Публичное выступление "Влияние современных гаджетов на развитие речи дошкольников"
материал (подготовительная группа)

Саблина Марина Владимировна

Влияние современных гаджетов

на развитие речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_vystuplenie.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Прежде чем начать свое выступление,

я хочу показать вам короткий видео ролик.

Скажите коллеги, какая основная проблема между детьми и современными гаджетами? (Конечно, это огромная увлеченность детьми с раннего возраста современными электронными носителями).

А какое влияние могут оказывать гаджеты на развитие ребенка, учитывая, что сегодня родители нередко начинают приучать детей к пользованию планшетами и телефонами едва ли не с пеленок?

В последние годы происходит широкое распространение и неоправданно раннее знакомство детей с электронными устройствами. Многие родители считают, что гаджеты способствуют развитию ребенка. Отношение родителей к появлению гаджетов в жизни ребенка неоднозначное: одни- активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить свое чадо от современных веяний. С одной стороны, родители считают, что ребенок, который научился пользоваться гаджетами быстрее, чем говорить вырастет компьютерным гением. Родители этому радуются как на видео: «Говорить еще не умеет, а игры в планшете включать может!», а с другой стороны, беспокоятся: «Это же наносит вред здоровью, и развивается компьютерная зависимость!»

Актуальность влияния гаджетов не только на психику, но и на речь в целом на сегодняшний день ОЧЕНЬ ВЕЛИКА!

Ведь детство- это время зарождения самосознания и появления первичной самооценки. В этом возрасте возникают особые эмоциональные отношения с близкими. Первый, второй и третий год жизни — ребенка- это так называемый чувствительный для развития речи период. Период, когда речь активно развивается, развиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное общение с родителями, бабушками и сверстниками, а не заменять живое общение гаджетами.

Что же делают современные родители- скачивают на планшеты интерактивные игры, специально разработанные для малышей, тем самым гаджеты начинают вытеснять из жизни ребенка колыбельные мамы, рассказы папы, сказки бабушки. Так начинается воспитание детей экраном.

На сегодняшний день ситуация такова, мобильные телефоны, планшеты и компьютеры уже давно утратили свое первоначальное предназначение- средств связи и вычислительных машин. Теперь, для большинства людей они выполняют развлекательную функцию, ценность и значение которой совершенно затмила собой исходное предназначение.

Современными учеными Исследователями Казанской государственной медицинской академии (М.В. Белоусовой, А.М.Карпович, М.А. Кутузовой) было проведено анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего дошкольного возраста, с целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие детей. У 50 диагностированы проявления общего недоразвития речи в сочетании с аутистико- подобными нарушениями. В таких семьях наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами продолжительное и неконтролируемое время.

Дети, с присущей им любознательностью и наивностью, с удовольствием погружаются в технологические устройства с ранних лет. Как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения ему вручается телефон или планшет, или включается телевизор. Теперь ребенок занят и у мамы есть время на себя.

Из чего следует вывод, что увлеченность самих родителей и чрезмерное приучение детей к использованию гаджетов диагностирует общее недоразвитие речи и потери социализации ребенка в обществе.

Как говорит знаменитый педагог Татьяна Владимировна Черниговская: «Если хотите, чтобы ваши потомки стали стадом, давайте им гаджеты без ограничения». Поэтому, в последние годы появляется больше детей с задержкой речевого и психического развития. дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.

В настоящее время специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Это и есть следствие.

Если рассматривать только речевые нарушения, то можно увидеть  25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В сравнении с серединой 80-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За последние 20 лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.

Ребенок Овладевает речью только  в том случае, когда это присходит происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог.

Дети старшего дошкольного возраста, которые проводят больше времени за телефонами и планшетами имеют скудный словарь, на уровне бытовой повседневной ситуации. Связная речь- бедна и примитивна. Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы выразить свою мысль. Фразовая речь у ребенка 6-7 лет состоит из простых распространенных предложений с неправильным употреблением окончаний. Пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам- чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий.

Для многих непосильна задача выложить последовательность из 4-х сюжетных картинок и составить по ним рассказ.

Общаясь с детьми е только дошкольного, но и начального звена, я вижу , что Детям все труднее становится воспринимать информацию на слух- них не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать и схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.

Дети, часто говорят о том, что им неудобно читать. Понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связать их, в результате они не понимают текста в целом. Ребенку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх и мультфильмах.

Конечно нельзя отрицать и того, что мы живем в век технологий и развития информационных технологий, и ребенок должен уметь владеть различными техническими устройствами, эти навыки пригодятся ему в будущем.

Как найти баланс- между «МОЖНО», «ВРЕДНО» и «НЕЛЬЗЯ»? Это и есть основная задача современного педагога.

В первую очередь- донести до родителей информацию, что влечет за собой не регулируемое, бесконтрольное использование детьми гаджетов с самого раннего возраста.

Многие сейчас скажут, что это невозможно, да, это трудно сделать.

Приведу пример из своего опыта. Беседуя однажды с родительницей нашего детского сада, я посоветовала читать ребенку сказки вслух, а потом спрашивать и рассуждать с ним по содержанию сказки, на что мама ответила : «А что их читать и зачем их читать самой, если можно попросить Алису и она расскажет любую сказку». Я спросила, а как же порассуждать о содержании сказки, именно поговорить с ребенком, мама сказала- что в сказке итак все понятно, зачем ее обсуждать.

Также, Из своего опыта я могу сказать, что когда родителям преподносишь то, во что может вылиться, какие нарушения могут быть у детей из за  без контрольного использования гаджетов, в виде нарезок из видеороликов в которых четко видно все нарушения, происходит  большее понимание, нежели простые беседы и слова.

Второй важный момент заключается в том, как убедить ребенка, отвлечь его от гаджетов и занять его чем-то другим, перевести его интерес в другое русло.

Если мы вернемся к началу моего выступления, где ребенок не реагирует на игрушки, ему было ничего не интересно. Скорее всего он даже не пошел в детский сад, здесь работа должна строиться только совместно с родителями.

Педагог ищет новые формы работы с ребенком, которые будут ему интересны и новые формы работы с родителями. Только совместными усилиями можно достичь желаемого результата.

Исходя из вышесказанного, хочу спросить вас, уважаемые коллеги, что в этой работе должно быть на первом месте, и как не странно, в первую очередь мы должны убедить родителей.

Заканчивая свое выступление, Я часто задаюсь вопросом, а можно ли воспитать в нынешнее время  здорового, интеллектуального, развитого ребенка, который будет интересоваться окружающим миром, общением со сверстниками, видеть мир в тех красках, в которых видим мы, а не только в экране планшета и мобильного телефона.

Я нашла ответ на свой вопрос в стихотворении, Им хочу закончить свое выступление.

Закончить свое выступление я хочу такими словами:

Забери у дитя телефон,

Поговори с ним о рыбках и птичках.

Поиграй во дворе с ним в футбол,

Костер разведи, не используя спичек.

Гораздо проще сунуть планшет

В детские руки, не державшие палок.

Пока занят ребенок, скорей в интернет,

Ведь «Лайки» важнее пряток и салок.

Дети сегодня не знают совсем

Что делать с луком , с рогаткой.

Кроме игр-онлайн, других нет.

И зачем нужны шалаши и палатки!?

«Царь горы», на санках катание

Игр «живых» миллион,

Подари ребенку воспоминания,

Забери у дитя телефон!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...

Методическая разработка по развитию речи «Особенности современных форм и методов работы в дошкольных группах по развитию речи дошкольников

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным язык...

Выступление на педагогическом совете №2 " Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" по теме: Аукцион методических находок.Работа с родителями по развитию речи.

Ведущую роль в воспитании и развитии ребенка принадлежит семье. В семье закладываются первые умения и навыки ребенка. Формирование правильной речи ребенка зависит от окружения.От того сколько внимания...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...