программа по самообразованию на тему сенсорное развитие детей
статья

Андрианова Ольга Алексеевна

описание программы сенсорного развития через дидактические игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 342 города Челябинска «

Программа по самообразованию

Тема : «Сенсорное развитие детей раннего возраста через

дидактические игры»

Воспитатель:

Андрианова О.А.

2023-2024 год

План самообразования по теме :

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Цель:

- Повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

-Обучение способом обследования предметов.

-Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет , форма ,

величина , количество ).

Задачи:

- Изучить литературу по данной теме ;

- Расширить знания о сенсорном воспитании раннего возраста

- Подготовить материал и внедрить в практику игры по сенсорному развитию

детей раннего возраста

- Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталонов

-Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно – игровой деятельности через игры с дидактическим материалом

-Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей )

- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи , доводить ее до завершения , стремиться к получению положительного результата и т.д. ).

Актуальность :

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме ,цвете ,величине , положении в пространстве , а так же запахе вкусе т.п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду .

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи ,формируется определенное звено сенсорной культуры . Так как я работаю на группе раннего возраста ,то решила начать работать над темой по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста возраста ». Так как считаю ,что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания и только потом начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры .

Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается , прежде всего , в развитии восприятия, символической ( знаковой ) функции мышления и осмысленной предметной деятельности . Проект актуален , так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения , создать условия для развития самостоятельной познавательной активности .

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир- умом , маленькие дети –эмоциями . Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается , прежде всего , в развитии восприятия , символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности .Тема актуальна ,т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения , создать условия для развития самостоятельной познавательной активности .

Работа в данном направлении поможет :

- научить детей различать основные цвета ;

- познакомить детей с величиной и формой предметов ;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности ;

- повысить самооценку детей , их уверенность в себе ;

- развить творческие способности , любознательность ,наблюдательность ;

- сплотить детский коллектив .

- развивать мелкую моторику пальцев ,кистей рук ;

- совершенствование движение рук ,развивая психические процессы (зрительное и слуховое восприятие ,память внимание ,речь ).

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми

- индивидуальная работа с детьми

Методы работы:

- показ

- объяснения

- вопросы

- дидактическая игра

- наблюдение

- конструирование

- изобразительное искуство

План работы :

Подготовительный ( сентябрь – октябрь )

- Изучение методической литературы по теме «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры и действия с предметами»

- Разработка перспективного плана работы по сенсорному развитию с детьми раннего возраста на 2023-2024 учебный год.

- Создание предметно –развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка .

- Создание дидактических игр .

Практический (октябрь –апрель )

Проведение игр и практических упражнений .

- Дидактические игры тактильных ощущений октябрь – ноябрь

-Дидактические игры и упражнения для закрепления

понятия формы декабрь –январь

- Дидактические игры и упражнения на закрепления

понятия величины февраль – март

- Дидактические игры и упражнения на закрепление

цвета март – апрель

Заключительный ( май )

- Отчет по самообразованию.

- Проведение диагностики по сенсорному развитию .

Предполагаемый результат :

- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников ; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста ;

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями .

- Сформированные сенсорные представления путем выделения формы, цвета, тактильных ощущений и величины предметов .

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них .

Список использованной литературы

  1. Программа «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Веракса , Т. С. Комаровой, М .А. Васильевой.
  2. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста Методическое пособие под ред. И. В. Петровой Москва 2012
  3. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) Москва Мозаика –Синтез 2011
  4. Изучение статей в журналах : «Ребенок в детском саду», «Обруч».
  5. Играем с малышами Г. Г. Григорьева , Н. П. Кочетова, Г. В. Груба Москва Просвещение 2007
  6. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста Э. Г. Пилюгина . Москва Просвещение 1983
  7. Игровые занятия с детьми 2-3 года Д. Н. Колдина . Москва «ТЦСфера»2012
  8. Сенсорное развитие детей раннего возраста Е. А. Янушко . Москва ,Мозаика-Синтез 2011

Создание дидактических игр

- дидактическая игра «Цветные ежики»

Цель: формировать умение чередовать объекты по цвету

- дидактическая игра «Подбери форму»

Цель: формировать умение детей подбирать фигуры к гиометрическим образцам .

- дидактическая игра «Веселые прищепки»

Цель: развивать мелкую моторику ,закреплять знания основных цветов.

- дидактическая игра «Собери неваляшку»

Цель: закрепить знания по величине и форме

И другие интересные игры .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Отчёт по самообразованию за 2013-2014учебный год воспитателя I младшей группы по теме "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"...

Самообразования по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пол...

План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» первая младшая группа.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создан...

Моё самообразование на тему: " Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактическую игру"

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования дея...

План по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие детей 3 - 4 лет через дидактические игры»

План для работы на учебный год на тему "Сенсорное развитие детей 3-4 лет"...

Проект по самообразованию на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Проект по самообразованию: " Сенсорное развитие детей через дидактические игрв"...