Мастер-класс для педагогов Игры для дошкольников на развитие инициативы и самостоятельности через активное взаимодействие друг с другом.
методическая разработка (старшая группа)

Сухарева Татьяна Викторовна

В ФГОС выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, в том числе- игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Игры для дошкольников на развитие инициативы и самостоятельности

через активное взаимодействие друг с другом.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                       В. А. Сухомлинский.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу развития активного взаимодействия детей друг с другом в игровой деятельности при поддержке инициативы и самостоятельности.

Задачи:

  1. Создать условие для профессионального общения и самореализации педагогов по развитию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность;
  2. Представить опыт путем прямого и комментированного показа игр, направленных на формирование активности и инициативы;
  3. Расширить практические возможности педагогов по использованию игр по развитию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста

Вступление

Здравствуйте, коллеги. Чтобы начать наш практикум, я предлагаю: «Вы сядьте вот сюда! Вы – займите этот стульчик! Вам будет лучше здесь! А Вы – прекрасно смотритесь здесь! Так!  А вас много вам нужно пересесть вот сюда!  Да, так будет правильно!».

Коллеги, сегодня мы с вами должны решить несколько заданий. Я попрошу Вас меня не перебивать, лишних вопросов не задавать, и тогда мы все сделаем быстро и правильно.

(Пауза)

Уважаемые коллеги, я намеренно сделала паузу для того, чтобы у вас было немного времени оценить ситуацию и ответить на мой вопрос: «Как вам начало такого взаимодействия для продуктивного сотрудничества? Вам было комфортно, когда вами руководили?»  Если я допустила ошибку, как вы считаете, в чем она заключается?»

(Ответы педагогов)

Я благодарю вас за ответы и соглашусь с вами, что, несмотря на то, в общем-то, негрубое обращение, и, поставив благородную цель – организовать совместную деятельность для решения поставленных задач, я, в итоге, не создала благоприятные условия, в которых бы вы, уважаемые коллеги, получили возможность «чего»? 

(Ответы педагогов)

Правильно - возможности самостоятельного свободного выбора действий и проявления инициативы. Я лишила вас возможности выбора действий, приняв за вас решение. Простите меня, уважаемые коллеги, что я лишила вас этого права. Теперь вы можете занять те места, где вам будет комфортно.

(Даётся немного времени)

Представьте, как чувствует себя ребёнок, если его действия сильно ограничены, он должен постоянно следовать указанием взрослого.

1 Ведущий: Чтобы лучше друг с другом  познакомиться, предлагаем поиграть в игру «Весёлый паровозик». Послушайте правила.

- ведущий, выступая в роли паровозика, берёт любого из игроков к себе в помощники - вагончик. Маленький состав двигается по залу подъезжает к любому из участников игры и обращается со словами: «Привет мы паровозик, а ты?» Участник должен ответить: «Привет я имя!» Паровозик:    « Здравствуй имя!» Участник цепляется следующим вагончиком и следует уже за составом. Игра продолжается до последнего игрока. Представляться нужно, так как вы хотите сами.

 Встаньте, пожалуйста, со своих мест. Начнём.

Спасибо за игру, было весело, вот мы и познакомились.

2 Ведущий: Тема нашего мастер-класса «Игры для дошкольников на развитие инициативы и самостоятельности через активное взаимодействие друг с другом», целью которого является повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу развития активного взаимодействия детей друг с другом в игровой деятельности при поддержке инициативы и самостоятельности.

В ФГОС выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, в том числе- игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является так же условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

     Что же такое инициатива? Инициатива (Советский энциклопедический словарь) – почин, первый шаг в каком – либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких – либо действиях.

Самостоятельность- это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

  1. Что же представляет собой инициативная личность?

     Если представим ребенка как цветок, то пронаблюдаем, как он распустится, если в нем есть инициативные качества.

  • Развитая эмоционально-волевая среда
  • Произвольность поведения
  • Самостоятельность
  • Общительность
  • Стремление к самореализации
  • Инициатива в различных видах деятельности
  • Творческий подход  к деятельности
  • Познавательная активность
  • Высокий уровень умственных способностей

    Дети бывают разные, застенчивые, боязливые, напористые. Их инициатива должна быть направлена, прежде всего, на правильный выбор вариантов взаимодействия с другими людьми. А наша цель помочь им это понять, осознать через решение поставленных задач в игре.

Мы работаем с детьми старшего дошкольного возраста и  через игры мы учим детей, взаимодействовать друг с другом, слышать и понимать желания других детей,  сопоставлять свои возможности с возможностями и умениями всех участников игры.

Мы предлагаем несколько игр на развитие умения детей взаимодействовать друг с другом, проявляя инициативу и самостоятельность и творчество.

  1 Ведущий: Предлагаем вам один  вариант подобного вида игры, называется «Я никогда не…». Кладём руки на колени. Я называю то, чего никогда в жизни не делала. Например: «Я никогда не летала на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы, так до пяти победителей.

Вопрос «Как вы смогли проявить в этой игре инициативу, самостоятельность (называли самостоятельно я не когда не, право выбора что назвать…)

Игра «Меняйся местами»

 Стулья у нас уже стоят кругом, ну и если позволите, останусь в роли ведущего. Игра заключается в том, что игроки не должны позволить мне сесть на свободный стул. Договариваться между собой можно взглядом, не заметными для меня жестами. Я могу сесть на любой освободившийся стул. Начнём.  

     Как вы наверно успели заметить, что данная игра побуждает детей тесно взаимодействовать друг с другом, понимать друг друга по взгляду и мимике. Ну и конечно развивается инициативность.

  Как вы проявили инициативу (выбор жестов, партнера…)

Игра. «Я научу тебя» 

Дети играют по кругу (вправо или влево, по договоренности). Первый участник обращается к соседу, говоря: «Я научу тебя ________ » и показывает действие или имитирует его через подражание. Второй участник повторяет действие первого и затем обращается к следующему соседу: «Меня научили ______, а я научу тебя _________» . Игра продолжается аналогичным образом до тех пор, пока очередь не доходит обратно до ребенка, первым начавшим игру. Затем педагоги  благодарят своего «учителями» Любым способом( рукопожатиями, обнять, спасибо…) благодарите друг друга словами: «Спасибо! Это было просто здорово!»

Вопрос «Как вы смогли проявить в этой игре инициативу, самостоятельность (Выбор чему научат, жестов  и движений…)

2 Ведущий:  Для выполнения следующей игры вам необходимо разбиться на 4-5 команд по вашему желанию.

     Задание такое. Каждой команде раздадут: альбомный лист, цветные карандаши, и мешочек с предметом. Вы будите передавать мешочек по кругу каждому из участников команды. Вам необходимо определить, что находится в мешочке, не сговариваясь вместе нарисовать один предмет на всех. Вы должны соблюдать тишину. Обследуя предмет в мешочке нельзя его доставать и заглядывать в мешочек. 

Рассматривание результатов.

Сегодня мы замечательно играли, в играх вы прояви свою инициативу, самостоятельность и творчество. И в заключении  нам хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты всем нам сначала звучат тихо, а затем становятся всё сильнее и сильнее.

Упражнение «Аплодисменты»

Правила: Ведущий (или инициатор начала упражнения) начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоём. Третий выбирает четвёртого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

И хочется закончить наше мероприятие словами ученого, педагога-дошкольника Деборы Владимировны Менджерицкой:  «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Спасибо за участие!.

Оборудование и материал:

  1. Стулья для участников
  2. Бумага, фломастеры для
  3. Мешочки, фрукты, альбомные листы, цветные карандаши столы
  4. Круги зеленые и красные
  5. Мольберты 3шт.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Игры для дошкольников на развитие инициативы и самостоятельности через активное взаимодействие с партнером

Цель: развития активного взаимодействия детей друг с другом в игровой деятельности при поддержке инициативы и самостоятельности. Младший дошкольный возраст  «По ровненькой дорожке&raqu...

Картотека игр: «Игры для дошкольников на развитие инициативы и самостоятельности через активное взаимодействие друг с другом».

Картотека игр: «Игры для дошкольников на развитие инициативы и самостоятельности через активное взаимодействие друг с другом». Цель: развития активного взаимодействия детей ...

Игры для дошкольников на развитие инициативы и самостоятельности через активное взаимодействие с партнером

Цель: развития активного взаимодействия детей друг с другом в игровой деятельности при поддержке инициативы и самостоятельности. Младший дошкольный возраст  «По ровненькой дорожке&raqu...

Игры для дошкольников на развитие инициативы и самостоятельности через активное взаимодействие с партнером

Цель: развития активного взаимодействия детей друг с другом в игровой деятельности при поддержке инициативы и самостоятельности. Младший дошкольный возраст  «По ровненькой дорожке&raqu...

Игра-путешествие, как средство развития инициативы и самостоятельности на физкультурных досугах в старшем дошкольном возрасте.

      Проблема формирования инициативности и самостоятельности у дошкольников очень актуальна. Дошкольный возраст является сензитивным для развития самостоятельности. Важно ребен...

Игры для дошкольников на развитие инициативы и самостоятельности через активное взаимодействие с партнером

Цель: развитие активного взаимодействия детей друг с другом в игровой деятельности при поддержке инициативы и самостоятельности. Младший дошкольный возраст «По ровненькой дорожке...