Консультация для воспитателей
консультация

Яковлева Юлия Викторовна

Индивидуализация дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Консультация для педагогов858.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 2

Все дети, как известно, разные, и каждый имеет право на собственный путь развития . Поэтому в дошкольной образовательной организации должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Слайд 3

Кажется невероятным, что совсем недавно воспитатель был обязан всех детей учить совершенно ОДИНАКОВО , по единственной разрешенной программе. Никого не волновало что бывают разные: Дети (у каждого свои интересы и увлечения) Воспитатели (у одного хорошо получаются занятия по математическим представлениям и ознакомлению с окружающим, а другому больше удается изобразительная деятельность) Развивающая предметно-пространственная среда. Современные детские дошкольные организации получили возможность самостоятельно выбирать общеобразовательные программы по которым можно воспитывать детей.

Слайд 4

Целью новых программ образования теперь выступают не знания или навыки ребенка. А что же? Целью образования является развитие ребенка по принципу индивидуализации. Именно личная заинтересованность и действительная познавательная активность являются самыми важными в развитии ребенка. И раз речь идет о цели развития, то становится ясным, что эта цель своя для каждого ребенка, ведь разные дети обладают разным исходным уровнем развития , разными способностями и наклонностями, т.е. развиваются по-разному.

Слайд 5

У каждого ребенка свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуального развития ребенка. В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослабленные», имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные.

Слайд 6

Основные понятия (ФГОС) Индивидуализация образования – построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Слайд 7

На чем основывается принцип индивидуализации? Он основывается на предпосылке, что не может быть двух детей , которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. Ребенок перестал быть «пустой корзиной» , которую взрослый «наполняет «информацией».

Слайд 8

Что предполагает индивидуализация? Совместное взаимодействие ребенка и взрослого по развитию ключевых компетенций. На чем основана индивидуализация? На поддержке детей в развитии их возможностей, в стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. На что должно быть направлено внимание педагогов? Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном процессе.

Слайд 9

Надо ли всегда разрешать ребенку заниматься тем, что ему больше нравится и не стараться вовлечь его в другие виды деятельности? На первый взгляд, такое отношение к ребенку выглядит, как проявление индивидуального подхода в воспитании. Однако подлинно индивидуальный подход подразумевает создание таких условий, которые обеспечивают максимально эффективное развитие каждого ребенка. Ситуация, когда педагог «оставляет ребенка в покое», может быть использована лишь как временная мера. Педагог должен постараться, с помощью исключительно игровых приемов , вовлечь ребенка в разные виды деятельности, расширить круг интересов ребенка, пробудить интерес к совместной игре с другими детьми.

Слайд 10

Что необходимо для достижения индивидуализации образовательного процесса? Систематизировать имеющийся теоретический и практический материал по индивидуализации образовательного процесса. Определить уровень развития каждого ребенка. Найти эффективные средства индивидуализации процесса обучения. Запланировать соответствующие виды деятельности с учетом разных уровней развития детей.

Слайд 11

Основная задача обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка - создание Развивающей предметно-пространственной среды . РППС должна: Обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, Развивать: уверенность в себе инициативность творческие способности самостоятельность и ответственность умение принимать и осуществлять перемены умение критически мыслить умение осуществлять выбор умение ставить и решать задачи Способствовать проявлению: творчества фантазии изобретательности Способствовать стремлению заботится о людях, обществе, окружающей среде.

Слайд 12

Обстановка в группах должна быть ориентирована на ребенка и способствовать индивидуализации обучения. Помещение группы нужно разделить на несколько центров активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Оборудование, материалы и планировка группы способствуют развитию каждого ребенка: Например: «Центр искусства» ( один ребенок рисует масляными красками, а другой только раскрашивает готовый рисунок). «Центр настольных игр» ( один складывает картинку из 24 элементов, тогда как другой предпочитает более сложную головоломку.) Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или выбирают вид деятельности.

Слайд 13

Виды индивидуальной работы.

Слайд 14

Направления индивидуализации 1. Развитие индивидуальных способностей детей Заключается в раскрытии неповторимости детской личности , создание таких воспитательных условий, которые стимулируют проявление природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, помогают полноценному формированию его как личности .

Слайд 15

2. Индивидуальный подход к детям с нарушением в развитии в воспитательно-образовательном процессе. Заключается в том, чтобы педагог, учитывая индивидуальные особенности ребенка, помог ему добиться полного усвоения содержания программы Если кто-то из детей не достигает заданного уровня усвоения, педагог ненавязчиво корректирует его деятельность с тем, чтобы подтянуть их к уровню, достигнутому всеми.

Слайд 16

Методы индивидуализированного обучения Цикл обучения по принципу реагирования Работа в небольших группах Обеспечение гибкости в ходе обучения Тщательный отбор материалов Постоянное перемещение по группе во время самостоятельной деятельности детей Спонтанная индивидуализация Метод использования раздаточных материалов – тематических комплектов карточек с заданиями и др.

Слайд 17

Цикл обучения по принципу реагирования Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий , которые помогают детям достигать цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты , тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Слайд 18

Работа в небольших группах Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной вовлеченности. Занятие в такой группе может быть повторено несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь нуждающимся в помощи детям и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

Слайд 19

Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена так, что дети получают возможность выбора : какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети . Этот подход обеспечивает такие отношения, при которых дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Слайд 20

Тщательный отбор материалов Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Использование различных материалов создает естественную индивидуализацию процесса. Например, пластилин, песок, вода, кубики и конструктор «Лего» обладают большой открытостью и гибкостью; дети могут использовать их в большом диапазоне уровней сложности. Можно подобрать и менее гибкие материалы, но так, чтобы они обеспечивали больше возможностей их применения. Например, можно подобрать пазлы с количеством элементов от 6 до 240. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы.

Слайд 21

Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. Взрослый должен ходить по групповой комнате , уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.

Слайд 22

Спонтанная индивидуализация. Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка или на небольшие группы детей. Например: два ребенка поспорили из-за игрушки, которая вдруг понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, воспитатель дает важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку вмешательство педагога происходит очень своевременно.

Слайд 23

Нет рецептов на все случаи жизни, так как сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но все же основные моменты при осуществлении индивидуального подхода к детям следующие: Знание и понимание детей, Любовь к детям, Чуткость Способность педагога размышлять и умение анализировать «Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания» (Януш Корчак) Каждый ребенок – это особый мир, познавать его может только, тот, кто умеет вместе с ним разделить его огорчение и тревоги, его радости и успехи.

Слайд 24

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...