курсовая работа
методическая разработка

Орцуева Макка Хусайновна

Беседа как средство развития знаний о растительном мире детей дошкольного возраста

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_4_kurs.docx48.92 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА  МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ МПК)

Утверждено

Председатель ПЦК

дошкольной педагогики и психологии (Кузьминки)

________ /Молдованова А.А./

Задание на курсовую работу по ПМ 05.

Методическое обеспечение образовательного процесса

(МДК.05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы

воспитателя детей дошкольного возраста)

Студенту: Орцуева Макка Хусайновна

                                                                              (ФИО)

Группы: К 541А,  4 курса      

Специальности: 44.02.01. Дошкольное образование

Руководитель курсовой работы: Огурцова Светлана Владимировна

Тема курсовой работы: Беседа как средство развития знаний о растительном мире детей дошкольного возраста

Содержание задания на курсовую работу

  1. Проанализировать литературу по теме исследования – не менее 15-ти источников (более половины – год издания после 2013 года).
  2. Представить курсовую работу в печатном сброшюрованном виде, в объёме не менее 15 страниц печатного текста.
  3. Рекомендуемая структура курсовой работы:
  • Титульный лист;
  • Содержание;
  • Введение;
  • Основная часть, которая может состоять из нескольких разделов;
  • Заключение;
  • Список используемой литературы;
  1. Перед титульным листом вложить Задание на курсовую работу.
  2. Сдать курсовую работу до «_____» ____________ 20___ года

                           ___________________      /Огурцова С.В./

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ МПК)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по профессиональному модулю ПМ.05. 

Методическое обеспечение образовательного процесса

(МДК.05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста)

на тему: Беседа как средство развития знаний о растительном мире детей дошкольного возраста

Выполнил(а):

студентка Орцуева Макка Хусайновна

группа К 541а

специальность 44.02.01.

Дошкольное образование

Проверил:

преподаватель Огурцова С.В.

__________________

подпись

Оценка __________________

Москва

                                                     2024

Содержание


          Введение                4

Глава 1. Теоретические основы развития знаний о растительном мире детей дошкольного возраста                8

1.1. Значение и место беседы как средства развития знаний о растительном мире детей дошкольного возраста                 8

1.2. Особенности формирования знаний о растительном мире детей дошкольного возраста                12

1.3. Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой через беседу                15

Заключение                21

Список используемых источников                24

Введение

Актуальность исследования курсовой работы заключается, в том, что, беседа — это словесный метод обучения детей дошкольного возраста и цели беседы как средство развития знаний о растительном мире детей дошкольного возраста: создание интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией); уточнение, углубление, обобщение и систематизация знаний детей о природе. Не нова проблема взаимосвязи человека с природой, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.

Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.

Идея приобщения людей к природе, к познанию о растительном мире детей дошкольного возраста имеет глубокие корни в педагогике. Известные мыслители и ученые, как И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Я. А. Коменский, Р. Оуэн, Ф. Фребель, отмечали в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Знаменитый педагог К. Д. Ушинский говорил, что «природа – это важный фактор в воспитании детей». Мысли ученого по этому поводу, не раз высказанные им в разных работах, не потеряли актуальности и в настоящее время. К. Д. Ушинский обратил внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Педагог отметил, что любовь к природе необходимо прививать именно в детском возрасте, так как детские ощущения самые сильные и самые острые.

Ученые советского периода С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В. А. Сухомлинский отмечал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ребенка строится в постоянном общении с природой.

Такие педагоги, как М.К. Ибраимова, С.Н. Николаева, З.П. Плохий экологическое образование, рассматривают как бережное, заботливое отношение дошкольников к природе. Влияние знаний об окружающей среде на воспитание положительного отношения к ней показано в работе О.М. Газиной и В.Г Фокиной.

На сегодняшний день работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Некоторые ученые (Н. Ф. Виноградова, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачёв) отмечают, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, то есть без использования всех возможностей. Анализ имеющихся исследований и обобщенного опыта дошкольных работников демонстрирует, что внимание педагогов сконцентрировано на отдельных средствах и способах формирования отношения к природе и воспитанию любви к ней. Например: организация опытничества и поисковой деятельности – Н.К.Постникова и Л.М. Маневцова; формирование интереса к природе, роль труда и наблюдения – Э.И. Залкинд В.Г.Фокина и А.К.Матвеева; только на роли предоставления знаний сконцентриваны – И.А. Хайдурова и Е.Ф. Терентьева; роль детской природоведческой книжки раскрыта у А.К. Матвеевой.

Задачи, поставленные во ФГОС ДО перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры. Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.  

Объект исследования: процесс развития знаний о растительном мире детей дошкольного возраста.

 Предмет исследования: беседа как средство развития знаний о растительном мире детей дошкольного возраста.

Цель исследования –теоретическое обоснование развития знаний о растительном мире детей дошкольного возраста средствами беседы.

В соответствии с целью были сформированы задачи исследования:

  1. Значение и место беседы как средство развития знаний о растительном мире детей дошкольного возраста; 
  2. Особенности формирования знаний о растительном мире детей дошкольного возраста;
  3. Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой через беседу.

Методы исследования: теоретический (анализ педагогических и психологических исследований по проблематике темы, систематизация набранного материала).

Теоретическая значимость исследования. В работе изучены педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Глава 1. Теоретические основы развития знаний о растительном мире детей дошкольного возраста
 

1.1. Значение и место беседы как средства развития знаний о растительном мире детей дошкольного возраста

Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи.

Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина , Е. И. Радина , Э.П. Короткова и др. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.

В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием.

Беседа будет педагогический ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она сумеет захватить их, пробудит активную работу мысли, возбудит интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет выработать у ребенка определенное отношение к обсуждаемым явлениям. В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребенка это крайне важно.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастным особенностями, запасом знаний, приобретённых в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.

Содержание бесед лишь тогда оказывает сильное влияние на детей и оставляет след в их сознании, когда впечатления и знания получаются детьми систематически и как бы наслаиваются одно на другое; когда важные в воспитательном отношении факты и выводы повторяются в разных вариантах.

Также необходимо заботиться о накоплении у детей представлений, которые позволяли бы делать сравнения, сопоставления, раскрывать существующие связи, обобщать. Последующие беседы должны быть несколько сложнее ранее проведённых.

Важным является вопрос о месте беседы среди других методов работы. Её роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения.

Классификации бесед. Е.А.Флёрина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед.

Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.

Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.

Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей. Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи.

М.М.Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е.А.Флёриной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.

С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера и этические.

Остановимся на характеристике и особенностях проведения этих бесед. Водная беседа, или беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Роль вводной беседы ограниченна. Цель её - выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности.

Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринуждённой обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остаётся неразрешённым.

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель её - стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Содержание беседы определяется процессом наблюдения.

Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила. Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.

Иногда в заключение беседы целесообразно ставить перед детьми четкие задачи для последующих наблюдений, задания, связанные с трудовой деятельностью (повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок). Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и так далее.

Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Её содержание разнообразно. Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие в их разрешении.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и так далее.

Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. Она требует большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений, их расширению, углублению. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами и явлениями природы. При этом обобщение и систематизация знаний в зависимости от возрастных возможностей детей, от запаса имеющихся у них представлений могут осуществляться как на основе частных связей, так и на основе общих закономерностей, показывающих детям связь живых организмов с окружающей средой.

Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми.

Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний.

Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе. Иллюстративно-наглядного материала не следует подбирать много. Цель его использования - оживить впечатления детей, помочь им припомнить известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Выделение существенных признаков, связей между явлениями затрудняется обилием наглядного материала. Для осознания связей требуется особый вид наглядного материала - различные модели, в которых существенное в явлениях представлено в обобщённом виде: это календари погоды, схематические изображения явлений природы.

Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на сопоставление фактов, явлений, выделение их особенностей, общих признаков, связей и отношений.

1.2. Особенности формирования знаний о растительном мире детей дошкольного возраста

Периодом бурного роста и интенсивного развития, является период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности – это дошкольный возраст.

Согласно исследованиям О.В. Сергушиной, «достижение первых семи лет – формирование понимания: ребенок отделяется от объективного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, сознательно ориентироваться в окружающем природном мире, определять его ценности. В этот период основы взаимодействия с природой закладываются с помощью взрослых, которые начинают понимать это как общую ценность для всех людей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития» [28].

Ребенок в период дошкольного возраста, согласно исследованиям Л.Н. Голубевой, «формирует представления о различных формах жизни, получает эмоциональные впечатления о природе, т.е. у него устанавливаются первые основы экологического мышления, сознания, начальные элементы экологической культуры [4].

Но происходит это только при одном условии: если взрослые, которые воспитывают ребенка, тоже обладают экологической культурой: осознают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить отношения с ним»[].

Целесообразно формировать экологические знания и экологическую культуру у детей дошкольного возраста. Экологические знания – это знания, с помощью которых возможно сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, сформировать активную позицию, познавательный опыт в целом.

Именно данный тип знаний позволяет формировать системное отражение ребенком действительности, развивать в единстве основные личностные структуры. Поэтому в основе программы экологического воспитания должна находиться программа системных знаний о живом организме (о целостности и системных свойствах живых организмов; знания о приспособленности к условиям среды обитания и ее сезонным изменениям о росте, развитии и размножении живого, о существовании живого в условиях экосистем).

Именно формирование экологической культуры, развитие познавательного интереса к природе, к окружающему миру помогает сформировать познавательную активность, любознательность, наблюдательность и развить интерес к изучению таких предметов как биология, география, физика, природоведение, основы безопасности жизнедеятельности и ряд других. Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, согласно исследованиям О.М. Газиной, «является совокупностью экологических представлений и нравственно-экологических поступков в процессе взаимодействия дошкольников со средой обитания, понимания ими ценности природы [3]».

Т.В. Зерщикова указывает на то, что «формирование экологической культуры дошкольников существенно зависят от того, какой способ выбран педагогом, чтобы раскрыть изучаемую детьми тему, будь то знания о профессиях, изучение чисел, рисование или исследование природных явлений. Следовательно, для того, чтобы формировать экологическую культуру дошкольников, педагогу, прежде всего, следует развивать у детей мотивацию познавать, учить что-то новое, накапливать знания, а также выбрать правильные средства для развития познавательного интереса [8]».

Технология формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, согласно исследованиям Е.Н. Дзятковской, «включает в себя следующие компоненты:

 осуществление различных циклов наблюдений в повседневной жизни (за аквариумными рыбками, декоративными птицами, за елями на участке зимой, за осенними цветущими растениями на клумбе детского сада, за весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям приобрести определенные знания об этих объектах природы;

 ежемесячные наблюдения погодных явлений, сопровождаемые ведением ежедневного календаря погоды;

 участие в кормлении и наблюдении за зимующими птицами;

 проращивание лука зимой и создание календаря для его роста: наблюдения за ростом лука;  

 совместная деятельность педагога с детьми в уголках природы по уходу за комнатными растениями, аквариумными рыбами;

 рассказ и показ народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

 проведение экспериментальной деятельности;

 экологический отдых [5]».

Имеется ряд форм организации деятельности дошкольников, направленных на формирование экологической культуры. Формами организации деятельности детей при формировании экологической культуры являются проведение занятий, экскурсий, прогулок, работа в уголке природы, работа на земельном участке.

Беседа – согласно исследованиям О.В. Сергушиной, «выделяют два вида: беседу итоговую и предварительную. Предварительная - используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед учителем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы» [26].

Таким образом, имеется ряд приемов и форм работы, используя которые возможным является формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

1.3. Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой через беседу

Основные педагогические условия формирования развития знаний о растительном мире детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, согласно исследованиям В.Ф. Протасова, «являются следующими:

- создание в коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;

- создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;

- систематическое повышение квалификации педагогов, воспитателей, овладение методами экологического образования;

- совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

- осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное ее совершенствование [25]».

Благодаря анализу и обобщению исследований многих ученых, нам удалось прийти к выводу об основных составляющих экологической культуры, а таковыми являются наличие экологических знаний и умений, экологического сознания, экологического поведения. Сформировать экологическую культуру старших дошкольников, как исследует З.П. Плошкин, «помогает реализация, выполнение следующих педагогических условий:

-                 активного использования в учебно-воспитательном процессе ситуационных заданий, что позволяют развить мотивацию учащихся к пониманию окружающего их мира;

-                 демонстрации личностного эколого-ориентированного стиля поведения;

-                 создания эмоционально-ценностной среды;

-                реализации учебно-воспитательного потенциала всех предметов – с целью формирования экологической культуры дошкольников» [24].

Реализацию данных условий, согласно исследованиям О.В. Сергушиной, «возможно осуществить при осуществлении процесса последовательного овладения детьми экологическими знаниями; при воспитании у старших дошкольников потребностей общаться с природой, положительно эмоционально воспринимать природу, стремиться изучать и охранять природные ресурсы; формировать у учащихся экологические умения и навыки, что необходимы для изучения и охраны экологии родного края, его природных ресурсов» [26].

На этой основе и формируется и экологическая культура детей, их любовь к природе, родному краю.

  1. Ознакомление детей с окружающим их миром, как указывает О.В. Сергушина, «следует реализовать по ряду принципов. Принцип является основным производным положением какой-либо теории, учения и т. п.; руководящей идеей, правилом деятельности. Каждый учебный предмет, каждая профессиональная методика использует соответствующую группу принципов, благодаря которым обеспечивается результативность обучения. Есть такие принципы и в методике ознакомления дошкольников с окружающей средой. Принцип интеграции знаний в процессе деятельности в окружающей среде предполагает взаимосвязь задач из разных разделов программы: ознакомление детей с родной природой, окружающей средой, развитием речи, художественно-речевой деятельностью, формирование элементарных математических представлений. Решение этих задач осуществляется на интегрированных занятиях в дошкольном учебном заведении» [26].
  2. Ознакомление дошкольников с природой посредством принципа целостности и системности, согласно исследованиям О.В. Сергушиной, «подразумевает под собой обучение детей системе знаний об окружающей среде в их целостности, благодаря чему происходит формирование у детей младшего школьного возраста целостной личности, целостного сознания, целостной картины мира [26].
  3. Ознакомление детей с природой по принципу деятельностного опосредствования подразумевает под собой погружение детей в различные виды познавательной деятельности, такие, как языковая, художественно-речевая, трудовая, продуктивная, игровая, конструктивная, коммуникативная, и т.д.».
  4. Ознакомление с природой через взаимодействие, согласно которому, развитие и формирование целостной личности ребенка возможны лишь в системах «организм — среда», «личность - окружающая среда», «ребенок — социум», «педагог — ребенок», «дети - окружающая среда». Ребенок живет и воспитывается в социальном окружении, следовательно, по этой причине в процессе организации его жизнедеятельности в окружающей среде (природном, предметном, социальном) следует принимать во внимание как субъективные, так и объективные условия, систему взаимоотношений, в которые включен ребенок» [26].
  5. Принцип обеспечения позитивного эмоционального фона жизнедеятельности ребенка в окружающей среде, как указывает А.П. Пахомов, «может быть реализован воспитателем посредством организации деятельности, такой, как познавательная, коммуникативная, и прочие, когда каждый ребенок получает эмоциональное удовольствие от работы, общения, собственных и коллективных достижений.
  6. Принцип наглядности и объективности – принцип, по которому любое обучение необходимо строить по «золотому правилу дидактики»: иными словами, все, с чем встречается ребенок в окружающей среде, должно проходить через его органы ощущения и восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, моторное и др. В процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей среды или их заменителей, таких, как иллюстрации, картины, макеты, муляжи, видеофильмы и т. п., - наглядность обеспечивает объективность знаний, изученных фактов, умозаключений. Данный принцип особенно важен при ознакомлении школьников с природой, с окружающим миром.
  7. Принцип сочетания познавательных и воспитательных задач в процессе ознакомления детей с окружающей средой представляет собой ведущий принцип учебно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. В процессе планирования любой познавательной деятельности в окружающей среде, педагогу следует обязательно предполагать и воспитательные задачи: воспитание любви к родному краю, Родины, родных и близких людей, воспитание патриотических чувств, гражданственности; экологическое, воспитание трудолюбия, любознательности, настойчивости и так далее. Реализация указанных принципов будет способствовать формированию целостной сознательной личности ребенка, вооруженной знаниями, умениями и навыками поведения и жизнедеятельности в окружающей среде» [23].

О.Н. Лазарева выдвигает следующие принципы «современного экологического воспитания:

- принцип интеграции (при таком подходе все педагоги дошкольного учреждения сотрудничают между собой на всех этапах работы с детьми). В настоящее время данный принцип активно реализуется в школьном образовании и менее активно в дошкольном;

- принцип наглядности (предполагает активное использование иллюстраций, дидактических пособий, видеоматериалов);

- принцип системности связан с принципом проблемности, так как предполагает реализацию разработанной системы постоянно усложняющих задач;

- принцип научности, где педагог использует в своей работе только научнообоснованные методические приемы, соответствующие данному возрасту детей;

- принцип позитивизма предполагает воспитание и обучение на положительных примерах;

- принцип гуманичности предполагает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни» [13].

 Ознакомление дошкольников с природой, формирование их экологической культуры передает объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса и любви к ней.

Согласно исследованиям А.А. Сидоровой, «в случае если у детей будут сформированы на достаточном уровне экологические представления, то это поможет, в свою очередь, сформировать такую личностную картину восприятия мира, которая будет способствовать пониманию и действиям в дальнейшем по сохранению и сбережению природы, что позволит разрешить современный экологический кризис, причиной которого, несомненно, является потребительское, хищническое отношение людей к своей планете. При систематическом и целенаправленном использовании дидактических игр, направленных на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста, будет [27]:

- расширяться, и систематизироваться представления детей среднего дошкольного  возраста об экологии как науке, повышаться уровень знаний детей  среднего дошкольного  возраста;

- углубится мотивация и активизация деятельности детей  среднего дошкольного  возраста в природе;

- сформируются навыки заботливого отношения к объектам природы;

- дошкольники получат развитие экологических представлений, понятия, знания, которые при дальнейшей работе могут перерасти в убеждения» [27].

При  формировании экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой важными являются следующие моменты:

1. Комплексное проведение цикла занятий. Одно занятие должно следовать за другим без больших разрывов во времени;

2. Преобладание визуального источника знания над источником словесным;

3. Охват занятиями всех детей. Каждое конкретное занятие, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз;

4. Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений.

Таким образом, хотелось бы отметить, что только грамотный выбор методов и приемов, направленных на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, их обоснованное сочетание, учет педагогических условий смогут способствовать формированию знаний о природе и воспитанию экологической культуры у дошкольников.

Заключение

Беседы имеют важное место в процессе накопления детьми знаний - во время экскурсий и наблюдений. Как показала практика, до наблюдений детям очень трудно высказывать свои суждения и такие беседы сводятся преимущественно к даче воспитателем объяснений. Во время наблюдений дошкольники поглощены новыми впечатлениями и высказываются лаконично. Большей частью это возгласы удивления, восторга или вопросы, адресуемые педагогу. Сам воспитатель своими вопросами и замечаниями руководит процессом наблюдения. Наиболее успешно беседы протекают непосредственно после того, как дети во время экскурсий, наблюдений или после прочтения педагогом рассказов получили новые впечатления.

Итак, беседа органически связана с повседневной жизнью ребенка в детском саду и семье, не может превратиться в отработанную тему. Материал, данный в ней, должен оставить глубокий след в сознании ребенка. Чтобы это произошло, необходимо предложить ребенку активную позицию, когда он не только наблюдающий и слушающий, иногда отвечающий, но и действующий, активно общающийся, но это другая форма речевой работы с детьми - ситуации общения.

Цель исследования заключалась в необходимости обосновать аспекты воспитания у дошкольников знаний о растительном мире и  отношения к окружающей среде.

Первая задача исследования была заключена в изучении понятия об экологическом воспитании в педагогической литературе. Целесообразно заключить, что слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному.  Началом формирования экологического мышления личности по праву можно считать дошкольное детство. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста – это формирование представлений детей о существующих в природе явлениях и объектах, а также об образуемых между ними сложных связях, которые характеризуются как экосистемы и экосообществ. Сформированная экологическая культура – здоровый образ жизни, устойчивое социально-экономическое развитие, а также экологическая безопасность государства в целом, и отдельного человека. Наличие экологической культуры обладает базовым смыслом в развитии и становлении личности человека, формировании достойного гражданина своего общества,

Вторая задача исследования состояла в изучении особенностей формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Было выявлено, что формирование экологической культуры, развитие познавательного интереса к природе, к окружающему миру помогает сформировать познавательную активность, любознательность, наблюдательность и развить интерес к изучению таких предметов как биология, география, физика, природоведение. Формирование экологической культуры дошкольников существенно зависят от того, какой способ выбран педагогом, чтобы раскрыть изучаемую детьми тему. Технология формирования экологической культуры детей дошкольного возраста включает в себя такие компоненты как осуществление различных циклов наблюдений в повседневной жизни, наблюдения за аквариумными рыбками, декоративными птицами, за елями, ежемесячные наблюдения погодных явлений, участие в кормлении и наблюдении за зимующими птицами, рассказ и показ народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах, проведение экспериментальной деятельности. Основные формы организации деятельности дошкольников, направленных на формирование экологической культуры – это занятия, экскурсии, прогулки, работа на земельном участке, работа в уголке природы.  Методы формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста делятся на наглядные методы, словесные методы, практические методы. Наглядные методы включают в себя рассматривание картин, дидактические игры. Практические методы – труд в природе, экспериментальную деятельность.  Словесные методы – это рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы.

Третья задача исследования заключалась в изучении педагогических условий формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой. Ключевые педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой – это создание в коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования; создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования; систематическое повышение квалификации педагогов, воспитателей, овладение методами экологического образования.

Совершенствование экологической пропаганды среди родителей; осуществление систематической работы с детьми в рамках формирования экологической культуры, постоянное ее совершенствование. Реализацию данных условий возможно осуществить при осуществлении процесса последовательного овладения детьми экологическими знаниями; при воспитании у старших дошкольников потребностей общаться с природой, положительно эмоционально воспринимать природу, стремиться изучать и охранять природные ресурсы; формировать у учащихся экологические умения и навыки, что необходимы для изучения и охраны экологии родного края, его природных ресурсов.

Список используемых источников

  1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980. – 270 с.
  2. Выготский Л.С. Психология развития.  – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2012. – 278 с.
  3. Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. – М.: Прометей, 2013 – 253 с.
  4. Голубева Л.Н. Подходы к формированию экологической культуры личности // Этическое воспитание. – 2018. – № 6. – С. 18– 21
  5. Дзятковская Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения. – М.: Образование и экология, 2018. –  255 с.
  6. Залкинд Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей // Дошкольное воспитание – 2010. – №1 – С. 110-114
  7. Захаров А.В. Формирование экологической культуры как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству // Право и образование. – 2015.–№ 3.– С. 84–98
  8. Зерщикова Т.В. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2015. – №7 – С 3-9.
  9. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших дошкольников: методический аспект. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2018. – 385с.
  10. Ишмуратова Е.М. Развитие познавательных функций у детей в различных видах продуктивной деятельности.  – М.: Академический Проект, 2014. –  90 с.
  11. Кениспаев Ж.К. Сознание современного человека. Проблемы развития сознания в культуре и образовании // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – С. 187-194.
  12. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность: программа, занятия, работы учащихся. В соответствии с ФГОС. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 189 с.
  13. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учебное пособие. – Екатеринбург: Гос. Пед. Университет, 2004. – 279 с.
  14. Лутовина Е.Е. Экологическое воспитание как часть культуры безопасности детей  среднего дошкольного  возраста в общеобразовательных учреждениях // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2020. – № 1 (5). – С. 117-124.
  15. Маневцова Л.М Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 112 с.
  16. Михайлова Н.Н. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-методическое пособие.  – М.: МО РФ ИРПО, 2012. – 90 с.
  17. Молева Г.А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения // Актуальные проблемы педагогики. Вып.8. – Владимир: ВГПУ, 2015. – С.50-55.
  18. Николаева С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2012. –  № 6 – С 25-40.
  19. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Издат. центр Академия, 2012 – 336 с.
  20. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 82 с.
  21. Николаева С.Н. Экология детства. // Дошкольное воспитание. –2016. – №7 – С. 23-28.
  22. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание детей  среднего дошкольного  возраста // Начальная школа. – 2017. – №5. – С. 17-29.
  23. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями // Начальная школа. – 2018. – №6. – С. 66-87.
  24. Плошкин З.П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5 – 6 года жизни: Автореферат диссертация кандидата педагогических наук 13.00.01. – М.: МГПУ, 2019. – 109 с.
  25. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 294 с.
  26. Сергушина О.В.  Значение дидактических игр для дошкольников. – М.: АРСТ, 2019. – 165 с.
  27. Сидорова А.А. Как организовать проект с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2016.  – 128 с.
  28. Ушинский К. Д. Воспитание человека // Сост., вступ. статья С. Ф. Егорова. –  М.: Наука, 2000. – 256 с.
  29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2013.  – 57 с.
  30. Чикенева И.В., Корнеева О.И. Экологическое воспитание как часть культуры безопасности детей  среднего дошкольного  возраста в общеобразовательных учреждениях // Сборник: Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения сборник статей к Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 426-432
  31. Водяха Ю.Е. Психолого-педагогическая диагностика интегративных качеств личности, определяющих ключевые компетентности дошкольника [Электронный ресурс] – URL: https://cyberpedia.su/14xaa4c.html (дата обращения 26.02.2024 года).
  32. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkolaprogramma-formirovaniyaekologicheskoy-kultury (дата обращения: 26.02.2024 года).
  33. Педагогическая страничка. Опыт педагогов [Электронный ресурс] – URL: http://www.ug.ru/method_article/260 (дата обращения: 26.02.2024 года).
  34. Терентьева Л.И. Педагогическая сущность понятия «Ценностное отношение к природе» [Электронный ресурс] / Л. И Тереньева URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-suschnost-ponyatiya- tsennostnoe-otnoshenie-k-prirode (дата обращения 26.02.2024 года )
  35. Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 [Электронный ресурс] – URL:  www.gosstand.ru (дата обращения: 26.02.2024 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Влияние дидактических игр на развитие цветоощущения детей.

СОДЕРЖАНИЕ: ВведениеАктуальностьЦельЗадачиТеория Задачи дидактических игрТребование к дидактическому материалуВажность использования правил в игреВыводФормы организацииКлассификацияВыводСистема работы...

Курсовая работа.

Развитие памяти дошкольника...

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

Курсовая работа

Детское словотворчество...

Курсовая работа

Детское словотворчество...

КУРСОВАЯ РАБОТА «Система методической работы с кадрами»

План.Введение      1.Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.            1.1 Цели и задачи...

КУРСОВАЯ РАБОТА Система работы по развитию фонематического слуха и восприятия в старшей и подготовительной группе ДОУ для детей с ОНР

В настоящее время  количество детей с речевыми нарушениями увеличивается. Это происходит из-за роста патологий беременности и родов, общей соматической ослабленности детей, из-за неблагоприятных ...