Особенности взаимодействия семьи и ДОУ
статья

Дугарова Александра Николаевна

Семья и семейные ценности имеют огромное значение в современном обществе. Они не только обеспечивают нам поддержку и любовь, но также играют ключевую роль в формировании нашей личности, моральных принципов и эмоционального благополучия. Основу семейных отношений составляют ценности, то, без чего не может существовать семья.

 Сохранение семейных ценностей, является основной задачей нашего поколения.  В Год семьи, это становится еще более актуальным.

Мы желаем, чтобы в семьях поддерживали, укрепляли и развивали любовь и прочие основы семейных отношений. А это возможно только при условии ежедневных усилий и работы над отношениями как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ

Дугарова А.Н.

Воспитатель

МБДОУ Детский сад №95 «Рябинушка»

Семья по признанию ученых – одна из самых величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство. В крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Психофизиологи, представители гуманистической психологии, педагоги единодушны во мнении, что в жизни ребенка-дошкольника именно семье принадлежит особая, первостепенная роль в становлении его личности, социализации, так как именно в семье начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления о труде и отдыхе, формируются интересы, развиваются способности. Механизмами, обеспечивающими приобщение ребенка к семейным ценностям, являются патриархальные семейные традиции (семейные праздники, забота о старших и младших членах семьи, и т.д.) [4].

Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка [3].

Формирование семейных традиций - залог счастливой, дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам. У малыша, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «образ семьи», который он пронесет через всю жизнь, и став взрослым, создаст свою семью, основанную на любви, уважении и совместных общих делах.

Семья формирует в ребенке:

 - нравственные чувства: совесть, долг, надежду и веру в людей, ответственность, гражданственность, патриотизм;

 - нравственную позицию: способность различать добро и зло, проявлять самоотверженную любовь, готовность к преодолению жизненных испытаний;

 - нравственный облик: кротость, смирение, милосердие, внимание и забота к людям, способность прощать обиды;

 - нравственное поведение: выполнять общепринятые нормы и правила.

 В нашей стране, в последнее время уделяется большое внимание институту семьи, осуществляется поддержка семьи. И главным событием в начале этого года, стало объявление 2024 года, Годом семьи.  

22 ноября 2023 года Президент Российской Федерации подписал Указ о проведении в стране Года семьи в 2024 г., и это является важным событием для нашей страны. Это еще один шаг на пути к укреплению семейных ценностей – Любовь, Верность, Ответственность, Уважение, Общение, Забота и поддержка, Честность, Традиции, Умение прощать.

Крепкая семья – залог стабильности и процветания общества. Лучший способ передавать семейные ценности – показывать детям ежедневный пример. Детям, в первую очередь, нужен в семье мир и благополучие, ведь они являются самыми незащищенными и уязвимыми. Необходимо на собственном примере показывать, как важна семья, разъяснять, почему необходимо чтить традиции. И тогда такое воспитание не будет напрасным, а даст плоды. Дети очень быстро усваивают поведение и манеры своих родителей, поэтому родителям стоит быть для них хорошим примером.

Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

В наши дни структура и функции семьи претерпели изменения (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье). Также родители нередко желают переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания. Но все-таки роль семьи сохраняется. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других [3]. Семейные отношения, где присутствует забота и ласка, внимание, имеют очень важное значение в воспитании детей.

Многие молодые родители не понимают важности работы с маленькими детьми, поэтому возникают трудности в установлении контактов с такими родителями. Но несмотря ни на что, семья по-прежнему остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей.

 В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения. Ближе всего к дошкольнику, проблемам его воспитания в семье стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, преодолении ошибок семейного воспитания, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Мы понимаем, что семья и детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их взаимопроникновение и преемственность в работе.

     Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой и сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста [1].

Такое взаимодействие ДОУ и родителей необходимо с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой – для здоровья самого общества. Сотрудничество, а не наставничество, является главным для успешного взаимодействия педагогов и семьи. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, в данный момент вряд ли принесет положительные результаты.

 От нас - педагогов, зависит очень многое. При взаимодействии с родителями должен быть доброжелательный стиль общения. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Мы должны способствовать сохранению семейных традиций, умению донести до детей, что этими традициями родители дорожат, так как они сохраняются из поколения в поколение.

 Таким образом, главной задачей, является повышение педагогической культуры родителей и организации эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.

Педагоги ДОУ ежедневно общаются с детьми и родителями, видят их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи.                                 Сотрудничество детского сада и семьи направлено на формирование родителей осознанного отношения к воспитанию ребенка. Как же установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника? Как объединить усилия взрослых для воспитания и развития детей? Стремление педагога к диалогу – важное условие доверительных отношений с родителями. Для этого возникает необходимость в новых конструктивных формах взаимодействия ДОУ с родителями, в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов. Существует много разнообразных, активных форм общения – родительские собрания, сайт детского сада, обсуждения в социальных сетях, разнообразные мероприятия (конкурсы, выставки, акции, фестивали и др.), которые способствуют успешному взаимодействию с семьями воспитанников.                

 В наши дни родители желают «живого» диалога с воспитателями, специалистами ДОУ, с другими родителями и даже с детьми. Именно такое сотрудничество может быть успешным и плодотворным.

 Педагогический коллектив нашего детского сада находится в постоянном поиске новых нестандартных форм и методов работы с родителями, использование, которых дает хорошие результаты: родители становятся активными участниками всех дел детского сада, непременными помощниками педагогов. Мы стараемся организовать разнообразные мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса. Становится очевидным, что без доверительных отношений, невозможно взаимодействие родителей и педагогов.  

Каждый год в нашем детском саду проводится, традиционная ежегодная осенняя ярмарка, в которой родители, вместе со своими детьми принимают в ней самое активное участие. Также родители стараются, помогают педагогам в оформлении разных мероприятий, праздников, и принимают активное участие в них, что очень радует. И праздники проводятся не для родителей, а с их привлечением, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества и мероприятия.

При активном взаимодействии педагогов и родителей в детском саду созданы зоны русской и бурятской культуры. Это «Русская изба» и «Бурятская юрта». Они используются как для занятий с детьми, для экскурсий, а также, как фотозона.

 В работе с семьей в наше ДОУ, также используется проектная деятельность. Пока это только пробные шаги, т.к. наш детский сад, функционирует, недолгое время. (Открылся, сравнительно, недавно). В каждой группе педагоги используют в работе с детьми проекты – краткосрочные, мини-проекты. В наших планах, создать проект «Зимний сад», в осуществлении этого проекта будут принимать активное участие не только педагоги, но и родители и дети.

 Мы, педагоги надеемся на дальнейшее сотрудничество с родителями, так как считаем важным взаимосвязь общественности и семейного воспитания.

 Семья и семейные ценности имеют огромное значение в современном обществе. Они не только обеспечивают нам поддержку и любовь, но также играют ключевую роль в формировании нашей личности, моральных принципов и эмоционального благополучия. Основу семейных отношений составляют ценности, то, без чего не может существовать семья.

 Сохранение семейных ценностей, является основной задачей нашего поколения.  В Год семьи, это становится еще более актуальным.

Мы желаем, чтобы в семьях поддерживали, укрепляли и развивали любовь и прочие основы семейных отношений. А это возможно только при условии ежедневных усилий и работы над отношениями как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.

Список литературы

  1. Воспитатель ДОУ №12, 2008 г. «Детский сад и семья. Пути сотрудничества» стр. 105
  2. Ребенок в детском саду стр. 41, № 4 2006 г. «Взаимодействие с семьей: вопросы планирования»
  3. «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду» - Т.Н. Доронова к.п.н. Москва, Линка-пресс, 2009 г.
  4. Родительские собрания / Л.Е. Кыласова И др. – Волгоград: Учитель, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации На современном этапе развития российского общества заметно возрастает ста...

"Проблемная семья". Особенности взаимодействия.

Консультация для педагогов о работе с семьями, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию. В сообщении рассматриваются типы семей и формы работы с ними....

Особенности взаимодействия ДОУ с семьей воспитанника

В данной статье представлены различные формы продуктивного взаимодействия дошкольного образовательно учреждения с семьей воспитанников...

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Методический материал с учетом ФГОС по всем образовательным областям...

Особенности взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе.

Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход...

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников....

Круглый стол для педагогов "Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО "

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО...