Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников.
консультация (старшая, подготовительная группа)

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx251.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Тополек» с.Чапаево

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Методические рекомендации

 для воспитателей

Влияние мелкой моторики

на развитие речи дошкольников

                                                                                      Подготовила: воспитатель

Красносвободцева Татьяна Дмитриевна

Содержание

Введение ......................................................................................

с. 3

1.

Развитие речи дошкольника ...........................................

с. 4-5

2

Влияние мелкой моторики на развитие ребенка..............................................................................

с.6-7

2.1

Работа по развитию мелкой моторики….......................

с.7-9

2.2

Дидактические средства развития мелкой моторики...

с. 9-10

Заключение...................................................................................

с.11

Список литературы......................................................................

с.12

Введение

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

        Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

        Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

        

  1. Развитие речи дошкольника

Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле - и радиопередач. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.

С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.

Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В наше время можно заметить существенную закономерность - «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

  1. Влияние мелкой моторики на развитие ребенка

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических функций:

  • внимания;
  • мышления;
  • зрительной памяти;
  • воображения;
  • пространственной ориентации;
  • связной речи.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант.

Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.

  1. Работа по развитию мелкой моторики

При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

О том, что надо развивать мелкую моторику, слышал каждый родитель, но далеко не все знают, зачем это нужно. Что дадут ребенку хорошо натренированные ручки и пальчики, вы сейчас узнаете.

Во-первых, «послушные» пальчики позволят малышу быстрее освоить элементарные навыки самообслуживания. Завязать шнурки, застегнуть пуговицы, одеться – всё это не будет вызывать каких-либо трудностей, если мелкая моторика хорошо развита. Возможность самостоятельно выполнять действия, которые раньше были доступны только взрослым, всегда очень мотивирует ребенка и переводит его на новый этап развития.

Во-вторых, при тренировки ручек и пальчиков улучшаются графические навыки ребенка, кисть укрепляется, готовится к письму и к предстоящим школьным нагрузкам.

Стоит отметить также, что при развитии мелкой моторики рисунки становятся  правдоподобнее и с большим успехом передают то, что задумал нарисовать малыш.

В-третьих, тренировка рук и пальцев способствует ускорению мыслительных процессов и раскрытию творческого потенциала.

Проекция кисти в коре больших полушарий занимает почти 1/3 от общего размера. Соответственно, если деятельность активирует около 30% ресурсов   головного мозга, это значительно улучшает умственные способности ребенка, память и восприятие, ускоряет мыслительные процессы.

И, в-четвертых, развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на  речь. Тренировка ручек и пальчиков помогает малышу быстрее освоить пассивную и активную речь, расширяет словарный запас. Дети с хорошо развитой координацией рук, как правило, хорошо говорят, умеют логично рассуждать, объяснять.

2.2 Дидактические средства развития мелкой моторики

Мелкую моторику рук развивают:  

- пальчиковая гимнастика; 

- упражнения с массажным мячом; 

- пальчиковый театр; 

- массаж ладошек; 

- пластилинография; 

- игры моталочки;

- ниткография; 

- вырезальный тренажер; 

- рисование пальчиками, ладонью; 

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Игры с конструктором, мозаикой, пазлами.

2. Ладушки

3. Разрывание бумаги

4. Перелистывание страниц

5. Бусы

6. Вкладыши-мисочки

7. Крупы

8. Баночки с крупами

9. Рисование на песке

10. Горошина

11. Завинчивание крышек

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

13. Лепка

14. Рисование и раскрашивание

15. Собирание мозаик и пазлов

16. Вырезание

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.

Заключение

Таким образом, вследствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. 

Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы

  1. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://rechrebenka.ru/zachem-razvivat-melkuyu-motoriku/
  2. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/10/09/vliyanie-melkoy-motoriki-na-rechevoe-razvitie-doshkolnikov
  3. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-vlijanie-melkoi-motoriki-na-razvitie-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
  4.  Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: http://a2b2.ru/methods/32543_vliyanie_melkoy_motoriki_ruk_na_rechevoe_razvitie_detey/
  5. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5c530baa68480a00ae60d599/vzaimosviaz-melkoi-motoriki-s-umstvennym-i-rechevym-razvitiem-5c5c0e43450e5f00ad261c72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние оригами на развитие речи дошкольников

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, ч...

"Влияние оригами на развитие речи дошкольников"

Консультация для родителей.«Влияние оригами на развитие речи дошкольников».Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, ...

Влияние оригами на развитие речи дошкольников(консультация для родителей)

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, ч...

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

Технология оригами итересное и увлекательное занятия для всех: для детей и взрослых. Мир бумаги загадочен и чтобы получить результат своего труда, например, цветок или животное, нужно научиться всем э...

консультация для родителей "Влияние оригами на развитие речи дошкольников"

В.М. Бехтерев писал: "что движение рук тесно связано с речью и ее развитием"...

Консультация для родителей. "Влияние аппликации на развитие речи дошкольника".

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убежд...