Педагогический совет по теме: «Экспериментальная деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО»
материал

Томашевская Елена Михайловна

Педагогический совет по теме:

«Экспериментальная деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет по теме:

«Экспериментальная деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО»

Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-экспериментальной деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Форма проведения: деловая игра

Предварительная работа:

  1. Просмотр открытой НОД.
  2. Тематический контроль «Организация познавательно – экспериментальной деятельности в ДОУ».
  3. Анкетирование педагогов по выявлению профессиональной подготовки и трудностей по применению современных образовательных технологий.

План проведения педсовета:

  1. О выполнении решений предыдущего педагогического совета.

                                                              (слово заведующей МБДОУ)

  1. О современных образовательных технологиях в ДОУ. Результаты анкетирования педагогов. Актуальность экспериментальной деятельности в детском саду.

                                                   (сообщение заместителя заведующей по УВР)

  1. О коллекционировании как одной из эффективных технологий исследовательской деятельности.

                                                 (сообщение из опыта работы воспитателя)

  1. О результатах тематического контроля «Организация познавательно – экспериментальной деятельности в ДОУ».

                                     (аналитическая справка старшего воспитателя)

  1. Деловая игра «Детское экспериментирование в детском саду: что это такое?»

                                                                                (старший воспитатель)

  1. О решении педагогического совета.

                                                                 (слово заведующей МБДОУ)

Ход педсовета.

  1. Сообщение заведующей о выполнении решений предыдущего педагогического совета.

На предыдущем педагогическом совете было принято решение: разработать диагностические карты развития инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности; разработать мониторинг оценки развивающей предметно – пространственной среды в детском саду. Все решения педагогическим коллективом выполнены в срок. Карты разработаны и апробированы.

  1. Выступление заместителя заведующей по УВР по теме: «Современные образовательные технологии в ДОУ. Результаты анкетирования педагогов. Актуальность экспериментальной деятельности в детском саду.

С 1 января 2014г. вступил в силу ФГОС ДО, который утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения. Также среди важных положений ФГОС следует отметить комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности, принцип научной обоснованности и практической применимости и принцип развивающего образования. Сегодня мы говорим о принципе развивающего образования, так как основными формами работы с детьми по реализации ФГОС должны стать мероприятия, реализующие деятельностный подход. Ключевое условие для реализации деятельностного подхода - это применение современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет того что ребёнок выступает в роли не "объекта", а в роли "субъекта" образования. Именно поэтому в этом учебном году все открытые просмотры НОД носили общую тематику «НОД с использованием современных технологий».

Проведено анкетирование педагогов по выявлению профессиональной подготовки и трудностей по применению современных образовательных технологий (количество опрошенных 26 человек).

Результаты анкетирования.

1. Проходили ли вы курсы по применению педагогических технологий?

ДА

НЕТ

6

15

5 педагогов не ответили на вопрос.

2. Используете ли вы в своей работе педагогические технологии?

ДА

РЕДКО

НЕТ

26

-

-

3. Если выбрали вариант «ДА» какие педагогические технологии вы применяете    ежедневно?    (В    этом    вопросе    три    анкеты    не рассматривались, так как вопрос был о ежедневном применении, а в анкетах указано 1 раз в неделю)

Здоровьесберегающая - 18 чел.

Игровая - 12 чел.

Поисково-исследовательская - 11 чел.

ТРИЗ-10чел.

Социоигровая - 8 чел.

Информационно - коммуникационная - 6 чел.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Личностно - ориентированная - 5 чел.

Проектная — 5 чел.

Технология проблемного обучения - 2 чел.

  1. Какие результаты ежедневного применения педагогических технологий вы можете отметить?

5. Если выбрали варианты «НЕТ» или «РЕДКО» укажите причины, мешающие применять педагогические технологии.

Общий вывод: Из результатов анкетирования следует, что есть необходимость в повышении профессиональной подготовки по освоению современных технологий обучения, так как более половины педагогов не имеют курсы повышения квалификации (табл.1), но педагоги владеют необходимыми знаниями и умениями, которые помогают применять технологии на практике (табл.2). Сегодня педагогу недостаточно знаний о v существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя технологиями. Ответы на третий вопрос анкеты говорят о том, что наши педагоги в своей работе применяют несколько технологий. Но не всегда применяемые технологии дают * ожидаемый эффект, об этом говорят ответы на 4 вопрос, потому, что не все имеют четкое представление о том кокой эффект, должен быть от применения конкретной образовательной технологии. Мы думаем причина в том, что необходимо расставить приоритеты и выбрать нужную технологию, вести внедренческий эксперимент и наблюдать за изменениями. Поэтому одним из решений сегодняшнего педсовета будет предложение о том, чтобы каждый педагог определил свои возможности и выбрал технологию, по    которой будет осуществлять деятельностный подход для реализации задач ФГОС.

Из 26 анкет только в одной был сформулирован целевой ориентир, на который указывает ФГОС на этапе завершения дошкольного образования это любознательность. 

Эффективной деятельностью в формировании любознательности является экспериментальная деятельность, которая получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях результатом освоения ООП сказано, что выпускник детского сада «интересуется новым, неизвестным в окружающем мире….Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость анализировать, сравнивать, обобщать. Ребенок получает возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.

Содержание экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса:

1. Непосредственно-организованная   деятельность   с   детьми (плановые эксперименты).   Для   последовательного   поэтапного   развития у   детей исследовательских  способностей,   разрабатывается   перспективный   план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

3.  Самостоятельная     деятельность     детей (работа    в     лаборатории).

4. Совместная     работа      с     родителями (участие      в      различных исследовательских проектах).

3.Выступление воспитателя по теме: «Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности».

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».

Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Польза от таких занятий неоспорима:

- Во-первых, собирая коллекцию, дети занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание по - больше узнать о предметах своей коллекции.

- Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.

- В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению.

- Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов детей. И если ваши дети жить не могут без машинок или любят мастерить бумажные модели, попробуйте сделать их увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что начало коллекции могут положить уже имеющиеся  предметы.

Что же лучше всего коллекционировать в детском саду?

Собирать можно все, главное предметы должны быть безопасными и нести познавательную нагрузку. Выбирать должны дети, а воспитатель способствовать этому.

Можно сначала собирать несколько разных коллекций и лишь потом, когда будет виден интерес детей к какому-либо виду больше, можно определиться с главным выбором. С чего же начать?

В нашей группе собраны разные коллекции. Например, на участке детского сада дети нашли голубиное перо и принесли его в группу, затем из деревни дети привезли перо гуся и курицы, а моря перо чайки, так у нас появилась коллекция перьев.

После начала коллекционирования дети проявляют все больший интерес к собиранию коллекций, становятся более любознательными и увлеченными. У детей появляется желание рассказать о своих домашних коллекциях или принести их в сад. Они приносят коллекцию игрушек из киндер-сюрпризов, коллекцию солдатиков и самолетов, коллекцию машин и военной техники и т.д.

Особое внимание стоит уделить хранению детских коллекций. Для этого, по возможности, нужно выделить отдельную полку или такую полку специально соорудить для ракушек, камешков и прочих мелких предметов удобны коробки из-под шоколадных конфет и печенья с ячейками. Для этих же целей подойдет любая коробка с крышкой, в которую вы вклеите картонные или поролоновые перегородки. Значки хорошо смотрятся на треугольных вымпелах разных стран. Всевозможные программки, билеты, буклеты, открытки, наклейки, этикетки можно хранить в картонных коробках, папках с файлами, обычном или магнитном фотоальбоме. Можно завести альбом для рисования, на страницы которого наклеить бумажные конвертики и складывать туда этикетки и наклейки. Для мелких предметов, вроде бусин или пуговиц, склейте «комод» из спичечных коробков. Кстати, пуговицы можно хранить, пришивая их на какую-нибудь подходящую вещь, например любимую футболку ребенка, из которой он вырос. Постепенно с вашей помощью малыш может сам научиться это делать.

Помимо традиционного коллекционирования марок, открыток, значков, монет, существует множество необычных и даже смешных коллекций. Кто-то всю жизнь собирает всевозможные ложки, кто-то утюги, колокольчики, подсвечники, карандаши, сувенирные яйца и даже пуговицы. Кстати и в таком, на первый взгляд бесполезном занятии, как собирание пуговиц, можно найти много полезных моментов. Такое занятие здорово развивает память и внимание. Попробуй-ка запомни всю свою коллекцию, чтобы не повторяться. С экспонатами можно играть, сортировать их по цвету, форме и размеру. А некоторые пуговицы - это настоящие произведения искусства. Даже собирая всякие пустяки, можно расширить свой кругозор и узнать массу полезных и интересных вещей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

       Но нужно следить, чтобы детское увлечение собирательством не переросло в настоящее пристрастие, вытесняющее из жизни нормальное общение, друзей, игры, занятия спортом, детский сад. Если вы заметили подобные тревожные симптомы у своего малыша, подумайте, не пытается ли он таким образом защититься, отгородиться от окружающего мира. Возможно, ребенку недостает вашего внимания, ему тяжело общаться со сверстниками или существуют какие-то другие трудности и проблемы. В этом случае, возможно, малышу потребуется помощь опытного психолога.

Обратите внимание и на то, что именно собирает ваш малыш. Коллекционирование пивных пробок и банок, этикеток от спиртных напитков - не лучший выбор для ребенка. В этом случае у него может возникнуть повышенный интерес к объектам коллекции и желание "заглянуть под крышечку".

Самые распространенные виды коллекционирования имеют свои названия. Так, нумизматика - это коллекционирование и изучение монет, бонистика - коллекционирование бумажных денежных знаков; фалеристика - собирательство всевозможных значков и нагрудных знаков. Если вы с малышом собираете ракушки называется конхиофией, а если этикетки спичечных коробков - филуменией. Коллекция брелков называется коноклефилией. А сладкоежкам наверняка придется по вкусу коллекционирование фантиков от конфет и шоколадных оберток. Такое увлечение тоже имеет свое название – ксерофилия.

Если вы много путешествуете всей семьей, можно собирать коллекцию всевозможных туристических наклеек: гостиничных, аэрофлотских, автомобильных. Такой вид коллекционирования называется кофрокартия.

Если ребенок совершенно равнодушен к составлению коллекций и даже ваш энтузиазм не смог его увлечь, не стоит думать, что с ребенком что-то не так. Все дети разные, и интересы у всех тоже разные. Быть может, желание собрать коллекцию придет к ребенку позже. А, возможно, он найдет себя в каком-нибудь другом, не менее увлекательном и полезном занятии.

4.Выступление старшего воспитателя о результатах тематического контроля «Организация познавательно – экспериментальной деятельности в ДОУ

Аналитическая справка

о результатах тематического контроля

«Организация познавательно – экспериментальной деятельности в ДОУ».

Цель: проанализировать работу педагогов по организации познавательно – экспериментальной деятельности детей в режиме ДОУ.

Задачи:

1.Проанализировать организацию познавательно – экспериментальной деятельности детей при планировании НОД.

2.Изучить документацию педагогических работников детского сада по планированию и реализации вопросов организации познавательно – экспериментальной деятельности детей в режиме дня.

3.Проанализировать наличие условий для экспериментальной деятельности детей, созданных в развивающей предметно – пространственной среде.

Сроки: с 18.01.2022г. по 29.01.2022г.

Ответственные: заместитель заведующей .; старший воспитатель (Ф.И.О)

Основные формы и методы контроля

  1. Посещение открытых занятий.
  2. Анализ развивающей предметно – пространственной среды.
  3. Анализ планирования воспитательно – образовательного процесса.

В ходе тематической проверки выявлено: дети любят экспериментировать, с желанием занимаются этой деятельностью и считают ее полезной и интересной.

В рамках НОД планируется детское экспериментирование. Педагогами (Ф.И.О педагогов.) были проведены открытые показы НОД с использованием технологии познавательно – экспериментальной деятельности.

Однако наблюдения и беседы с детьми показали, что у детей нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов – только память о том, что они делали на занятиях. Центры экспериментирования в группах не востребованы в самостоятельной деятельности воспитанников.  Большинство дошкольников признались, что в центре экспериментирования им разрешают только смотреть или чуть-чуть потрогать.

Таким образом, для повышения уровня развития экспериментальной деятельности детей необходимо создавать условия для самостоятельной деятельности. В центрах экспериментирования, материал должен находиться в свободном доступе и меняться в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая максимально поддержание интереса дошкольников к деятельности.  Педагог при этом должен выступать в роли партнера, а не «запрещающего знака».

В ходе проверки был проведен смотр центров исследовательской деятельности во всех возрастных группах.

Смотр показал, что в группах: «Котятки» (воспитатели .), «Непоседы» (воспитатели ), «Звездочки» (воспитатели) центры исследовательской деятельности отсутствуют. В группе «Котятки» имеется оборудование – центр воды и песка, но не функционирует, используется только как перегородка зонирования.

В подготовительной группе «Звездочки» центр исследовательской деятельности создан, но кроме лупы, колб и баночек в нем ничего нет.

В остальных группах центры исследовательской деятельности имеют оборудование, различный материал для экспериментирования, картотеки опытов и экспериментов.

Хочется отметить группы: «Непоседы» (воспитатели .), «Звездочки» (воспитатели), имеющие богатый ассортимент оборудования и материалов для исследования.

Анализ календарных планов позволил сделать следующие выводы: во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулках) активно используются наблюдения, но мало либо совсем не планируются простейшие опыты и эксперименты. Следует обратить внимание на систему планирования, не от случая к случаю, а систематическое планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того, необходимо продумывать и планировать другие формы работы с дошкольниками по развитию познавательно-исследовательской деятельности.

Несмотря на то, что педагоги групп старшего дошкольного возраста применяют экспериментальную деятельность при проведении НОД, но такой востребованный в данном возрасте метод познавательно-исследовательской деятельности, как метод проектов в планах отражения не находит.

Из всего вышеизложенного, для повышения качества работы по развитию познавательно-экспериментальной деятельности детей хотелось бы рекомендовать педагогам:

  1. При планировании НОД прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений.
  2. Чаще включать исследовательскую деятельность в режимные моменты (Утро, прогулка, совместная деятельность в вечернее время).
  3. В группах «Котятки», «Непоседы»,создать центры исследовательской деятельности. (срок – май )
  4. Группе «Звездочки» обогатить центр исследовательской деятельности (срок – до конца апреля .)
  5. В центрах экспериментирования выделить место для самостоятельного проведения опытов детьми.
  6. Продолжить работу над изготовлением схематического материала -  алгоритмы исследований и правил безопасности.

Справку составила старший воспитатель Уланова

5. Деловая игра

«Детское экспериментирование в детском саду: что это такое?»

Перед началом игры педагогам предлагают объединиться в четыре компании. 

Ведущий:

Что вы понимаете под термином «Эксперимент»?

(Ответы педагогов)

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «экспериментум», что переводится как «проба, опыт».

Современный «Словарь иностранных языков» содержит такое определение – это научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Вообще опыт, попытка осуществить что-либо.

Зачем вводить детское экспериментирование в ДОУ? Чем полезно детское экспериментирование в детском саду?

Во-первых, у детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества, свойства.

Во-вторых, экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир, полный чудес и загадок.

В-третьих, у детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И, конечно, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, что, естественно, влияет на их самооценку.

Экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным.

Как вы думаете, что такое демонстрационное и фронтальное экспериментирование?

Демонстрационное экспериментирование – это вид деятельности, при которой объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям.

Фронтальное экспериментирование – вид деятельности, при которой есть несколько объектов, и они – в руках у детей.

У каждого вида есть свои плюсы и минусы.

Задание №1. Предлагаем выбрать из предложенных характеристик ( приложение1):

- первой компании – плюсы демонстрационного экспериментирования;

- второй компании – минусы демонстрационного экспериментирования;

- третьей компании – плюсы фронтального экспериментирования;

- четвертой компании – минусы фронтального экспериментирования.

(на работу отводиться 3 минуты, после этого педагогами зачитываются характеристики)

Демонстрационное экспериментирование

+

-

- возможность работы с объектом, находящимся в единственном числе (один объект достать легче, чем несколько);

- возможность рационально распределить время на различные этапы;

- возможность сосредоточить внимание детей на самых существенных моментах, выделить главное и второстепенное;

- исключены ошибки при проведении опытов;

- легче распределять внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний;

- проще следить соблюдением дисциплины;

- нет риска нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций;

- проще решаются вопросы гигиены.

- объекты находятся далеко от детей, и те не могут рассмотреть мелкие детали;

- каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения;

- нет возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект с разных сторон;

- восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного), реже, двух анализаторов; не задействованы тактильный (кожный), двигательный, вкусовой и иные анализаторы;

-  низкий эмоциональный уровень восприятия;

- относительная пассивность детей: они только видят, как педагог совершает действия, но сами активного участия не принимают;

- при наличии одного объекта дети не видят его других модификаций;

- восприятие знаний идет в ритме, навязанном педагогом; для одних он может оказаться высоким, для других — низким;

- сведена до минимума личная инициатива детей;

- затруднена индивидуализация обучения.

Фронтальное экспериментирование

+

-

-хорошо видны мелкие детали;

-возможность рассмотреть объект со всех сторон;

-возможность использовать для обследования все анализаторы;

-реализуется потребность к деятельности;

-возможность познакомиться не с одной, а с несколькими модификациями изучаемого объекта;

-возможность работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности трудовых навыков;

-высокое эмоциональное воздействие.

-трудно найти много объектов, сложнее написать конспект;

-труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком;

-труднее установить контакт с детьми;

-постоянно возникает несинхронность в работе детей;

-повышается риск ухудшения дисциплины (хотя само ухудшение дисциплины наступает не обязательно);

- повышается риск нарушений правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций.

Ведущий:

При выборе метода обучения  демонстрационным экспериментам следует отдавать  предпочтение только в следующих случаях:

— если объекты существуют в одном экземпляре;

— если объект в принципе не может быть дан в руки детей (гора, Солнце, дерево);

— если объект представляет для детей определенную опасность (например, ядовитые растения и грибы, опасные животные);

— если по методическим соображениям не рационально вести работу сразу с несколькими объектами (например, с 22 котятами);

— если понятия, намеченные к изучению, сложны и не могут быть усвоены детьми самостоятельно;

— если педагог не уверен, что сможет в данной конкретной ситуации удержать дисциплину.

Во всех остальных случаях следует проводить фронтальные эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям мышления детей и развивают такие качества, как любознательность, инициатива, самостоятельность.

Как и  любая деятельность экспериментирование имеет свою структуру.

Задание №2. Обсудите и выделите этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками.

  1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
  2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Уточнение плана исследования.
  5. Выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования.
  6. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  7. Наблюдение результатов эксперимента.
  8. Фиксирование результатов эксперимента.
  9. Анализ полученных данных.
  10. Формулирование выводов.

Ведущий:

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей  сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.
Педагог постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. 
При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:

  • Тема должна быть интересная ребёнку, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен получить новые полезные знания, умения и навыки).
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Задание №3. Командам предлагается вытянуть карточку с темой недели (приложение 2) и в соответствии с темой и составленным ими алгоритмом спланировать экспериментальную деятельность для данного возраста.

Темы недели:

  1. «Лесной дом» (подготовительная группа)
  2. «В мире металла» (старшая группа)
  3. «Одежда» (средняя группа)
  4. «Глина – песок» (младшая группа)
  5. «Из чего сделаны игрушки?» (1 младшая группа)

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление  к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

И хочется закончить нашу игру  китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

6.Проект решение педагогического совета

1. Каждому педагогу определить приоритетные технологии для внедрения в практику своей работы. (срок до мая.)

2. Информацию о коллекционировании как одной из эффективных технологий исследовательской деятельности принять к сведению и использовать в своей работе.

3. Принять к сведению результаты и рекомендации тематического контроля.

4. Разработать положение о смотре – конкурсе «Лучший центр экспериментирования» (срок до мая)

5. Провести смотр – конкурс центров экспериментирования (срок до мая.)

Приложение 1

Демонстрационное экспериментирование

- возможность работы с объектом, находящимся в единственном числе (один объект достать легче, чем несколько);

- объекты находятся далеко от детей, и те не могут рассмотреть мелкие детали;

- каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения;

- возможность рационально распределить время на различные этапы;

- нет возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект с разных сторон;

- возможность сосредоточить внимание детей на самых существенных моментах, выделить главное и второстепенное;

- исключены ошибки при проведении опытов;

- восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного), реже, двух анализаторов; не задействованы тактильный (кожный), двигательный, вкусовой и иные анализаторы;

-  низкий эмоциональный уровень восприятия;

- легче распределять внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний;

- относительная пассивность детей: они только видят, как педагог совершает действия, но сами активного участия не принимают;

- при наличии одного объекта дети не видят его других модификаций;

- проще следить соблюдением дисциплины;

- нет риска нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций;

- восприятие знаний идет в ритме, навязанном педагогом; для одних он может оказаться высоким, для других — низким;

- сведена до минимума личная инициатива детей;

- проще решаются вопросы гигиены;

- затруднена индивидуализация обучения.

Фронтальное экспериментирование

-хорошо видны мелкие детали;

-трудно найти много объектов, сложнее написать конспект;

-возможность рассмотреть объект со всех сторон;

-возможность использовать для обследования все анализаторы;

-труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком;

-труднее установить контакт с детьми;

-реализуется потребность к деятельности;

-возможность познакомиться не с одной, а с несколькими модификациями изучаемого объекта;

-постоянно возникает несинхронность в работе детей;

-возможность работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности трудовых навыков;

-повышается риск ухудшения дисциплины (хотя само ухудшение дисциплины наступает не обязательно);

-высокое эмоциональное воздействие;

- повышается риск нарушений правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций.

Приложение 2

«Лесной дом» (подготовительная группа)

«В мире металла» (старшая группа)

«Одежда» (средняя группа)

«Глина – песок» (младшая группа)

«Из чего сделаны игрушки?» (1 младшая группа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира . Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал . Главное его достоинство заключается в т...

Педагогический совет не тему «Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ».

Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС до...

Выступление на педагогическом совете: «Формы организации театральной деятельности в детском саду».

Одним из эффективных видов деятельности, влияющих на формирование творческих способностей в условиях детского сада, является театральная деятельность. В нашем детском саду созданы все условия для разв...

Доклад на педагогическом совете "Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде...

Педагогический совет «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»

Использование эффективных форм сотрудничества с родителями в вопросах развития и образования  детей дошкольного возраста....

Повестка педагогического совета. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в социокультурном пространстве в условиях реализации ФГОС ДО».

В повестке педагогического совета рассматриваются следующие вопросы:Видео «Современная притча о добре»Выполнение решений педагогического совета №2 от 02.12.2020 г. (докладчик: старший восп...

Консультация на тему "Экспериментальная исследовательская деятельность в детском саду"

Экспериментальная исследовательская  деятельность в детском саду - это материал для педагогов, позволяющий больше узнать о детском экспериментировании в детском саду, его организации и возможност...