Среднесрочный проект по экологическому воспитанию
проект (старшая группа)

Ильина Екатерина Владимировна

Примерный план работы с детьми старшей группы детского сада по экологическому воспитанию на вторую половину учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eko_ilina_ev.docx640.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №84 Приморского района города Санкт-Петербурга

Проект на второе полугодие 2023-2024 учебного года

по экологическому воспитание дошкольников

в старшей группе №7 «Пчёлки»

Тема: «Полезные экологические привычки»

Составила: Ильина Е.В.

воспитатель старшей

группы №7 «Пчлки»

Санкт-Петербург

2024


Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

Концепция экологического воспитания: «Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это».

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Таким образом я поставила перед собой следующую цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Задачи:

  1. Формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  2. Развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
  3. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
  4. Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
  5. Осуществление систематической работы с детьми на тему экологического воспитания;
  6. Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром;
  7. Способствовать расширению сотрудничества всех участников образовательного проекта через процесс совместной творческо-исследовательской деятельности.

Актуальность:

Мир природы богат и многообразен, но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать природу и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родной планеты.

Сегодня с природой нужно вести себя аккуратно и внимательно, прислушиваясь к ее желаниям, не нанося ей неисправимый вред своим присутствием рядом. Этому и стоит научить будущих граждан, в жизни которых слова «вторсырье», «утилизация», «переработка» и «сортировка мусора» наверняка будут встречаться каждый день.

Перспективный план по «Экологическому воспитанию»

в старшей группе

Тема

Цель

Форма работы

Продукт

ЯНВАРЬ - АПРЕЛЬ

«Сокровища планеты»

Углубить и обобщить представления детей о многогранности природы; закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, труде и отдыхе взрослых.

1. Изучить публикации в периодических изданиях по теме самообразования;

2. Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе;

3. Ситуативные беседы о природе, рассматривание иллюстраций.

Выраженный интерес детей к теме важности охраны природы

«Что такое природа?»

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы; сформировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы).

1. Наблюдение за объектами природы во время прогулок и через окно группы;

2.  Дидактические игры: «Живая – неживая природа», «Назови правильно», «Найди лишнее»;

3. Акция «Берегите живую природу» (рисование плакатов в защиту природы)

Уверенное отличие детьми объектов живой и неживой природы.

Плакаты-правила о том, как бережно заботится о природе.


ФЕВРАЛЬ - МАРТ

«Природа – наш общий дом»

Воспитывать бережное отношение к природе, животным, птицам.

Приобщение к проблеме загрязнения окружающей среды, выявление причин появления мусора.

Уточнение знаний о материалах вещей.

1. Экологический проект «Крышечка доброТЫ» (сбор пластиковых крышек на переработку).

2. Дидактическая игра «Что из чего?»

Внимательное отношение детей к природе и привычка следить за своими действиями с отходами своей жизнедеятель-ности.

ЯНВАРЬ - АПРЕЛЬ

«Мусор. Как от него избавиться»

Формирование у детей особого отношения к мусору (не как к твердым бытовым отходам, а как к ценному вторичному сырью); Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.

1. Экспериментальная деятельность: «Как уменьшить объем мусора» (пластиковые бутылки, картонные коробки, стекло).

2. Дидактическая игра “Сортируем мусор правильно”.

Умение детей обращать внимание на свои экологические привычки, формирование новых поведенческих сценариев.

«Мусор»

Воспитание гуманного отношения к природе, желание сберечь и сохранить ее красоту. Уточнение пагубного влияния батареек (почва и водные ресурсы).

1. Опытно-экспериментальная деятельность: «Как батарейки загрязняют окружающую среду»;

2. Природоохранная акция «Батарейки соберем – экологию спасем».

Активный сбор использованных батареек.

ФЕВРАЛЬ - АПРЕЛЬ

«Нужное из ненужного»

Расширение представления детей о вторичном использовании твёрдых бытовых отходов.

1. Практическая деятельность: Волшебные превращения

(из ненужных вещей делаем нужные вещи).

2. Труд и наблюдение (собрать и правильно рассортировать все собранное).

Поделки из вторсырья, уверенная сортировка мусора детьми.

МАРТ

«Вещи, из которых я вырос»

Расширение представления детей о вторичном использовании вещей.

1. Просмотр мультфильма (27 серии «Переработка мусора» из мультфильма «Твой друг Бобби»)

2. Сбор вещей (игрушек, книг, одежды) нуждающимся, младшим или на переработку.

3. Конкурс необычных моделей одежды из вторсырья.

Умение находить вещам вторую жизни.

АПРЕЛЬ

«Зеленая планета»

Уточнение важности роли зеленых растений на земле;

1. Труд и наблюдение: сажаем растение (авокадо, лук, огурцы, цветы), ухаживаем за ним и наблюдаем за его ростом.

Умение растить зеленые растения для себя и мира.

МАЙ

«Красота вокруг»

Обобщить представления детей о многогранности природы.

1. Фотографирование любимых проявлений живой природы.

2. Викторина-игра на обобщение знаний детей по всем темам.

Фотоальбом удивительной природы вокруг нас.


Работа с родителями.

Анкетирование для выявления уровня экологической просвещенности родителей и готовности к совместной работе по экологическому просвещению.

п/п

Вопросы

Ответы

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1.

Волнует ли вас экологическая проблема в настоящее время? (глобальное потепление, неправильная переработка отходов)

2.

Знаете ли вы как можно эту проблему решить уже сейчас с помощью экологически полезных привычек?

3.

Применяете ли вы экологически полезные привычки в процессе своей жизнедеятельности?

4.

Если не используете экологически полезные привычки, то готовы ли вы узнать о них и начать ими пользоваться?


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Пример дидактической игры «Живая и неживая природа»

Игра с вырезными карточками - Живое, неживое | Домашние занятия, Дошкольные  игры, Развивающие упражнения

Пример дидактической игры «Найди лишнее» с несколькими вариантами ответов

Презентация "Детям о живой и неживой природе" - дошкольное образование,  презентации

Пример плаката «Берегите природу»

Презентация на тему: "Берегите природу!"

Пример дидактической игры «Что из чего?» (материалы)

Дидактическая игра для детей «Что из чего сделано?»

Опытно-экспериментальная деятельность «Влияние воды на батарейку».

Поместить батарейку в водный раствор. В результате наблюдения отметить появление ржавчины в воде. В этом случае происходит образование солей тяжелых металлов. Аналогично соли могут образовываться в природе, что ведет к попаданию их в почву и грунтовые воды.

Данный опыт прост и максимально приближен к реальным условиям. Он помогает детям представить, что происходит в природе, когда батарейки просто выброшены и валяются на свалках и подвержены влиянию различных осадков.

В результате проведенного опыта, можно прийти к выводам, что:

1. Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. 2. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. 3. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.

Примерные вопросы и игры на итоговую викторину-игру:

1. Правила поведения в лесу

Если я приду в лесок и сорву ромашку?  (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

А какие правила поведения в лесу вы знаете? (Детям раздаются рисунки с правилами поведения в лесу, и они по очереди называют эти правила и объясняют их).

2. Игра «Что сначала, что потом». Надо выложить картинки по порядку какой путь проходит мусор (самостоятельная деятельность детей).

3. Перед детьми карточки разных отходов (пластиковая бутылка, газета, яичная скорлупа, оберточная бумага, алюминиевая банка, обои, пакет из-под сока, фольга, коробочка от йогуртов, апельсиновая корка, целлофановый пакет, картофельная кожура). И четыре контейнера: желтый, зеленый, черный, красный. Задание: разложить мусор в разные контейнеры.

4. Игра «Мусоробол». Участвуют две команды, которые за 1 минуту должны разбросанный (заранее) мусор забросить в стоящие на определенном расстоянии урны (ведра). Побеждает тот, кто сделает больше точных бросков.

Необходимые интернет ресурсы:

Пункты приема батареек в Санкт-Петербурге: https://www.kudagradusnik.ru/kuda-sdat-batareiki-category/kuda-sdat-batareiki-v-sankt-peterbyrge/ 

Экологический проект «Крышечки доброТЫ»: https://capsgood.ru/ 

Сортировка мусора в Санкт-Петербурге: https://rcycle.net/musor/razdelnyj-sbor/v-sankt-peterburge-kontejnery-adresa-punktov-priema 

Мультфильм «Твой друг Бобби - Переработка мусора»: https://www.youtube.com/watch?v=bS4Wxc_RThI 

Как и куда отдать вещи в Санкт-Петербурге: https://spasiboshop.org/center/ 

Инструкция «Как вырастить авокадо»: https://flowers.ua/ru/articles/kak-vyrastit-avokado-iz-kostochki-v-domashnih-usloviyah 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Среднесрочный проект по нравственному воспитанию. «Книга жалоб».

laquo;Книга жалоб» (среднесрочный проект для детей старшего дошкольного возраста).Цели: способствовать развитию у ребёнка эмпатии (сочувствия, чуткости, сопереживания, состра­дания к «...

Среднесрочный проект по трудовому воспитанию «Маленькие помощники»

Тип проекта: Практико-ориентированный, среднесрочный, коллективный, направленный на работу с семьёй. Цель: Развитие ценностного отношения к труду, формирование чувства радости от труда и позитивного ...

Среднесрочный проект по трудовому воспитанию «Маленькие помощники»

Тип проекта: Практико-ориентированный, среднесрочный, коллективный, направленный на работу с семьёй. Цель: Развитие ценностного отношения к труду, формирование чувства радости от труда и позитивного о...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...