Семинар "Роль социо-игровых технологий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)
Социо – игровая технология развивает ребенка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребенка, развивает такие качества личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, развивает творческие способности дошкольников.
С поступлением в детский сад, жизнь крохи меняется радикальным образом: начиная с режима дня, и заканчивая характером общения. В этот нелегкий период воспитатель заинтересован в успешной, максимально безболезненной адаптации своего воспитанника. Социо - игровая технология позволяет реализовать в ходе адаптации и в процессе дальнейшего обучения личностно – ориентированный подход, при котором ребенок выступает как субъект деятельности.
«Серьезным помощником» для создания благоприятных условий в период адаптации является игра. Она доставляет малышу много радости, питает положительными эмоциями. Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования, как деятельности. Немаловажную роль в этом играет применение социо-игрового стиля обучения.
Социо-игровые подходы основываются на:
- формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы,
- умения следить за общим ходом разговора и дела,
- умения оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно, а дети учатся общаться друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 121.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль социо-игровых технологий в
период адаптации детей младшего
дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной категории
Александрова Кристина Николаевна
1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут, Александрова Кристина Николаевна – воспитатель первой категории. Представляю «Лицей №3» корпус 3. Тема моего выступления: Роль социо-игровых технологий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста
2 слайд
Социо – игровая технология развивает ребенка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребенка, развивает такие качества личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, развивает творческие способности дошкольников. С поступлением в детский сад, жизнь крохи меняется радикальным образом: начиная с режима дня, и заканчивая характером общения. В этот нелегкий период воспитатель заинтересован в успешной, максимально безболезненной адаптации своего воспитанника. Социо - игровая технология позволяет реализовать в ходе адаптации и в процессе дальнейшего обучения личностно – ориентированный подход, при котором ребенок выступает как субъект деятельности. «Серьезным помощником» для создания благоприятных условий в период адаптации является игра. Она доставляет малышу много радости, питает положительными эмоциями. Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования, как деятельности. Немаловажную роль в этом играет применение социо-игрового стиля обучения.
3 слайд Социо-игровые подходы основываются на:
- формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы,
- умения следить за общим ходом разговора и дела,
- умения оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно, а дети учатся общаться друг с другом.
4 слайд Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
Эта технология наиболее интенсивно развивает:
- коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения,
- способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей,
- даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.
Основная идея технологии заключается в организации собственной деятельности детей.
Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает смотрит и говорит.
5 слайд
Цель применения социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
Основные задачи социо-игровой деятельности:
- создавать условия для совестных игр детей;
- поддерживать стремление ребенка быть членом детского коллектива: стремиться к деловому сотрудничеству, принимать общую цель, самостоятельно преодолевать конфликтные ситуации, быть внимательными друг к другу;
- оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре;
- развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
- воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям;
- формировать положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или подгруппе.
Современным дошкольникам предстоит осваивать систему взаимоотношений детей, выстраивать собственную картину мира в условиях постоянно меняющейся ситуации. В будущем от детей потребуется осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, а значит, более разумно и гибко строить свою жизнь. Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.
6 слайд
Для создания социо-игрового стиля обучения и развития детей используются игры социо-игровой направленности:
- игры для рабочего настроя,
- игровые разминки,
- игры для социо-игрового приобщения к делу,
- игры задания для творческого самоутверждения,
- свободные игры, требующие передвижения.
В своей работе я стараюсь использовать все виды этих игр
Например:
Игры из группы рабочего настроя.
В утренние часы в группе использую игровые упражнения для положительного психологического настроя, которые помогают детям.
Игра «Дружба начинается с улыбки»
Цель: Пробуждает интерес детей друг к другу
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
Игра: «Волшебный сундучок» Цель: формирование эмпатии, визуализации невидимого связи между людьми.
Дети садятся в круг, передают друг другу сундучок, поочередно называя доброе слово или комплимент.
Воспитатель: Давайте поставим наш сундучок с добрыми комплиментами на полку и будем хранить его в группе. А если кому-то вдруг станет грустно или будут нужны хорошие слова, нужно подержать сундучок в руках – он сразу напомнит все добрые и искренние слова.
7 слайд
Игры из группы эффективного отдыха( игры разминки).
Для поднятия настроения и снятия усталости, для перехода от одного вида деятельности к другому «утренняя гимнастика», пальчиковая гимнастика, «зарядки – разминки».
На прогулке и в свободной игровой деятельности – вольные игры (задания, которые требуют достаточного простора и свободы движений).
8 слайд
Игры из групп социо-игрового приобщения к делу
В дошкольном возрасте дети преимущественно слушают чтение взрослых и пересказывают услышанное. На примере работы со сказкой детям можно предложить:
- индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки;
- рисование по мотивам сказки, иллюстрации к сказкам;
- разыгрывание (инсценирование) сказки, эпизодов сказки с помощью кукол (куклотерапия). В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере того как ребенок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. Даже самые неусидчивые, подвижные дети становятся более внимательными, сдержанными, уравновешенными, а малообщительные, замкнутые — более открытыми и эмоциональными. «Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции — в прямом и переносном смысле «держит себя в руках», учится управлять своим поведением, адекватно выражать свои чувства.
Такая форма творческой деятельности особенно показана конформным детям, детям с нарушением общения, живущим каждый как бы в своем отдельном мире, испытывающим всевозможные страхи от соприкосновения с окружающей действительностью, часто почти не умеющих самостоятельно установить контакт и совместно делать что-либо с другими детьми.
9 слайд
Для социализации детей я использую также
Игры из групп творческого самоутверждения
Ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам. Развитие коммуникативных навыков – дети осваивают такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации. Игровая терапия - помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.
Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. (Игры по ролям).
Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости, Котёнка и Зайчонка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Зайченка, другая -- от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры мы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.
10 слайд
При проведении свободных игр, требующих передвижения я часто использую народные игры, эти игры эффективны и в работе с застенчивыми, робкими детьми, склонных к конформному поведению. Народная игра привлекает их тем, что в ней есть не только ведущие, но и ведомые персонажи. В игре «Коршун и цыплята» Коршун, который нападает, ловит, безусловно, ведущий персонаж. Исполнение этой роли потребует от любого ребенка инициативы, определенной смелости, сноровки, творчества. Однако подобное поведение и такие качества вряд ли доступны ребенку с конформным поведением на начальном этапе коррекционно-развивающей работы. Для него эта роль в перспективе. Но и на первом этапе работы застенчивые дети не пассивны. Они также принимают участие в игре, но их ниша пока — роли «птенцов», которые спасаются от коршуна. Даже в этой роли есть масса возможностей для импровизации, творчества, самостоятельности, активности. Еще одно преимущество народной игры заключается в том, что в ней началу игрового действия, как правило, предшествует зачин, «игровая прелюдия». Таким зачином может быть, например, «считалка». Она вводит в игру, помогает распределению ролей и одновременно является средством самоорганизации детей, особенно с демонстративным и протестным поведением.
В заключение хотелось бы отметить, что использование социо – игровой технологии, позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным. Адаптация проходит в более сжатые сроки и более лёгкой форме. Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества и самостоятельности, потому что дети слушают, делают, говорят!
11 СЛАЙД Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/05/picture-671359-1699187973.jpg)
Методический театр для педагогов ДОУ по теме: «Социо - игровая педагогическая технология -активный метод взаимодействия с дошкольниками»
Сегодня необходимо использовать активные формы работы, позволяющие вовлекать педагогов в деятельность и диалог. Педагогам предложена для ознакомления новая форма...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Социо-игровая педагогическая технология»
Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность разви...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/24/picture-1021242-1537779151.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Социо-игровая педагогическая технология»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Задачи: ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/20/picture-957962-1508502887.jpg)
Мастер-класс «Социо-игровые педагогические технологии в работе с дошкольниками»
Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/11/picture-1162271-1568224605.jpg)
«Технология успешной адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации»
Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели. Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/13/picture-1313576-1613217561.jpg)
Педагогические технологии успешной адаптации детей раннего возраста.
И так поговорим о:Педагогических технологиях успешной адаптации детей раннего возраста.Ввести ребенка в мир человеческих отношений –одна из важных задач воспитанияличности ребенк...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/13/picture-1313576-1613217561.jpg)
Педагогические технологии успешной адаптации детей раннего возраста.
Ввести ребенка в мир человеческих отношений –одна из важных задач воспитанияличности ребенка дошкольного возраста.Детей надо приучать жить среди людей,формировать у них определенные пс...