консультация для родителей по теме сенсорное развитие детей
консультация

Андрианова Ольга Алексеевна

описание дидактических игр для развития сенсорики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей558.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 342

Города Челябинска»

Консультации для родителей по

теме сенсорного развития детей

.,

Консультация «Сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Идет обновление знаний во всех областях , растет поток информации ,

которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать .

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений , восприятий ,представлений ).

Сенсорное воспитание направленно на то , чтобы научить детей точно ,полно и расчленено воспринимать предметы , их разнообразные свойства и отношения (цвет , форму , величину ,расположение в пространстве и т.п. )

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм ,красок и других свойств предметов в частности игрушек и предметов домашнего обихода .Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем ,запахами ,шумами .Но если усвоение происходит без разумного педогогического направления то не редко оно оказывается поверхностным и неполноценным .

Ознакомление дошкольников с цветом , формой ,величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов .

Дидактические игры- игры,в которых познавательная деятельность сочетается с игрой .

С одной стороны дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка , а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей .

Дидактическая игра - явление сложное , но в ней отчетливо обнаруживается структура .

Одним из элементов игры является дидактическая задача ,которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия .

Вторым элементом является содержание . Успешность игры – в ее результативности , поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющигося багажа знаний и умение формирование их.

Третьим элементом игры являются правила .Они определяют характер и способ игровых действий , организуют и направляют поведение детей .

Четвертый элемент – игровые действия , поступки которые совершает каждый участник игры для достижения результата .Они активизируют интерес к дидактической игре .

Пятый элемент дидактичекой игры – результат .Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний , и развитие умственной деятельности , взаимоотношений .

Дидактические игры – по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя , так и дадут возможность проследить процесс сенсорного развития ,позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые .

На нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались следующие виды дидактических игр :

#1048;ргы для сенсорного развития :

- Величина : «Большие и маленькие», «Какой мяч больше ?», «Угости зайчика» и т.д. Эти игры учат детей различать , чередовать , группировать предметы по величине.

-Форма : «Какой это формы ?, «Круг ,квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т.д. В этих играх дети учатся различать ,группировать предметы по форме . Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия .

-Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой» , «Поставь букет в вазу» и т.п. Играя в эти игры , дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету .

#1048;гры с предметами : «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т.д. Действуя с предметами , он познает их качество и свойства , знакомиться с формой , величиной , цветом ,пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача . Он старается добиться результата – собрать башенку , собрать бусы и т.д.Цель этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина , форма , цвет )

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр , важно отметить , каждая игра дает упражнения , полезные для умственного развития детей и их воспитания . Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика .

Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор .

Таким образом , можно с уверенностью утверждать , что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры .Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников .

Консультация «На вкус и цвет . Сенсорные игры для малышей»

Малыш развивается стремительно и в этом участвуют все пять органов чувств . Как задействовать их эффективнее ?

На прогулке малыш потрогал шершавую кору дерева , а дома мягкое мамино платье , попробовал кислый лимон , постучал ложкой по кастрюле или батарее .Это не просто игры и шалости , это способ познания мира с помощью органов чувств. Иными словами , сенсорное развитие.

С помощью органов чувств ( зрения . слуха , обоняния , осязания, и вкуса .)ребенок изучает и познает предметы и явления . которые его окружают . Чем богаче среда , в которой находится малыш , тем полноценнее его общее развитие .

Как организовать занятия по сенсорному развитию?

- Обращайте внимание ребенка на новые звуки (вот поехал лифт, запела птичка , а вот так шумит вода в кране ).

- Эмоцианально реагируйте на то , что интересно малышу . Пусть он видит и чувствует , что вам тоже это интересны и важны его первые открытия ;

- Расскажите . как называется то , что видит и слышит ребенок .

Если это ветка ели , то обратите внимание , что у других деревьев (березы , дуба , клена ) листочки гладкие , а у елочки не листья , а вот такие иголочки ;

- Загадывайте загадки , читайте сказки и стихи , пойте песенки про то новое , что увидел и узнал ваш ребенок .

Тактильные ощущения

Сделайте сами так называемые сенсорные коробки , которые помогут развить пальчики . Они могут быть с самым разным наполнением .Например , крупы (фасоль , горох, рис ). Спрячьте в эти коробки небольшие игрушки , пусть малыш их достает . В коробки можно положить крупные крышки , мелкие игрушки , мамины украшения ( браслеты . бусы ), кусочки меха , кожи , что бы ребенок имел возможность пробовать все это на ощупь .Потом сложите в непрозрачный мешочек игрушки с разной текстурой и пусть малыш определит , какие именно предметы лежат внутри .Чем меньше ребенок, тем меньше предметов предложите ему для отгадывания .

Слуховое восприятие

Сделайте Малышу простые домашние музыкальные инструменты .В пустые коробки от йогурта насыпьте разное количество крупы , орехов или бусинок . Пусть кроха гремит и стучит . Усложните задачу : выберите несколько пар ваших инструментов с более контрастным звучанием . Постучите одним , пусть малыш е .го отыщет . Кроме того , полезно слушать самую разную музыку – классическую и современную, звуки природы и голоса птиц .

Зрение

Советуем для развития зрения все игры и упражнения , в которых нужно разложить предметы , картинки по какому – либо признаку . Например , только по цвету , форме или размеру (все круги , все красные фигуры , все большие фигуры ). Или , скажем , надо обьединить предметы , опираясь на 2-3 признака (все желтые квадраты маленького размера сложить в одну сторону , а все красные круги в другую ).

Вкусовые ощущения

Полезно знакомить с самыми разными продуктами , давая пробовать совсем по чуть –чуть .Конечно , если нет противопоказаний по здоровью . Очень часто детское «Я не ем» связано с тем , что малыш ни когда не пробовал тот или иной продукт . Здесь поможет игра «Попробуйте только кусочек». Полезна такая игра : завяжите ребенку глаза , так что бы он не подглядывал , и пробуя на вкус , отгадать , что он ест . Это только кажется , что игра простая , но вкус знакомымых продуктов очень меняется , если их есть с завязанными глазами . Для сенсорного развития ребенка не нужно времени , сил и финансовых затратах . Все зависит от фантазии и выдумки взрослого , ведь в окружающей среде есть практически все , что нужно . Стоит только этим заинтересоваться и воспользоваться .

Консультация «Что такое сенсорика,и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте ?»

Сенсорное развитие – это развитие восприятий , представлений об обьектах , явлениях и предметах окружающего мира . От того , насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями , зависит процесс обучения в будущем .

Каждый человек приходит в мир , как чистая книга .

Ранний возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира .В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств .

Развитие органов чувств у детей 0 – 3 лет идет очень интенсивно .

Занятия по сенсорике происходит путем , направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности , служат основой познания мира ,первой ступенью которого является чувственный опыт. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом ; успешность умственного физического , эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей , т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит , видит , осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том , что оно :

- является основной для интелектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка , полученные при взаимодействии с внешним миром ;

- готовит к реальной жизни;

- развивает наблюдательность ;

- влияет на развитие зрительной , слуховой , моторной , образной и др. видов памяти

- является основой для развития воображения ;

- дает ребенку возможность , овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности ;

Игра – это ведущий вид деятельности маленького человека .Детство без игры и вне игры ненормально .Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития. Лишь опытным путем способен ребенок получить представление о мире .Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями ,нужно с ним просто поиграть .Игры на развитие сенсорики в раннем возрасте связаны с определением свойств различных предметов .

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка , с одной стороны они учитывают возрастные особенности ,с другой – принцип добровольности , право самостоятельного выбора . В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки , и окружающие предметы , слышит разные звуки . Усвоение этих знаний происходит стихийно , без руководства взрослых и они часто оказывается поверхностным .

Вот тогда и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное ,планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества .

Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых знаний , умений и навыков .Становясь все старше , ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей , ему хочется чаще с ними играть в игрушки ,вместе гулять по улице и подражать их различными действиями .

Организуя работу с маленькими детьми необходимо учитывать следующее :

- занятие с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям , словам ), а не на обьяснении;

- необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком ;

- в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения ;

- нужно многократно повторять материал . чтобы закрепить знания , умения и навыки;

- уровень сложности материала должен соответствовать возрасту , задания следует усложнять постепенно ;

- длительность занятия должна быть в зависимости от возраста ( от 5-10 до 15-20 минут);

- необходимо закреплять усвоенные знания , постоянно используя их в разных ситуациях.

Ребенок может продуктивно заниматься только тогда , когда ему по настоящему интересно .

  1. Собери пирамидку. Конусная пирамидка – прекрасный тренажер , помогающий усвоить величину предметов .Сначала продемонстрируй , как она собирается ,сделав акцент в зависимости от их величины .Затем предложите повторить увиденное раннее действие самостоятельно .В случае ошибки обязательно обьясните ,что малыш сделал не так .

  1. Разложи кубики . Предложите ребенку выбрать из большого количества кубиков одинаковые по размеру и цвету , сложив их в разные коробочки .

  1. Найди твой цвет. Дайте ребенку 3 игрушки разных цветов.Попросите пройтись по квартире и найти предметы такого же цвета .

  1. Угадай на вкус .Нарежьте небольшие кусочки фруктов и овощей .Малыш должен с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт .

  1. Угадай фрукт или овощ. В мешочек положите разные фрукты и овощи : яблоко ,грушу, сливу ,апельсин , огурец , помидор . Задача ребенка , опустив руку в мешочек , нащупать содержимое и угадать что это .

Итак проводите такие развивающие занятия каждый день по несколько минут и они принесут свои плоды .Уделяйте своему карапузу как можно больше времени . Таким образом , вы будете способствовать грамотному развитию творческих и интеллектуальных способностей вашего ребенка. А это в свою очередь создаст благоприятный фон для его дальнейшего обучения .

Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость дл...

Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вк...

Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Консультации для родителейКонсультация для родителей на тему:«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»...

Консультация для родителей на тему:«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Материал раскрывает понятие "Сенсорное развитие", особенности сенсорного развития детей с нарушением речи...