Консультация для воспитателей на тему "Развития речи дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни в повседневной жизни"
консультация (младшая группа)

В этой консультации вы познакомились с речевыми проблемами детей а также со способами их поддержания в игровой форме. Потому что в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи в развитии связной речи чётко определяется взаимосвязь речи с психологическими процессами, мышлениями и восприятиями. Для того чтобы уметь рассказывать необходимо чётко представлять об объекте и предмете рассказа, способности анализировать, определять причинно-следственные связи, выделять свойства и качества предметов и явлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни».

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

В развитии связной речи четко определяется взаимосвязь речи с психологическими процессами, мышление, восприятие. Для того чтобы уметь рассказывать необходимо четкое представление об объекте и предмете рассказа, способность анализировать, определять причинно-следственные связи, выделять свойства и качества предметов и явлений. Участвуя в различных событиях повседневной жизни, ребенок накапливает эмоциональный опыт, который возбуждает, активизирует и вдохновляет его на словесные высказывания.

Речевое и языковое развитие включает в себя четыре основных компонента:

  • Фонетика и фонология : обучение произношению звуков речи, а также понимание правил возникновения звуковых последовательностей в языке.
  • Семантика : изучение словарного запаса и понимание того, как понятия отображаются в словах – например, означает ли слово «папа» какого-либо мужчину? Или любой мужчина с бородой? Или только один конкретный мужчина?
  • Синтаксис и морфология : правила расположения слов в предложениях (например, глагол обычно идет вторым, а не последним) и как изменять такие вещи, как время, залог или число — например, множественное число от «овцы».'овцы'?
  • Прагматика : изучение социальных правил использования языка, включая адаптацию вашего языка к тому, с кем вы разговариваете, разговор по очереди и сохранение темы. Это также включает в себя изучение невербального общения, включая мимику, жесты и тон голоса, и того, как оно взаимодействует со словами, которые мы говорим.

Как видите, научиться общаться довольно сложно. Хорошая новость заключается в том, что дети запрограммированы на это, но им нужно активное участие взрослых, чтобы запустить этот процесс. Это также должно быть прямым, личным вкладом реального человека; дети не могут эффективно изучать язык с помощью телевизора или компьютерных игр, даже если они «обучающие» . В результате, чем больше вы разговариваете с ребенком и поддерживаете его речь, тем большего прогресса он добьется. Понимание норм развития речи у детей разных возрастов поможет лучше понимать как нужно заниматься с ними, чтобы развитие речи у детей имело прогресс.

Цели раннего обучения общению и языку:

  • Слушание и внимание – включая способность различать звуки, поддерживать и контролировать внимание в общем контексте, а также способность предвидеть ключевые события в историях.
  • Понимание – сначала слова в контексте, затем фразы и постепенно более сложные предложения, а также вопросы типа «как» и «почему».
  • Говорение – способность выражать свои чувства, потребности, желания, мысли, идеи, прошлый опыт и изображать игровые события.

Ожидается, что дети достигнут этих целей, когда им исполнится пять лет.

Речевое и языковое развитие имеет жизненно важное значение в жизни ребенка, но более подробный список связанных с ним преимуществ включает в себя:

  • Обеспечение основы, на которой они могут опираться в школе. Детям необходимо развивать свою речь и язык, прежде чем они смогут научиться читать, а язык является основным способом передачи информации от учителей ученикам, ее усвоения и понимания.
  • В результате вышесказанного ранний словарный запас детей является предиктором их дальнейших образовательных результатов, особенно понимания и декодирования прочитанного. Меньший размер словарного запаса в первые годы жизни приводит к ухудшению успеваемости в дальнейшем.
  • Развитие речи чрезвычайно важно для общего развития детей – например, оно способствует когнитивному развитию.
  • Это помогает детям заводить дружеские отношения. Использование языка помогает им осмысленно взаимодействовать с окружающими.
  • Это позволяет им лучше сообщать о своих потребностях, уменьшая разочарование (и, в свою очередь, истерики или вспышки гнева).
  • Дети способны лучше понимать окружающий мир. Язык связан с нашими мыслями и тем, как мы воспринимаем мир: когда мы можем описать словами то, что происходит вокруг нас, это помогает нам понять это.

Как и во всех видах развития, могут наблюдаться трудности, когда дети учатся общаться. Это может быть связано с трудностями в обучении, познании, слухе или зрении, либо с плохой средой обучения и недостаточным взаимодействием со взрослыми.

Типы языковых проблем

У детей могут возникнуть следующие проблемы:

  • Задержка речи – когда они развиваются нормально, но немного отстают от среднего в достижении каждого этапа. Это наиболее распространенная задержка развития у детей, и более половины речевых задержек у детей до трех лет разрешаются самостоятельно.
  • Расстройство развития речи – когда у них возникают проблемы с пониманием языка ( задержка рецептивной речи ) и/или использованием самих слов ( задержка экспрессивной речи ). Это может быть ошибочно расценено как плохое поведение, плохое слушание или невнимательность.
  • Проблемы со звуком речи – когда детям трудно произносить определенный звук (например, говорить «вадио» вместо «радио» ( нарушение артикуляции ) – или они совершают ряд звуковых ошибок, например, постоянно произносят только один слог в слове или изменение определенных согласных во множестве разных слов. ( нарушение фонологического процесса).
  • Беглость – когда дети заикаются или заикаются. Это может произойти в начале слова, например «ла-ла-лайк», может означать полную остановку речи или может быть повторным прерыванием речи с помощью «ум» или «ух». Дети до пяти лет довольно часто заикаются, когда учатся говорить, и это приходит и уходит. Однако у каждого пятого ребенка заикание протекает в более тяжелой форме.
  • Проблемы с вниманием и слухом : дети не могут сосредоточиться на речи и эффективно фильтровать фоновый шум, что приводит к тому, что они игнорируют речь, перебивают ее или легко отвлекаются.

Знание различных типов языковых проблем поможет вам при необходимости сообщить о проблеме профессионалу, а также даст вам представление о том, как вы можете помочь в это время.

Симптомы, которые могут указывать на языковую проблему, включают:

  • Недостаток внимания во время разговора – легко отвлекается.
  • Неспособность выполнять простые задачи или инструкции (когда ребенок достаточно взрослый, чтобы понимать эти инструкции).
  • Плохой зрительный контакт.
  • Речь, которую чрезвычайно трудно понять – понятна только в 50% случаев.
  • Не заинтересован в том, чтобы ему читали.
  • Повторение одного и того же снова и снова.
  • Избегание разговоров.
  • Постоянно допускает ошибки в речи в течение длительного периода времени.
  • Нераспознавание и маркировка обычных предметов.
  • Трудности с изучением детских стишков или простых песен.

Если дети не достигают контрольных показателей «вовремя», это не всегда проблема – в пределах нормального развития существует огромный диапазон.

Важно действовать, если вы подозреваете языковую проблему, поскольку задержка речевого развития может вызвать разочарование у вас и ребенка, а также трудности в обучении и поиске друзей, а также поведенческие проблемы. С другой стороны, раннее вмешательство может быть чрезвычайно полезным и смягчить любые последствия задержки или расстройства.

Обязательно расскажите родителям о своих опасениях и предложить им записаться на прием. Вам не нужно пытаться диагностировать проблему, с которой сталкивается ребенок, но было бы полезно дать врачу общей практики или родителям представление о симптомах.

При необходимости врач общей практики направит ребенка к логопеду. Логопед может решить, что можно сделать, чтобы помочь, и каков потенциал изменений ( цели логопеда ). Они могут давать родителям упражнения для ребенка или проводить с ними индивидуальные занятия.

Способы поддержки языкового развития детей:

  1. Будьте хорошим примером для подражания

Поскольку дети часто учатся, наблюдая и копируя взрослых, вам необходимо как можно больше моделировать хорошие речевые и языковые навыки, в том числе:

  • Говорите медленно , чтобы дети успели обработать информацию, которую вы им даете, а также четко и спокойно.
  • Используйте короткие предложения , чтобы они не были перегружены языком.
  • Установите зрительный контакт , при необходимости опуститесь на уровень ребенка.
  • Моделирование правильного произношения и структуры предложений , умение произносить каждое слово и звук – например, это помогает детям научиться говорить, если вы говорите «собираюсь», а не «собираюсь».
  • Не используйте «детские слова» — детям нужно будет откуда-то выучить взрослую версию, и если вы смоделируете ее для них, они выучат ее быстрее.
  • Обозначение объектов и действий вокруг вас , чтобы научить их большему словарному запасу – например, «Посмотрите на эту собаку!».
  • Внимательно слушайте , когда с вами разговаривают дети, уделите им все свое внимание.
  • Не перебивать, когда они говорят.
  • Предоставьте им возможность отвечать , делая паузы после ваших предложений. Это помогает им научиться очередности в разговоре, а также дает им время подумать и предвидеть ваше следующее предложение.
  • Делайте знаки, жесты или действия во время разговора, чтобы помочь передать то, что вы имеете в виду.
  • Использование экспрессивной речи для обсуждения предметов, действий и эмоций – например, «Какая красивая картинка!», «Посмотри на эту высокую башню!». Это поможет детям расширить словарный запас.

Чтобы стать хорошим примером для подражания, вам потребуется лишь немного адаптировать свое поведение, и это может принести чрезвычайно полезные результаты.

  1. Читайте детям

Чтение в раннем возрасте чрезвычайно эффективно для развития речи. По возможности старайтесь читать книги каждый день – это полезно даже малышам до шести месяцев, но особенно эффективно, когда они становятся старше.

Когда вы читаете, указывайте на слова, когда вы их произносите. Это помогает детям связать устное слово с письменным, а в дальнейшем будет способствовать развитию их грамотности. Обсуждайте каждую страницу, чтобы побудить ребенка говорить – например, вы можете сказать: «Это много еды – какая твоя любимая еда?».

Вовлекайте их в книгу, используя интонацию, указывая на картинки и позволяя ребенку угадать, что будет дальше. Малыши могут захотеть, чтобы вы читали им одну и ту же книгу снова и снова — это отлично помогает им по-настоящему усвоить язык и проверить, смогут ли они закончить предложения за вас. Помимо своих любимых книг, читайте детям книги на разные темы, особенно по мере того, как они становятся старше, чтобы они расширяли свой словарный запас. Поговорите о словах, с которыми они не знакомы, спрашивая их, знают ли они, что они означают, и объясняя, если нет.

  1. Разговаривайте вместе с ребёнком.

Естественно, если вы будете как можно больше разговаривать с ребенком, это поможет его языковому развитию. Важно разговаривать с ними, даже когда они не могут с вами разговаривать — с самого рождения вы должны болтать о том, что вы делаете, и задавать им вопросы, реагируя на любые их жесты или звуки, как если бы они произнесли предложение. Это учит их тому, как ведется разговор, и знакомит их с большим количеством словарного запаса и структур предложений, с которыми нужно ознакомиться.

Чтобы сделать ваши разговоры еще более эффективными, подумайте о следующем:

  • Обращайтесь к ним по имени , чтобы привлечь их внимание, прежде чем говорить (и научите их имени!).
  • Расширяйте то, что говорят дети , повторяя и развивая это. Например, если они говорят «машина», вы можете сказать: «Да, посмотрите на ту красную машину». Предоставление ребенку полных предложений помогает ему больше узнать о грамматике.
  • Использование параллельного разговора и внутреннего разговора . Параллельный разговор предполагает разговор о том, что делает ребенок – например, «на тебе сегодня красивое синее платье» или «ты играешь с игрушечным жирафом». Разговор с самим собой предполагает разговор о том, что вы делаете, например: «Я убираю игрушки, потому что уже почти пора идти домой». Это помогает научить детей обращать внимание на сигналы и предсказывать, что произойдет дальше.
  • Быть позитивным . Если дети допустили ошибку в речи, вам все равно следует сказать «молодец» или «да» — чтобы научиться говорить, нужно приложить много усилий, и им понадобится много поддержки. Затем вы можете повторить то, что они сказали, исправив ошибку; они будут учиться постепенно, слушая, как вы произносите правильные формы. Например, если ребенок говорит: «У нее есть собака», вы можете сказать: «Да, у нее есть собака».
  • Выбор тем для работы над каждым полугодием . Некоторый словарный запас появится в разговоре естественным образом, но, выбрав тему (например, распорядок дня, животные, части тела, еда и напитки или цвета), вы сможете научить детей еще большему количеству слов! Повторение одной и той же темы в течение нескольких недель также сделает ее более запоминающейся.
  1. Пойте с детьми

Пение особенно важно для младенцев и детей младшего возраста — оно действительно может помочь в развитии их речи, помогая им различать звуки, узнавать рифмы, улучшать их память и расширять словарный запас. Как и при чтении, сделайте паузу перед концом песенной строки, давая детям возможность заполнить пробел – например, «Жили у бабуси два веселых… (гуся)».

Вы можете сочинять свои собственные песни или предлагать это детям постарше. Если они глупые, детям они могут понравиться и запомниться еще больше!

  1. Играйте в игры на описание, угадывание и очередность.

Игры — это отличные языковые занятия, которые вы можете попробовать.

Вы можете попробовать:

  • Предложите детям пощупать спрятанный предмет и описать его, чтобы другие могли догадаться, что это такое.
  • Игра «Кто я?», где вы описываете предмет, а дети должны его отгадать – например, «У меня четыре ноги, и я домашний любимец, я люблю лаять».
  • Игра «Я шпионю».

Сидите в кругу и по очереди раздавайте что-то другим, разговаривая только тогда, когда наступает ваша очередь. Таким образом вы можете заставить каждого ответить на вопрос (например, «Какая ваша любимая еда?»). Это также помогает развить внимание и навыки слушания, которые жизненно важны для хорошего общения.

  • Попросите детей подождать, пока вы не скажете «иди», и что-нибудь сделать, например, снести башню или пошуметь. Опять же, это улучшает их внимание и навыки слушания.

Есть также множество других игр, которые могут быть не менее интересными, чем эти предложения — посмотрите, что вы сможете придумать!

  1. Поощряйте ролевые игры

Ролевые игры помогают детям расширить словарный запас: вы можете предложить им одеться персонажами из любимой книги, придумать свои собственные истории или попробовать разыграть ролевую игру, используя простой реквизит.

Во время игры предложите ребенку называть предметы, которые он использует, и задавать ему вопросы типа «Что ты сейчас делаешь?», «Где шапка Маши?». Вы можете давать им простые инструкции в рамках игры, например «положи плюшевого мишку», а для детей старшего возраста усложните их «посади куклу на стул».

  1. Изучите рифмы

Рифмы, как и пение, играют ключевую роль в развитии речи. Рифмы не только помогают детям различать звуки и запоминать больше слов, но и улучшают фонологическую осведомленность и готовят детей к обучению чтению.

Вы можете играть в игры – например, придумать слово, с которым дети должны найти много рифм, – или вместе сочинять стихи. Чтение рифмованных историй — еще один хороший способ внедрить это в повседневную жизнь.

  1. Создайте языковую среду

Чтобы максимизировать возможности для развития речи, убедитесь, что окружающая вас среда способствует хорошему общению.

 Это означает:

  • Поддержание порядка и чистоты. Исследования показали, что аккуратные комнаты помогают детям лучше учиться.
  • Наличие красочных картинок на стенах, содержащих слова и интересных для просмотра (но не подавляющих). Это полезно для детей старшего возраста, которые, возможно, начинают сопоставлять устное слово с письменным.
  • Наличие большого количества книг, соответствующих возрасту и привлекательных.
  • Убедитесь, что здесь не слишком шумно или есть «тихие места». Чтобы развивать коммуникативные навыки, дети должны уметь правильно слышать — вы можете использовать палатки или логова, чтобы создать места, где дети могут разговаривать друг с другом, а также следить за тем, чтобы общая громкость не была слишком высокой во время разговоров.

Развитие речи в ранние годы имеет решающее значение для будущих результатов детей: используя поддерживающие языковые стратегии и научившись распознавать потенциальные проблемы, вы можете помочь им достичь наилучших возможных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни."

Использование колыбельных, пестушек, прибауток, потешек  для  развития речи у детей раннего возраста....

Консультация для воспитателей на тему: Использование занимательной математики на занятиях и в повседневной жизни.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Консультация для воспитателей на тему: Использование занимательной математики на занятиях и в повседневной жизни

Консультация для воспитателей на тему: Использование занимательной математики на занятиях и в повседневной жизни...

методическая разработка" Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни в сфере реализации ФГОС ДО"

данная разработка содержит теоретический аспект воспитания бережного отношения к природе на занятиях. приведены практические материалы ( сказки, стихи о бережном отношении к природе, циклы наблюдений,...

Консультация для воспитателей на тему: « Использование занимательной математики на занятиях и в повседневной жизни.»

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по...

Выступление на педагогическом часе на тему: «Развитие речи детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни».

Актуальность. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети не получившие в раннем воз...