Сценарий досуга для детей старшего возраста дошкольного возраста "Международный день родного языка"
материал (старшая группа)

Цель: Познакомить детей с "Международным днем родного языка". Прививать любовь и уважение к своему родному языку и языкам других народов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsen._den_rodnogo_yazyka_st._gr.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 города Кропоткин

муниципальное образования Кавказский район

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста

«Международный день родного языка»

                                                           

                                                                                                        Подготовила

                                                                                 Воспитатель МБДОУ д/с № 1

                                                                               Чмелева Кристина Рафаиловна

Кропоткин, 2024 г.

Сценарий досуга «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Прививать любовь и уважение к своему родному языку и языкам других народов.

Задачи:

- закрепить понятие – родной язык, воспитывать интерес к языку своего народа и людей других национальностей;

- обогащать речь детей пословицами, поговорками;

- формировать любознательность, активность, самостоятельность.

Оборудование и материалы: ноутбук; русский национальный костюм для ведущей; шкатулка с поговорками, глобус, карта.

Действующие лица: ведущий взрослый, дети старшей группы.

Ход занятия:

Дети рассаживаются на стульчики.

Ведущий: Ребята, сегодня 21 февраля и мы будем отмечать праздник. А называется он – Международный день родного языка. Это праздник необычный, но очень важный. Наш земной шар населён народами разных национальностей. Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Учёные предполагают, что речевые навыки у человека появились около 100 000 лет назад. Давайте попробуем представить, как могли общаться люди, не умея говорить. Кто хочет попробовать пообщаться без слов? (выбор 3-4 детей).

Ведущий: Что такое родной язык?

1 ребенок:

Родной язык – это НАШ язык! Это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки, дедушки, на котором говорим и мы.

2 ребенок:

Есть слово такое хорошее – НАШ!

И пусть ты татарин, якут иль чуваш…

Родился ли русским, мордвой, осетином…

Будь Родине добрым и любящим сыном!

3 ребенок:

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре –

Выучи русский язык!

4 ребенок:

Он такой наставник великий, могучий!

Он – переводчик! Он – проводник!

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Показ на карте и глобусе

Планета, на которой мы живём, называется… Земля. На этой планете живут люди разных национальностей и, конечно, они разговаривают на разных языках.

Например, вот здесь страна Франция (показ). Там живут французы и говорят они на… французском языке.

А вот здесь – страна Китай. Живут там китайцы. И говорят они… китайском языке.

Скажите, а если люди живут в Грузии. На каком языке они разговаривают?

А это … большая страна … Россия. Здесь проживают люди разных национальностей. И говорят они на своём родном языке.

Родной язык – народа достоянье!

Он с детства каждому из нас знаком.

Стих и проза, сказки и преданья…

Всё мило нам на языке родном!

Ведущий: Ребята, на каком скажите языке мы с вами разговариваем? Конечно, на русском! Русский язык обладает всеми достоинствами других языков: мелодичен, как итальянский, повелителен, как немецкий, точен, как английский. Но только русский язык обладает такой палитрой красок и такой многогранностью. Иностранцы, слушая русскую речь, говорят, что она льётся, как песня. Давайте вслушаемся в звучание стихотворения Александра Сергеевича Пушкина с описанием зимнего вечера.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит…

Ведущий: Русский язык является для нас родным. Он очень богатый и необычайно красив! Он знаком нам с детства: нам читают сказки, учим стихи, поём песни, разговариваем…

А какое первое слово произносит ребёнок, когда научился говорить? МАМА! Это милое слово! И самое дорогое! Оно звучит на разных языках по-разному: на немецком – МУТЕР, на английском – МАЗЕ, на французском – МАМАН. В России живёт очень много народов разных национальностей. И каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы и костюмы. Давайте посмотрим с вами костюмы разных народов (показ). Все костюмы разные и по-своему красивые. Ведущий надевает на себя русский костюм.

Ведущий: Я надела костюм русского народа. И предлагаю вам поиграть. Я принесла короб пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки – это мудрость народная. Веками русский народ сочинял и подмечал, копил и запоминал все пословицы и поговорки. Давайте вспомним некоторые из них. (Ведущий начинает – дети продолжают)

Хочешь есть калачи – не сиди на печи

Красна птица пером, а человек умом

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Ведущий: Что-то мы засиделись. Хотите отдохнуть? Поиграть?

Тогда в круг скорей вставайте,  

Да игру начинайте!

Вот возьму я кузовок,

Положу в него платок…

А теперь слова за мной повторяйте,

Да окончание «ОК» прибавляйте.

Игра «Положу в кузов – ОК»

Дети двигаются по кругу и приговаривают: «Положу я в кузовок (3 раза):

Ведущий: сахар (гриб, пирог, сыр, ком, лист, вечер, мел, ветер) дети (останавливаются и отвечают): сахарОК…

Игра «Скороговорка»

Ведущий: Чтобы родной язык знать и любить,

                    Нужно чётко, правильно на нём говорить!

Вам нужно чисто и быстро проговорить скороговорку три раза подряд. Сначала девочки постарайтесь!

Везёт на горку Саня за резинку сани

Ведущий: А теперь мальчишки, не подведите!

На крыше у Шуры жил журавль Жура

Ведущий: А напоследок все вместе за мной повторите!

Чешуя у щучки, щетинка у хрюшки.

Игра «Слова наоборот»

Ведущий: Буду я слова вам называть, а вы не зевайте, Слова – наоборот отвечайте: Большой – маленький; грустный – весёлый; трусливый – смелый; добрый – жадный; горячий – холодный; длинный – короткий; широкий – узкий; белый – чёрный; толстый – тонкий; высокий – низкий; горячий – холодный; громкий – тихий; гладкий – шершавый; глубоко – мелко.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Ведущий: А теперь – внимание! Не зевайте! Слова правильно называйте!

- варенье из малины (какое?) – малиновое;

- салат из капусты (какой?) – капустный;

- кровать из дерева (какая?) – деревянная;

- шапки из меха (какие?) – меховые;

- сок из апельсина (какой?) – апельсиновый;

- каша из манки (какая?) – манная;

- кольцо из золота (какое?) – золотое;

- платки из пуха (какие?) – пуховые;

- суп из картофеля (какой?) – картофельный.

- кубики из пластмассы (какие?) – пластмассовые;

- конфета из шоколада (какая?) – шоколадная.

Ведущий: Ребята, а если человек далеко находится от вас, то как с ним можно общаться? (…) (с помощью телефона, писать письма, с помощью интернета).

Игра «Глухие телефоны»

Ход игры: Дети стоят в кругу, водящий называет на ухо слово ребенку, тот передает следующему, так каждый друг другу по кругу. Последний называет что ему передали. Сравниваем с первоначальным словом. Дети садятся на стульчики.

Ведущий: Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! Относитесь к родному языку бережно и с любовью, думайте о нём, разговаривайте на родном языке правильно!

Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты.

Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка,

Нету человека!

Мы поём им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку,

Должно быть большое рвенье!

Ведущий: Ребята я вам предлагаю сыграть ещё в одну музыкальную игру.

Музыкальная игра «Шаг вперед, шаг назад».

Ведущий: В международный день родного языка

                   На языке родном тебе мы пожелаем:

                   Люби язык, храни на день и на века!

                   Не забывай мелодию родного языка!

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвященный Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ сценария праздника для детей старшего возраста на тему: «День Победы»

КОНСПЕКТ сценария праздника  для детей старшего возраста на тему: «День Победы» ...

Сценарий досуга для детей старшего возраста "Зимние игры и заабавы"

Сценарий досуга для детей старшего возраста "Зимние игры и заабавы" в рамках недели зимних игр и забав....

Конспект ООД для детей старшей группы по теме "День родного языка"

Воспитывать уважение и интернационализм между детьми....

Сценарий досуга для детей старшего возраста "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина"

·Пробуждать в детях интерес к книге, к чтению; расширять их литературный кругозор.·Продолжать знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина;·Развивать внимание, образное мышление, речь, память детей.·Вос...

"Дорожная Азбука", Сценарий досуга для детей старшего возраста

Обобщение  знаний детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие;* доведение  до сознания детей, к чему может приве...

Сценарий досуга для детей старшего возраста ко дню Знаний

Сценарий досуга-развлечения, посвященного Дню Знаний для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект познавательного досуга для детей старшего возраста «4 ноября — День народного единства»

Конспект познавательного досуга для детей старшего возраста«4 ноября — День народного единства»...