Проект "Патриоты"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Актуальность и значимость.

 

 Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки., где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, свое прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. 

    Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объѐм знаний по данной теме ограничен.

   В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребѐнка, поэтому мало кто из детей знает историю создания своей семьи и свою родословную. Кроме того, в суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями. В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребѐнка не должно идти стихийным путѐм. Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции! В проекте «Моя семья и семейные традиции» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о своем имени и отчестве, о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях и элементарные знания о правах человека. А также знакомятся с историей создания некоторых предметов домашнего обихода и с декоративно-прикладным искусством. Он основывается на различных видах детской деятельности: наблюдение в природе, сенсорное обследование некоторых объектов по теме проекта; различные виды игр, игровые ситуации; художественно-эстетическая деятельность, ручной труд. Проектная деятельность проходит под девизом: «Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!» Проблемой выбора данной темы проекта стали недостаточные знания детей о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья и семейные традиции». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

 

Цель: Формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.

Задачи:

1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать любовь и уважение к членам семьи.

2. Формировать гендерную принадлежность воспитанников с учетом возрастных изменений.

3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

 4. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Развивать любознательность и познавательную активность.

5. Обогащать первоначальные представления о семейной традиции, о праздниках, о взаимоотношениях между близкими людьми.

 6. Формировать у детей целостное представление образа матери - хранительнице домашнего очага, играющей огромную роль в жизни каждого человека.

7. Активизировать словарь по теме проекта и развивать связную речь.

 8. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать стиль партнёрских отношений между педагогами, родителями и детьми.

 

Вид проекта: групповой, долгосрочный (январь, февраль, март – 2024 года) Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели группы Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели группы. Интеграция образовательных областей:

«Социально- коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Художественно- эстетическое развитие»,

«Физическое развитие».

 

Конкретные ожидаемые результаты: Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети будут знать:

1. Имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;

2. Профессии своих родителей, бабушек и дедушек;

3. Прошлое своей семьи;

4. Значение своего имени;

 5. Смогут полностью назвать свое имя и отчество;

 6. Народные игры, колыбельные;

7. Смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;

8. Будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;

9. Пополнят словарный запас (род, родословная, традиция, обряд и т. д.);

10. Приобретут представления об общечеловеческих ценностях;

11. Научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;

 12. У них будет развито чувство гордости за свою семью.

 

Родители:

1. Приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;

2. Укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;

3. У них будет развито чувство гордости за свою семью;

4. Будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;

5. Научатся хранить и чтить свои семейные традиции;

6. Знать свою родословную, минимум до третьего колена;

7. Научатся организовывать семейные праздники;

8. Сделают видеоархив семейных праздников и традиций.

 

Педагоги:

1. Расширят знания о народных праздниках, их происхождении;

2. Пополнят личный репертуар колыбельными;

3. Разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей; 4. Пополнят словарный запас детей;

5. Будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству:

 Оценка результатов:

Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о своей семье и традициях своей семьи. Продукт проектной деятельности:

 

• Творческие рассказы о своей семье «Моя семья».

• Спортивный праздник с папами «Супер папа»

• Развлечение для мам (внутри групповое) «Я – и мамочка моя»                          

• Папка — передвижка: «Народные традиции в воспитании детей»

• Консультация «Семья и семейные ценности».

• Памятки для родителей о трудовом воспитании младших дошкольников «Обязанности каждого в семье», «Защитим детей вместе» (о правах ребенка) • Стендовая информация: «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред»».

 • Обогащение предметно-развивающей среды под идею проекта: раскраски по теме, иллюстрации, вырезки для создания коллажей. Ввод в игровую ситуацию. А поможет нам в этом разобраться  Машенька (появляется Кукла в русском сарафане, который присутствует на протяжении всего проекта. Она живет в нашем садике, охраняет и сторожит его. «Машенька» очень добрая и хочет поближе познакомиться с вами.

 Первый этап (январь):

 Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трѐх вопросов».

*  Что я знаю о семье?

*  Что я хочу узнать?

* Как я могу найти свой дом?

*  Где работают родители?

*  Свой адрес?

*  Что такое традиции?

*  Откуда берется отчество?

*  Кто самый главный в семье?

     Предварительное чтение детям русских народных сказок на тему «Семья»: «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», и т. д.

 • Подбор дидактических и подвижных игр с детьми.

• Организация тематической библиотеки: иллюстрации, открытки, сюжетные картинки.

• Подбор пословиц и поговорок о семье и доме.

• Подбор предметов заместителей для игр, костюмов и атрибутов к игровой деятельности; Социально- коммуникативное развитие:

• Рассматривание семейных фотографий.

· Беседы:

 1. « «Что такое семья»,

2. «Что такое традиции и традиции в нашей семье»,

3. «Права и обязанности в семье»,

4. «Кем работают твои родители»

5. «Для чего человеку дано имя»

 • Дидактические игры

• Сюжетная игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шофер», «Автомастерская».

 • Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. п.

• Игры – драматизации по произведениям: «Гуси лебеди», «Кот, петух и лиса» Речевое развитие:

· Разучивание стихов, песен, хороводов.

· Дидактические игры «Один-много», «Какой? Какая? Какие?», «Придумай загадку» (упражнение в описании предмета, «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Какое слово самое короткое?».

 · Чтение и обсуждение литературных произведений: стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков «А что у вас? », Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещѐ мама», В. Осеева «Волшебное слово», К. Ушинский «Косточка»., М. Матвеева «Синяя чашка», К. Паустовский «Теплый хлеб», чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса».

· Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

· загадки по теме

· Составление рассказов на тему рисование рисунков «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья», «Знакомство с государственной символикой России».

 · Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Спасатели», «Лѐтчики»

· Рассматривание альбома «Военная техника»

· Загадки, стихи по теме;

· Дидактические игры по теме;

· Составление рассказов детей: «Мой папа», «Мой лучший друг – дедушка!» Речевое развитие:

· - Заучивание стихов, пословиц, песен, поговорок, загадок на военную тематику.

 – спортивный праздник к 23 февраля «Супер папа». Взаимодействие с родителями:

Рассматривание иллюстраций «Как мы помогаем маме, бабушке?»;

· Дидактические игры: «Как мы помогаем родным»; «Мои хорошие поступки»; «Дружная семья»; «Маленькая хозяйка»; «Назови ласково»; «Сложи картинку»; «Профессия моей мамы»; «Разложи по возрасту»; «Корзина добрых дел».

 · Словесные игры - «Назови ласково», «Назови имя, фамилию членов семьи», «Какое настроение?», «Животные и их детеныши»;

· Чтение: З. Воскресенская «Мама», «Мамины руки», А. Барто «Мама поет», «Разлука», Благинина Е. «Посидим в тишине», О. А. Беляевская «Бабушка и внучка», С. Войтюк. «Лекарство для бабушки»

Физическое развитие:

· Подвижные игры: «Бегите к маме»; «Мамины бусы»; «Колечко»; «Тише едешь, дальше будешь».

 · Пальчиковая гимнастика: «Мамины помощники»; «Наша семья»; «Кто приехал?»; «Раз, два, три, четыре»; «Птенчики в гнезде». Художественно-эстетическое развитие:

· Ручной труд. Изготовление:

· Художественное творчество. Аппликация. «Инструменты для папы».

· Художественное творчество. Аппликация . «Сумочка для мамы».

· Художественное творчество. Лепка «Военная техника».

· Музыкальный праздник «Моя мама лучше всех».

Ожидаемые результаты проекта:

Для педагогов: 1. Систематизирован литературный и иллюстративный материал по теме «Семья»

 2. Разработаны рекомендации для родителей

3. Установлены доверительные и партнерские отношения с родителями. Для детей:

1. Дети приобрели познавательный опыт.

2. Познакомились с произведениями поэтов и писателей на тему «Семья»

3. Расширился словарный запас по данной теме.

4. Дети получили знания о семейных традициях.

5. Узнали больше о профессиях своих родителей.

Для родителей:

1. Повышение педагогической культуры родителей.

2. Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

3. Установление доверительных и партнерских отношений с педагогами.

 

Приложения:

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию « Мой адрес…»

 

«Наш детский сад ».

Цель: закрепить знаний детей о детсаде, о работниках детсада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве. Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детсада. Планы детсада, 1, 2 этажа, группы.

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детсада. По плану дети ориентируются в пространстве.

 

«Поиски добрых слов».

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слов.

 

«Малая Родина ». Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории станицы, памятниках и достопримечательностях. Материал: иллюстрации, фотографий города и нашей области. Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

«Расскажи о своей семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

«Как я дома помогаю?»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому. Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.

 

«Вежливые слова» Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д. Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине

 

«Моих родителей зовут…» Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек… Материал: семейные фотоальбомы. Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

«Страны и народы»

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира. Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением разных стран и народо мира. Рассказывает о них.

  «Как найти дорожку в детский сад?»

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление. Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона. Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление. Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Кому что нужно для работы?»

Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных. Развивать речь, логическое мышление память. Закреплять знания о профессиях людей. Материал карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры: Дети рассказывают о профессиях, определяют предметы, необходимые для их работы.( Повару – поварешка).

«Скажи какая»

Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора определений к слову. Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д. Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать то что изображено на ней, подобрать определения к изображению.( Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя) и т.д.

 

 

 

image     image

                   «Моя малая Родина»                        «Маленькие патриоты»

 

 

   image    image

   Рисование «Моя семья»                           Рисунок «Я леичик»

 

 

image     image

Рисунки на конкурс «Наша армия»

image   image

«Патриотический центр»                     «Выставка к 23 февраля»

image      image  

Игра с родителями: Фото «На дне          Выставка рисунков «Наши мамы»

рождения у деда»

 

 image             image              image

Развлечение «Я – и мамочка моя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное государственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сочи»

Управления делами Президента Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Проект по нравственно-патриотическому

воспитанию в средней группе «Почемучки»

 

 

 

 

 

 

Автор: Воспитатели: первой категории

Дамрина В.П. Мусич А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочи 2024г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patrioty.docx1.45 МБ

Предварительный просмотр: