консультация для родителей "Математическое развитие детей в семье"
консультация

В домашней обстановке, Вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Математическое развитие детей в семье»

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам увлекательные игры и упражнения, которые вы можете использовать

в домашней обстановке.

1. Для закрепления у ребенка количественного счета полезно считать вместе с ним все: ступеньки на лестнице, героев в книжке; машины, деревья и др. Можно включить соревновательный момент, например, Вы считаете встретившиеся черные машины, а ребенок – белые; выигрывает тот, кто насчитал больше предметов.

2.  Для расширения представлений   ребенка о геометрических фигурах чаще обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, предлагайте ему найти, например, предметы прямоугольной, округлой или квадратной формы. 

3. Для расширения представлений ребенка о величине чаще рассматривайте вместе с ним деревья, дома и другие предметы, сравнивайте их по размеру: по высоте, толщине, ширине.

4. Для закрепления знаний детей о последовательности дней недели, месяцев года поиграйте с ним в игру с мячом «Лови – бросай - дни недели (месяцы. года) называй», где игроки, по очереди передавая мяч, называют дни недели (месяцы года). Взрослый может начать игру с любого дня: «Я начну, ты продолжай, дни недели (месяцы) называй! Среда…».

5. Учите ребенка ориентироваться в пространстве.  Очень важно научить ребенка определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху).

Для обучения ребенка ориентировке на листе можно провести графический диктант. Для этого упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Поставьте на листе бумаги точку, чтобы ребенок знал, откуда начинать работу. Перед началом упражнения ребенок должен показать, где у него правая и где левая рука.

6. Чтобы ребенок быстрее запомнил цифры, чаще предлагайте ему игры типа «Какой цифры нет?». Правила игры: выложите из карточек с цифрами числовой ряд от 1 до 10; (со второй половины года от 10 до 20).

Так, в непосредственной обстановке, Вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Желаем Вам успехов в воспитании Ваших детей!

Предлагаю Вам несколько игр:

1. Для количественного счета:

А) «Сосчитай правильно» Цель: упражнять в счете предметов по осязанию. Материал: карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10. Ход игры: Дети становятся в ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее. Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

Б) «Скажи последующее (предыдущее) число»

Ход игры:

Взрослый бросает мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч, ребенок говорит следующее (предыдущее) по порядку число.

В)«Сосчитай и построй»

 

Материал: 

у взрослого на белой бумаге нарисованы рисунки: цветы, домики, геометрические фигуры и т.д.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на рисунок, посчитать, сколько требуется палочек, чтобы его «нарисовать». Затем рисунок убирают, а ребенок с помощью палочек воспроизводит его самостоятельно.

Г)«Сделай поровну»

Ход игры:

Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше на одну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребенку предлагают сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну, и объяснить полученный результат.

2. Для расширения представлений ребенка о геометрических фигурах.

А)«Что бывает такой формы?»

Цель: учить различать фигуры, развивать мышление.

Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное.

Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т.д.

Б)«Назови одним словом»

Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).

Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.

В)«Подбери по величине»

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по          одному признаку (размер).

Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.

Содержание игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.

Г)«Чудесный мешочек»

Хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.

3. Для расширения представлений ребенка о величине.

А) "Лото"

Цель: освоение умений выделять различные формы.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Содержание: Ребенку дают карточки, на которых в ряд изображены 6 геометрических фигур разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Ребенок по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Ребенок говорят, в каком порядке расположены фигуры.

Б) «Домики»

Цель: учить ребенка пользоваться меркой для определения высоты.

Оборудование: 5 наборов: в каждом наборе 5 домиков высотой 5, 10, 15, 20, 25 см.

Содержание: Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать домики нужной высоты. Кто найдет такой домик, подойдет ко мне и покажет, как измерял свой домик. Мерить надо, поставив мерку рядом с домиком, чтобы низ и верх у них совпадал, если у вас совпало, значит вы нашли нужный домик (показывает прием измерения)

В) «Посадим ели»

Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.

Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.

Ход: Родитель показывает ребенку изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребенку подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.

Г)«Решаем задачи бабушки Загадушки»

Цель: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их набором и разменом.

Материалы: монеты достоинством 1,2,5,10 рублей

Ход: Родитель предлагает ребенку решить задачу бабушки Загадушки: «У меня было 10 рублей. На базаре я купила бублик за два рубля. Сколько денег у меня должно остаться после покупки?»

4.  Для закрепления знаний детей о последовательности дней недели, месяцев года.

А)«Угадай, где стоит»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Содержание. Перед ребенком — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Родитель предлагает ребенку отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы, перед куклой и т. д.

Б) «Что ты сейчас делаешь?»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.

Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

В) «Назови пропущенное слово»

Цель: Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:

- Мы завтракаем, ужинаем …., а обедаем…

- Сегодня у нас было рисование, а вчера…

- Сегодня у нас математика, а завтра….

Эту игру можно провести и на свежем воздухе.

Г)«Назови день недели».

Цель: умение последовательно определять и называть дни недели. Воспитатель спрашивает у детей: «Какой день сегодня? В этот же день ушли в поход школьники и вернутся через два дня на третий. В какой день недели вернутся из похода школьники?»

5. Для обучения ребенка ориентировке на листе бумаги.

А) Ознакомление с листом бумаги.

-Что это? (Лист бумаги)
-Какой он формы? (Прямоугольной)
-Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.
-Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.
-Эта сторона находится справа и называется – правая.
-Эта сторона находится слева и называется – левая.
-Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.
-Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.

Б) «Бабочки летят» 

Цель: развитие умения различать верх и низ листа.

Выполняется также, как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх – вниз», «снизу, вверх».

В) «Полет в космосе»

По листу бумаги темного цвета (космос) дети перемещают кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т. д.

Далее можно проводить

Г) «Геометрический  диктант».

-Нарисуй квадрат в середине листа.

-Справа от него нарисуй треугольник.

-Нарисуй круг ниже треугольника.

-Слева от треугольника поставь точку. И т.д.

Еще один вариант усложнения работы с данными играми – это последующее «чтение» получившихся узоров. Ребенку необходимо рассказать, где какие фигуры он разместил или каким образом нарисовал получившийся узор.

Д)«Назови соседей».  Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить:

- Что изображено справа от него?
- Что нарисовано под ним?
- Что находится вверху справа от заданного предмета? и т.п.

Вариант 2: взрослый просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.

6. Игры для обучения быстро запомнить цифры.

А) «Узнай цифру на ощупь».
Предлагаются цифры в виде объемных фигур («формочек»), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др. Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.

Б)«Сделай цифру».
Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать «вкусные цифры. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

В) «Обозначь порядок цифрами».
Картинки надо разложить в определенной последовательности и пронумеровать их, ориентируясь на смысловые, причинноследственные, временные и другие связи (например: начало события, его развитие, окончание; семя, росток, цветущее растение).

Г) «Что перепуталось?»
На столе карточки с цифрами перевернуты «вверх ногами» или «вниз головой», или даны в «зеркальном» отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Физическое развитие детей в семье».

В совместных занятиях родителей и детей заключен большой воспитательный смысл. Дети любят подражать, стремятся посоревноваться с мамой, папой, братом, сестрой. Такие занятие приносят радость общения, ...

Консультация для родителей в детском саду: "Математическое развитие детей в семье"

Консультация для родителей в детском саду: "Математическое развитие детей в семье"...

Консультация для родителей в детском саду: "Математическое развитие детей в семье"

Консультация для родителей в детском саду: "Математическое развитие детей в семье" В автобусе или трамвае часто можно слышать, как малыш, ободряемый мамой или бабушкой, заявляет, что ум...

Консультация для родителей "Математическое развитие детей в семье"

Консультация для родителей  "Математическое развитие детей в семье"...

Консультация для родителей: "Математическое развитие детей в семье"

В автобусе или трамвае часто можно слышать, как малыш, ободряемый мамой или бабушкой, заявляет, что умеет считать до ста или тысячи. Начиная считать, он торопится, пропускает числительные. Взрослые ем...