Игровые технологии в работе с младшими дошкольниками
консультация (младшая группа)

Елисеева Елена Валерьевна

 Игровая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие игровой деятельности21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в работе с младшими дошкольниками

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дети приобщаются к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания индивидуальности ребёнка.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС ДО, обучение в такой форме:

- развивает логическое и критическое мышление;

- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;

- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;

- поощряет проявление инициативы;

- способствует физическому развитию.

Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи игровой технологии:

*Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

*Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Игровая технология включает в себя:

*игры и упражнения, формирующее умение выделять характерные признаки предметов;

*группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

*группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

*группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т.д.;

В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

Виды игр очень разнообразны. Они могут различаться:

-по виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

-по характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

-по характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

-по содержанию — музыкальные, математические, логические и т. д.

-по игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т. д.

Приёмы игровых технологий принято условно делить на 3 основных группы:

словесные;

наглядные;

практические.

Суть словесных в том, что все игровые действия воспитатель должен объяснить и описать детям максимально понятно, ярко и красочно.

Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками. Для иллюстрации рассказа об играх воспитатель может использовать разные средства наглядности: видеоролик, картинки, карточки.

Практические приёмы отчасти можно связать с наглядными. Практические приёмы обучения позволяют малышам самим создавать реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек.

Игровые моменты должны присутствовать во всех видах деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Применение игровых технологий помогает влиять на качество образовательного процесса, на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, нужно организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как научится ребенок передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики.

1.Упражнение «Лягушки улыбаются»

Квака любит улыбаться (тянуть губы прямо к ушкам)

Рот у Кваки до ушей. Очень нравится лягушкам

Хоть завязочки пришей. Улыбаются, смеются

А глаза у них, как блюдца.

2.Упражнение «Хобот слоненка»

Подражаю я слону: губы хоботом тяну…

Даже если я устану, их тянуть не перестану.

Буду долго так держать, свои губы укреплять.

3.Упражнение «Дудочка»

Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

Игры и упражнения на развитие слухового внимания.

1.«Ручки-ножки» - отгадать и повторить хлопки-притопы (за ширмой или без ширмы)

2.«Пальчик-пальчик» - стучать пальчиком о другой пальчик, на слово «ай» спрятать ручки за спину.

3.«Умные ножки» - шагать под звуки барабана, менять ритм.

4.«Угадай, где звучит» - дети бегут в сторону звучащего предмета.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.

1. «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая».

2.Игры с мозаикой.

3.Пальчиковы игры с пластилином.

4.Действия с мелкими игрушками и предметами.

5.Рисование на бумаге пальчиками.

Игры и упражнения на развитие мышления

1.«Брызгалки». Предложить ребенку понаблюдать, как жидкость выливается через разные отверстия.

2.«Тонущие и плавающие предметы». Предложить ребенку по очереди опустить в воду предметы и понаблюдать, какие предметы тонут, а какие — нет.

3.«Наш предмет имеет цвет». Все игрушечные продукты сложить в ведерко. Предложить ребенку открыть ведерко и по очереди достать все интересные цветные предметы. Произносить названия игрушек, которые ребенок вынимает из ведерка.

4.«Вкладываем и перекладываем». Предложить ребенку сложить игрушки в ведерко, потом переложить их в коробку, затем опять в ведерко. В процессе этих действий ребенок путем проб и ошибок убеждается, что маленький предмет можно вложить в большое ведерко, а большой предмет не помещается в маленькое ведерко.

Игры и упражнения на развитие внимания и воображения.

1. Упражнение «Что это такое?» Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок и т.п. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.

2.Упражнение «Какая игрушка?» Научить детей придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета.

3. Упражнение «Зеркало». Предложить детям быть зеркалом и повторять все действия взрослого (поднять одну руку - ребенок повторяет; топать двумя ногами; махать сначала одной кистью, а потом двумя и тд.)

Игры и упражнения на развитие памяти и внимания.

1.«Видимо-невидимо». Воспитатель показывает детям плакат, на котором нарисованы разными цветами, большие и маленькие, вдоль и поперёк овощи (фрукты, посуда и многое другое) – 3-4 предмета на одну тему. Затем плакат убирается, ребёнок перечисляет предметы, которые запомнил.

2.«День и ночь». Детям предлагается запомнить изображения. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза. Педагог переворачивает две картинки. Команда «День!»– дети открывают глаза и называют перевернутые картинки.

3.«Что пропало?». После рассматривания игрушек взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из игрушек и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какой предмет убрали.

Игры и упражнения на развитие речи.

1.«Кто что делает?» Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы, их действия (например - кукла спит)

2.Игра «Какой?». Игра помогает обогатить словарный запас существительными и прилагательными, такими как: шар, снег; круглый, холодный.

3.«Устроим кукле комнату». Учить детей различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении, развивать речь детей, расширять словарный запас; учить употреблять в речи глагол «лежать» в повелительном наклонении «ляг»; бережного отношения к предметам мебели.

Таким образом, правильно организованная игра воспитывает активное стремление детей что – то узнать, искать, проявлять усилие и находить; обогащает духовный мир детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игровые технологии в развитии речи младших дошкольников".

Игровые технологии в развитии речи младших дошкольников....

«Игровые технологии в образовательной деятельности младших дошкольников в соответствии с ФГОС»

Играйте со своими воспитанниками постоянно,Ведь игра -это именно тот вид деятельности, который ребенку доступен больше всего.именно в игре ребенок способен овладеть большим количеством знаний, умений ...

«Использование проектной деятельности и игровых технологий в работе со старшими дошкольниками»

Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе...

Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе с младшими дошкольниками»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм...

Использование игровой технологии для формирования у младших дошкольников основ безопасности

Создание полноценной мотивационной основы для формирования компетенций безопасного поведения у дошкольников....

Проект «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проект «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...