Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении
статья (старшая группа)

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Привычка быть здоровым, поддерживать свое здоровье является важным компонентом жизнедеятельности человека. Физическое здоровье ребенка формируется в процессе его естественного роста и обусловлено уровнем развития органов и систем организма. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирование личности. Здоровье детей – это главная задача, как семьи, так и детских учреждений. Сохранение и укрепления здоровья детей дошкольного возраста важно для дальнейшей продуктивной учебы детей в школе. Опыт работы с дошкольниками показывает, что у детей, не приученных заботится о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии «взрослой жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_vospitanie.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Привычка быть здоровым, поддерживать свое здоровье является важным компонентом жизнедеятельности человека. Физическое здоровье ребенка формируется в процессе его естественного роста и обусловлено уровнем развития органов и систем организма. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирование личности. Здоровье детей – это главная задача, как семьи, так и детских учреждений. Сохранение и укрепления здоровья детей дошкольного возраста важно для дальнейшей продуктивной учебы детей в школе. Опыт работы с дошкольниками показывает, что у детей, не приученных заботится о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии «взрослой жизни».

Энциклопедический словарь трактует понятие следующим образом: «Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». Доктор медицинских наук В.П. Казначеев дает следующее определение данного понятия: «Здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».

Приказ Минобрнауки России от N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» вступил в силу с 2 января 2014 года, данный стандарт является основой для построения всего воспитательного образовательного процесса. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях в игровой деятельности, повседневной жизни детей, разнообразных формах организации двигательной деятельности. В дошкольных учреждениях разработаны формы, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей:

- режим дня;

- физкультурные занятия;

- гимнастика (утренняя, оздоровительная после сна);

- режимные моменты (соблюдения режима дня), закаливание;

- игры (спортивные, подвижные);

- прогулки, экскурсии.

Режим дня – главное условие здорового образа жизни, укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.

Значение режима дня в воспитании детей дошкольного возраста состоит в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов. Педагоги при поступлении ребенка в группу, знакомят родителей с режимом дня в дошкольном учреждении и дают рекомендации по организации режима дня в семье.

Утренняя гимнастика – важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.

Подвижные и игры – занимают важное место в формировании разносторонней личности, они оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка. Подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Прогулка – одна из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Физкультурные занятия – формируют двигательные умения и навыки, развивают физические качества удовлетворяют естественную потребность в движении.

В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

- маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;

- в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;

- в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.

Двигательная разминка – предотвращает развитие утомления у детей, снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей.

Дыхательная гимнастика – укрепление дыхательной системы детей и повышения сопротивляемости простудным заболеваниям. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Такие упражнения способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Физкультминутки – повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Развитие мелкой моторики рук – имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Гимнастику после дневного сна – провожу ежедневно после дневного сна, 5-10 мин, с элементами закаливания (хождение по массажным дорожкам).

Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям. Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой. Воздух — наиболее доступное средство закаливания в любое время года. В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении, поэтому кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям.

Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным. Использовать свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Хождение босиком — хорошее средство для закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2—З минут до 10— 12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20—22 °С. Затем детей приучают ходить босиком и в помещении. Перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по ковровой дорожке босиком. Закаливание солнцем. Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании. В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:

1. уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;

2. формулировать задачи физического воспитания на определенный период (например, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;

3. организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;

4. проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей;

5. сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;

6. владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

Таким образом, хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и формирование основ здорового образа жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Сохранение и укрепление здоровья детей происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования, в условиях здоровье сберегающего сопровождения. По тому, как ребенок относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках.

Конечно, большую часть времени дошкольники проводят в группе детского сада. Поэтому в пространстве групповой комнаты должна быть оборудована среда для размещения музыкальных инструментов, игр, лэпбуков, практически те же, что и в музыкальном зале. Однако эти компоненты должны отличаться большим разнообразием (карточки для музыкальных упражнений и игр, детские музыкальные инструменты, диски для просмотра видеоматериала, видеомагнитофон или другие ИКТ). В группе воспитатель не обучает детей, он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывать своё отношение к ней, вовлекать детей в знакомые им музыкальные игры, танцы. Воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя. Педагогу важно опираться на детей, которые увлечены музыкально-творческой деятельностью: они, как правило становятся катализатором данного процесса. Слушание музыкальных произведений, сказок позволяет познакомить детей с новыми героями, получит эмоции. Услышать произведения классической музыки. Эмоциональная поддержка воспитателя, поощрение творческих устремлений ребёнка играет большую роль. Прежде всего она обеспечивает ему психологический комфорт. Всё это позволяет развивать музыкально-творческий потенциал дошкольника.

Общепризнано, что в семье ребёнок раскрепощён более чем в детском саду, поэтому семья способствует музыкально-творческому развитию как никто другой. Но здесь необходимо взаимодействие и согласование музыкального репертуара и педагогических действий между музыкальным руководителе и родителями. Известно, что от эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Педагогу обязательно иметь сведения о культуре родителей, об их предпочтениях и музыкальной культуре. Музыкальное просвещение родителей и приобщение их к совместной деятельности включает в себя работу с семьёй: родительские собрания, круглые столы, индивидуальные консультации, организацию обратной связи «Почтовый ящик», анкетирование, создание фотоальбомов «Музыкальный дневник группы». Участие родителей в утренниках, музыкальных досугах, занятиях. Можно предложить родителям устроить выставку работ ребёнка и его родителей. Многие родители охотно идут на контакт, проявляют интерес к тому как живут дети в детском саду, чем занимаются. Ответить на все эти вопросы помогут такие мероприятия как «День открытых дверей». Просмотры занятий дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации отличной от семейной, познакомиться с приёмами обучения мерами воспитательного воздействия. Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат. Родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость, улучшают настроение. На детей огромное влияние оказывают семейные чтения, совместное прослушивание музыкальных сказок, произведения классической музыки. Родителям необходимо рассказывать о музыкальном режиме в саду, о значении музыкотерапии. Особенность того фактора, что родные люди участвуют в музыкальном образовании детей накладывает отпечаток на эмоциональный фон ребёнка и это становится положительным процессом в приобщении ребёнка к музыкальному творчеству.

Среда ДОУ и семьи отличается от среды социума. Согласование педагогов и родителей играет роль и для социума. Так музыкальные произведения, с которыми дети встречаются в театре, филармонии должны быть им знакомы, так как они слушали их в детском саду и семье. Это даёт детям возможность получить удовольствие от встречи с новым произведением, стремиться посещать концертные залы и музыкальные школы. Там дети знакомятся с музыкантами, дирижером. Увлечённость профессионалов заражает детей. Всё это активно стимулирует детей к творческой активности, познанию художественно и общей культуры, развивает творческое воображение, способствует их личностному росту – развитии музыкальности в целом.

Таким образом, при организации музыкальной среды ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, который выполняет педагогические функции: диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность), проектирует цель и средства ее достижения, организует музыкально-образовательный процесс, консультирует педагогов и родителей воспитанников, обеспечивает взаимодействие всех звеньев, проводит анализ результатов процесса музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Управление и организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

В детском саду к физической культуре   детей нужно приобщать  постоянно,ежечастно, ежеминутно. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность,недостаток её неблагоприятен: ослабляется сер...

Интерактивные формы и методы работы с родителями руководителя физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детског...

Тарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.

это привычное пТарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.оложение тела при стоянии, ходьбе и сидени...

«Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении».

Физическое воспитание как система мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его функций, является приоритетной для всей воспитательной работы с детьми в ДОУ. Каждое учреждение...

Комплексное использование средств физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем бо...