Семинар "Роль социо-игровых технологий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)

 Социо – игровая технология развивает ребенка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребенка, развивает такие качества личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, развивает творческие способности дошкольников.                   

   С поступлением в детский сад, жизнь крохи меняется радикальным образом: начиная с режима дня, и заканчивая характером общения. В этот нелегкий период воспитатель заинтересован в успешной, максимально безболезненной адаптации своего воспитанника.  Социо - игровая технология позволяет реализовать в ходе адаптации и в процессе дальнейшего обучения личностно – ориентированный подход, при котором ребенок выступает как субъект деятельности.                                                                       

  «Серьезным помощником» для создания благоприятных условий в период адаптации является игра. Она доставляет малышу много радости, питает положительными эмоциями.  Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования, как деятельности. Немаловажную роль в этом играет применение социо-игрового стиля обучения.

Социо-игровые подходы основываются на:

-  формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы,

- умения следить за общим ходом разговора и дела,

-  умения оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно, а дети учатся общаться друг с другом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_2.docx121.97 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\ДС 8\Desktop\фото\1669272896166.jpgC:\Users\ДС 8\Desktop\фото\Радуга.jpg

Роль социо-игровых технологий в
период адаптации детей младшего
дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Александрова Кристина Николаевна 

1 слайд                              Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут, Александрова Кристина Николаевна – воспитатель первой категории.  Представляю «Лицей №3» корпус 3. Тема моего выступления:        Роль социо-игровых технологий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

2 слайд  

 Социо – игровая технология развивает ребенка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребенка, развивает такие качества личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, развивает творческие способности дошкольников.                        С поступлением в детский сад, жизнь крохи меняется радикальным образом: начиная с режима дня, и заканчивая характером общения. В этот нелегкий период воспитатель заинтересован в успешной, максимально безболезненной адаптации своего воспитанника.  Социо - игровая технология позволяет реализовать в ходе адаптации и в процессе дальнейшего обучения личностно – ориентированный подход, при котором ребенок выступает как субъект деятельности.                                                                                          «Серьезным помощником» для создания благоприятных условий в период адаптации является игра. Она доставляет малышу много радости, питает положительными эмоциями.  Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования, как деятельности. Немаловажную роль в этом играет применение социо-игрового стиля обучения.

                                                                                                                              3 слайд           Социо-игровые подходы основываются на:

-  формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы,

- умения следить за общим ходом разговора и дела,

-  умения оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно, а дети учатся общаться друг с другом.

4 слайд      Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

Эта технология наиболее интенсивно развивает:

- коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения,

- способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей,

- даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.

Основная идея технологии заключается в организации собственной деятельности детей.

Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает смотрит и говорит.

5 слайд

Цель применения социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

    Основные задачи социо-игровой деятельности:

- создавать условия для совестных игр детей;

- поддерживать стремление ребенка быть членом детского коллектива: стремиться к деловому сотрудничеству, принимать общую цель, самостоятельно преодолевать конфликтные ситуации, быть внимательными друг к другу;

- оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре;

- развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;

- воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям;

- формировать положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или подгруппе.

Современным дошкольникам предстоит осваивать систему взаимоотношений детей, выстраивать собственную картину  мира  в  условиях  постоянно меняющейся ситуации. В будущем от детей потребуется осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, а значит, более разумно  и  гибко  строить  свою жизнь.                                                                                                  Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.                                

6 слайд 

Для создания социо-игрового стиля обучения и развития детей используются игры социо-игровой направленности:

  • игры для рабочего настроя,
  • игровые разминки,
  • игры для социо-игрового приобщения к делу,
  • игры задания для творческого самоутверждения,
  • свободные игры, требующие передвижения.

В своей работе я стараюсь использовать все виды этих игр

Например:

Игры из группы рабочего настроя.

В утренние часы в группе использую игровые упражнения для положительного психологического настроя, которые помогают детям.

Игра «Дружба начинается с улыбки»

Цель: Пробуждает интерес детей друг к другу

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

Игра: «Волшебный сундучок»                                                Цель: формирование эмпатии, визуализации невидимого связи между людьми.

Дети садятся в круг, передают друг другу сундучок, поочередно называя доброе слово или комплимент.

Воспитатель: Давайте поставим наш сундучок с добрыми комплиментами на полку и будем хранить его в группе. А если кому-то вдруг станет грустно или будут нужны хорошие слова, нужно подержать сундучок в руках – он сразу напомнит все добрые и искренние слова.

7 слайд 

Игры из группы эффективного отдыха( игры разминки).

Для поднятия настроения и снятия усталости, для перехода от одного вида деятельности к другому «утренняя гимнастика», пальчиковая гимнастика, «зарядки – разминки».

На прогулке и в свободной игровой деятельности – вольные игры (задания, которые требуют достаточного простора и свободы движений).

8 слайд 

Игры из групп  социо-игрового приобщения к делу

В дошкольном возрасте дети преимущественно слушают чтение взрослых и пересказывают услышанное.                                                                         На примере работы со сказкой детям можно предложить:

- индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки;

-  рисование по мотивам сказки, иллюстрации к сказкам;

- разыгрывание (инсценирование) сказки, эпизодов сказки с помощью кукол (куклотерапия).                                                                                                 В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере того как ребенок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. Даже самые неусидчивые, подвижные дети становятся более внимательными, сдержанными, уравновешенными, а малообщительные, замкнутые — более открытыми и эмоциональными. «Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции — в прямом и переносном смысле «держит себя в руках», учится управлять своим поведением, адекватно выражать свои чувства.

         Такая форма творческой деятельности особенно показана конформным детям, детям с нарушением общения, живущим каждый как бы в своем отдельном мире, испытывающим всевозможные страхи от соприкосновения с окружающей действительностью, часто почти не умеющих самостоятельно установить контакт и совместно делать что-либо с другими детьми.        

9 слайд      

Для социализации детей я использую также 

 Игры из групп  творческого самоутверждения

Ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам.                                                         Развитие коммуникативных навыков – дети осваивают такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации. Игровая терапия - помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. (Игры по ролям). 

Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости, Котёнка и Зайчонка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Зайченка, другая -- от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры мы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

                                                                        

10 слайд 

         При проведении свободных игр, требующих передвижения я часто использую народные игры, эти игры эффективны и в работе с застенчивыми, робкими детьми, склонных к конформному поведению. Народная игра привлекает их тем, что в ней есть не только ведущие, но и ведомые персонажи. В игре «Коршун и цыплята» Коршун, который нападает, ловит, безусловно, ведущий персонаж. Исполнение этой роли потребует от любого ребенка инициативы, определенной смелости, сноровки, творчества. Однако подобное поведение и такие качества вряд ли доступны ребенку с конформным поведением на начальном этапе коррекционно-развивающей работы. Для него эта роль в перспективе. Но и на первом этапе работы застенчивые дети не пассивны. Они также принимают участие в игре, но их ниша пока — роли «птенцов», которые спасаются от коршуна. Даже в этой роли есть масса возможностей для импровизации, творчества, самостоятельности, активности.                                                                  Еще одно преимущество народной игры заключается в том, что в ней началу игрового действия, как правило, предшествует зачин, «игровая прелюдия». Таким зачином может быть, например, «считалка». Она вводит в игру, помогает распределению ролей и одновременно является средством самоорганизации детей, особенно с демонстративным и протестным поведением.                

В заключение хотелось бы отметить, что использование социо – игровой технологии, позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным. Адаптация проходит в более сжатые сроки и более лёгкой форме.  Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества и самостоятельности, потому что дети слушают, делают, говорят!

 11 СЛАЙД     Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический театр для педагогов ДОУ по теме: «Социо - игровая педагогическая технология -активный метод взаимодействия с дошкольниками»

Сегодня необходимо использовать активные формы работы, позволяющие  вовлекать педагогов в деятельность и диалог.        Педагогам предложена для ознакомления  новая форма...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Социо-игровая педагогическая технология»

Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность разви...

Мастер-класс для педагогов «Социо-игровая педагогическая технология»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Задачи: ...

Мастер-класс «Социо-игровые педагогические технологии в работе с дошкольниками»

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками....

«Технология успешной адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации»

Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели. Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие....

Педагогические технологии успешной адаптации детей раннего возраста.

И так поговорим о:Педагогических технологиях  успешной адаптации детей раннего возраста.Ввести ребенка в мир человеческих отношений –одна из важных задач воспитанияличности ребенк...

Педагогические технологии успешной адаптации детей раннего возраста.

Ввести ребенка в мир человеческих отношений –одна из важных задач воспитанияличности ребенка дошкольного возраста.Детей надо приучать жить среди людей,формировать у них определенные пс...