Образовательное событие «День рождения Снеговика».
статья

Иванова Анжелика Сергеевна

Образовательное событие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_ivanova_as.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное событие

«День рождения Снеговика».

Иванова А.С., воспитатель 

МКДОУ детский сад «Белочка» г. Тайшет

А. С. Макаренко сказал: «Большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов».

И, действительно, событие – это всегда нечто уникальное, однократное, неповторимое. Отличительная черта образовательного события – яркие впечатления, которые помогают детям запомнить новую информацию. Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

Любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания,  но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

Сегодня уже прозвучала (или прозвучит) речь о том, что события могут быть спонтанными или запланированными, заменять некоторые занятия или дополнять их, проходить по инициативе детей или взрослых. Существует множество классификаций событий.

Я же хочу поделиться с Вами своей педагогической идеей (находкой), своими впечатлениями о замечательном событии, которое произошло у нас в группе по инициативе детей, а вернее одного ребенка, о том, как эта инициатива закрутила нас всех в разных видах деятельности, сплотила детский коллектив, помогла мне увидеть в каждом ребенке отличительные черты характера: лидерские задатки, уверенность, инициативность, умение сплотить возле себя сверстников по интересу.

Это событие в будущем мы назовем «День рождения Снеговика». Но сначала мне удалось в один прекрасный зимний день поймать детский интерес — это большая удача для педагога. Об особенности акцента на детский интерес я скажу чуть ниже.

Тема события «День рождения Снеговика» возникла спонтанно, по инициативе детей. Однажды, во время зимней прогулки, Иван поставил три снежка друг на друга и воскликнул: «Смотрите! Снеговик родился!». Все ребята подбежали, порадовались за друга. И я услышала от девчонок: «А есть ли день рождения у Снеговика? И если есть, то, когда он его празднует?». Поскольку никто ответа на эти вопросы не знал, было решено дома узнать об этом подробнее.

Так, я, подхватив детский интерес, смогла начать череду увлекательных образовательных ситуаций. В родительском чате попросила родителей дома поговорить с ребенком о Снеговике, что это за персонаж, о его дне рождении. На следующий день, на утреннем круге, дети поделились информацией: день рождения Снеговика- 18 января! Ребята задались вопросом: как же отметить день рождения Снеговика, какие приготовить сюрпризы тому, кого мы еще ни разу не поздравляли? Был организован настоящий мозговой штурм! Мы вспомнили правила и традиции празднования дня рождения ребенка в нашей группе. Так, при обсуждении возникло несколько предложений по празднованию дня рождения Снеговика. Идеи мозгового штурма записывались и размещались на доске, на листочках, чтобы в будущем информация не стерлась и можно было всегда к ней обратиться. Павел предложил создать «Музей Снеговиков» и рассказать историю о нем. Варя захотела, чтобы дети сделали подарки для Снеговика. Какой же праздник без подарков? Тут же стали предлагаться различные идеи подарка: варежки, шарфик, морковка, шапочка. Дети проголосовали за варежки. Значит, будем мастерить подарок – варежки! Ульяна предложила сделать выставку Снеговиков. Идея всем понравилась. Лев предложил слепить на улице Снеговика. Конечно, какой же праздник без именинника! Максим сказал, что можно пригласить Снеговика к себе в группу. Дети задумались. Снеговик же растает. И снова Максим предложил провести эксперимент по созданию условий в группе для Снеговика. Идеи всем понравились. Осталось их только реализовать! В течение недели каждый день на утреннем и вечернем кругах обсуждалось, что уже сделано, успеем ли мы до 18 января подготовиться к празднику. Паша вместе с мамой приготовил удивительную презентацию об истории создания Снеговиков. Ребята с интересом прослушали рассказ Павла и назвали его настоящим экскурсоводом. На одном из этапов подготовки к празднику реализовалась идея Вари. Дети вырезали варежки, придумывали различные узоры, украшали варежки декоративными элементами. К созданию выставки снеговиков ребята совместно с родителями подошли с большим энтузиазмом: использовали различные материалы, с фантазией украшали. Работы получились яркие, красочные, необычные. в детском саду дошколята в рамках дополнительного образования самостоятельно строили своих снеговиков из конструктора Лего. Ульяна в течение всей недели хлопотала у выставочной полки, следила за порядком, поправляла поделки Снеговиков, а с кем-то из ребят даже совместно украшали свои работы. У нас получился настоящий «Парад Снеговиков». На участке дети с удовольствием вылепили друга для Снеговика. Снешарик - такое ласковое имя ему придумали!  Равнодушных детей к данному событию не было! Очень необычный снеговик у нас получился! Вылепили и обязательный атрибут дня рождения – огромный торт!

Но можно ли Снеговика пригласить в гости? Этим вопросом занялся Максим. Вместе с другими детьми решил сделать три холодильника: из пластилина, конструктора, картона. В ходе эксперимента выяснилось, что пригласить Снеговика в группу не получится, зато открыли удивительный факт: пластилин впитывает воду!

И вот наконец настал тот день, к которому все готовились. Утром 18 января дети только и говорили о Снеговике. Вдруг на музыкальном занятии неожиданно открылась дверь и вошел Снеговик. Дети были в восторге от встречи! С удовольствием поиграли со Снеговиком в игры, спели ему каравай, покатались на игровых лыжах и подарили варежки. Для ребят и Снеговика день рождения стал настоящим удивительным радостным событием! В результате все дети и взрослые зарядились позитивной энергией и хорошим настроением. После такого веселого события ребята высказали свои впечатления. На вопрос, что лучше: когда взрослые придумывают задания или их придумывают сами дети, ребята однозначно ответили: «Мы!». В этот момент происходит понимание того, что не нужно бояться отдавать инициативу детям, потому что они зачастую предлагают интересные и неординарные решения.

 Если вернуться к вопросу о детском интересе, то могу сказать, что педагогам с опытом приходит умение «поймать» детский интерес. Ведь всем нам известно, что не все, о чем разговаривают дети, демонстрирует их интерес. Ребенок может с радостью рассказать нам о том, что его заинтересовали звезды или нерпы. Об устойчивом интересе можно говорить лишь через некоторое время. Возможно, это был просто способ привлечь внимание воспитателя, желание с ним пообщаться.

Во-вторых, педагог должен суметь превратить интерес одного ребенка в общий.

В-третьих, ему необходим навык достаточно быстрого разворачивания образовательного события.

В-четвертых, педагогу надо уметь предвидеть, какие виды деятельности могут быть потенциально интересны детям.

Переход на событийный формат образовательной деятельности в детском саду дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса. Для взрослого это возможность увидеть ребенка в новом свете, услышать его. Для ребенка – возможность заявить о том, что у него есть свои способы мыслить, творить, действовать. Организация жизни в детском саду в событийной форме – это есть возможность для ребенка естественным образом использовать весь ресурс, который предоставляет дошкольный период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательное событие "День рождения"

Сюжетно-ролевая игра "День рождения"...

Образовательное событие "День рождения"

Образовательное событие "День рождения"...

Фотоотчет образовательного события " День рождение Деда Мороза!"

Цель: формировать культуру празднования Дня рождения Задачи: доставить детям радость от встречи с любимым персонажем; формировать доброжелательные отношения в коллективе; развивать потребнос...

Образовательное событие "День Рождения Деда Мороза"

Конспект образовательного события «День рождение Деда Мороза» для детей подготовительной группы...

Сценарный план образовательного события. День рождения детского сада

Сценарный план будет полезен воспитателям для проведения образовательного события в рамках реализации Рабочей программы воспитания...

"образовательное событие: "День рождения деда Мороза"

В данной презентации описано образовательное событие "День рождения деда Мороза во второй младшей группе....

Технология Образовательное событие "День рождения снеговика"

Презентация опыта работы по технологии образовательное событие, спровоцированное по инициативе детей...