План по самоуправления по теме "Нравственное воспитание посредством художественной литературы"
материал (подготовительная группа)

Зюзина Марина Анатольевна

Цель: 

  • воспитание социально нравственных качеств  детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе;

повысить своё профессиональное мастерство.                                                                                                                              Задачи:

  • Изучить  и  проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
  •  Формирование представлений  у детей о  нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
  • Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  • Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
  •  Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.                                                                                                                                                                                                                                                                             Актуальность                                                                                  Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.

      «Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали», - это определение дал педагог И.П. Харламов.

       Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно   происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает  внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Воспитание нравственных качеств необходимо начинать с раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека. Вопросам нравственности в истории отечественной и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание.  По мнению выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Л.Н. Толстой считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

       Старший дошкольный возраст – важный период в нравственном развитии детей. В это время у детей активно формируются первые представления о хорошем и плохом, навыки поведения. А.И. Герцена утверждал, что  дети начинают рано чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.                                                                                                                        В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста по средствам художественной литературы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

                                           Воспитатель: Зюзина Марина Анатольевна                                                                                                                           Тема « Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством   художественной литературы »

Цель: 

  • воспитание социально нравственных качеств  детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе;

повысить своё профессиональное мастерство.                                                                                                                              Задачи:

  • Изучить  и  проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
  •  Формирование представлений  у детей о  нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
  • Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  • Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
  •  Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.                                                                                                                                                                                                                                                                             Актуальность                                                                                  Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.

      «Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали», - это определение дал педагог И.П. Харламов.

       Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно   происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает  внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Воспитание нравственных качеств необходимо начинать с раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека. Вопросам нравственности в истории отечественной и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание.  По мнению выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Л.Н. Толстой считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

       Старший дошкольный возраст – важный период в нравственном развитии детей. В это время у детей активно формируются первые представления о хорошем и плохом, навыки поведения. А.И. Герцена утверждал, что  дети начинают рано чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.                                                                                                                        В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста по средствам художественной литературы.

Этапы реализации                                                                                      I. Подготовительный.

  • Подбор, изучение научно-методической литературы и интернет источников по проблеме исследования.
  • Обогащение РППС  в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей.
  • Разработка перспективного плана работы с участниками педагогического процесса.
  • Подбор литературного материала по данному вопросу
  • Анкетирование родителей (законных представителей) по теме: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»
  • Проведение педагогического мониторинга, с целью определения уровня формирования нравственного воспитания  у детей старшего дошкольного возраста.

II.     Практический.

  • Реализация системы работы по формированию нравственного воспитания посредством художественной литературы.
  • Проведение с детьми комплекса мероприятий, направленных на формирование нравственного воспитания посредствам художественной литературы.
  • Профессиональное взаимодействие с педагогами  по данной теме.
  • Сотрудничество с родителями (законными представителями)  по данной теме.

III.   Заключительный.

  • Оценка эффективности проведенной работы, с детьми и родителями по данной теме.
  • Публикации методических разработок в сетевом педагогическом сообществе.
  • Определение дальнейших перспектив по данному вопросу.

Ожидаемые результаты для детей:

  • у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений;
  • разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
  •  у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;
  • разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы;
  • умение  бережно относится к книге и  доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

  • повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности  в развитии у детей нравственных качеств.
  • повысить  уровень знаний и умений  дошкольников при работе с  русскими народными сказками, мотивацию  к  учению  художественной литературой;

воспитание положительных взаимоотношений между детьми  - умение  работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы. 

План работы с участниками образовательного процесса по теме

«Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством   художественной литературы»

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

- Чтение: В. Осеева «Волшебное слово» -подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;

-воспитание чувства гордости за свои поступки

Папка-передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»

Октябрь

- Чтение: «Спор овощей и фруктов», воспитание желания оберегать окружающую природу; А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»;

- Дид.игра «Поступи правильно».                                -Этическая беседа: «Зачем уступать друг другу?»; - Заучивание наизусть: А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…»     - Заучивание наизусть: Э.Мошковская «Добежали до вечера»

Анкетирование родителей  «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

Ноябрь

- Чтение:Сказка «Жихарка»;

Ш. Перро «Красная Шапочка»;

-воспитание культуры поведения с незнакомцами

Консультация для родителей: «Роль книги в нравственном воспитании детей».

- Мастер- класс для педагогов  «Художественные произведения - путь к нравственному развитию дошкольника»

- Чтение: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», сказка «Заюшкина избушка», сказка «Лисичка со скалочкой»  - воспитание ответственности и порядочности;

В.Карасева «Новый товарищ».

-Пересказ «Заюшкина избушка»

Декабрь

- Чтение: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;

Э. Шим «Брат и младшая сестра»

- Дид.игра: «Только хорошее.»;                           - Беседа: «Правила дружной игры»

Буклет «Нравственное воспитание детей»

-Памятка для педагогов «Произведения  художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста по формированию нравственных качеств»

Январь

- Чтение: С. Воронин «Трусишка» -

воспитание в детях единства слова и дела,

Т. Шорыгина «Как карасик в пруд попал»,

- воспитание умения вести себя в обществе.

- К. Чуковский «Айболит» - воспитание желания помогать другим;               -Чтение и пересказ «Разве так играют?» Н.  Калинина;                                    - Заучивание наизусть: Э.Мошковская «Добежали до вечера» .

Открытое занятие  «Путешествие по сказкам»

Февраль

- Чтение: «Лиса и волк»,

«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,         А.И. Одоевский «Мороз Иванович -способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам;

З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили» -подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой и

желания помочь им в трудную минуту.

- Рассматривание художественных иллюстраций.

Мастер – класс для родителей: «Нравственное воспитание детей посредством сказки».

-Семинар –практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы» для педагогов ДОУ

Март

- Чтение: Е.Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама» - развивать желания помогать своим мамам, любить их и беречь, воспитание чувства гордости за свою маму.   А. Барто «Девочка чумазая»  -обучение детей быть опрятными с раннего возраста, воспитание умения слушать других, не перебивая.

- Выставка книг положенных на основу мультфильмов.- Заучивание наизусть; Ф.Тютчев «Зима недаром злится..»

Родительское собрание в старшей группе «Влияние художественной литературы на нравственное развитие детей»

Консультация для педагогов: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Апрель

- Чтение: В. Осеева «Хорошее»,

А. Барто «Медвежонок – невежа», «Два жадных медвежонка» - формировать у детей нравственных представлений о хорошем и плохом; воспитывать чувства коллективизма.                 -Этическая беседа: «Зачем человеку выполнять правила поведения».

Совместная  творческая деятельность родителей с детьми. Выставка рисунков «Любимые герои сказок»

Май

- Чтение:А. Барто «Младший брат»,

К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» - обучение детей понятиям вежливости и гуманизма.

Отчет о проделанной

работе, выступление

на  итоговом родительском

собрании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст)

План работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст)  МесяцНазваниепроизведения Цель работыСоде...

Духовно-нравственно воспитание посредствам художественной литературы

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливос...

Программа дополнительного образования по нравственному воспитанию посредством художественной литературы в средней группе

В дошкольный период семья не формирует в детях духовно-нравственные основы личности, не достаточно присоединяет ребенка к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России, поэтому нео...

Рекомендации для родителей: "Формируем патриотическое воспитание посредством художественной литературы"

Воспитательная сила художественной литературы    направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления стран...

Перспективны план системы занятий по нравственному воспитанию посредством чтения художественной литературы.

Материал направлен на развитие нравственных норм поведения и взаимоотношений у старших дошкольников, через формирование интереса к художественной литературе....

Перспективный план работы с родителями и педагогами по теме самообразования "Нравственное воспитание детей старшей группы посредством художественной литературы"

Перспективный план работы с родителями и педагогами по теме самообразования "Нравстенное воспитание детей старшей группы посредством художественной литературы"...