СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk-1918_pchelinastatya.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пчелина Лия Владиславовна,

воспитатель высшей категории

МДОУ «Детский сад № 44 «Белоснежка», г. Тамбов

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы нравственно- патриотического воспитания, как одного из важных направлений воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении. Автор делится своим опытом работы по организации нравственно- патриотического воспитания с детьми младшего дошкольного возраста, делится тем, какие цели и задачи ставит, и какие формы и методы работы использует при этом.

Ключевые слова: нравственно–патриотическое воспитание,  любовь к Родине, семья, народные традиции, родной город, наша страна.

A MODERN APPROACH TO THE MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN OF EARLY PRESCHOOL AGE

Pchelina Liya Vladislavovna

Abstract: the article discusses the issues of moral and patriotic education as one of the important areas of educational work in a preschool educational institution. The author shares his experience in organizing moral and patriotic education with children of younger preschool age, shares what goals and objectives he sets, and what forms and methods of work he uses in this case.

Keywords: moral and patriotic education, love for the Motherland, family, folk traditions, hometown, our country.

На современном этапе, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, особое внимание необходимо уделить нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Патриотизм начинается с отношения к семье. Все, что связано с родным домом и ближайшим окружением ребенка, оставляет на всю жизнь  глубокий след в его душе. Поэтому детские впечатления, которые еще неосознанны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, способны посеять и взрастить в душе ребенка семена любви к родным и близким людям, к своему народу, к истории и культуре страны, к родной природе.К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением, может только человек, не понимающий потребностей детства». Важно помнить, что дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир эмоционально, поэтому патриотические чувства у них появляются через чувство восхищения своим городом, своей страной. Чувство любви к родине не возникает само по себе. Целенаправленное знакомство детей с лучшими традициями своего народа, такими вечными понятиями, как родство, Родина, русская культура – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю, поэтому целью нравственно – патриотического воспитания является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Для того, чтобы охватить все стороны нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста, необходимо выстроить систему, отражающую всю полноту  данной проблемы. Ведь чувство патриотизма многогранно по содержанию, поэтому данная работа включает в себя целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности  к семье, родному дому,          детскому саду, родной улице, городу;

- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду людей;  

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о России, ее столице;

-знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

-формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, быту и т.д., т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношении со взрослыми и сверстниками.    

 Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться. В этой связи возрастает роль и ответственность педагога, ведущего длинную кропотливую работу по воспитанию у детей патриотизма и гражданственности.   При отборе содержания, форм и методов нравственно-патриотического воспитания следует учитывать особенности детей разных возрастных групп.

 Так, в младшем дошкольном возрасте для формирования чувства патриотизма следует давать детям элементарные представления о семье, родном городе, нашей стране, об обычаях нашего народа. У детей в этом возрасте  следует  формировать умение наблюдать за окружающим: детским садом, дорогой, ближайшими зданиями, парком, сквером, детским городком. Обращать внимание детей на красочное оформление улиц во время праздников, так как во время них дети приобщаются к жизни своей страны.     Доброжелательное отношение младших дошкольников к сверстникам – важное нравственное умение, которое должно поощряться взрослыми. Дети под руководством педагога учатся делиться игрушкам, помогать сверстникам, общаться спокойно, без крика, учатся сопереживать, сострадать. То, какие нравственные качества будут развиваться у ребенка, зависит от окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями они  его обогатят. Чувства Родины начинается у человека с отношений в семье, поэтому следует чаща беседовать с малышами о членах семьи, спрашивать, как их зовут, чем они занимаются, поощрять желание заботиться о них, помогать.

 Одной из задач патриотического воспитания является приобщение детей к устному народному творчеству. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, которые передаются из  поколения в поколение. В них заложены основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопонимание, трудолюбие.  «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, что когда-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». Поэтому он подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». К.Д. Ушинский ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Важное место в нравствен – патриотическом воспитании отводится играм: подвижным, дидактическим, сюжетно – ролевым. Во время игр дети учатся культуре общения и проявлению своих лучших качеств: доброте, взаимопомощи, приучаются к труду (например, построить домик для куклы, убрать за собой игрушки), который является одним из главных условий патриотического воспитания. Исходя из выше изложенных задач, я в своей работе по нравственно – патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста разработала  план мероприятий на учебный год. (Таблица 1)

Таблица 1

Мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе (3 -4 года)

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Беседа «Моя семья». Цель: формировать представления о составе семьи. Воспитывать любовь и уважение  к членам своей семьи.

Подвижная  игра «Собери урожай» Цель: продолжать обогащать знаниями о традициях, связанных с уборкой урожая.

Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Цель: познакомить детей с русской народной сказкой.

Целевая прогулка по детскому саду. Цель: познакомить с растениями, растущими на территории детского сада. Воспитывать любовь к родной природе.

Октябрь

Беседа «Добрые и вежливые слова». Цель:  познакомить с этическими нормами поведения»

Дидактическая игра «Как зовут членов семьи» Цель: закреплять умение называть членов своей семьи.

Чтение поговорок и пословиц о Родине. Цель: воспитывать любовь и гордость за свою Родину.

Лепка «Божья коровка – полезный жучок». Цель воспитание любви к живой природе.

Ноябрь

Беседа «Хорошие поступки и плохие». Цель: уточнить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Подвижная игра «Курица и цыплята». Цель: показать заботливое отношение мамы к своим детям.

Чтение стихотворения З. Александровой «Моя улица». Цель: создать интерес для изучения родного города, познакомить с названием его улиц.

Экскурсия по детскому саду. Цель: познакомить с профессиями сотрудников детского сада, с расположением помещений и их предназначением.

Рисование «Моя Родина – Россия. «Цель: учить детей через приемы рисования отражать в рисунках символику России..

Декабрь

Беседа «Малыши – дружные ребята». Цель: учить играть дружно, делиться игрушками.

Сюжетно – ролевая игра «Семья»  Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Чтение рассказа Е. Чарушина «Волчишко».Цель: воспитывать любовь к животным, сочувствие к их детенышам, попавшим в беду.

Проект «Мой родной город». Цель: создать условия для развития у детей патриотических чувств.

Январь

Беседа «Птицы зимой». Цель: воспитывать чувство  сопереживания и желание помочь нуждающимся в заботе птицам.

Игра – путешествие «Мой город» Цель: формировать понятие «город», воспитывать любовь к городу, в котором ты живешь.

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь». Цель: продолжать воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Труд на участке детского сада «Помоги расчистить дорожку от снега» Цель: воспитание трудолюбия.

Февраль

Беседа «Папа – наш защитник». Цель: познакомить детей с государственным праздником.

Словесная игра «Утешим медвежонка» Цель: поощрять попытки детей помочь кому-нибудь, пожалеть.

Чтение стихотворения И.Сурикова «Вот моя деревня» Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.

Аппликация «Флаг нашей родины» цель:  воспитание любви к Родине, уважения к государственной символике.

Март

Беседа «Масленица» Цель: познакомить с одной из традиций русского народа.

Сюжетно – ролевая игра «Дочки – матери». Цель: учить детей примерять на себя роль мамы и папы.

Чтение стихотворения Я. Аким  «Мама» Цель: помочь выразить детям свое отношение и любовь к маме через поэзию.

Рассматривание альбома  «Профессии мам». Цель: развитие у детей доброго, уважительного отношения к профессии мам.

Апрель

Беседа «Что такое дружба» Цель: учить видеть, понимать и оценивать чувства и поступки других.

Игра – посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» Цель: воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Чтение рассказа В.Г. Сутеева «Яблоко». Цель: учить сопереживать героям произведения.

Аппликация «Письмо Победы». Цель: воспитывать уважение к ветеранам, чувство гордости за свою Родину.

Май

Беседа «День Победы» Цель: формировать у детей представления о том, как защищали русские люди свою Родину.

Словесная игра «Добрые слова» Цель: закрепить умение использовать в речи «добрые слова», воспитывать доброжелательность.

Чтение  потешек «Ладушки, ладушки», «Котя, котенька-коток», «Кисонька – мурысенька» Цель: продолжать знакомить детей с русским фольклором.

Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле  детского сада. Цель: расширять  представления детей о знакомой улице, сообщить новую информацию о ней, воспитывать интерес к изучению родного города.

Таким образом, систематическая работа по нравственно -  патриотическому  воспитанию ведет к успешному овладению знаниями о родном городе, стране, приобщению к народной культуре и традициям своего народа. Патриотизм для ребенка младшего дошкольного возраста определяется, как потребность действовать во всех делах на благо семьи, детского сада, представителей живой природы. Постепенно это приводит к пониманию того, что дети, хоть и маленькие, но тоже граждане города и страны. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина и является одной из основных задач дошкольного воспитания.

Список источников

1.Новицкая М.Ю.Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.-С.3-9.                                                                                      

2. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо –туристической деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 2005 годы»/ Под ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. -176с. (развитие и воспитание дошкольника). - С.3-6.

3.Маханева М.д. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2001-2005тгоды».-2-е изд., испр. и доп.- М.:АРКТИ, 2005.-72с. (развитие и воспитание). – С.4-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Презентация еа тему :Задачи нравственно -патриотического воспитания в младшем дошкольном возрасте....

Статья по теме "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы . У детей стали искажены представления ...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». « Моя семья – это маленькое государство»

Семья – любви великой царство,В ней вера, праведность и сила.Семья  - опора государства,Страны моей, моей России!( И.Резник)Актуальность:  В младшем дошкольном возрасте у детей н...

Статья для педагогов "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возраста через познавательное развитие"

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сфо...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна больша...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...