«Развивающий потенциал нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» (апрель)
материал

Степанова Елена Викторовна

Нейропсихологические игры - это игровые комплексы, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, они улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышают позитивный и эмоциональный настрой, на основе межполушарного взаимодействия. Дополняют  традиционные игры, помогая оптимизировать двигательную активность детей, внося новые способы взаимодействия взрослого и ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развивающий потенциал нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

Быстрыми темпами в нашу жизнь внедрились и продолжают внедряться информационные технологии. Привычными играми современного ребенка становятся гаджеты, позволяющие погрузиться в увлекательный мир, тем самым вытесняя физическую и двигательную активность детей, зачастую выступая преградою к познанию окружающей действительности. Вследствие чего у ребенка повышенная эмоциональность, утомляемость, сниженные функции внимания и памяти, скудное воображение. Как же поддержать познавательную активность ребёнка, развивать его мыслительные процессы: восприятие, мышление, память и воображение, не перегружая излишней информацией? Как помочь развивать умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Ответы  на эти вопросы для меня открыла технология нейропсихологических игр,  теоретическую основу которых разработал Алекса́ндр Рома́нович  Лурия.

Сегодня  я хочу поделиться  своим опытом работы по теме

«Развивающий потенциал нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми разновозрастной группы»

Нейропсихологические игры - это игровые комплексы, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, они улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышают позитивный и эмоциональный настрой, на основе межполушарного взаимодействия. Дополняют  традиционные игры, помогая оптимизировать двигательную активность детей, внося новые способы взаимодействия взрослого и ребенка. 

Работая с детьми разновозрастной группы, игры подбираю с учетом специфики  возраста, по принципу от простого к сложному, так в утреннем приветствии:  – «Ладушки - ладошки» (воспитатель и ребенок  хлопают в ладоши, затем по ладошкам друг другу)

Так как нейропсихологические игры относятся к  здоровьесберегающей технологии, я включаю их  в проведение утренней зарядки, занятий по физической культуре, гимнастики после сна, что помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Это такие упражнения, как:

 - ходьба на носках и пятках, с переменой рук  на пояс и за голову;

- хождение по дорожке из следов и ладошек, прыжки попеременно на двух ногах и на одной.

- «Перекресты» - стоя правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече (СЛАЙД)

           В качестве пальчиковой гимнастики используем нейроигры на развитие мелкой моторики:

- для детей 3-4 лет– «Коза-корова» (попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» на «корову»).

- для детей 4-5 лет «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем.

- для детей 5-7 лет усложняем  игру «Кольцо», прикладывая большой палец на одной руке к указательному пальцу, на другой к мизинцу и двигаемся,  меняем пальцы в противоположном направлении. (СЛАЙД)

Подвижные игры с элементами нейроигр и упражнений ( можно проводить как помещении, так и на прогулке):

Игра «Переставь на другую сторону» - лежат обручи в ряд, рядом с каждым обручем стоит разметочный конус (мяч, кубик и т.п.). Ребёнок впрыгивает в обруч,  присаживается на корточки и переставляет конус на противоположную сторону обруча и так продвигается до конца, выполняя задание.

Используя межполушарные доски, провожу  «Зарядку для ума»  - игры - предназначенные для стимуляции обоих полушарий головного мозга. При прохождении лабиринта одновременно двумя руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушарий мозга. Ребенок берет два бегунка, или деревянные палочки, вставляет их в начало лабиринта или трафарета, проходит до конца и возвращается обратно. (СЛАЙД)

Применяю нейроигры и упражнения на занятиях. Использую в любом занятии всех пяти образовательных областей. Так,  закрепить уже имеющиеся знания по познавательному развитию помогает упражнение «Покажи цвет» (с детьми младшего и среднего   возраста). С помощью упражнения «Геометрические фигуры» с детьми 5-7лет закрепляем знания геометрических фигур. В упражнении «Соотношение количества с цифрой» – дети одновременно показывают   количество предметов и цифру двумя руками. (Закрепляют обозначение количества предметов цифрами) (МОЖНО СДЕЛАТЬ ВИДЕОФРАГМЕНТЫ)

На занятиях по художественно-эстетическому развитию рисуем одновременно двумя руками (пальчиками, кисточками или ватными палочками, используем  рисование отпечатками, рисование на песке и песком, на манке).

В музыкальной деятельности отрабатываем ритм, соотносим движения рук и ног одновременно.

Игра «Руки, плечи, уши, нос» вызывает интерес детей тем, что это игра с  ускорением.

А на занятиях по социально-коммуникативному развитию подобрала игры на взаимодействие детей друг с другом «Передай мяч», «Передай мяч за головой», игра с проговариванием скороговорки «Из под топота копыт» активизирует деятельность рук и ног одновременно..

Широко использую в своей практике тренажеры и игры, многие из которых изготовила самостоятельно:

- Напишите свои пособия

-

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Тесно сотрудничаю с семьями воспитанников, давая возможность стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается родителями положительно.

Чтобы помощь родителей была реальной и эффективной, надо было не только познакомить родителей с особенностями нейропсихологической технологии в развитии и воспитании детей, но и заинтересовать их этой идеей, вовлечь в активную деятельность. Организовала серию мастер-классов, на которых познакомила родителей с особенностями нейропсихологического подхода в развитии и воспитании детей, а затем  эти встречи и консультации перешли в заседания семейно-педагогического клуба «Вместе весело шагать». По теме «Развивающий потенциал нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»  изготовлены буклеты, проведено родительское собрание. В результате проведенной работы было получено много положительных откликов от родителей. Для организации работы в данном направлении я разработала подборки упражнений для совместного выполнения  с детьми. Подборка нейроигр проста в исполнении и не требует большой подготовки атрибутов. (ФОТО 2-3 родителей выполняющих дома упражнения, можно взять из ссылки видео, я Вам прикрепляла. Хорошо было бы на разный возраст, например, 3 года и 5-7 лет)

Непременно в своей работе использую ИКТ. На занятиях это помогает доступнее и нагляднее преподнести материал, а праздники и родительские собрания сделать интереснее и насыщеннее. Уголок «Для вас, родители», где представлены буклеты и памяткиНабор  упражнений размещен на моей  странице, а в приемных на информационных стендах висят буклеты, содержащие QR-коды, по которым родители могут найти нужные упражнения согласно возрасту детей и позаниматься дома.

Работа по данной теме ведется мною второй год, и в  ходе педагогического наблюдения могу отметить, что регулярное включение элементов нейроигр  в различные формы работы с детьми  способствуют развитию координации движений, улучшению памяти, концентрации внимания, повысился уровень самоконтроля поведения и работоспособность. Возможность применения нейроигр в различных видах деятельности разновозрастной группы – это моя  находка.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развивающий потенциал нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Воспитатель МОБУ « Шахматовская ООШ» Бузулукского района Степанова Елена Викторовна

Слайд 3

Основоположник нейропсихологии Александр Романович Лурия .

Слайд 4

ЦЕЛЬ: создавать условия для развития любознательности и к оммуникативных навыков посредством нейропсихологических игр. Задачи: Развивающие Воспитательные • ПРОДОЛЖАТЬ ФОРМИРОВАТЬ СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ (ФОРМА, ЦВЕТ, РАЗМЕР, ВЕЛИЧИНА). • ПРОДОЛЖАТЬ УПРАЖНЯТЬ В КОЛИЧЕСТВЕ И СЧЁТЕ . Образовательные • ВОСПИТЫВАТЬ ДРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ. • ВОСПИТЫВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ РАДОВАТЬСЯ УСПЕХАМ ТОВАРИЩА И ПРИНИМАТЬ ПОМОЩЬ ДРУЗЕЙ. • РАЗВИВАТЬ ЗРИТЕЛЬНО- ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ НАВЫКИ. • ТРЕНИРОВАТЬ УСИДЧИВОСТЬ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ, ДОСТИЖЕНИЕ НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ. • РАЗВИВАТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВУЮ СФЕРУ.

Слайд 5

Каким детям необходимы нейроигы : если ребёнок гиперактивный , «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный; заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения; постоянно путает «лево» и «право »; плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения ; присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д .); быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает грамоту и счёт; есть проблемы с речью разной сложности; плохо развита мелкая и общая моторика и т.д.

Слайд 6

На что направлены нейропсихологические упражнения : развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело; развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве; работа над гармоничным взаимодействием полушарий; активизация речи; работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.

Слайд 7

Преимущества использования нейроигр  игровая форма обучения;  эмоциональная привлекательность; многофункциональность ;  автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;  формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов. снижается уровень утомляемости;  улучшается моторика рук;  формируется уверенность в себе при публичных выступлениях , что непременно потребуется в школе .

Слайд 8

Утреннее приветствие « Ладушки - ладошки» «Привет, как твои дела?» «Ладушки-ладошки»

Слайд 9

Физическое развитие «Перекресты» «Переставь на другую сторону» «Подвижная нейродорожка »

Слайд 10

Художественно эстетическое развитие Рисование музыка

Слайд 11

Социально-коммуникативное развитие «Передай мяч»

Слайд 12

Познавательное развитие

Слайд 13

Речевое развитие

Слайд 14

Семейно-педагогический клуб «Вместе весело шагать» 1 2

Слайд 15

Домашние игры

Слайд 16

Результативность педагогического опыта: Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр в различные формы работы с детьми способствуют развитию координации движений, улучшению памяти, концентрации внимания, повысился уровень самоконтроля поведения и работоспособность детей . Возможность применения нейроигр в различных видах деятельности разновозрастной группы – это моя педагогическая находка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста по умственному развитию

Использование развивающих игр и упражнений в работе с детьми по умственному развитию прививает ребенку знания из области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные дейст...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста

Материал будет полезен воспитателям и учителям - логопедам при разработке нейропсихологических игр и игровых упражнений, что надо учитывать и на что обращать внимание....

Мастер – класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями развития»

Увеличение уровня познаний педагогов об использовании нейропсихологических технологий, обеспечение возможности их применения в образовательном процессе, пропаганда и распространение нестандартных спос...

Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры  и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста :ка применять на практике...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Нейропсихологические упражнения развиваю...

Мастер-класс для педагогов "Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов "Нейропсихологические игры  и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста"...