КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О подготовке детей к школе»
консультация (подготовительная группа)

Пройдёт совсем немного времени, и Ваш малыш переступит порог школы, откроет для себя дверь в новый мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«О подготовке детей к школе»

             Пройдёт совсем немного времени, и Ваш малыш переступит порог школы, откроет для себя дверь в новый мир. Придёт ни на неделю, ни на месяц, и даже ни на год – на целых одиннадцать лет, и от того, как он сумеет войти в школьный мир, насколько комфортно ему будет здесь, как быстро он сумеет адаптироваться к новой жизни, какие знания школьные и нравственные он здесь получит – от этого будет зависеть и его будущее.

Поступление в школу всегда является переломным моментом в жизни ребёнка, вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности. И это естественно! Он развивается физически, психически, происходит смена статуса ребёнка в обществе: из ребёнка играющего он превращается в школьника, у которого есть уже определённые обязанности перед обществом – ежедневно выполнять достаточно трудную для него работу дома и в школе. Вся жизнь маленького школьника теперь подчинена строгим требованиям школы. Будет ли хорошо, уютно ребёнку в школе, с охотой или отвращением будет он ходить в школу, будет ли процесс получения знаний для ребёнка хоть и нелёгкой, но желанной работой или это будет сущим адом, каторгой для него – всё это будет зависеть не только от школы, но и от родителей.

        Учёные утверждают, что за последние сорок тысяч лет строение мозга и нервной системы человека практически не изменилось. То есть, если бы «древний» младенец воспитывался в современной семье и прошёл все эти этапы обучения, которые проходит современный малыш, то отличить их (по умственному развитию) было бы практически невозможно. Следовательно, биологически человек не изменился. Изменилось лишь количество информации, которую нужно получить, обработать и усвоить современному ребёнку.

         Как же помочь детям учиться? Этот вопрос касается всех родителей, но далеко не все знают, что психологические трудности, которые дети встречают в школе, очень часто своими корнями уходят в дошкольное детство.

        К моменту поступления в школу родители должны воспитать у ребёнка качества, необходимые для успешного обучения в школе.

«Готовность к школе» - это комплексное понятие, под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения,  а их определенный набор. Какие же составляющие входят в этот набор? Это, прежде всего, мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность,  высокий уровень зрительно-моторной координации.

        Основные линии психологической готовности ребёнка к школе:

1) Наверное, нет таких первоклассников, которые без удовольствия бы пошли в первый день в школу. Но причины этого желания разные: «нравится портфель носить», «все ребята пошли и я тоже», «потому, что у меня теперь есть ручки, тетради» и т.д. И очень немногие говорят, что они хотят учиться, чтобы узнать что-то интересное, получить новые знания. А ведь суть учёбы – получение новых знаний. И те дети, у которых не сформированы познавательные интересы, очень быстро теряют интерес к учёбе, перестают справляться с самыми простыми заданиями.

        Познавательные интересы начинают формироваться с первых вопросов «почему?», «зачем?», «что это?». Эти вопросы часто надоедают взрослым, и они просто отмахиваются от детей. Но чтобы ребёнок продвигался в учёбе, в любой форме овладения новыми знаниями, нужно не только поддерживать, но и стимулировать интерес к новому. Можно не только ответить на вопрос малыша, но и рассказать что-то новое, вместе с ним придумать интересные ответы (вопросы). У малыша появится привычка искать неизвестное, непонятное, требующее ответа. Эта привычка со временем перейдёт в потребность узнавать всё больше и больше интересного. И если эта потребность появится, то у ребёнка не будет вопросов, куда деть своё свободное время. А став потребностью, она уже требует удовлетворения и начинает мотивировать многие поступки ребёнка – и желание научиться быстро читать, и расспросы окружающих, и коллекции и т.д. Ну, а в школе она поддерживает учебную работу, даже если задания трудные.

2) Однако, интерес к учёбе – это только начало. Далеко не всегда и не всё в школе может быть интересным. От ребёнка обязательно требуется и такое важнейшее качество, как умение управлять своим поведением и эмоциями. Малоэффективно говорить дошкольнику: «Сиди спокойно, не вертись, не отвлекайся» Развить усидчивость, настойчивость, стремление доводить дело до конца можно и в самых простых занятиях с ребёнком. Только сначала хорошо бы быть рядом с ним, делать вместе и не скупиться на похвалу. Можно сделать сложный узор из мозайки, закончить картину на трудную тему, сочинить сказку. Главное – довести начатое до конца, сделать над собой маленькое усилие и продвинуться чуть дальше, чем вчера.

3) Но для успешного обучения ребёнку недостаточно хотеть учиться и уметь управлять собой. Необходимы и самые разные знания: о природе, о профессиях, о своём городе, о временах года. Ребёнок должен знать, что ель, сосна, берёза – это деревья, а волк, кошка, заяц – это животные. Такие обобщённые знания дисциплинируют мышление, организуют представления, об окружающем. И правильно поступают те родители, которые основное внимание уделяют повседневному общению с малышом. В процессе общения развивается память, внимание, интеллект, речь ребёнка.

4) Особое внимание следует обратить на умственное развитие ребёнка, то есть развитие его внимания, воображения и речи. Но, может быть, самое главное в подготовке ребёнка к школе – это развитие в нём самоуважения, умения общаться, сотрудничать и уважать других, уверенность в себе, в своих силах.

        Итак, родители должны воспитывать у ребёнка качества, которые необходимы будут для успешного обучения в школе. Основные линии психологической готовности ребёнка к школе:

1. Общее развитие. К тому времени, когда ребёнок станет школьником, его общее развитие должно достичь определённого уровня. В первую очередь речь идёт о развитии памяти, внимания, мышления. Правильно поступают те родители, которые основное внимание уделяют повседневному общению с малышом. Это расширяет кругозор, способствует развитию пытливости и любознательности. В процессе общения развивается речь.

2. Воспитание умения  произвольно управлять собой, своим поведением и эмоциями. У ребёнка в дошкольном возрасте яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он ещё не умеет. Он может надолго запомнить то, что ему интересно, но совершенно не нужно, но сосредоточиться на том, что ему неинтересно, очень трудно. Но это совершенно необходимо выработать у него к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – саморегуляция поведения.

3. Самое сложное – выработка мотивов, побуждающих к учению. Ребёнок может иметь хорошее общее развитие, уметь управлять собой, но если не будет выработана соответствующая мотивация, дело  пойдёт нелегко. Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, а учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией школьника. Без такой готовности  ребенок,  даже если он умеет читать и писать, не может  хорошо учиться, т.к. обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость. Поэтому мотивационная подготовка имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная, хотя именно о ней часто забывают не только родители, но и воспитатели. Дошкольный возраст особо благоприятен для формирования познавательной мотивации. В этом периоде происходит важный переход от познания ближнего окружения (2-3г) к познанию окружающего мира («почемучки»). И если на заданный вопрос малыш получает ответ, то поддерживается тяга к познанию. Отвечаете на вопросы – привычка искать неизвестное, непонятное, требующее ответа. Эта привычка со временем перейдёт в потребность. А став потребностью, она уже требует удовлетворения и начинает мотивировать многие поступки ребёнка:  желание научиться побыстрее читать,  расспросы окружающих, создание коллекции и т.д. А в школе она поддерживает учебную работу, даже если задания трудные. А в итоге – сформированная познавательная мотивация.

Педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по подготовке детей к школе

Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и...

Консультация для родителей по подготовке детей к школе

Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и...

Консультации для родителей по подготовке детей к школе

Консультации для родителей по подготовке детей к школе...

Консультация "Советы родителям в подготовке детей к школе "

Советы родителям в подготовке детей к школе....

консультации для родителей по подготовке детей к школе

Популярные статьи для родителкй и педагогов. Для развития рук, мелкой маторики и координации движения рук, в дошкольном возросте: комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости. ...

Консультация для родителей "Актуальность подготовки детей к школе"

Для успешного освоения учебной программы ребенок к моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического и психического развития, условно называемого "школьной зрелостью"....

Консультация для родителей по подготовке детей к школе "В гостях у сказки"

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фант...