном поле день за днем кипели сражения, слышался стук деревянных мечей и крики: «Шах, Шах!» – это солдаты Шахландии нападали на неприятеля. «Мат, мат!» – кричали воины Маталии, тесня вражеского короля. Итак день за днем, день за днем…

Настало время, когда жителям королевств стало невмоготу сражаться друг с другом, и отправили они посланцев с просьбой о помощи к могучему волшебнику.

Долго думал волшебник о том, как помочь бедным жителям королевств, ибо знал он, что милее всего двум королям битвы. Конечно, он мог бы превратить королей во что угодно, но он был добрый волшебник и не хотел никому причинять зло. И вот он придумал.

Утром, как обычно, два короля вывели свои войска на Шахматное поле и…

Раздался гром, вспыхнул ослепительный свет, из которого шагнул маленький старичок с длинной седой бородой. В руках он держал небольшую деревянную коробку.

«Приветствую Вас, славные короли Шахландии и Маталии! По всей земле идет слава о ваших сражениях, да только устали ваши подданные сражаться целыми днями.»

Да что же нам теперь делать, – переглянулись короли, – Мы больше ничего не умеем делать, да и не хотим учиться, дело королей – сражаться в битвах.

Я подарю вам другое войско, которое не знает усталости, и подарю вам поле битвы, где ваши сражения никому не будут мешать, – с этими словами волшебник раскрыл коробку, которая оказалась квадратной доской с черными и белыми клетками.

Вот вам поле для сражений, – сказал старичок, – а вот и ваши войска.

На доске друг против друга выстроились деревянные фигуры, волшебник махнул рукой и сражение началось.

Солнце уже клонилось к земле, а короли завороженно наблюдали за битвами, которые разыгрывались на волшебной доске с помощью волшебных фигур. У каждого короля были и кони, и слоны, и тяжелые ладьи, и солдаты-пешки, и многоопытный генерал-ферзь, которые защищали своего короля от неприятеля. Каждая фигура и пешка сражалась по своим правилам. Самым сильным был генерал-ферзь, а слабым- пешка, но пешка обладала удивительным свойством – она иногда могла превращаться в любую фигуру на доске.

Эту игру я назову шахматами, в честь ваших стран, – сказал на прощание волшебник и исчез.

С тех пор короли Шахландии и Маталии сражались только за доской, которую назвали шахматной. Постепенно волшебство утратило силу, фигуру перестали двигаться сами. Но короли уже настолько увлеклись новой игрой, что запомнили все правила, по которым двигались фигуры, и играли без помощи волшебства. К ним в гости приезжали соседи – правители других стран и все они увлекались игрой в шахматы.

Давно уже исчезли страны Шахландия и Маталия, никто не помнит имена тех королей, но древняя игра в шахматы до наших дней сохранила свою притягательную силу.

Автор: Антон, ученик 8 класса средней школы № 70 города Нижнего Новгорода

Шахматные путешествия.

Увлёкся царь игрой в шахматы, что и думать позабыл о войнах. Соседи-короли даже удивлялись, куда это пропал их грозный сосед, почему давно обижать их не приходит.

И решили соседи напроситься к великому государю на чай и пироги. Удивительно радушно принял дорогих гостей царь. Накормил их пирогами и пряниками, напоил чаем индийским и пригласил в свой царский кабинет. А там на великолепном резном столе стояли красивые шахматные фигуры.

Подивились гости этой мудрой забаве, научились с помощью грозного царя правилам игры.

Всем королям подарили по набору шахмат. Разъехались гости, и каждый увёз в свою страну прекрасную игру – шахматы. Преодолели шахматы и глубокие моря, и горячие пески. Долго-долго путешествовали они в Россию. Между Индией и Россией высокие горы и непроходимые пустыни.

Поэтому в нашу страну дорогим гостям-шахматам на кораблях-ладьях через моря-океаны пришлось плыть.

В честь этого путешествия даже одна шахматная фигура стала называться ладьёй. Наконец, оказались шахматы в нашем государстве. И вскоре стали любимой игрой. А гости, приезжавшие в Россию, говорили, что никто в мире не искусен в игре так, как россияне.

Сказка о том, как на Руси в шахматы играли.

Уж если на русской земле и не изобрели шахматы, то играли в них с преудовольствием великим. И очень много сделали русские мастера для развития и прославления шахмат.

В наши края «шатрандж» (шахматы) попали прямо с Востока в VII веке. Купцы русские – народ любопытный и до чудес охочий. Вот и привезли они на своих ладьях, пропахших солью и восточными пряностями, шкатулки с игрушечными воинами, слонами, королями.

Сразу полюбилась нашим людям новая игра. Русский человек торопиться и суетиться не любит, у него всегда найдётся времечко полежать на печке да поразмыслить над шахматной задачкой. Быть может, и Илья Муромец не вставал с печи целых тридцать лет и три года, из-за того, что никак не мог решить шахматную задачу. А когда решил – встал, расправил плечи и пошёл решать другие важные дела, которых так много накопилось на земле русской.

Особенно много умельцев сыграть в шахматы было среди воинов-богатырей. Об этом даже в былинах сказано. Вот Ставр Годинович не только сам умел играть, но «ещё его молода жена Василиса Микулична хорошо играла в шашки да шахматы». А когда беда случилась, и попал Ставр в плен к князю Владимиру, то молодая жена собрала верную дружину и пошла мужа выручать:

Тридцать молодцов-стрельцов,

тридцать удальцов-шахматистов,

тридцать удальцов-песенников.

Сама переоделась в костюм заморского посла, да и отправилась в гости к князю Владимиру. Попировали и решили в шахматы поиграть. Условились: кто проиграет в шахматы – тому лезть под стол, на котором играли.

Первую заступь (партию) заступовали,

И ту посол поиграл (выиграл).

Другую заступь заступовали,

И другую заступь посол же поиграл,

Третью заступь заступовали –

Шах, да и мат, да и под доску…

«И молодой гость, посланник суровый, обыграл князя Владимира».

Князь Владимир должен был лезть под стол и оттуда кукарекать да обиды терпеть. Конечно, под стол он не полез, Но Ставра Годиновича к великой радости посла-Василисы, из заточения пришлось выпустить!

…По другой версии посол обыграл всех и сговорил:

«Никто в Расеи не мог меня обыграть. один-то меня и обыгрывал СтаврГодинович, когда я бывал во Чернигове, один-то меня обыгрывал…»

Пришлось самому Владимир-князю Стольно-Киевскому в подземелье ходить и выпускать Ставра из погребов глубоких. И сговаривал Ставру посол заморский:

«Помнишь ли, молодец Ставр сын Годинович, как мы с тобой живали во Чернигове…»

Народный любимец гусляр и купец Садко прибыл однажды во дворец магараджи. Магараджа захотел получить волшебного коня Садко. А Садко же пленился птицей Феникс. Конечно, сели играть в шахматы. Хитрый магараджа велел танцевать красивым баядеркам, петь песни.

Ему хотелось, чтобы Садко меньше на доску глядел. Но и у Садко был помощник – старик Трифон. Ударили они по струнам гуслей. Вместе заманили в ловушку магараджу. Вернулись Садко и Трифон домой в Новгород, где вскоре весь город слушал трели птицы Феникс.

Шахматная сказка про шаха.

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!

Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» — Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыко к себе. «Ну что, придумали?» — спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.

Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» — закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» — спрашивает грозный царь.

Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не всё то золото, что блестит!» — мудрец отвечает.

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.

Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»

Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» — объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по царски наградить.

Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.

А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.

С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Библиография

Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.

2. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.

3. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.2. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.

4. Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.

5. Зайкина В.Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах А

матуни П. Королевство Восемью Восемь.

Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.

10 Добрыня, посол князя Владимира (былина).

Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.

Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.

 Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.

Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или

Рамка шахматы фон - 26 фото

Сборник загадок, стихов, игр и сказок о шахматах. Подготовила – воспитатель Артюхова О.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Сборник стихов и сказок авторов севера Омского Прииртышья

В сборнике вы можете познакомиться с творчеством авторов севера Омского Прииртышья и их биографией....

Сборник загадок, стихов и пословиц о спорте.

Сборник содержит загадки для детей разного дошкольного возраста. Стихи о спорте разной тематики. Пословицы о спорте и ЗОЖ....

Сборник стихов и сказок по ПДД.

Отличное пособие для воспитателя по проведению бесед и игр по ПДД с детьми....

Сборник загадок и стихов по ОБЖ

Прекрасное пособие для воспитателей....

Сборник загадок, стихов, игр и сказок о шахматах

1. ПредисловиеВ настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объём...