Семинар - практикум для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации».
методическая разработка

Головинская Марина Валерьевна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_nr_patriot_vospitaniyu_21.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "

 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации».

Разработал воспитатель Головинская Марина Валерьевна

Цель:

Актуализировать знания педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

-         Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

-         углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

-         обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания;

-         вызвать интерес педагогов к данной теме.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем семина-практикум по очень важной теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации».

Ознакомление с целями и задачами семинара (Презентация).

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»                                                                                Д.С.Лихачёв

   В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления.                                                                                                                   Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

   Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.                                                                                                            О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.                          

   Таким образом, важнейшей задачей ДОУ является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.

Прежде чем приступать к какому-либо делу, всегда нужно знать теорию того вопроса, который обсуждается. Давайте мы с вами подумаем и ответим, что же такое патриотическое воспитание, как его можно охарактеризовать. Что входит в патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Патриотическое воспитание – сложное и высокое человеческое чувство. Оно не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

   Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву.                                                      

   В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный им для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.    

 Планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки:

1.«Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица).

2.«Мой родной город, село, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане).

3.«Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края).

4.«Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение).

5.«Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны). «История России» (от былинных богатырей до наших дней).

6.«Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы).

7.«Великие соотечественники» (жизнь и деятельность выдающихся людей).

   

Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются:

 - систематичность и последовательность,

- интеграция (взаимосвязь) образовательных областей:

Работа педагогов по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников ведется в нескольких направлениях:

•духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);

•воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);

•культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);

•нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).

Средства патриотического воспитания:

- окружающая среда;

- художественная литература и искусство;

- фольклор;

- практическая деятельность.

В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

1. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

2. Беседы с детьми о стране, родном городе;

3. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, рассказов, прослушивание музыкальных произведений;

6. Знакомство детей с народной декоративной росписью.

   Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуги, викторины и, конечно же, основная форма работы – образовательная деятельность (занятие).                                                                                                                          

   Для реализации нравственно -патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.

1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.

2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

    Реализация такой системы нравственного воспитания невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.

   Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию музеев.

В нашем детском саду такая работа активно ведется. Педагоги в группе создают мини-музеи по декоративно-прикладному творчеству, мини-музей «Игрушки наших предков». В ДОУ создан музей «Русская изба», с помощью которого педагоги проводят экскурсии, беседы, занятия.

Практическая часть семинара:

Сейчас я приглашаю всех вас на игру-путешествие «Патриотический экспрпесс». Для этого мы с вами разделимся на 2 команды.

Итак поехали!

   Любовь к родине начинается с любви к своей семье. И сейчас я предлагаю вам немного размяться, чтобы пробудить свою мыслительную и творческую активность.

  1. Поиграем в игру «Ассоциации».

Итак, все, что для этого нужно, - услышать задание и постараться дать ответ, первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

- Если семья - это постройка, то она…

- Если семья - это цвет, то она…

- Если семья - это музыка, то она…

- Если семья - это геометрическая фигура, то она…

- Если семья - это название фильма, то она…

- Если семья - это настроение, то она…

-Если семья – это страна, то она называется…

-Если семья – это фрукт, то это…

-Если семья – это известный литературный персонаж, то это….

-Если семья – это животное, то это….

2. Викторина «Путешествие в прошлое России»

Сейчас вам предстоит ответить на вопросы из истории традиций и культуры России. Та команда , которая первая отвечает, получает жетон.

1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)

2. Какой день Масленой недели назывался Широким?

(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)

3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)

4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? (Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)

5. Как назывались  бродячие актёры на Руси? (Скоморохи)

6. Назовите старинную печную утварь (Чугунки, ухваты, горшки.)

3. «Русский народный костюм»

1. Старинный женский головной убор замужней женщины?

(Кокошник)

2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)

3. Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

4. Крестьянский полукафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)

5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?

(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

4. Игра: «Скажи иначе пословицу»

 Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую,найдите аналог:

  • «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.)        – «Баба с возу –кобыле легче».
  • «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.)     – «Глаза – зеркало души».
  • «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.)  – «Язык до Киева доведёт».
  • «Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая)  - «Тот не ошибается, кто ничего не делает».
  • «Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). - «Бодливой корове Бог рогов не дает».
  • «Как постелешь, так и поспишь»-(гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется.»
  • «На море много черного, но не все это тюлени» (финская). «Не все то золото, что блестит».
  • «Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу.»
  • «Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет.»
  • «Жена и муж –словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».

5. «Край родной навек любимый!»

  • Перед вами изображения различных гербов . Найдите   герб Ульяновской области.
  • Найдите флаг ульяновской области.
  • Кто является губернатором Ульяновской области в настоящее время? (Русских Алексей Юрьевич)
  • Город Ульяновск основан в 1648 году.   Сколько ему сейчас лет? (373 года)  

  • Как называется поселок, в котором мы живем? (Красносельск)
  • Сколько лет со дня основания отмечал наш поселок в этом году? И к какому празднику приурочена эта дата? (1975 год.
  1. Лет, 4 ноября-День народного единства)  
  • Кто основал поселок Красносельск? (Петр Иванович Каширин)
  • Найдите герб Красносельска.                                                      

Где прошло детство, там и начинается Родина. Наша малая Родина. И мы должны любить ее такой какая она есть! У нашего поселка есть свой гимн, слова Яшиной Лилии, музыка А.Денисов. Исполняют: А.Денисов, О.Мякишева, К. Мартихина, Т.Бондаренко.

Давайте послушаем. Презентация.

Вот и подошел к концу наш семинар . Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

Игра «Яблоки»

Красное яблоко — разговор был полезен, мы стараемся придерживаться всех тех принципов, которые были названы или обязательно попробую выполнить ваши рекомендации.

Желтое яблоко– информация была полезной, но я не считаю, ее актуальной

Зеленое яблоко – Информация  была бесполезной, ничего нового я не узнал.

Педагогам предлагается выбрать яблоко и разместить на дереве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для педагогов " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников"

Данная разработка позволяет провести обзор  по российским традициям, одежде, вспомнить русские пословицы и т.д....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ " «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации».

Цель проведения: повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов дошкольного учреждения по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошколь...

семинар-практикум для педагогов "Нравственные аспекты воспитания дошкольников"

Семинар- практикум для педагогов посвящен вопросан нравственного воспитания.На семинаре воспитателям предлагается через различные формы и методы шире познакомиться с темой.Предлагаются различные упраж...

Семинар-практикум "Взаимодействия педагогов и родителей ДОУ. Инновационные формы и методы"

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар – практикум для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Конспект семинара – практикума для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ»

Цель: систематизация знаний педагогов по организации нравственно-патриотического воспитания детей-дошкольников.Задачи: 1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патри...

Семинар – практикум для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации»

Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и ...